Профиль

Архивная публикация 2008 года: "Пропаганда – дурно пахнущий бизнес"

В 1986 году Гельмут Коль вызвал возмущение в стране и

мире одним незамысловатым сравнением: «Это современный коммунистический

руководитель, который хотя и не был никогда в Калифорнии или Голливуде,

но кое-что понимает в пиаре. Геббельс тоже кое-что понимал в пиаре».

Речь шла о Михаиле Горбачеве.Бесспорно, Геббельс знал толк в пиаре. Именно поэтому он был так

недоволен названием, придуманным фюрером для его министерства.

«Министерство народного просвещения и пропаганды». Пропаганда, прямо

объявляющая себя пропагандой, наполовину теряет в силе, считал циник,

однако против воли шефа пойти не смог.
Современный смысл понятие «пропаганда» получило в XVII веке усилиями

католической церкви. В XIX веке к нему добавился отчетливый негативный

оттенок, а после коммунистических и национал-социалистических

пропагандистских битв XX века «пропаганда» стала пониматься почти

исключительно как манипуляция общественным мнением, свойственная

враждебным режимам.
Другими словами: пропаганда — это то, что делают наши противники. Мы

сами занимаемся работой с общественностью, мы информируем, объясняем и

дискутируем.
Пропагандисты же распространяют ложь. Мы-то, конечно, слишком умны,

чтобы на нее попасться, но, к сожалению, вокруг нас множество не столь

проницательных людей, внимающих сиренам по ту сторону баррикад. Поэтому

очень важно вовремя показывать, чем на самом деле является пропаганда:

острейшим орудием в руках врага.
Отвлечемся пока от моральной составляющей и договоримся считать

пропагандой все попытки политиков влиять на общественное мнение.

Пропаганда необходима, поскольку политика, осуществляемая против воли

людей, дороже и сложнее, чем политика, поддерживаемая общественностью.

Большинство людей получают политические сведения из вторых рук, поэтому

выигрывает тот, кто контролирует информационные потоки.
И вот тут-то мы и можем наблюдать превосходство свободного общества

над всеми возможными видами управляемых демократий и диктатур.

Информационный контроль можно осуществлять различными способами. Когда

в новостном потоке очевидны белые пятна, когда повсюду понатыканы

запреты и постоянно превозносится великий вождь — информация теряет

правдоподобие. Когда пером водит страх наказания и идеологические

установки — язык теряет выразительность. Неэффективность советской

пропаганды объясняется именно тем, что любой слушатель уже по первым

словам понимал, что ему скажут дальше. Такая пропаганда только

заставляет целевую аудиторию прислушиваться к шепоту с другой стороны,

поскольку любая альтернатива монотонному пению собственного руководства

уже выглядит интересной. Первоначальное заинтересованное отношение

Запада к Горбачеву, как правильно заметил Гельмут Коль, объясняется

тем, что он заговорил о новых, непривычных вещах на новом, непривычном

языке.
Пиар-гуру Геббельс в 1934 году утверждал: «Неплохо иметь власть,

опирающуюся на оружие, но еще лучше завоевать сердце народа и тем

получить его в свое распоряжение». Однако и он, и его единомышленники в

случае необходимости предпочитали опираться именно на оружие. Насколько

лучше живется пропагандистам свободного общества! Ведь в нем царит

свобода слова. Можно найти место для выражения почти любого, самого

непопулярного мнения. Нет, это, конечно, не значит, что у маргиналов

есть шанс докричаться до широкой аудитории. Они копошатся каждый в

своем углу, их газеты вызывают презрение большинства, воспринимаются

как предвзятые. Но они существуют и порождают ощущение, что в свободном

обществе можно говорить все, что угодно.
В голове гражданина свободного общества сосуществуют две догмы.

Первая — «кругом полно пропаганды», вторая — «дома тебе не о чем

беспокоиться; конечно, в свободном обществе тоже лгут, но всегда

найдется кто-нибудь, кто укажет на ложь». Граждане свободного мира

верят, что находятся ближе к истине, чем кто бы то ни было.
«Верят» здесь — ключевое слово. Журналист влиятельной газеты в

свободной Америке верит представителю правительства, который не будет

просто так дурить ему голову. Главный редактор газеты в свободной

Германии верит сообщениям, которые он получает из влиятельной

американской газеты, — ведь они всегда так хорошо информированы и

расследовали уже множество неприглядных историй. Читатель немецкой

газеты доверяет своему любимому источнику информации. Зато откровениям

несвободных обществ не доверяет никто. Это все пропаганда, ведь ложь —

краеугольный камень существования несвободного мира. Йозеф Геббельс

позавидовал бы работе подобного механизма, знай он о его существовании.
И, может быть, просто распустил бы свое министерство.

Самое читаемое
Exit mobile version