18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Прощание со славянской"

Архивная публикация 2002 года: "Прощание со славянской"

После намеченной на декабрь продажи госкомпании "Славнефть" у правительства останутся только административные рычаги воздействия на нефтяную отрасль, поскольку рыночными оно пользуется из рук вон плохо.Правительство продает "Славнефть" -- предпоследнюю (останется еще "Роснефть") нефтяную компанию, находящуюся в госсобственности. Продажа 74-процентного пакета акций состоится, скорее всего, в декабре. После чего доля нефти, добываемой компаниями (точнее, компанией -- уже названной "Роснефтью"), где у государства контрольный пакет, в общих объемах добычи снизится до 4% -- против 17% в 1995 году.
Тем самым уже три года как вынашиваемые правительством планы создать мощную нефтяную структуру, способную представлять интересы государства в отрасли, хоронятся окончательно.
В принципе, планы эти и в момент объявления уж очень походили на мертворожденные. Дело не в них. А в том, что, научившись прилично зарабатывать на продаже своих нефтяных активов, государство так и не смогло наладить нормальное, основанное на рыночных механизмах регулирование деятельности частных нефтяных компаний.
С глаз долой

Расставание со "Славнефтью" для правительства явилось шагом выстраданным и необходимым. Во-первых, в бюджете образовалась дырка: доходы от приватизации в 2002 году составили всего лишь 11 млрд рублей, а должны принести в казну 35 млрд. рублей.
Во-вторых, приблизили приватизационную развязку и скандалы, связанные с госкомпанией. Несколько раз менеджеры компании вели себя очень некрасиво, устраивая "маски-шоу" вокруг головного офиса -- то есть как раз напротив Кремля. Последний раз бывший президент "Славнефти" Михаил Гуцериев вместе со своими сторонниками из "Межпромбанка" попытался взять штурмом офис "Славнефти" прямо во время визита в Москву американского президента Джорджа Буша.
Финансовые результаты также не впечатляли. За 2001 год прибыль "Славнефти" снизилась на 74%. Каждый добытый компанией баррель нефти принес ей чистых $3,7, тогда как например, ЮКОСу -- $7, "Сибнефти" -- $7,5.
В общем, власти поняли, что "такая корова не нужна самому" и даже изменили первоначальные свои планы: раньше предполагалось продать только 19,86% акций "Славнефти", а теперь решено продать все 74,8% госакций.
Главный претендент на них -- "Сибнефть", владеющая небольшим пакетом акций компании (см. справку) и через "своих людей" в топ-менеджменте уже осуществляющая оперативное управление "Славнефтью". Помимо Романа Абрамовича рассматривают варианты покупки госкомпании "ЛУКойл", ЮКОС, "Сургутнефтегаз", некоторые западные компании. Покупатели готовы платить за пакет до $2 млрд.
Правительство обещаниям верит. Два года назад ТНК купила госкомпанию ОНАКО исходя из цены $1,3 за тонну добываемой нефти. Если теперешние покупатели окажутся такими же щедрыми, стоимость выставляемого на аукцион пакета вполне может перевалить за $1,9 млрд.
Труба зовет

Таким образом, продав "Славнефть", правительство теряет только головную боль -- и приобретает деньги. Другое дело, что извлечение выгоды из частного нефтяного сектора требует от правительства усилий еще больших.
По сути, инструментов воздействия на "нефтянку" у правительства всего два: транспортировка нефти и налоги. И этого в принципе вполне достаточно, чтобы обеспечить паритет интересов бизнеса и государства. Но только "в принципе", поскольку пользуется этими рычагами власть, как минимум, неумело.
Взять, к примеру, транспортировку. Периодически правительственные чиновники устраивают ажиотаж вокруг экспортных квот. В прошлом году возглавляемая вице-премьером Виктором Христенко комиссия выступила с инициативой распределения экспортных квот на свободное место в трубе через аукционы -- нынешняя система доступа к экспортным трубопроводам дискриминирует мелкие компании.
Инициатива ушла в песок, а сам Христенко впоследствии с обезоруживающей непосредственностью признавался прессе, что делал заявления для того, чтобы "попугать" глав крупных компаний и склонить их к компромиссам по другим вопросам.
Такого же рода "страшилками" правительство периодически радует предпринимателей в вопросах налогообложения, экспортных пошлин и прав на недропользование. Впрочем, до обмороков эти угрозы доводят иностранных инвесторов, а наши российские нефтяные генералы уже давно знают, как общаться с чиновниками и чему в словах последних верить, а чему нет.
Далеко от идеала и использование государством такого рычага воздействия на отрасль, как налоги. Если взять и просто подсчитать, сколько нефтяники должны платить в бюджет, то получается, что наших нефтяников -- по сравнению с их зарубежными коллегами -- бюджет выдаивает просто досуха.
Например, в Европе средний уровень налогообложения нефтянки не превышает 30--40% от прибыли (за исключением Норвегии -- там 70%). В России же этот показатель составляет 60%. Но, повторим, только на бумаге. На деле же наши нефтяные компании с легкостью оптимизируют эти 60% до уровня 30%.
Но главным недостатком российской системы налогообложения "нефтянки" является ее негибкость и непривлекательность для иностранных инвесторов. В большинстве развитых стран компании, владеющие легкоизвлекаемыми запасами, имеют большую налоговую нагрузку, с трудноизвлекаемыми -- меньшую. Так, например, конгресс США установил нулевую ставку роялти для трудноосваиваемых месторождений Мексиканского залива. И в Англии государство решало само, какой компании отдать практически бесплатно лицензии на шельфе Северного моря -- там нефть добывать тоже трудно и дорого.
"Недра в России принадлежат государству, и его задача -- не добывать нефть, а адекватно подходить к получению нефтяной ренты -- утверждает депутат Госдумы Алексей Мельников. -- Однако пока что адекватности в этом вопросе не наблюдается. В прошлом году был введен единый налог на добычу полезных ископаемых -- 16,5% для всех недропользователей. В результате те компании, которым достались в процессе приватизации "хорошие" активы, получают сверхприбыль. А те, кому принадлежат лицензии на "трудные" месторождения либо не разрабатывают их, либо любыми правдами-неправдами уходят от налогов".
Словом, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.

После намеченной на декабрь продажи госкомпании "Славнефть" у правительства останутся только административные рычаги воздействия на нефтяную отрасль, поскольку рыночными оно пользуется из рук вон плохо.Правительство продает "Славнефть" -- предпоследнюю (останется еще "Роснефть") нефтяную компанию, находящуюся в госсобственности. Продажа 74-процентного пакета акций состоится, скорее всего, в декабре. После чего доля нефти, добываемой компаниями (точнее, компанией -- уже названной "Роснефтью"), где у государства контрольный пакет, в общих объемах добычи снизится до 4% -- против 17% в 1995 году.

Тем самым уже три года как вынашиваемые правительством планы создать мощную нефтяную структуру, способную представлять интересы государства в отрасли, хоронятся окончательно.

В принципе, планы эти и в момент объявления уж очень походили на мертворожденные. Дело не в них. А в том, что, научившись прилично зарабатывать на продаже своих нефтяных активов, государство так и не смогло наладить нормальное, основанное на рыночных механизмах регулирование деятельности частных нефтяных компаний.

С глаз долой


Расставание со "Славнефтью" для правительства явилось шагом выстраданным и необходимым. Во-первых, в бюджете образовалась дырка: доходы от приватизации в 2002 году составили всего лишь 11 млрд рублей, а должны принести в казну 35 млрд. рублей.

Во-вторых, приблизили приватизационную развязку и скандалы, связанные с госкомпанией. Несколько раз менеджеры компании вели себя очень некрасиво, устраивая "маски-шоу" вокруг головного офиса -- то есть как раз напротив Кремля. Последний раз бывший президент "Славнефти" Михаил Гуцериев вместе со своими сторонниками из "Межпромбанка" попытался взять штурмом офис "Славнефти" прямо во время визита в Москву американского президента Джорджа Буша.

Финансовые результаты также не впечатляли. За 2001 год прибыль "Славнефти" снизилась на 74%. Каждый добытый компанией баррель нефти принес ей чистых $3,7, тогда как например, ЮКОСу -- $7, "Сибнефти" -- $7,5.

В общем, власти поняли, что "такая корова не нужна самому" и даже изменили первоначальные свои планы: раньше предполагалось продать только 19,86% акций "Славнефти", а теперь решено продать все 74,8% госакций.

Главный претендент на них -- "Сибнефть", владеющая небольшим пакетом акций компании (см. справку) и через "своих людей" в топ-менеджменте уже осуществляющая оперативное управление "Славнефтью". Помимо Романа Абрамовича рассматривают варианты покупки госкомпании "ЛУКойл", ЮКОС, "Сургутнефтегаз", некоторые западные компании. Покупатели готовы платить за пакет до $2 млрд.

Правительство обещаниям верит. Два года назад ТНК купила госкомпанию ОНАКО исходя из цены $1,3 за тонну добываемой нефти. Если теперешние покупатели окажутся такими же щедрыми, стоимость выставляемого на аукцион пакета вполне может перевалить за $1,9 млрд.

Труба зовет


Таким образом, продав "Славнефть", правительство теряет только головную боль -- и приобретает деньги. Другое дело, что извлечение выгоды из частного нефтяного сектора требует от правительства усилий еще больших.

По сути, инструментов воздействия на "нефтянку" у правительства всего два: транспортировка нефти и налоги. И этого в принципе вполне достаточно, чтобы обеспечить паритет интересов бизнеса и государства. Но только "в принципе", поскольку пользуется этими рычагами власть, как минимум, неумело.

Взять, к примеру, транспортировку. Периодически правительственные чиновники устраивают ажиотаж вокруг экспортных квот. В прошлом году возглавляемая вице-премьером Виктором Христенко комиссия выступила с инициативой распределения экспортных квот на свободное место в трубе через аукционы -- нынешняя система доступа к экспортным трубопроводам дискриминирует мелкие компании.

Инициатива ушла в песок, а сам Христенко впоследствии с обезоруживающей непосредственностью признавался прессе, что делал заявления для того, чтобы "попугать" глав крупных компаний и склонить их к компромиссам по другим вопросам.

Такого же рода "страшилками" правительство периодически радует предпринимателей в вопросах налогообложения, экспортных пошлин и прав на недропользование. Впрочем, до обмороков эти угрозы доводят иностранных инвесторов, а наши российские нефтяные генералы уже давно знают, как общаться с чиновниками и чему в словах последних верить, а чему нет.

Далеко от идеала и использование государством такого рычага воздействия на отрасль, как налоги. Если взять и просто подсчитать, сколько нефтяники должны платить в бюджет, то получается, что наших нефтяников -- по сравнению с их зарубежными коллегами -- бюджет выдаивает просто досуха.

Например, в Европе средний уровень налогообложения нефтянки не превышает 30--40% от прибыли (за исключением Норвегии -- там 70%). В России же этот показатель составляет 60%. Но, повторим, только на бумаге. На деле же наши нефтяные компании с легкостью оптимизируют эти 60% до уровня 30%.

Но главным недостатком российской системы налогообложения "нефтянки" является ее негибкость и непривлекательность для иностранных инвесторов. В большинстве развитых стран компании, владеющие легкоизвлекаемыми запасами, имеют большую налоговую нагрузку, с трудноизвлекаемыми -- меньшую. Так, например, конгресс США установил нулевую ставку роялти для трудноосваиваемых месторождений Мексиканского залива. И в Англии государство решало само, какой компании отдать практически бесплатно лицензии на шельфе Северного моря -- там нефть добывать тоже трудно и дорого.

"Недра в России принадлежат государству, и его задача -- не добывать нефть, а адекватно подходить к получению нефтяной ренты -- утверждает депутат Госдумы Алексей Мельников. -- Однако пока что адекватности в этом вопросе не наблюдается. В прошлом году был введен единый налог на добычу полезных ископаемых -- 16,5% для всех недропользователей. В результате те компании, которым достались в процессе приватизации "хорошие" активы, получают сверхприбыль. А те, кому принадлежат лицензии на "трудные" месторождения либо не разрабатывают их, либо любыми правдами-неправдами уходят от налогов".

Словом, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.

ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».