Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Прокураторы машинного доения"

Принцип новой экономической политики — сделать государство самым мощным игроком на рынке, финансово независимым от олигархов. Для этого нужно отнять у всех понемногу. Популярная сегодня тема об изъятии природной ренты может сработать в первую очередь.В интервью итальянской прессе Владимир Путин сформулировал принципы, по которым теперь будут строиться отношения с частным бизнесом. Точнее, эти принципы существовали и раньше, но теперь, это всем очевидно, в них радикально поменяется расстановка акцентов. Вот что сказал президент: «Мы хотим строить социальное рыночное хозяйство так, как это происходит в Европе. Это значит, что частный собственник ведет более эффективно хозяйство, но государство создает экономически эффективную и социально обоснованную налоговую систему — и получает в доход государства больше ресурсов для решения социальных задач». Тонко чувствующие линию партии предприниматели поняли расставленные президентом акценты правильно. Если раньше можно было сконцентрироваться на благостном «как в Европе», то сейчас ударение сделано на словах «доход — государства — больше».
Государство хочет больше денег. И не важно, что правила, по которым формировались государственные доходы, уже выстроены. Их можно и поменять. Важно то, что в новой системе (а в том, что она будет новая — сомневаться не приходится) государство, кого бы под ним ни понимать, хочет быть не арбитром в делах олигархов, а самым главным, самым мощным игроком. Путин ясно дал понять, что не будет, как в ельцинские времена, договариваться в индивидуальном порядке, скажем, с «Газпромом» или АвтоВАЗом об уплате начисленных налогов. Он хочет, чтобы платили все и без дополнительных напоминаний.
Зачем нефтяникам деньги?

О том, что пора менять правила, давно уже поют протяжные песни верные власти партейцы. «Единство» и «Родина» упоенно будируют тему природной ренты. Тема, нужно сказать, беспроигрышная с точки зрения восприятия публикой — но абсолютно бессмысленная с точки зрения экономики.
Нефтяники и так платят природную ренту — в виде налогов и пошлин. Другое дело, что государство определило им такие условия, в рамках которых они могут абсолютно законно оптимизировать свои платежи — так, «Сибнефть» в 2000 году заплатила 12% налога на прибыль при средней ставке тогда еще даже не 24%, а 35%. Всякий здравомыслящий человек поставит это, скорее, в заслугу компании, а в вину государству создание многообразных ЗАТО и оффшорных зон, с помощью которых такая конкретная оптимизация была возможна. Впрочем, поборников ренты не останавливает и тот факт, что последние два года налоговые поступления от нефтянки стремительно растут (см. график), и благодаря не только росту цен на нефть, но и введению новых налогов (например, НДПИ — налога на добычу полезных ископаемых). Тем не менее доходы нефтянки не могут оставить равнодушными никого. Еще бы! По словам главного экономиста ИК «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, за январь—май 2003 года из 300 млрд. рублей общей прибыли в промышленности на долю топливной отрасли приходится 82 млрд. рублей. Для сравнения: машиностроение заработало всего 38 млрд. рублей. И это при том, что уровень занятости в машиностроении гораздо выше, чем в нефтянке. Олигархи выкачивают из компаний гигантские дивиденды — значит, их нужно забрать.
У экономистов, которые в состоянии расшифровать лозунг «природная рента», и перевести дискуссию в плоскость изменения системы налогообложения, есть всего три предложения: ввести налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД), увеличить НДПИ и увеличить экспортных пошлин на нефть.
Сторонником введения НДД является депутат Глазьев (идею он вынашивает с 1997 года, и уже неоднократно провалил ее в Госдуме и правительстве). Концепция НДД по Глазьеву заключается в налогообложении доходов от добычи нефти после того, как все затраты на разработку конкретного месторождения окупились. После этого налог вступает в силу и взимается по прогрессивной шкале. Здесь, однако, есть определенная сложность: налоговым органам придется проинспектировать все нефтяные скважины, чтобы понять сроки их окупаемости. Это и само по себе дорого (по расчетам Глазьева только дополнительного оборудования придется закупить на $250 млн.), а по итогам проверок выйдет еще дороже, поскольку «проверяльшики» при определеннной агитации со стороны хозяев месторпождений, могут выяснить, что буквально все российские запасы чрезвычайно трудно извлекаемы, стало быть их разработка подпадает под льготы.
Другие предложения экономистов менее трудо- и взяткоемкие. За увеличение НДПИ ратует, например, руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич (группа консультирует по некоторым вопросам Минфин). Повышение этого налога обеспечит несколько миллиардов дополнительных поступлений в бюджет — заявил г-н Гурвич Профилю. А консультирующий МЭРТ центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) выступает за увеличение экспортных пошлин. Сейчас экспортные пошлины привязаны к мировой цене на нефть. «Нужно сделать эту шкалу более крутой, а шаг изменения величины пошлины — меньше, вместо квартала — месяц. Такой механизм как раз и позволит извлекать сверхдоходы у нефтяников» — считает эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов.
Сусеки, по которым скребут

Впрочем, как говорится, не нефтью единой. Сигнал «делиться» через нефтянку поступил всему бизнес-сообществу. Тех, кто не сподобится отреагировать на призыв в порядке частной инициативы, могут вполне подвести под инициативы государственные.
Возможности для таких инициатив обширные. На схеме мы обозначили некоторые из них. Часть инициатив (касающиеся леса, потребительского рынка, «бухгалтерии») уже реализуются. Другие (металлургия, газ, ВПК, земля) — по большому счету, могут быть начаты в любой момент. Доход государства от реализации этих мер измеряется десятками миллиардов долларов. Так, например, только обязательный выкуп земли под приватизированными предприятиями потянет на сумму около $100 млрд. Ежегодные потери от «серых» схем импорта сахара составляют $200 млн., еще больше — от контрабанды рыбы и леса.
Другое дело, что у государства нет четкого представления, зачем, собственно, ему нужны эти деньги. Нет четкой промышленной политики, понимания, каким отраслям и как нужно помогать. Но это не беда. Деньги дадут социальную стабильность, а стало быть — рейтинги и гарантии политическому режиму.

Динамика добычи нефти в России (млн. тонн)*

~2000 год2001 год2002 год2003 год**
ЮКОС49,758,169,383
«ЛУКойл»62,162,975,585
«Сургутнефтегаз»40,64449,253
«Сибнефть»17,220,626,333

* По данным ИК «Тройка Диалог».

** Прогноз.

Налоги, выплаченные крупнейшими нефтяными компаниями ($ млн.)*

~2000 год2001 год2002 год2003 год**
ЮКОС2453277738335885
«ЛУКойл»2754314047075714
«Сургутнефтегаз»147796618642142
«Сибнефть»33278213372247

* По данным ИК «Тройка Диалог».

** Прогноз.

* По данным ИК «Тройка Диалог».

** Прогноз.

Налоговые поступления в бюджет ($/тонн)*

~0102~~~0301~2000 год~0301~2001 год~0301~2002 год~0301~2003 год**
Операционные налоги***Налог с оборотаВсегоОперационные налогиНалог с оборотаВсегоОперационные налогиНалог с оборотаВсегоОперационные налогиНалог с оборотаВсего
ЮКОС25,07024,28649,35635,71412,08347,79744,54510,76555,31054,54216,36170,904
«Сибнефть»14,7674,53519,30231,4566,50537,96144,6396,19850,83756,87911,21268,091
«ЛУКойл»31,91612,43244,34839,20510,71549,92152,5569,78862,34458,1299,09467,224
«Сургутнефтегаз»15,96120,41936,3799,31812,63621,95525,61012,27637,88626,73613,67940,415

* По данным ИК «Тройка Диалог».

** Прогноз.

*** Налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины, акцизы и др.

ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK