16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Прокуратор ЦБ"

Архивная публикация 2003 года: "Прокуратор ЦБ"

Банк России продолжает ужесточать контроль за кредитными организациями. Нововведения ЦБ могут коренным образом изменить текущую систему оценки деятельности российских банков.Не дай нам Бог жить в эпоху перемен. Это мудрое изречение руководители коммерческих банков вспоминают, наверное, очень часто: нововведения на их головы сыплются как из рога изобилия. Фонтанирующий революционными идеями ЦБ не позволяет расслабиться своим подопечным. То на МСФО заставит перейти, то велит убрать "нарисованный" капитал из финансовой отчетности. Короче говоря, "мы наш, мы новый мир построим".
Желание, конечно, похвальное, вопрос, как обычно, в его реализации. Не добившись от банков честного отражения их финансового состояния в бухгалтерской отчетности, ЦБ придумал другой способ, как "построить" коммерческие банки.
На прошлой неделе Банк России направил на утверждение в Минюст новую инструкцию, которая может коренным образом изменить текущий порядок надзора за деятельностью коммерческих банков.
До сих пор главными критериями оценки их работы были так называемые формальные финансовые показатели -- размер капитала, его достаточность, объем привлеченных средств, кредитный портфель и т.д.
Цифры могут врать, а люди -- нет. Так решили в ЦБ и предложили оценивать работу банков, исходя из "мотивированного суждения" специалистов ЦБ. Поясню: ЦБ планирует закрепить за каждой кредитной организацией как минимум одного своего сотрудника (куратора). Именно на основе мнения этого куратора ЦБ и будет делать вывод о состоянии банка.
Такая зависимость представителей коммерческих банков от чиновников, мягко говоря, не радует. И вот почему: во-первых, кураторы будут иметь доступ ко всей финансовой документации подопечного банка, а зачастую это инсайдерская информация. Во-вторых, сотрудники ЦБ получат право судить о качестве менеджмента банка, перспективах его будущей деятельности, реалистичности бизнес-планов.
Справедливости ради стоит сказать, что подобная качественная, а не формальная система оценки есть и за рубежом. В частности, существуют международные нормы Базельского комитета по банковскому надзору, которые как раз и предусматривают подобного рода проверку кредитных организаций.
Но мы-то живем в России, где инсайд и взяточничество являются одним из условий финансового благополучия. Ни в коей мере не желая бросить тень на сотрудников ЦБ, можно предположить, что многим банкам, особенно тем, которые работают в глубинке, будет проще и дешевле "прикормить" своего куратора, чем вступать с ним в чисто формальные деловые отношения. Поэтому одна из самых острых проблем, с которой столкнуться и банки, и руководство ЦБ, -- это тема коррупции.
У банкиров вызывает также вопрос компетентности чиновников: лишь в нескольких территориальных управлениях ЦБ был проведен эксперимент по введению института кураторства. Для всех остальных это terra incognita.
Между тем лишь одна ошибка куратора может стоить подопечному банку репутации, а то и всего бизнеса. Можно, конечно, опротестовать решение, принятое куратором. По крайней мере, банкиры надеются достучаться до руководства ЦБ. В то же время, когда это было, чтобы в споре коммерческого банка и ЦБ последний признавался неправым? Вот и я не помню.
И что в итоге получается? Похоже, мы опять поспешили внедрить цивилизованные нормы жизни в нашу несовершенную банковскую систему. И что характерно, ведь "хотели как лучше... ".

Банк России продолжает ужесточать контроль за кредитными организациями. Нововведения ЦБ могут коренным образом изменить текущую систему оценки деятельности российских банков.Не дай нам Бог жить в эпоху перемен. Это мудрое изречение руководители коммерческих банков вспоминают, наверное, очень часто: нововведения на их головы сыплются как из рога изобилия. Фонтанирующий революционными идеями ЦБ не позволяет расслабиться своим подопечным. То на МСФО заставит перейти, то велит убрать "нарисованный" капитал из финансовой отчетности. Короче говоря, "мы наш, мы новый мир построим".

Желание, конечно, похвальное, вопрос, как обычно, в его реализации. Не добившись от банков честного отражения их финансового состояния в бухгалтерской отчетности, ЦБ придумал другой способ, как "построить" коммерческие банки.

На прошлой неделе Банк России направил на утверждение в Минюст новую инструкцию, которая может коренным образом изменить текущий порядок надзора за деятельностью коммерческих банков.

До сих пор главными критериями оценки их работы были так называемые формальные финансовые показатели -- размер капитала, его достаточность, объем привлеченных средств, кредитный портфель и т.д.

Цифры могут врать, а люди -- нет. Так решили в ЦБ и предложили оценивать работу банков, исходя из "мотивированного суждения" специалистов ЦБ. Поясню: ЦБ планирует закрепить за каждой кредитной организацией как минимум одного своего сотрудника (куратора). Именно на основе мнения этого куратора ЦБ и будет делать вывод о состоянии банка.

Такая зависимость представителей коммерческих банков от чиновников, мягко говоря, не радует. И вот почему: во-первых, кураторы будут иметь доступ ко всей финансовой документации подопечного банка, а зачастую это инсайдерская информация. Во-вторых, сотрудники ЦБ получат право судить о качестве менеджмента банка, перспективах его будущей деятельности, реалистичности бизнес-планов.

Справедливости ради стоит сказать, что подобная качественная, а не формальная система оценки есть и за рубежом. В частности, существуют международные нормы Базельского комитета по банковскому надзору, которые как раз и предусматривают подобного рода проверку кредитных организаций.

Но мы-то живем в России, где инсайд и взяточничество являются одним из условий финансового благополучия. Ни в коей мере не желая бросить тень на сотрудников ЦБ, можно предположить, что многим банкам, особенно тем, которые работают в глубинке, будет проще и дешевле "прикормить" своего куратора, чем вступать с ним в чисто формальные деловые отношения. Поэтому одна из самых острых проблем, с которой столкнуться и банки, и руководство ЦБ, -- это тема коррупции.

У банкиров вызывает также вопрос компетентности чиновников: лишь в нескольких территориальных управлениях ЦБ был проведен эксперимент по введению института кураторства. Для всех остальных это terra incognita.

Между тем лишь одна ошибка куратора может стоить подопечному банку репутации, а то и всего бизнеса. Можно, конечно, опротестовать решение, принятое куратором. По крайней мере, банкиры надеются достучаться до руководства ЦБ. В то же время, когда это было, чтобы в споре коммерческого банка и ЦБ последний признавался неправым? Вот и я не помню.

И что в итоге получается? Похоже, мы опять поспешили внедрить цивилизованные нормы жизни в нашу несовершенную банковскую систему. И что характерно, ведь "хотели как лучше... ".

НАТАЛЬЯ РОМАНОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».