Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Признаки оперы"

Мариинскому театру исполняется 222 года. Не «число зверя», конечно, но мистики и волшебства хватает. Театр же.
Лестница в Головинский зал, под самый купол Мариинки, похожа на ту, что ведет на колоннаду Исаакиевского собора, — такие же петляющие повороты. Вскарабкавшись на самый верх, замираешь: огромный зал, залитый ровным светом, из окон на потолке видно только небо. На полу неоконченная огромная сине-голубая декорация — для оперы «Сказка о царе Салтане». Потом ее на штанкетах — особых приспособлениях — спустят вниз, на сцену. «Да вы здесь прямо как боги в эмпиреях обитаете», — отдышавшись, говорю художникам.

Мариинке исполняется двести двадцать два года. 222 — не «число зверя», но повод порассуждать о мистических совпадениях и многозначительных деталях.

И точно, художники рассказывают, что у их зала особая аура: «Здесь работали Головин, Коровин…» В 1970-е появилось даже свое привидение. Алексей Попов работает здесь 27 лет. Вспоминает: «Дымка, туман определенной формы, напоминающей фигуру в плаще со спины. Фигура будто двигалась: из зала проходила к лестнице». Когда-то по этой лестнице, с «мужской» стороны сцены (там мужские костюмерные), поднимался Федор Шаляпин. Художники уверяют: это его призрак появляется каждые шесть лет на 3—4 дня. Потом исчезает. А в 1980-х, когда зал реставрировали, в полу из лиственницы, сохранившемся до сих пор, нашли осколки стекол. Это в войну в театр попал снаряд — погибли люди. Скоро здесь будет ремонт. Декораторы волнуются: энергетика пропадет.

Над декорациями в Мариинке работают четыре художника, два их помощника и несколько сшивальщиц. Сначала по эскизу, выполненному в масштабе 1:20, по ткани делается рисунок. После пропитки огнезащитным материалом на ткань наносится краска. «У каждого спектакля своя концепция, — рассказывает Алексей Попов, — и технологии каждый раз новые придумываются. Например, для «Салтана», — показывает под ноги, — нужно было сначала изготовить трафарет, по которому наносится краска. Театр делает 10—12 премьер в год. Каждый новый спектакль — это как в космос что-то запустить!» Попов шутит: если декорации, которые прошли через его руки, выстроить в ряд, он дойдет до Парижа.

Что вы за птица?

«Театр — это красота. Закрыл глаза, открыл — все красиво!» — объясняет главный специалист сцены Геннадий Николаев. В «Борисе Годунове», например, важно добиться синхронности смены декораций: много куполов опускается и поднимается одновременно. В 1960-х за синхронность стал отвечать автоматический механизм. С 2003 года — компьютер. «Главное — чтобы не случилось сцепки декораций», — объясняет Николаев. Все должно произойти тихо, быстро, незаметно для зрителя. В «Снегурочке», к примеру, на сцене появляется сказочная избушка весом в полторы тонны. Ее выкатывают на роликах восемь монтировщиков. Другая декорация — массивный камень, на котором стоит огромная птица. Его на ролики ставить нельзя, может укатиться, поэтому он стоит на специальном постаменте. И когда камень нужно убрать со сцены, декорация моментально «распадается» надвое.

«В театре две энергии: одна — зрительская, а вторая — энергия тех, кто готовит спектакль. Последняя — суетливая, связана с напряжением, криками, где-то бранью… Но когда занавес открывается, зрительный зал застыл в ожидании и за пультом сидит режиссер, вторая энергия полностью исчезает. Тогда на сцене начинается сказка», — говорит художникдекоратор Людмила Гусева, или «просто Мила» — так привычней для театра, в котором она работает 30 лет. Мила ремонтирует декорации и бутафорию. К вещам относится бережно: у каждой — своя история и смысл.

Костюмам артистов смысл придается в художественно-производственном комбинате. Первое впечатление от него — город мастеров. Цеха по пошиву мужского и женского костюма, окраске и росписи ткани, пошиву и изготовлению головных уборов и париков, изготовлению характерной и балетной обуви. «Наша задача — понять замысел автора, образ, который он хочет создать. В этой работе тебя вообще не должно быть, ты прозрачен. Есть только идея автора, и надо сделать так, как он хочет. Если на сцене автор хочет видеть атмосферу знойного лета, жары, — важно показать увядающие лепестки, подобрать цветовую гамму и фактуру ткани», — говорит главный художник-технолог Ирина Коровина.

Обувь шьют индивидуально, по эскизам. Она бывает характерная (с ударением на «а») — сапоги, лапти — и балетная. Валерий Андреев, замдиректора художественно-производственного комбината, ведет нас по цеху: здесь обувь кроят, здесь шьют, здесь идет затяжка кожей. Колодка изготавливается для конкретного артиста, указывается фамилия. В месяц комбинат может выпускать по 250— 300 пар характерной обуви и пуантов.

Очень важное лицо

Свою фамилию гример Светлана диктует так: «Don’t drink water, по-русски — Непейвода». Привыкла иностранцам объяснять на гастролях. Гримерка — особое место в театре. Большая часть вживания актера в образ совершается в гримерном кресле. Поэтому гример — немножко психолог. «У каждого артиста своя манера настраиваться. Кому-то важно, чтобы с ним поговорили о домашних делах — так он отвлекается, меньше нервничает. Другие просят посмотреть, как проходит выступление», — рассказывает Светлана. У третьих есть особые приметы: чтобы гример перекрестил перед выходом, прикоснулся или чтобы держал расческу только в правом кармане… Есть артисты, которые сами себя гримируют. Правда, в Мариинском театре таких немного, один-два человека. Задачу гримерам ставят режиссер и художник, объясняют, какой образ должен быть создан. Грим делается по эскизам. В «Снегурочке», например, вообще грима особого нет: у многих артистов на лицах маски — тряпочные или рисованные. И гример разрисовывает лица, как маски животных: актеры должны быть похожи на ожившие дымковские игрушки.

Кстати, сегодня в Мариинке как раз «Снегурочка». За полчаса до спектакля — репетиция. Звучат голоса солистов, на сцену выходят сказочные персонажи. Воздух наполнен золотистыми искорками, отражающими позолоту люстр, кресел, лож и канделябров. «Вторая энергия» концентрируется за кулисами: как только откроется занавес и зазвучит оркестр — заработает первая.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK