25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Прошлогодний снег"

Архивная публикация 2003 года: "Прошлогодний снег"

Под Новый год особенно хочется чего-то светлого. Кинематограф отчасти удовлетворяет народную потребность в волшебстве и свою собственную - в реальной кассе. Немые черно-белые Санта-Клаусы появились на экранах кинотеатров в начале ХХ века: они являлись к сиротам с подарками, продолжая традицию святочных рассказов европейских классиков. Собственно, из литературы кино позаимствовало и сюжеты - одну только "Рождественскую сказку" Чарльза Диккенса на протяжении прошлого века экранизировали больше двадцати раз (последний шедевр - мультфильм 2001 года, который озвучивала Кейт Уинслет).

©
Под Новый год особенно хочется чего-то светлого. Кинематограф отчасти удовлетворяет народную потребность в волшебстве и свою собственную - в реальной кассе.
©
Немые черно-белые Санта-Клаусы появились на экранах кинотеатров в начале ХХ века: они являлись к сиротам с подарками, продолжая традицию святочных рассказов европейских классиков. Собственно, из литературы кино позаимствовало и сюжеты - одну только "Рождественскую сказку" Чарльза Диккенса на протяжении прошлого века экранизировали больше двадцати раз (последний шедевр - мультфильм 2001 года, который озвучивала Кейт Уинслет).

В 30-е годы добрый Санта-Клаус поступил на службу в компанию "Кока-Кола": в рекламе напитка он впервые оделся в красно-белую одежду. В это же время рождественские фильмы, только-только ставшие цветными, стали частью большой предрождественской индустрии. Причиной коммерциализации Рождества в первую очередь была детская страсть к подаркам, а также желание взрослых раз в году почувствовать себя детьми. Главный семейный праздник превратился в полигон "семейного" кинематографа. Непревзойденным достижением жанра до сих пор считается фильм 1947 года "Чудо на 34-й улице", получивший три премии "Оскар". Между тем сюжет сентиментальной рождественской сказки напрямую связан с известной рекламной акцией - парадом в честь Дня благодарения, который устраивает нью-йоркский универмаг "Масу". По сюжету во время парада один из прохожих обнаружил в колонне марширующих пьяного Санту и решил занять его место. Чего в этом фильме больше, романтики или коммерции, - вопрос риторический.

Режиссеры фильмов с рождественским антуражем не скрывают, что творят исключительно "по поводу" и отправляют плоды творения в архив сразу по окончании праздников, успев, однако, за недолгий срок прилично заработать. Например, "Один дома" в 1999 году собрал в США более $300 млн., а "Гринч, похититель Рождества", вышедший в 2000 году, - более $260 млн. В политкорректные 90-е годы Голливуд уделил внимание тем, кто некомфортно чувствует себя в вихре предрождественских приготовлений: комедии "Совершенно чокнутый" и "200 сигарет" были посвящены неудачникам, до последнего момента не знающим, где и как они встретят Новый год. Успешным прокатом, впрочем, они похвастаться не могли. Среднестатистический зритель предпочитает сюжет с хеппи-эндом в течение всего года, а уж накануне праздника - тем более.

В России с Новым годом у зрителей особые отношения, в которые, как ни стараются режиссеры, вмешаться не получается. Если советские телевизионные новогодние фильмы, наряду с "Голубым огоньком" призванные удержать подвыпивших граждан у экранов телевизоров и предупредить уличные дебоши, стали внесезонной классикой ("Карнавальная ночь", "Чародеи", "Ирония судьбы", "Обыкновенное чудо"), то новейшее российское кино выступило очень слабо. Критики называют разве что "Бедную Сашу" Тиграна Кеосаяна, которую начиная с 97-го года включают в сетку все по очереди каналы. Прочие же изыски вроде "Операции с Новым годом" или "Принцессы на бобах" неприлично не то что смотреть, но даже вспоминать.

Рождественское "меню" кинотеатров до сих пор в России составлялось бессистемно. Например, в дни прошлого Рождества на экранах шли 20-я серия приключений Джеймса Бонда, боевик "Обмануть всех", летний мультфильм от Диснея "Лило и Ститч" и "Дети шпионов-2". В этом году прокатчики решили-таки привить западное Рождество к отечественной елке. 25 декабря на экраны выходит фильм "Плохой Санта" альтерантивного режиссера Терри Звигоффа, автора сатирической подростковой трагикомедии "Мир призраков". Герой Билли под видом Санта-Клауса проникает в универмаги и грабит их накануне Рождества, пока встреча с маленьким мальчиком не нарушает его планов. С 11 декабря Nescafe-IMAX представляет трехмерный фильм "Приключения Снеговика и Санты 3D". Симптоматично, что в основе сюжета лежит экономический конфликт Снеговика и Санта Клауса: отрицательный герой Снеговик при помощи армии своих клонов пытается отвоевать эксклюзивное право на доставку новогодних подарков. В создании новогоднего настроения собираются поучаствовать мультик "В поисках Немо" и комедия "Луни Тьюнз, снова в деле". В США же новогоднее настроение начали создавать еще в начале ноября: тогда в прокат вышел "Эльф" Джона Фэороу??, сказка про мальчика, воспитанного Санта-Клаусом. В ближайшие дни в прокат выходят "Питер Пэн" (с Людивин?? Санье в роли феи) и третья часть "Властелина колец" (запланированная у нас на дни студенческих каникул).

Альянс волшебного и материального еще в 1965 году отразил мультик "Рождество Чарли Брауна". Его маленькая героиня написала Санте письмо: "В этом году я была очень хорошей, поэтому у меня для тебя длинный список пожеланий. Обрати внимание на цвет и размер каждого подарка. Если хочешь, можешь облегчить себе жизнь: пришли наличные".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».