Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Программа куклы"

Есть люди, которые собирают досье на известных людей. Правда, вместо компромата в этих досье указываются показатели вполне прозаические: рост, размер, анатомические особенности. И чем полнее досье, тем больше вероятность, что после смерти человек будет похож на себя при жизни.
В петербургском «Алексе», самой крупной российском фирме по изготовлению восковых персонажей, на каждую куклу собирается досье — папка под названием «Иконография». В ней около 20 изображений будущего персонажа. Анфас, в профиль, сверху, снизу… Иногда прикладываются посмертные слепки с рук и лица персонажа. Указываются анатомические особенности (если куклу лепят с реально существовавшего или здравствующего человека), размеры одежды, пожелания по части позы и аксессуаров. Бывает, заказчики куклы присылают костюмы из гардероба ее прототипа. Двойника Никиты Хрущева одели в костюм-«двойку», в котором сам Никита Сергеевич управлял страной.

С историческими персонами возникает закавыка: изображений того же Петра I или Екатерины II до нас дошло множество, вот только схожи они друг с другом не больше, чем, скажем, весна 2001 и 2002 годов. И тут уже — произвол скульптора, он решает, каким быть Петру или Клеопатре. Когда первоначальный вариант персонажа готов, прочие собираются на своеобразный худсовет и высказывают пожелания по внешнему виду куклы.

Кого ты лепишь?

В России нет опыта изготовления восковых фигур с натуры. В свое время, как нам рассказал хозяин «Алекса» Андрей Чужов, фирма отлила в воске несколько персонажей из фильмов «Д’Артаньян и три мушкетера», «Особенности национальной охоты»… Только ни «на примерку», ни на выставку своих двойников ни один из оригиналов не пришел: то ли заняты были, то ли побоялись. На Западе же, напротив: отлил «Музей мадам Тюссо» куклу Михаэля Шумахера — так тот не только на открытие выставки пришел, но и снялся во всех возможных позах со своим двойником.

Хотя «Алексу» и без того то и дело заказывают разных VIPов. Делали восковых Гейдара Алиева и Cапармурата Ниязова — видимо, в подарок восточным президентам. А директор одного из торговых комплексов Волгограда сам заказал свою восковую копию. Сказал, посадит в кабинете. То ли чтобы сотрудники видели, что директор всегда на рабочем месте, то ли вроде мальчика для битья — как, например, резинового начальника в виде боксерской груши, которого устанавливают на японском производстве для снятия стресса у персонала.

Кукла стоит минимум $3000. А максимум — до бесконечности: работу с воском, костюмирование, аксессуары можно бесконечно совершенствовать, а значит, и удорожать.

Над гигантскими гомункулусами работают профессионалы десятка специальностей. Начинает скульптор: лепит первоначальный вариант куклы. Потом с фигуры снимается гипсовая форма, в которую заливается воск или пластик. Литейщики отливают в воске голову, руки, грудь — исключительно видимые части тела персонажа: полностью восковая кукла была бы хрупкой и непригодной для долговременной эксплуатации. Поэтому все, что скрыто костюмом, делается из пластика. Если у персонажа стандартные формы тела и стандартная поза, скульптор вообще может сделать только голову, а остальные части тела отольют из готовых гипсовых форм, которых на складе у «Алекса» тысячи.

Глаза, зубы, волосы

Когда кукла отлита в воске, к работе приступают форматоры. Они убирают швы и подгоняют фигуру под нужные размеры. Гримеры «рисуют» голову: прорезают морщинки, рисуют вены, формируют складки кожи, накладывают специальную косметику. Для большего «очеловечивания» восковых персонажей используются глазные протезы из института Святослава Федорова. В рот вставляют натуральные зубные протезы. А воск для отливки головы используется специальный: он мягкий, плавится при температуре в 40 градусов Цельсия и не имеет глянцевого блеска.

Волосы делают постижеры. Специальной лампой они разогревают воск головы и пинцетом «вживляют» в него по волоску. И так до 40 тыс. раз — примерно столько волос на голове у человека. Как правило, восковые куклы носят прически из натуральных человеческих волос. Поставляют их в Петербург со всего бывшего Союза. Больше всего почему-то с Украины. Если натуральных волос для особо волосатых персонажей — вроде кентавров, минотавров или гарпий — не хватает, берут искусственные. Когда волосы готовы и воск на голове куклы застыл, парикмахеры делают кукле прическу. Могут даже помыть голову.

Затем сборщики придают кукле нужную позу. И наконец, к работе приступают костюмеры, одевающие восковую персону в соответствующий эпохе и обстановке костюм. Вокруг нее формируется пространство: добавляются аксессуары, мебельщики создают обстановку. Например, для восковой Екатерины II сделали специальный диванчик в золоченой раме, обтянутый красным бархатом, максимально приближенный к мебели эпохи первой половины XVIII века. В правую руку императрицы вложили табакерку. Левой, мол, она берет нюхательный табак, а правую, не пропахшую зельем, подает для поцелуев…

А бывает, приглашают совсем уж экзотических специалистов. Например, над выставкой «Удивительная анатомия» работали патологоанатомы: консультировали гримеров «Алекса» по части строения и вида внутренних органов человека.

Вместо Путина

Работа над восковой куклой занимает от четырех месяцев до года. Срок ее жизни при умелой эксплуатации — до десяти лет. Восковые персоны ведь не сидят на месте: ездят на гастроли, бывают за рубежом. И в результате «стареют». На них оседает пыль. В жарком климате воск, имеющий температуру плавления 60 градусов Цельсия, может «поплыть». Головы проседают, шеи плавятся, куклы портятся. Иногда их невозможно даже отреставрировать. Опасны для кукол и любознательные посетители выставок восковых фигур: пытаются потрогать. Хрупкие пальцы ломаются, на «коже» остаются царапины. Только по этой причине «Алексу» пришлось делать трех Владимиров Путиных: народная любовь быстро приводила их в негодность.

Сейчас на смену хрупкому воску идет силикон. Персонажей «Музея мадам Тюссо» уже делают из него. Начали использовать силикон и в России. Он прочнее воска, позволяет передать даже структуру кожи, рисунок пальцев, а плавится только в экстремальных ситуациях. Но первый вариант куклы все равно делается скульптором из воска, с него снимается гипсовая форма, в которую уже заливают силикон.

Восковые двойники настолько похожи на живых людей, что появляется нескончаемое количество баек об оживающих куклах. В последнее время они и правда все чаще оживают: специалисты по механике вставляют в них механизм, ответственный за повороты головы, сгибание рук и ног. «Алекс» практически готов выпустить в свет куклу Чарли Чаплина, которая разговаривает при помощи цифрового диктофона. Ходят слухи, будто венценосная семья восковых Романовых по ночам жжет свечу, что стоит в экспозиции на бутафорском столике. Сам директор «Алекса», когда был еще менеджером передвижных выставок, однажды почувствовал за спиной дыхание куклы Юровского, убийцы царской семьи… Правда, потом выяснилось, что жарко дыхнула в ночи не кто иная, как уборщица экспозиционных помещений…

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK