24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Профи без профита"

Архивная публикация 2002 года: "Профи без профита"

Совсем скоро в России отметят очередной День знаний. Знаниями будут овладевать в том числе и те, кто решил посвятить свою жизнь рекламной деятельности. Насколько остро сейчас стоит проблема рекламного образования в России?То, что России нужны люди, имеющие диплом специалиста по рекламе, официально было признано относительно недавно. Только 7 лет назад Министерство образования РФ включило эту специальность в государственный образовательный стандарт. А первый выпуск по этой специальности был произведен, как ни странно, в Ростове-на-Дону Юридическим ростовским государственным институтом (ЮРГИ) всего три года назад. По оценкам специалистов, на сегодняшний день в России насчитывается не более 200 дипломированных специалистов по рекламе. Однако уже через 2 года их только в Москве будет свыше 600 человек.
Убеждение в том, что рекламное образование -- вопрос весьма наболевший для России, разделяют подавляющее большинство российских рекламистов.
Юрий Федутинов, генеральный директор РА "Медиапланнинг": "До сих пор есть такие люди, которые считают, что реклама -- это легкие деньги, этакая халтурка, с которой может справиться любой более или менее грамотный человек. Люди, занимающиеся рекламой, зачастую ассоциируются с кем-то наподобие коммивояжеров, которые ходят и клянчат деньги на рекламный модуль или ролик. Между тем это, мягко говоря, не так. За 10 лет своего развития в России рекламный бизнес уже превратился в высокотехнологичную отрасль, где весьма сложно обходиться без специальных знаний. Без особой подготовки сейчас вряд ли кто-нибудь сможет, например, составить грамотный медиаплан или разработать концепцию вывода на рынок того или иного бренда".
По словам представителей рекламного бизнеса, из-за нехватки специализированного образования в России сейчас наблюдается большой дефицит некоторых рекламных специалистов. Например, ощущается острая нехватка медиапланеров и креативщиков.
Армен Туманян, президент РА Sorec Media: "Практически всем, кто сейчас является основными фигурами рекламного бизнеса в России, приходилось обучаться тонкостям профессии рекламиста, что называется, на ходу. В результате сейчас высокопрофессионального креативного директора не сыщешь днем с огнем. А известные, зарекомендовавшие себя специалисты раз в два года совершают полную ротацию по агентствам с повышением зарплаты на 30--50%. Поэтому обучение креаторов -- это острейшая проблема рекламной отрасли в целом, а не частный вопрос образовательного бизнеса".
За последние несколько лет ряд московских вузов открыли целые факультеты или отделения по специальности "реклама". В столице это, например, сделали Московский государственный социальный университет, Московская гуманитарная социальная академия, Российский университет дружбы народов, Московский институт бизнеса и права, Международная академия маркетинга и менеджмента, Государственный университет управления. Специальность "реклама" появилась даже в институтах, на первый взгляд весьма далеких от рекламной деятельности. Например, по этой специальности весьма успешно ведется преподавание в Московском институте инженеров транспорта.
Появляются и отдельные учебные заведения, специализирующиеся на рекламном обучении. Один из наиболее известных и авторитетных среди них -- Международный институт рекламы. На каждом курсе здесь обучается порядка 100 человек. Ежегодная стоимость обучения на дневном отделении составляет $2,4 тыс., обучение на вечернем отделении обойдется в $1,5 тыс. в год, а те, кто собираются получить второе высшее образование, должны будут заплатить $1,3 тыс. в год.
Сергей Горлов, исполнительный директор совета учредителей Международного института рекламы: "Рекламный рынок в России растет, и он требует все больше и больше квалифицированных специалистов. Особенно ощущается нехватка знаний по предметам, которые вообще никогда не преподавались в российских вузах. Именно поэтому мы уделяем большое внимание преподаванию таких дисциплин, как, например, брендинг, массовые коммуникации и медиапланирование, рекламный бюджет и его формирование, разработка торговой марки и т.д. Что же касается конкретных рекламных специальностей, то сегодня, на наш взгляд, наиболее востребованы три из них, которым мы и обучаем в первую очередь. Это рекламный менеджмент, маркетинг, а также рекламный креатив".
А вот в другом учебном заведении -- Международной академии маркетинга и менеджмента -- упор делают на общегуманитарные дисциплины. По словам руководства этого вуза, рекламному специалисту для успешной деятельности необходим широкий кругозор. Поэтому здесь большую роль отводят преподаванию таких дисциплин, как философия, история, литература. Ежегодное обучение по специальности "реклама" в Международной академии маркетинга и менеджмента обойдется в $1 тыс. (очное отделение), $850 (вечернее отделение) и $600 (заочная форма).
Александр Лобко, ректор Международной академии маркетинга и менеджмента: "Профессия рекламщика пользуется все большей популярностью среди молодежи. В этом году мы наблюдаем настоящий наплыв абитуриентов на эту специальность. Так, если в прошлом году к нам на рекламное отделение поступило 25 человек, то в этом поступивших насчитывается в два раза больше. Наверное, подобной популяризации этой профессии способствует бурное развитие рекламы вообще. Да и сама по себе профессия рекламиста объективно интересная, творческая и, что еще немаловажно, -- высокооплачиваемая".
Между тем, по мнению представителей крупный рекламных компаний, рекламное образование в России находится все еще в зачаточном состоянии и ему предстоит большой путь развития.
Олег Сараев, исполнительный директор РА "АРТ Информ-Экспресс": "Безусловно, профессионалы российскому рекламному рынку сейчас остро необходимы. Однако то, как их готовят российские вузы, оставляет желать лучшего. Теория зачастую оказывается весьма далека от практики. Сейчас практически нереально найти человека даже со специализированным образованием такого уровня, чтобы на следующий же день он начал приносить прибыль компании. Дипломированных специалистов приходится доучивать. Поэтому, например, мы стараемся брать на работу специалистов как минимум с 2--3-летним опытом работы".
Сегодня большое распространение получила практика, когда крупные рекламные агентства не уповают на российские вузы, а стараются обучать своих сотрудников собственными силами уже по ходу работы. Например, в РА "АРТ Информ-Экспресс" раз в неделю все сотрудники участвуют в специальных учебных семинарах длительностью 3--4 часа. Кроме того, многие компании берут на работу не имеющих опыта специалистов в качестве практикантов. В этом случае к опытному менеджеру прикрепляются по 2--3 "необстрелянных" работника, которые ходят в статусе практиканта до полугода.
Олег Сараев: "При нынешнем уровне рекламного образования в России, чтобы стать хорошим рекламщиком, в общем-то, совсем необязательно иметь диплом, где большими буквами написано: "специалист по рекламе". Главный секрет профессионального успеха в рекламной деятельности -- это, в конце концов, сильное желание стать действительно классным специалистом, а также высокие личностные характеристики -- умение общаться с людьми, работоспособность и т.д.".
Причину не очень качественного рекламного образования в России многие видят в отсутствии хорошего преподавательского состава.
Армен Туманян: "Следует признать тот факт, что системного рекламного образования у нас в стране пока еще нет. Пока мы не видим того рекламного Кембриджа, выпускники которого с успехом справлялись бы с любыми задачами той или иной рекламной деятельности. Одна из причин состоит в том, что преподаватели рекламных вузов, как правило, не имеют опыта практической деятельности. Получается парадоксальная ситуация, когда одни преподают, а другие работают. Наверное, учебным заведениям нужно почаще обращаться к практикам, чтобы те делились опытом, тогда вузы выпускали бы действительно высококлассных специалистов".

Совсем скоро в России отметят очередной День знаний. Знаниями будут овладевать в том числе и те, кто решил посвятить свою жизнь рекламной деятельности. Насколько остро сейчас стоит проблема рекламного образования в России?То, что России нужны люди, имеющие диплом специалиста по рекламе, официально было признано относительно недавно. Только 7 лет назад Министерство образования РФ включило эту специальность в государственный образовательный стандарт. А первый выпуск по этой специальности был произведен, как ни странно, в Ростове-на-Дону Юридическим ростовским государственным институтом (ЮРГИ) всего три года назад. По оценкам специалистов, на сегодняшний день в России насчитывается не более 200 дипломированных специалистов по рекламе. Однако уже через 2 года их только в Москве будет свыше 600 человек.

Убеждение в том, что рекламное образование -- вопрос весьма наболевший для России, разделяют подавляющее большинство российских рекламистов.

Юрий Федутинов, генеральный директор РА "Медиапланнинг": "До сих пор есть такие люди, которые считают, что реклама -- это легкие деньги, этакая халтурка, с которой может справиться любой более или менее грамотный человек. Люди, занимающиеся рекламой, зачастую ассоциируются с кем-то наподобие коммивояжеров, которые ходят и клянчат деньги на рекламный модуль или ролик. Между тем это, мягко говоря, не так. За 10 лет своего развития в России рекламный бизнес уже превратился в высокотехнологичную отрасль, где весьма сложно обходиться без специальных знаний. Без особой подготовки сейчас вряд ли кто-нибудь сможет, например, составить грамотный медиаплан или разработать концепцию вывода на рынок того или иного бренда".

По словам представителей рекламного бизнеса, из-за нехватки специализированного образования в России сейчас наблюдается большой дефицит некоторых рекламных специалистов. Например, ощущается острая нехватка медиапланеров и креативщиков.

Армен Туманян, президент РА Sorec Media: "Практически всем, кто сейчас является основными фигурами рекламного бизнеса в России, приходилось обучаться тонкостям профессии рекламиста, что называется, на ходу. В результате сейчас высокопрофессионального креативного директора не сыщешь днем с огнем. А известные, зарекомендовавшие себя специалисты раз в два года совершают полную ротацию по агентствам с повышением зарплаты на 30--50%. Поэтому обучение креаторов -- это острейшая проблема рекламной отрасли в целом, а не частный вопрос образовательного бизнеса".

За последние несколько лет ряд московских вузов открыли целые факультеты или отделения по специальности "реклама". В столице это, например, сделали Московский государственный социальный университет, Московская гуманитарная социальная академия, Российский университет дружбы народов, Московский институт бизнеса и права, Международная академия маркетинга и менеджмента, Государственный университет управления. Специальность "реклама" появилась даже в институтах, на первый взгляд весьма далеких от рекламной деятельности. Например, по этой специальности весьма успешно ведется преподавание в Московском институте инженеров транспорта.

Появляются и отдельные учебные заведения, специализирующиеся на рекламном обучении. Один из наиболее известных и авторитетных среди них -- Международный институт рекламы. На каждом курсе здесь обучается порядка 100 человек. Ежегодная стоимость обучения на дневном отделении составляет $2,4 тыс., обучение на вечернем отделении обойдется в $1,5 тыс. в год, а те, кто собираются получить второе высшее образование, должны будут заплатить $1,3 тыс. в год.

Сергей Горлов, исполнительный директор совета учредителей Международного института рекламы: "Рекламный рынок в России растет, и он требует все больше и больше квалифицированных специалистов. Особенно ощущается нехватка знаний по предметам, которые вообще никогда не преподавались в российских вузах. Именно поэтому мы уделяем большое внимание преподаванию таких дисциплин, как, например, брендинг, массовые коммуникации и медиапланирование, рекламный бюджет и его формирование, разработка торговой марки и т.д. Что же касается конкретных рекламных специальностей, то сегодня, на наш взгляд, наиболее востребованы три из них, которым мы и обучаем в первую очередь. Это рекламный менеджмент, маркетинг, а также рекламный креатив".

А вот в другом учебном заведении -- Международной академии маркетинга и менеджмента -- упор делают на общегуманитарные дисциплины. По словам руководства этого вуза, рекламному специалисту для успешной деятельности необходим широкий кругозор. Поэтому здесь большую роль отводят преподаванию таких дисциплин, как философия, история, литература. Ежегодное обучение по специальности "реклама" в Международной академии маркетинга и менеджмента обойдется в $1 тыс. (очное отделение), $850 (вечернее отделение) и $600 (заочная форма).

Александр Лобко, ректор Международной академии маркетинга и менеджмента: "Профессия рекламщика пользуется все большей популярностью среди молодежи. В этом году мы наблюдаем настоящий наплыв абитуриентов на эту специальность. Так, если в прошлом году к нам на рекламное отделение поступило 25 человек, то в этом поступивших насчитывается в два раза больше. Наверное, подобной популяризации этой профессии способствует бурное развитие рекламы вообще. Да и сама по себе профессия рекламиста объективно интересная, творческая и, что еще немаловажно, -- высокооплачиваемая".

Между тем, по мнению представителей крупный рекламных компаний, рекламное образование в России находится все еще в зачаточном состоянии и ему предстоит большой путь развития.

Олег Сараев, исполнительный директор РА "АРТ Информ-Экспресс": "Безусловно, профессионалы российскому рекламному рынку сейчас остро необходимы. Однако то, как их готовят российские вузы, оставляет желать лучшего. Теория зачастую оказывается весьма далека от практики. Сейчас практически нереально найти человека даже со специализированным образованием такого уровня, чтобы на следующий же день он начал приносить прибыль компании. Дипломированных специалистов приходится доучивать. Поэтому, например, мы стараемся брать на работу специалистов как минимум с 2--3-летним опытом работы".

Сегодня большое распространение получила практика, когда крупные рекламные агентства не уповают на российские вузы, а стараются обучать своих сотрудников собственными силами уже по ходу работы. Например, в РА "АРТ Информ-Экспресс" раз в неделю все сотрудники участвуют в специальных учебных семинарах длительностью 3--4 часа. Кроме того, многие компании берут на работу не имеющих опыта специалистов в качестве практикантов. В этом случае к опытному менеджеру прикрепляются по 2--3 "необстрелянных" работника, которые ходят в статусе практиканта до полугода.

Олег Сараев: "При нынешнем уровне рекламного образования в России, чтобы стать хорошим рекламщиком, в общем-то, совсем необязательно иметь диплом, где большими буквами написано: "специалист по рекламе". Главный секрет профессионального успеха в рекламной деятельности -- это, в конце концов, сильное желание стать действительно классным специалистом, а также высокие личностные характеристики -- умение общаться с людьми, работоспособность и т.д.".

Причину не очень качественного рекламного образования в России многие видят в отсутствии хорошего преподавательского состава.

Армен Туманян: "Следует признать тот факт, что системного рекламного образования у нас в стране пока еще нет. Пока мы не видим того рекламного Кембриджа, выпускники которого с успехом справлялись бы с любыми задачами той или иной рекламной деятельности. Одна из причин состоит в том, что преподаватели рекламных вузов, как правило, не имеют опыта практической деятельности. Получается парадоксальная ситуация, когда одни преподают, а другие работают. Наверное, учебным заведениям нужно почаще обращаться к практикам, чтобы те делились опытом, тогда вузы выпускали бы действительно высококлассных специалистов".

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».