Наверх
23 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Проигрыш"

Деятельность Михаила Прохорова поставила «Правое дело» в тяжелые условия, но в то же время преподала партии хороший урок.   Когда Михаил Прохоров стал лидером «Правого дела», недостатка в интересе к нему не было. «Люди Садового кольца» активно пе-решептывались, сколько миллионов потратит предприниматель на избирательную кампанию, кого из известных людей попытается перекупить, будет ли специально распространять слухи о своей поддержке сверху или нет… Между тем для большей части граждан России миллиардер как был, так и остался бизнесменом с неясным происхождением капитала. Развешивание по всей стране плакатов не помогло. Дело даже не в экстравагантном оформлении или явно неудачных цитатах из фильма «Брат-2». Дело в полном непонимании повода для появления Прохорова: «Что за мужик висит? Непонятно. Чего хочет? Не ясно».
   Между основной массой граждан России и персонажами, обсуждавшими похождения олигарха, есть огромная разница: первых гораздо больше. Именно это свойственно забывать «людям Садового кольца». Но, как известно, на выборах голоса всех граждан России имеют одинаковый вес. Именно об этом все время говорили социологи. Приход Прохорова в «Правое дело» не добавил партии ничего, что бы выходило за рамки статистической погрешности. После трех месяцев бурной деятельности бизнесмена и его политтехнологов и ВЦИОМ, и ФОМ, и «Левада-Центр» давали «Правому делу» все тот же 1% рейтинга. На этом фоне заявления Михаила Прохорова о его намерениях занять второе место после «Единой России» и стать премьер-министром после нехитрых логических заключений приводили любого здравомыслящего наблюдателя к дилемме: либо «лидер» не вполне адекватен, либо он считает таковыми всех окружающих. Не надо быть экспертом, чтобы понимать, что функционирование крупного бизнеса было бы просто невозможным без плотных связей, а иногда и «дружбы» с представителями власти. Вспомним и многочисленные намеки прохоровского окружения на поддержку сверху. Поэтому попытка одновременно представить себя еще и видным оппозиционером выглядела чрезвычайно неубедительной, а порой и глупой.
   Не секрет, что появление Евгения Ройзмана и стремление сделать его вторым лицом в «Правом деле» многие члены партии восприняли как глумление. Методы «работы» этого, с позволения сказать, политика, равно как и его националистические взгляды, представлялись ветеранам партии несовместимыми с ее идеологией. Кроме того, все системные политики в России признают сегодня недопустимым присутствие во власти людей, связанных с криминалом. Это не только явная и публично озвученная позиция президента Дмитрия Медведева, это элемент соглашения всех — вне зависимости от степени оппозиционности — политических сил страны. Это хорошо видно хотя бы по тому, что, несмотря на идеологические различия партии «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и Общественная палата прислали в адрес съезда «Правого дела» свои телеграммы поддержки именно в этом вопросе. Уже это само по себе не имеет прецедентов в современной российской политике.
   Что же предпринял новоиспеченный политик, столкнувшись с непониманием однопартийцев? Продемонстрировал полное нежелание услышать руководителей региональных партийных организаций. От подготовки съезда партии Прохоров отстранился, а узнав, по всей видимости, из новостей, о накале политических страстей, предпочел диалогу с членами партии и рутинной работе встречу с ангажированными им артистами и свитой. Итог известен.
   Каков же результат столь неудачного блицкрига бизнесмена Прохорова в политике? Его деятельность поставила «Правое дело» в тяжелые условия на старте предвыборной кампании, но в то же время преподала партии хороший урок. Во-первых, «Правое дело» смогло очиститься от самого Прохорова, а во-вторых, партия сумела не только провести съезд и выдвинуть 377 кандидатов, но и привлечь новых людей — Анну Чакветадзе, Владислава Иноземцева, Александра Брода. Правая партия действительно необходима стране. Именно ее мог бы считать идеологически близкой растущий городской средний класс. Но для этого необходимо как минимум соблюдение двух условий: не пытаться понравиться всем сразу — сосредоточиться на своем электорате — и обязательно выйти за пределы Садового кольца. Остальное зависит от того, что именно партия сможет предложить избирателям.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK