Наверх
21 января 2022
Без рубрики

Архивная публикация 1998 года: "Продается ВАЗ. Битый. Недорого"

Дела на крупнейшем в России предприятии по производству автомобилей идут из рук вон плохо. Не продаются машины, срываются графики выплат налогов и зарплаты. Все эти события могут стать началом больших изменений в вазовской империи. 1 июля истекает срок, назначенный АвтоВАЗу для погашения задолженности перед федеральным бюджетом. И если завод не расплатится, то будет продан.Город-заложник


Лето 1998 года в Тольятти выдалось жарким. Старожилы уверяют, что уже сто лет не было такого удушливого зноя. В городских кварталах пусто: люди спасаются от жары на Волге или многочисленных дачах.

Вместе с жарой в город пришли слухи. С каждым днем они становятся все мрачнее. Главный герой слухов -- АвтоВАЗ. Опора Тольятти и источник его финансового благополучия впервые за много лет оказался на краю финансового кризиса: его автомобили не продаются, и уже объявлено о сокращении их выпуска.

Но самое страшное состоит в другом. Председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников не исключает, что предприятие, возможно, придется временно остановить, чтобы распродать накопившиеся машины, а рабочих отпустить в административные отпуска.

-- Доворовались,-- ворчат разомлевшие от жары вазовские рабочие, кивая в сторону стеклянного офиса-небоскреба, центра империи АвтоВАЗа.

-- Мы заложники ВАЗа. Понимаете, за-лож-ники,-- говорил мне заместитель мэра Тольятти по экономике Владимир Ягутян.-- Уже то, что они решили сократить количество выпускаемых машин, приведет к сокращению доходов нашего бюджета. За счет ВАЗа формируется 56% бюджета города, что составляет около 70 млрд. рублей.

Среди причин кризиса называют растущую конкуренцию со стороны зарубежных производителей дешевых автомобилей, которые активно начали строить в России и странах СНГ свои заводы. В этом смысле всех обогнали корейские концерны Kia и Daewoo. Автомобили Kia делают на заводах в Киргизии и Калининграде, Daewoo -- в Узбекистане. Эти автомобили ненамного дороже вазовских. Их вполне можно купить за $8--10 тысяч (почти столько же, сколько новая вазовская "десятка"). Зато комфортность и дизайн на порядок выше.

ВАЗом живут все местные СМИ. Вот уже две недели практически в каждом газетном номере отдают первую полосу сообщениям с автозавода. Тольяттинские газетчики грустят: объем рекламы падает, потому что снижаются обороты большинства местных фирм.

-- Я не знаю, кто будет покупать газету и давать в нее рекламу, когда встанет ВАЗ и у людей не будет денег,-- говорит редактор одной очень независимой тольяттинской газеты.

Тольяттинцам явно не верится, что сытая жизнь, большая зарплата, многочисленные социальные пособия, предоставляемые местным бюджетом, могут исчезнуть. Однако признаки надвигающейся грозы становятся все явственнее.

В апреле -- мае ВАЗ не отдал местному бюджету 32 млрд. рублей налогов -- и тут же сорвались выплаты учителям, которым город до сих пор должен более 20 млрд.

"Мы в ответе за тех, кого приручили". Тольяттинским чиновникам, видимо, самим придется сокращать еще недавно вовсю рекламировавшиеся социальные льготы для жителей Тольятти (бесплатный транспорт, пособия для матерей, бесплатные телефоны и многое другое).

-- Вы представьте себе, что это такое -- объявить людям, что отменяются льготы! -- сказал нам Владимир Ягутян и тут же добавил: -- Но нам, похоже, некуда деваться.

Выставка достижений тольяттинского автогиганта


Внешний вид города Тольятти сегодня являет собой яркую иллюстрацию экономической ситуации под названием "кризис перепроизводства". На засыпанных гравием площадках стройными рядами выстроились новые вазовские машины. По страницам местных СМИ гуляет главная цифра, свидетельствующая о кризисе: невостребованными остается около 100 тысяч машин.

Каждый час по местным радиостанциям проносятся объявления типа: "Распродажа по баснословно низким ценам". Так торговцы пытаются привлечь покупателей.

Но их мало. Даже при том, что цены действительно крайне низкие. Вазовскую гордость, новую "десятку", можно при желании купить за 42 тысячи рублей (меньше $7 тысяч), самую дешевую модель -- "пятерку" за 24--25 тысяч рублей (около $4 тысяч).

Первый раз продажи упали еще зимой. В Тольятти стали лопаться мелкие автомобильные фирмы: их бизнес в условиях снижения цен и отсутствия покупателей оказался нерентабельным.

-- Да зима просто сезонный спад,-- сказал тогда корреспонденту "Профиля" глава ассоциации дилеров ВАЗа Игорь Кряжев. Зима закончилась, но ничего ровным счетом не изменилось.

Дольше всех о кризисе отказывались говорить на самом ВАЗе, хотя об этом красноречиво свидетельствовала забитая машинами площадка перед центральным офисом предприятия. Дело доходило до смешного. Однажды, когда в местных деловых газетах появились статьи о затоваривании предприятия, машины с площадки исчезли.

Вскоре состоялась пресс-конференция, на которой всем долго и упорно рассказывали, как трудно живется АвтоВАЗу. По окончании пресс-конференции журналистов повели в ресторан, расположенный где-то на 20-х этажах вазовского небоскреба. Из окон открылся живописный вид... на стройные ряды машин, заполнивших укромные пространства прямо между заводскими цехами.

Березовский нам поможет?


Одно время в Тольятти гуляли слухи о том, что ВАЗ нашел себе спасителя -- нового исполнительного секретаря СНГ Бориса Березовского.

Поводом для разговоров послужил странный, огромных размеров взаимозачет между АвтоВАЗом и Республикой Дагестан в рамках неких межправительственных соглашений (его авторство почему-то упорно приписывалось именно Борису Березовскому), состоявшийся в конце мая, накануне акционерного собрания на ВАЗе.

Другим аргументом в пользу того, что спасение придет в облике Бориса Абрамовича, послужило вступление некогда отторгнутого ЛогоВАЗа в Международную ассоциацию дилеров.

Факт прихода Березовского на предприятие должны были подтвердить изменения в составе совета директоров. И в частности, возвращение туда главы всей торговли ВАЗа -- генерального директора по маркетингу Александра Зибарева.

Однако в назначенный день, 31 мая, никаких изменений в составе директоров не произошло, а Владимир Каданников в очередной раз заверил журналистов, что о появлении на предприятии Бориса Березовского не идет и речи.

Последний рубеж


В начале июня налоговая инспекция по Самарской области официально признала факт срыва ВАЗом текущих платежей в апреле -- мае 1998 года. По сути, это заявление должно было иметь вполне четкое продолжение: срыв налоговых платежей ВАЗом согласно условиям подписанного им с российским правительством 254-го постановления означает автоматическую продажу контрольного пакета акций предприятия. Но Каданников, как выяснилось позже, успел сделать упреждающий ход: в апреле 1998 года он добился от правительства отдельного документа, согласно которому 254-е постановление будет применяться к АвтоВАЗу лишь с 1 июля.

1 июля задолженность, судя по всему, погашена тоже не будет. А это значит, что завод должен организовать дополнительную эмиссию акций и передать в залог РФФИ контрольный пакет.

Тем не менее менеджмент ВАЗа не собирается уступать контроль над предприятием. Хотя определенные варианты союза с российскими олигархами допускает: на днях Владимир Каданников вел переговоры с главой Альфа-банка Петром Авеном, а чуть раньше встречался с представителями Сбербанка. Суть переговоров: ВАЗу нужны средства для выхода из кризиса и сохранения независимости. Вот только согласятся ли со вторым пунктом кредиторы -- большой вопрос.

Если допустить, что пакет акций уйдет государству, то Каданников отправится на пенсию.

В Тольятти говорят, что Каданников будет встречаться с Борисом Ельциным. На каковой встрече якобы и решится судьба ВАЗа. Причем Каданников планирует предложить национализацию предприятия.

Впрочем, номенклатурный директор не был бы таковым, если бы не готовил и второе предложение. В качестве, допустим, запасного. (Вдруг у президента будет хорошее настроение?) Так вот, второй вариант: завод получит различные льготы, а у руля останется нынешнее руководство.

Только вот не ясно, в этом втором случае что будет с так называемой общей задолженностью ВАЗа (перед различными фондами и бюджетами всех уровней). Которая на сегодняшний день составляет около 14 млрд. новых рублей.

ДМИТРИЙ СУРЬЯНИНОВ

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое