Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Промнепригодность"

Удваивать ВВП без активной промполитики, согласимся, — как-то странновато. Возможно, именно в этой связи в центр всеобщего внимания на прошлой неделе попали два интеллектуально-организационных движения правительства. Первое — рассмотрение концепции развития машиностроения. Второе — замораживание до лучших времен повышения пошлин на иномарки 3—7 лет для физических лиц.В нынешней непростой ситуации внутри кабинета и вокруг него обсуждение обеих проблем неминуемо и вполне логично приобрело характер латентного бескомпромиссного сражения под ковром.
Начнем наш хроно-смысловой анализ с самого начала недели. Но сперва — небольшой исторический экскурс. Ни для кого не секрет, что впервые идея повысить пошлины на иномарки была озвучена почти 2 года назад. Как известно, ничего так не разогревает рынок, как несвоевременно слитая информация. Пока кабинет отправлял на бесконечные доработки предложения Минпромнауки и МЭРТа, перегонщики пытались надышаться перед «смертью» их весьма доходного бизнеса. В результате импорт подержанных иномарок вырос (за время дискуссий) втрое против фонового уровня. Цены на рынках упали, АвтоВАЗ и ГАЗ стали останавливать конвейеры. В конце концов концепция развития автопрома была принята, пошлины на иномарки старше 7 лет подняты после неоднократных переносов сроков.
Теперь дело дошло до машин 3—7 лет. Идея поднять пошлины для физлиц до уровня пошлин, которые берутся с лиц юридических, не нова. Но конкретные предложения Минпромнауки, МЭРТа и ГТК «через» кабинет с первого раза опять не прошли. И опять перегонщики получили очередной гандикап.
С точки зрения аппаратных интриг это решение было обставлено по первому классу. Сначала (9 июня) «источник в аппарате правительства» — возможно им был замглавы аппарата Алексей Волин — сообщил, что решение об иномарках 3—7 лет возвращено Михаилом Касьяновым в Минпромнауки и МЭРТ на доработку. Но уже 10 июня замминистра промнауки Сергей Митин заявил, что проект так и остался внутри аппарата правительства.
Что стоит за этой словесной пикировкой? Простое соображение: если проект вернули на доработку, то должен быть определен конкретный срок его повторного внесения в правительство. Если же проект не покинул коридоров Белого дома, он может там находиться, циркулировать и материализовываться так долго, как кто-либо пожелает.
Однако, несмотря на то, что ближе к правде, похоже, оказался Сергей Митин, министр промнауки Илья Клебанов (11 июня) продемонстрировал определенный оптимизм не без намека на свои политические возможности. Он сообщил журналистам, что «постановление об унификации пошлин на ввоз иномарок со сроком эксплуатации от 3 до 7 лет для физических и юридических лиц может быть подписано в ближайшие дни». (Про свое, сугубо личное отношение к проблеме повышения пошлин автор этих строк написал в статье «Шкурные аспекты удвоения ВВП» этого номера.)
В принципе, нет проблем и дальше со спокойствием холодного философа наблюдать за тем, как Касьянов, с одной стороны, а Греф и Клебанов — с другой, равно как и силы за ними стоящие, с переменным успехом выкручивают друг другу аппаратное достоинство. Если бы не одна малость — эти ритуальные танцы гробят рынки и экономику.
Ведь автопром не более чем цветочки. Конечно, это треть продукции машиностроения, но все-таки еще не все машиностроение. В конце концов автопром России на 85% состоит из производства легковых автомобилей — суть ТНП. А реальное машиностроение, говоря по-сталински, те самые зубы, которыми индустрия ест свой хлеб — металл. А что, извините, на выходе? А вот что: материальное наполнение инвестиционных программ, обновление технологий, повышение производительности капитала, ускорение темпов роста.
Именно поэтому, программа развития машиностроения должна была стать очередной вершиной деятельности правительства в целом и Минпромнауки конкретно, после того как были решены проблемы финансовой стабилизации и отчасти социальной переориентации бюджета. Тем более что темпы роста машиностроения и его экспортный потенциал сегодня явно затухают (см. графики).
Действительно, Минпромнауки взялось за дело круто. К разработке концепции подключили не только своих аппаратчиков, но и множество гендиректоров из машиностроения и обрабатывающей промышленности. В результате концепция, рассмотренная на коллегии министерства, содержала 40 конкретных предложений о скорой помощи машиностроителям.
Конечно, многие из них имели ярко выраженную ориентацию на господдержку. В частности, речь шла о субсидировании кредитных ставок за счет бюджета по экспортным контрактам, если продукция имеет длинный цикл производства. Ставился вопрос и о восстановлении для машиностроения инвестиционных льгот, и о том, что поставка оборудования российским естественным монополиям для выполнения социально значимых функций должна идти по ценам, не включающим налог на прибыль.
Заметим, что все эти предложения были заимствованы из практики развитых стран со всеми их Эксимбанками, правительственными субвенциями и налоговыми каникулами для отечественной промышленности. Давно известно, вся подобная поддержка окупается, иногда уже в среднесрочной перспективе, увеличением экспорта, импортозамещением, приростом внутренних доходов населения.
Однако правительство решило развивать машиностроение так, чтобы ничего не тратить на это из бюджета. После обработки документа в аппарате правительства из 40 предложений промышленников осталось 20, большая часть которых трактует о том, какие еще постановления и поправки к законам надо принять, чтобы помочь машиностроению, не посягая на бюджет. Хорошая получилось программа. Как в старом анекдоте: «Я знал, что вас обрезают, но чтоб на столько!»
А ведь шанс услышать от правительства что-то внятное, а главное, полезное для ускорения роста был. Только опять весь потенциал и пафос участников сгорел в аппаратных и межведомственных разборках. Видать, действительно, чем ближе выборы, тем меньше смысла во всех проявлениях и телодвижениях власти.
Шкурные аспекты удвоения ВВП

Каждый разумный человек должен радоваться, если государство снижает налоги. Совсем хорошо, если при этом планируется удвоить ВВП.
Однако на этой неделе с автором этих строк случилось раздвоение личности. Очередной перенос правительством повышения пошлин на подержанные иномарки вызвал неоднозначные чувства.
В принципе позиция противников повышения пошлин вполне может быть аргументирована рациональными, прорыночными аргументами. Действительно, нет смысла облагать запретительными пошлинами товары, не имеющие аналогов в импортирующей их стране. А ведь некоторые даже семилетние иномарки оснащены моторами, по критерию «мощность+экономичность» аналогов отечественных не имеющими (в том числе дизельными), автоматической коробкой, полным приводом, подушками безопасности и многоточечными ремнями. Словом, многим из того, чего нет даже на люксовых и тюнинговых отечественных комплектациях.
Казалось бы, пусть наши подтягиваются к «передовым» (семилетней давности) образцам под гнетом конкуренции с их стороны. А те, кто против конкуренции, — лоббисты протекционизма, враги капитализма и ВТО.
Но нельзя забывать, что пошлины на авто отнюдь не всегда вводятся лишь с целью создать тепличные условия для внутреннего автопрома. Скажем, Кипр, будучи либеральным оффшором, тем не менее держит пошлины на самом высоком в мире уровне в качестве налога на предметы роскоши.
Пусть любой из членов правительства кинет в меня камень, если считает, что у нас прекрасно обстоят дела с налогообложением сверх высоких доходов. Так почему бы не попытаться облагать поток у источников расходов, которые явно зашкаливают за социальный стандарт. А какой в России социальный стандарт по авто? Если признать, что сегодня размер ВВП на душу населения у нас примерно такой же, как в Италии 40 лет назад, то получается, что «копейка» и «Ока» (как аналоги соответствующих «фиатов»). Ну, может быть, с учетом необратимости НТП — «Ока» и ВАЗ-2108.
Так почему же при всех разговорах о социальной направленности российских бюджетов последних лет надо отменять столь прогрессивную в социальном смысле меру? Почему не сделать так, чтобы с десятками миллионов наших граждан, которые ездят на «восьмерках» системы «Лада», поделились бы те десятки тысяч автолюбителей, которые предпочитают «восьмерки» от «ауди».
Теперь еще один интересный вопрос. А что же с точки зрения промышленной политики собираются защищать высокими пошлинами? Старые заводы, которые способны производить лишь «соцстандарт»? Пока и их тоже. Но защищаются и производства БМВ в Калининграде, «Форда» во Всеволжске, совместной «Шеви-Нивы», которые только выходят на российские рынки, причем за счет западных инвестиций. Может иностранным инвестициям так хорошо в нашей стране, что их не надо защищать? Ребята уже сделали лет несколько назад вполне приличные тачки у себя на родине. Нас они вполне устраивают, пусть теперь их российские производства конкурируют с прошлым этих компаний.
И наконец, о среднем классе. Например, главный российский автомобилист и известный политик Виктор Похмелкин считает, что российскому среднему классу выгоднее низкие пошлины. Это, видимо, так, если рассматривать его исключительно как класс-потребитель, покупающий в год несколько сот тысяч иномарок.
Но тогда же к какому классу относятся высококвалифицированные рабочие и производственные руководители автозаводов и их смежников? Ведь только их с членами семей не менее 2 млн. человек. А как же те, кто снабжает ТНП и услугами центры российского автопрома? Неужели они тоже заинтересованы в остановках конвейеров? А есть еще и акционеры АвтоВАЗа, вкладчики и акционеры банков, которые его кредитовали. Их тоже миллионы. Да и вообще, в стране, где закрываются заводы, фондовые индексы не растут, и ВВП за счет обрабатывающей промышленности не удваивается даже за 10 лет.
Лично я не против купить сегодня иномарку подешевле, но лучше — пусть ВВП удвоится. Я на этом больше заработать собираюсь.

Производство продукции машиностроения в РФ (млрд. руб.)*

1999851,3
20001021,5
20011095
20021117

* По данным Минэкономразвития РФ.

Экспорт и импорт продукции машиностроения в РФ ($ млрд.)*

~Экспортимпорт
19997,679,88
20009,0710,4
200110,3114,22
20029,916,5

* По данным Минэкономразвития РФ.

* По данным Минэкономразвития РФ.

НИКИТА КИРИЧЕНКО, БОРИС ГАЛКИН

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK