29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Продажная репутация"

Архивная публикация 2003 года: "Продажная репутация"

Торговля репутацией -- очень выгодное дело. Российские компании это понимают и все охотнее ведут бизнес под чужой "раскрученной" маркой.Мысль продавать репутацию впервые возникла в Америке. И получила название "франчайзинг". Этим словом называется особая форма продвижения товара на рынок. Ее суть проста: головная компания (франчайзер) владеет каким-либо ноу-хау: раскрученной торговой маркой, технологией, рецептом и т.д. Это ноу-хау продается для использования любой фирме (франчайзи) при условии отчисления определенной части прибыли головной компании. Эта компания также имеет возможность контролировать качество услуг и товаров, которые предлагает франчайзи.
Самый известный мировой франчайзер -- компания "Макдоналдс". Большая часть из 10 тысяч закусочных, торгующих по всему миру биг-магами, в свое время купила право на использование торговой марки и рецептов у головной компании.
Франчайзинговые фирмы обеспечивают около 13% валового национального продукта в более чем 80 странах мира. Только в США работает свыше 1,5 тысячи франчайзинговых систем и около 750 тысяч операторов-пользователей (франчайзи) по 75 видам деятельности. При этом в Штатах через систему франчайзинга осуществляется около 40% всех розничных продаж, объем их составляет более $1 трлн. в год.
В России этот вид бизнеса пока не получил настолько широкого распространения, хотя потенциальные возможности его внедрения очень широки. Официальных данных об объеме российского рынка по системе франчайзинга нет, но, по оценкам экспертов, по итогам прошлого года он составил около $150 млн.
Больше всего франчайзинг у нас развит в сфере общепита ("Ростикс", "Елки-палки", сеть кофеен "Шоколадница" и др.), торговли (супермаркеты "Копейка" и "Пятерочка", "Лавка жизни", "Эконика-обувь" и т.д.). По словам главного менеджера Российской ассоциации франчайзинга Валерия Перкова, именно в этих отраслях можно сделать "быстрые деньги". Менее развиты у нас такие сектора, как автосервис (хотя на Западе очень сильно распространено именно это направление франчайзинга), оптика, здравоохранение и т.п.
Общепризнано, что франчайзинг особенно интересен для развития малого предпринимательства. При относительно "разумных" затратах (франшиза, то есть единовременный взнос, обходится от $100 до $50 тыс. в зависимости от сферы деятельности) можно заняться собственным бизнесом, причем сразу под известной маркой. Кроме того, риск "пролететь" значительно ниже. По статистике, в США из ста предприятий малого бизнеса 90% закрывается в течение трех лет. В случае же, если новое предприятие начинает работать в форме франчайзинга, в течение этого же срока закрывается лишь одно из десяти.
Правда, за эти плюсы предприниматель платит некоторым ограничением свободы и должен быть готов к постоянному контролю. Ибо гарантия нормального функционирования франчайзинга -- высокое качество, заданное компанией--владельцем бренда. Кстати, в 90-х один из первых российских франчайзеров Владимир Довгань "погорел" именно из-за низкого качества продукции в компаниях, работающих под его брендом. Сегодня этот опыт учтен. Например, НК "ЛУКойл", имеющая 185 АЗС, работающих по системе франчайзинга, очень жестко следит за соблюдением всех норм и правил, необходимых для получения отличного качества. Таким образом, потребитель гарантированно получает качественные услуги.
В мировой практике первые десять лет появления франчайзинга в стране (к нам эту форму бизнеса принесла компания "Баскин Роббинс" в 1993 году) характеризуется присутствием 70% иностранных брендов и только 30% -- местных. В России все иначе: соотношение между нашими и западными компаниями составляет сейчас 66% к 34%.
В России франчайзинг пока представлен в основном в Москве и Санкт-Петербурге, хотя постепенно начинает проникать и в регионы -- Сибирь и юг России. К примеру, "Красный Куб" намерен развивать свою сеть именно за счет региональных представителей и к 2004 году планирует довести число своих магазинов по всей России до 100. Также в регионы стремятся супермаркеты "Пятерочка" и "Копейка".
В целом по стране имеется около 90 франчайзинговых систем, работающих в 8--10 областях деятельности. И уже в нынешнем году их число, по оценкам экспертов, увеличится как минимум вдвое. А это значит, что малый и средний бизнес, о необходимости развития которого не твердит только ленивый, начал уверенно набирать обороты.

Динамика развития российского рынка франчайзинга (число компаний)

Торговля репутацией -- очень выгодное дело. Российские компании это понимают и все охотнее ведут бизнес под чужой "раскрученной" маркой.Мысль продавать репутацию впервые возникла в Америке. И получила название "франчайзинг". Этим словом называется особая форма продвижения товара на рынок. Ее суть проста: головная компания (франчайзер) владеет каким-либо ноу-хау: раскрученной торговой маркой, технологией, рецептом и т.д. Это ноу-хау продается для использования любой фирме (франчайзи) при условии отчисления определенной части прибыли головной компании. Эта компания также имеет возможность контролировать качество услуг и товаров, которые предлагает франчайзи.

Самый известный мировой франчайзер -- компания "Макдоналдс". Большая часть из 10 тысяч закусочных, торгующих по всему миру биг-магами, в свое время купила право на использование торговой марки и рецептов у головной компании.

Франчайзинговые фирмы обеспечивают около 13% валового национального продукта в более чем 80 странах мира. Только в США работает свыше 1,5 тысячи франчайзинговых систем и около 750 тысяч операторов-пользователей (франчайзи) по 75 видам деятельности. При этом в Штатах через систему франчайзинга осуществляется около 40% всех розничных продаж, объем их составляет более $1 трлн. в год.

В России этот вид бизнеса пока не получил настолько широкого распространения, хотя потенциальные возможности его внедрения очень широки. Официальных данных об объеме российского рынка по системе франчайзинга нет, но, по оценкам экспертов, по итогам прошлого года он составил около $150 млн.

Больше всего франчайзинг у нас развит в сфере общепита ("Ростикс", "Елки-палки", сеть кофеен "Шоколадница" и др.), торговли (супермаркеты "Копейка" и "Пятерочка", "Лавка жизни", "Эконика-обувь" и т.д.). По словам главного менеджера Российской ассоциации франчайзинга Валерия Перкова, именно в этих отраслях можно сделать "быстрые деньги". Менее развиты у нас такие сектора, как автосервис (хотя на Западе очень сильно распространено именно это направление франчайзинга), оптика, здравоохранение и т.п.

Общепризнано, что франчайзинг особенно интересен для развития малого предпринимательства. При относительно "разумных" затратах (франшиза, то есть единовременный взнос, обходится от $100 до $50 тыс. в зависимости от сферы деятельности) можно заняться собственным бизнесом, причем сразу под известной маркой. Кроме того, риск "пролететь" значительно ниже. По статистике, в США из ста предприятий малого бизнеса 90% закрывается в течение трех лет. В случае же, если новое предприятие начинает работать в форме франчайзинга, в течение этого же срока закрывается лишь одно из десяти.

Правда, за эти плюсы предприниматель платит некоторым ограничением свободы и должен быть готов к постоянному контролю. Ибо гарантия нормального функционирования франчайзинга -- высокое качество, заданное компанией--владельцем бренда. Кстати, в 90-х один из первых российских франчайзеров Владимир Довгань "погорел" именно из-за низкого качества продукции в компаниях, работающих под его брендом. Сегодня этот опыт учтен. Например, НК "ЛУКойл", имеющая 185 АЗС, работающих по системе франчайзинга, очень жестко следит за соблюдением всех норм и правил, необходимых для получения отличного качества. Таким образом, потребитель гарантированно получает качественные услуги.

В мировой практике первые десять лет появления франчайзинга в стране (к нам эту форму бизнеса принесла компания "Баскин Роббинс" в 1993 году) характеризуется присутствием 70% иностранных брендов и только 30% -- местных. В России все иначе: соотношение между нашими и западными компаниями составляет сейчас 66% к 34%.

В России франчайзинг пока представлен в основном в Москве и Санкт-Петербурге, хотя постепенно начинает проникать и в регионы -- Сибирь и юг России. К примеру, "Красный Куб" намерен развивать свою сеть именно за счет региональных представителей и к 2004 году планирует довести число своих магазинов по всей России до 100. Также в регионы стремятся супермаркеты "Пятерочка" и "Копейка".

В целом по стране имеется около 90 франчайзинговых систем, работающих в 8--10 областях деятельности. И уже в нынешнем году их число, по оценкам экспертов, увеличится как минимум вдвое. А это значит, что малый и средний бизнес, о необходимости развития которого не твердит только ленивый, начал уверенно набирать обороты.


Динамика развития российского рынка франчайзинга (число компаний)

2000 год30

2001 год50

2002 год80

2003 год *160

* Прогноз.

В каких отраслях в России франчайзинг пользуется наибольшим спросом*

Быстрое питание27%

Производство, переработка13%

Услуги (автоуслуги, медицина, салоны и т.д.)47%

Торговля (салоны одежды, обуви, мебельные, супермаркеты)13%

* Прогноз.


* По данным Франчайзингового центра малого бизнеса.

В первом квартале нынешнего года Россия значительно увеличила экспорт железной руды. Так, по данным концерна "Рудпром", объединяющего большинство предприятий -- производителей железорудного сырья, экспорт за январь--март 2003 года составил 3,97 млн. тонн и возрос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,5%. Около 60% от всех экспортных поставок пришлось на страны дальнего зарубежья.

Как заявляют аналитики рынка, значительное увеличение объемов экспорта в первую очередь обусловлено благоприятно сложившейся конъюнктурой металлургического рынка. Со второй половины 2002 года в мире растет производство стали и чугуна, что, естественно, ведет к увеличению спроса на железорудное сырье.

По мнению гендиректора "Рудпрома" Алексея Сухорученкова, объем экспорта в 2003 году может достигнуть 15,5 млн. тонн, что на 8,6% превысит показатели прошлого года.


Экспорт руды (тыс. тонн)*

199611341

199712625

199813417

199911229

200015303

200114082

200214273

2003**15500

* Прогноз.


* По данным Франчайзингового центра малого бизнеса.


* По данным концерна "Рудпром".


** Прогноз.

С начала нынешнего года в России наблюдается рост производства вин и коньяка. По данным Госкомстата РФ, в первом квартале 2003 года выпуск коньяков увеличился на 27,7% (до 0,74 млн. дал), плодовых вин -- на 25,2% (до 0,56 млн. дал), виноградных -- на 17,4% (до 7,8 млн. дал). Выпуск водки остался на прежнем уровне (29,6 млн. дал), а вот разлив шампанских и игристых вин несколько уменьшился (на 5,7% -- до 1,29 млн. дал).

По мнению председателя правления Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, изменение структуры производства связано, во-первых, с продолжающимся выходом из тени алкогольного рынка в целом, а во-вторых, с постепенным "облагораживанием" алкогольных пристрастий россиян. О последнем свидетельствует стабилизация производства водки на фоне роста разлива коньяков и вин. Отдельно стоит сказать о незначительном сокращении производства пива (первый квартал нынешнего года к первому кварталу года прошлого -- минус 4,9%). Здесь причина кроется в перенасыщении рынка, который последние годы рос внушительными темпами и на сегодня, похоже, на какое-то время достиг потолка.

А вот снижение производства шампанского и игристых вин, по мнению Павла Шапкина, вызвано иной причиной: ставка акциза на этот вид алкогольной продукции неоправданно высока -- около 10,5 рубля за литр. Для сравнения: в отношении плодового и виноградного вина -- всего 2 рубля. А между тем шампанское -- продукт вторичного брожения и процесс его производства технологически более сложен, чем выпуск вин. В результате производство "шипучки" становится просто нерентабельным. И если в ближайшее время ставки акциза не снизятся, то, считают эксперты рынка, производство шампанского будет сокращаться и дальше.


Доли напитков в общем производстве алкогольной продукции в I квартале 2003 года (в %)*

Коньяк1,87

Виноградное вино19,5

Плодовое вино1,4

Шампанское3,23

Водка74

* Прогноз.


* По данным Франчайзингового центра малого бизнеса.


* По данным концерна "Рудпром".


** Прогноз.


* По данным Госкомстата РФ.

Производство алкогольной продукции в РФ (в млн. дал)*

НаименованиеI квартал 2002 г.I квартал 2003 г.

Коньяк0,580,74

Вина виноградные6,67,8

Вина плодовые0,4480,562

Шампанское1,221,29

Водка29,5729,6

* Прогноз.


* По данным Франчайзингового центра малого бизнеса.


* По данным концерна "Рудпром".


** Прогноз.


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ШАБАНОВА, ЕВГЕНИЙ ПОДОЛЬСКИЙ, БОРИС ГАЛКИН.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама