Наверх
16 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Продается французское издательство: никаких иностранцев, пожалуйста"

Смена власти в мире книг.Когда речь идет о борьбе за многообразие СМИ и культур, французы всегда в первых рядах на баррикадах. Любимая мишень — могущественные американские компании, такие как Walt Disney Co. и AOL Time Warner Inc., которых французы обвиняют в навязывании англоязычной поп-культуры всему миру. Но гнев французов испытывали на себе не только les Anglo-Saxons. Париж обрушивался и на итальянского премьера Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi), обвиняя его в установлении контроля над общественным и частным телевидением, что позволяет ему затыкать рот оппонентам.
Однако, похоже, к самим себе французы не применяют принципы борьбы с медиа-монополиями. Когда в конце лета обремененный долгами конгломерат Vivendi Universal выставил на продажу свои издательские активы, интерес к ним оказался достаточно высоким по обе стороны Атлантики. Ведь Vivendi Universal Publishing (VUP) является крупнейшим издателем Франции, владеющим почтенными издательскими домами. Например, специализирующимся на словарях Larousse, академичным Nathan и даже американским гигантом по изданию учебников Houghton Mifflin. Поэтому частные инвестиционные группы, такие как Carlyle и Blackstone, очень быстро объединились с французскими партнерами, чтобы вести борьбу за этот бизнес.
Для французских властей это оказалось уж слишком. Как, Larousse, чей словарь Dictionnaire Larousse de la langue francaise — библия французского языка, попадет в руки американцев? Quelle horreur! Как выразился французский министр культуры Жан Жак Эйагон (Jean-Jacques Aillagon), потенциальные покупатели — это «расхитители активов» и «стервятники». VUP должен оставаться французским. И, знаете, один претендент как раз подходил: авиакосмический и медийный конгломерат Lagardere. 23 октября предложение Lagardere — $1,25 млрд. за весь VUP за исключением Houghton Mifflin — было принято. Эйагон тут же публично приветствовал «решение в пользу Франции».
Проблема только в одном: Lagardere благодаря своему подразделению Hachette уже является вторым по величине французским издательством. После приобретения компаний Vivendi группа станет непобедимым лидером, контролируя более 80% оптовой торговли книгами, 75% сегмента учебников и почти 100% — энциклопедий и словарей.
Что происходит? Французы отказались от своей риторики плюрализма в пользу традиционного dirigisme (госконтроль над экономикой. — «Профиль»): для защиты французских интересов создается компания-бастион. Однако не все французы мечтают о такой защите. «Когда одной-единственной группе принадлежит 80% рынка учебников и более 50% рынка книг в бумажных обложках, пора дрожать от страха», — говорит Антуан Галлимар (Antoine Gallimard), генеральный президент-директор крупнейшего во Франции независимого книжного издательства.
Если честно, французы пошли на такой шаг, когда европейские антимонопольные органы оказались ослаблены, причем настолько, что даже не смогли серьезно отреагировать на сделку с Lagardere. На той самой неделе, когда было объявлено о сделке, Европейский суд первой инстанции отменил два решения ЕС о запрете слияний. Решение суда может заставить комиссара ЕС по антимонопольной политике Марио Монти (Mario Monti) дважды подумать, прежде чем блокировать и эту «общефранцузскую» сделку.
Со своей стороны, представители Lagardere очень откровенны. «Концентрация неизбежна», — написал председатель группы Жан Люк Лагардер (Jean-Luc Lagardere) в передовице газеты Le Monde. Лагардер, правда, объясняет все своим альтруизмом, озаглавив статью «Мы хотим купить VUP France, потому что любим книги». Более того, компания утверждает, что, чтобы сделку утвердили французские и европейские антимонопольные власти, она готова даже отказаться от некоторых сделанных ранее приобретений. «Но мы намерены сохранить максимум», — поясняет пресс-секретарь Lagardere Жан Пьер Жулен (Jean-Pierre Joulin).
Этого максимума может оказаться достаточно для полного подавления серьезной конкуренции в некоторых ключевых медиа-секторах. Правда, похоже, что французское правительство, которое предпочло «национальное» решение рыночному, это не беспокоит. То есть остается только Брюссель. И Монти, при всех своих проблемах, должен проявить решительность в этом деле, хотя бы ради спасения французов от самих себя.

Джон Россант (John Rossant) освещает вопросы французской политики и бизнеса из Парижа. — Business Week.

Lagardere: на вершине издательского бизнеса

СекторДоля рынка*
Оптовые продажи книг80%
Книги в бумажной обложке на французском80%
Учебники75%

* При условии, что сделка о приобретении Vivendi Universal французских издательских активов будет утверждена

Источник: оценки Business Week, материалы компании. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK