29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: ""Просите мира Иерусалиму""

Архивная публикация 2000 года: ""Просите мира Иерусалиму""

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй предложил придать Иерусалиму новый статус -- столицы двух государств, иудейского и мусульманского. Свою позицию глава Русской православной церкви разъяснил в интервью корреспонденту журнала "Профиль".Сергей Черепов: Ваше Святейшество, на Ближнем Востоке продолжается палестино-израильский конфликт. Вы предложили сделать Иерусалим столицей двух государств -- иудейского и мусульманского. То же самое предусматривает и резолюция Совета Безопасности ООН. Однако израильская сторона заявляет о невозможности разделения Иерусалима -- эту землю, как считают многие евреи, им завещал Сам Господь. Христиане также признают завет Господа с прародителем евреев Авраамом. Насколько возможен в этой связи международный статус города?
Алексий Второй: На протяжении веков во Святой земле жили многие поколения арабов, евреев, представителей других народов, приверженцев ислама, иудаизма и христианства. Поэтому вряд ли можно говорить о чьих-либо исключительных правах на эти места и на определение их судьбы. Русская православная церковь всегда призывала сохранить Иерусалим как город, открытый для проживания людей разных национальностей и вероисповеданий, а также для принятия многочисленных паломников. Да, Бог некогда заключил завет с древними иудеями, сделавшими Иерусалим своей столицей. Но точно так же, по воле Божией, утвердился там Новый Израиль -- Церковь Христова. Во Святом городе находятся православный Иерусалимский патриархат и другие христианские духовные центры. Многие арабы являются христианами; есть таковые и среди жителей еврейских районов Израиля. Никак нельзя игнорировать многовековое присутствие в Палестине мусульман.
Всем известно, что Иерусалим содержит святыни трех мировых религий. Именно поэтому он должен быть окружен особой заботой, дабы воистину стать городом мира и братства. Однако мы знаем: сегодня до прочного мира в Иерусалиме очень далеко. С болью переживая трагические события на Ближнем Востоке, наша Церковь, как и многие другие религиозные и общественные силы мира, старается поддерживать диалог с политиками, дабы поспособствовать преодолению вражды, омрачающей жизнь Святого города. Несмотря на недавние позитивные шаги, сделавшие возможным само обсуждение проблемы Иерусалима, очевидно, что стороны конфликта вряд ли пойдут на уступки в вопросе о суверенитете над Старым городом и особенно над местом, которое евреи именуют Храмовой горой, а арабы -- окрестностями мечети Аль-Акса. В то же время нельзя более игнорировать проблему, которая практически лишает народы Ближнего Востока надежды на примирение. Поэтому я и высказал предложение, что международному сообществу стоит подумать о взятии на себя большей ответственности за поддержание мира во Святом городе. При этом, конечно, не следует воздвигать в нем некоего подобия Берлинской стены -- я все-таки надеюсь, что жители Иерусалима смогут сосуществовать в городе, сообща решая вопросы управления им и сохраняя открытым доступ ко всем святыням -- христианским, мусульманским, иудейским. Молюсь об этом, помня слова Псалмопевца Давида: "Просите мира Иерусалиму" (Пс. 121.6).
С.Ч.: Некоторые наблюдатели считают, что христианская полиция могла бы контролировать некую нейтральную зону в Иерусалиме. Что вы думаете по этому поводу?
Алексий Второй: Не стал бы давать конкретных политических рецептов -- вырабатывать их должны прежде всего сами жители многонациональной Святой земли, их национальные руководители, а также международные посредники. Надеюсь, что Россия, как многолетний активный участник ближневосточного урегулирования, будет и далее созидательно влиять на события, происходящие в регионе. Попытка "отодвинуть" отечественную дипломатию от мирного процесса, на мой взгляд, является одной из причин его неуспеха. Возможно, именно сейчас для нашей страны настало время проявить инициативу.
Впрочем, забота о мире не может быть делом исключительно политиков. По моему глубокому убеждению, непосредственным участникам переговоров следует чаще встречаться и советоваться с лидерами различных общественных сил, с учеными и религиозными деятелями, представляющими как общины верующих самой Святой земли, так и те духовные сообщества, которые связаны с этой землей многовековыми узами.
Нужна ли особая "христианская полиция"? Лучше, наверное, поддерживать законность и безопасность объединенными силами людей, принадлежащих к разным этносам и религиям, если это еще возможно в условиях нынешнего обострения вражды. Но, опять же, практическую вероятность такого развития событий пусть определят государственные мужи, правоохранители и дипломаты.
С.Ч.: Ваше Святейшество, не является ли данный конфликт вокруг Иерусалима предтечей времен, предсказанных в Откровении Иоанна Богослова и в церковных преданиях? Ведь так называемый Антихрист должен объединить разные государства, построить главный храм в Иерусалиме и сесть в нем как "царь царей"? Не опасно ли в этой связи пытаться создать на месте Иерусалима международный город?
Алексий Второй: Любой конфликт, любое вооруженное противостояние являются греховным бунтом против Бога, а потому в некоторым смысле приближают апокалиптические времена. Но именно поэтому я бы не стал связывать мирный процесс с пророчествами об Антихристе. Если будет достигнут действительно справедливый мир, если город будет управляться открыто, на пользу всем тамошним жителям и прибывающим туда паломникам, если последователи каждой религии, в том числе православные христиане, будут иметь возможность поклоняться Богу, проповедовать, благочестиво жить -- нам нечего бояться. Ведь люди подпадут под власть апокалиптического "зверя" не без собственной воли. И вместо того, чтобы искать внешние знаки исполнения времен, нам следует чаще заглядывать в свои души, распознавая в них всходы греха и заблуждения. Человека, твердо стоящего в вере, Господь не предаст в руки Антихриста.
С.Ч.: Планирует ли Русская православная церковь какие-нибудь переговоры с лидерами Израиля и Палестины? Многие опасаются, что посредничество в переговорном процессе духовных лидеров может перевести конфликт из политической в религиозную плоскость. Вы разделяете эти опасения?
Алексий Второй: Я неоднократно встречался и с государственными лидерами Израиля, и с руководством Палестинской национальной администрации. На каждой такой встрече затрагиваются вопросы ближневосточного урегулирования. Не обхожу стороной этот вопрос и при контактах с руководителями и послами западных стран, арабских государств. Положительно повлиять на ход мирного процесса стараются многие религиозные лидеры мира, включая глав христианских общин во Святой земле. Глубоко убежден, что подобное влияние не только не несет в себе никакой опасности, но способно самым существенным образом укрепить надежды на достижение мира. Ведь опасность межрелигиозного конфликта преодолевается как раз диалогом духовных лидеров друг с другом, равно как и их контактами с политиками, от которых зависит принятие решений. Сегодня чувствами верующих нередко пытаются злоупотребить для разжигания вражды. И поэтому особенно важно, чтобы религиозные деятели, руководящие общинами христиан, мусульман, иудеев, сообща противостояли ненависти и вместе находили пути, ведущие к примирению и соработничеству.
С.Ч.: Палестинская сторона недавно передала Русской православной церкви несколько святынь на территории Израиля. Не могли бы вы рассказать о них подробнее? От кого исходила инициатива организовать передачу этих святынь? Многие в России считают, что определенную роль здесь сыграла супруга Ясира Арафата -- Суха, христианка. Действительно ли это так?
Алексий Второй: Господин Арафат поддерживает тесные связи с Русской православной церковью на протяжении десятилетий, и когда палестинцам удалось добиться учреждения самостоятельной администрации, это открыло возможность восстановления исторической справедливости -- возвращения в 1998 году законному владельцу монастыря Живоначальной Троицы в Хевроне, а в начале 2000 года -- обители в Иерихоне. Эти места богопочитания были утверждены на средства русских верующих, но затем оказались присвоены Русской зарубежной церковью, которая даже не допускала туда русских паломников для молитвы и богослужения. Когда Палестинская национальная администрация приняла решение вернуть святыни нашей Церкви, мы ответили на это с благодарностью. Сейчас и в Иерихоне, и в Хевроне, несмотря на крайне сложную обстановку, совершаются богослужения, эти места посещают паломники.
С.Ч.: Иерусалим является духовным центром человечества, здесь проповедовал Иисус, именно новый Иерусалим станет столицей Царства Божия после второго пришествия Господа Иисуса Христа. Все основные религии сегодня представлены в Иерусалиме. Не могли бы вы рассказать подробнее о том, как они сосуществуют в городе? Как регулируется доступ верующих на Храмовую гору? Как совершается богослужение в храме Гроба Господня? Могут ли присутствовать на пасхальной литургии, когда по молитвам православного патриарха на верующих нисходит благодатный огонь, католики, иудеи или мусульмане?
Алексий Второй: Пока доступ верующих к святыням обеспечивается вполне мирно. Потоки паломников, принадлежащих к каждой из трех религий, мало пересекаются. Мусульмане имеют охраняемое пространство у мечети Аль-Акса, иудеи приходят к Стене Плача, христиане посещают свои храмы, которых, как вы знаете, множество и в Старом городе, и по всей Святой земле. Главным из них, конечно, является храм Гроба Господня, где есть специально отведенные места для молитвы православных, католиков, армян и так далее. Русские архиереи и пастыри, прибывая во Святой город, служат у Гроба Господня по благословению Иерусалимского патриарха. Православные храмы открыты для всех, поэтому на пасхальную службу могут прийти и христиане других исповеданий, и последователи иных религий, и неверующие. Впрочем, участвовать в богослужении может только православный христианин.
Надеюсь, что будет соблюдаться нынешний статус святых мест, позволяющий христианам, мусульманам, иудеям заботиться о них и совершать молитву согласно вековым традициям и установлениям. Именно сохранение этого статуса до сих пор позволяло избежать межрелигиозных столкновений в Иерусалиме. Они не произойдут и в будущем, если только в отношения между верующими не вмешается политическая и национальная вражда.
С.Ч.: Как вам видится дальнейшее духовное развитие России на рубеже веков и тысячелетий?
Алексий Второй: После драматического и даже трагического ХХ века мы становимся на путь примирения и совместной работы ради возрождения Отечества. Сегодня жизнь России складывается по-прежнему непросто. Надо искать новое место в мире, надо преодолевать экономический, социальный, демографический, моральный кризис, оставшийся в наследство от уходящего столетия. Но налицо и очевидные признаки духовного воскресения -- люди стали понимать, что без духовного обновления, без обретения внутреннего нравственного стержня нам не поднять страны. Напомню слова святого апостола Павла: "Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света" (Рим. 13.12). Силы у народа есть -- я вижу это, когда посещаю епархии Русской церкви. Дай Бог, чтобы мы смогли употребить свои силы не на взаимные распри, а на созидание.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй предложил придать Иерусалиму новый статус -- столицы двух государств, иудейского и мусульманского. Свою позицию глава Русской православной церкви разъяснил в интервью корреспонденту журнала "Профиль".Сергей Черепов: Ваше Святейшество, на Ближнем Востоке продолжается палестино-израильский конфликт. Вы предложили сделать Иерусалим столицей двух государств -- иудейского и мусульманского. То же самое предусматривает и резолюция Совета Безопасности ООН. Однако израильская сторона заявляет о невозможности разделения Иерусалима -- эту землю, как считают многие евреи, им завещал Сам Господь. Христиане также признают завет Господа с прародителем евреев Авраамом. Насколько возможен в этой связи международный статус города?

Алексий Второй: На протяжении веков во Святой земле жили многие поколения арабов, евреев, представителей других народов, приверженцев ислама, иудаизма и христианства. Поэтому вряд ли можно говорить о чьих-либо исключительных правах на эти места и на определение их судьбы. Русская православная церковь всегда призывала сохранить Иерусалим как город, открытый для проживания людей разных национальностей и вероисповеданий, а также для принятия многочисленных паломников. Да, Бог некогда заключил завет с древними иудеями, сделавшими Иерусалим своей столицей. Но точно так же, по воле Божией, утвердился там Новый Израиль -- Церковь Христова. Во Святом городе находятся православный Иерусалимский патриархат и другие христианские духовные центры. Многие арабы являются христианами; есть таковые и среди жителей еврейских районов Израиля. Никак нельзя игнорировать многовековое присутствие в Палестине мусульман.

Всем известно, что Иерусалим содержит святыни трех мировых религий. Именно поэтому он должен быть окружен особой заботой, дабы воистину стать городом мира и братства. Однако мы знаем: сегодня до прочного мира в Иерусалиме очень далеко. С болью переживая трагические события на Ближнем Востоке, наша Церковь, как и многие другие религиозные и общественные силы мира, старается поддерживать диалог с политиками, дабы поспособствовать преодолению вражды, омрачающей жизнь Святого города. Несмотря на недавние позитивные шаги, сделавшие возможным само обсуждение проблемы Иерусалима, очевидно, что стороны конфликта вряд ли пойдут на уступки в вопросе о суверенитете над Старым городом и особенно над местом, которое евреи именуют Храмовой горой, а арабы -- окрестностями мечети Аль-Акса. В то же время нельзя более игнорировать проблему, которая практически лишает народы Ближнего Востока надежды на примирение. Поэтому я и высказал предложение, что международному сообществу стоит подумать о взятии на себя большей ответственности за поддержание мира во Святом городе. При этом, конечно, не следует воздвигать в нем некоего подобия Берлинской стены -- я все-таки надеюсь, что жители Иерусалима смогут сосуществовать в городе, сообща решая вопросы управления им и сохраняя открытым доступ ко всем святыням -- христианским, мусульманским, иудейским. Молюсь об этом, помня слова Псалмопевца Давида: "Просите мира Иерусалиму" (Пс. 121.6).

С.Ч.: Некоторые наблюдатели считают, что христианская полиция могла бы контролировать некую нейтральную зону в Иерусалиме. Что вы думаете по этому поводу?

Алексий Второй: Не стал бы давать конкретных политических рецептов -- вырабатывать их должны прежде всего сами жители многонациональной Святой земли, их национальные руководители, а также международные посредники. Надеюсь, что Россия, как многолетний активный участник ближневосточного урегулирования, будет и далее созидательно влиять на события, происходящие в регионе. Попытка "отодвинуть" отечественную дипломатию от мирного процесса, на мой взгляд, является одной из причин его неуспеха. Возможно, именно сейчас для нашей страны настало время проявить инициативу.

Впрочем, забота о мире не может быть делом исключительно политиков. По моему глубокому убеждению, непосредственным участникам переговоров следует чаще встречаться и советоваться с лидерами различных общественных сил, с учеными и религиозными деятелями, представляющими как общины верующих самой Святой земли, так и те духовные сообщества, которые связаны с этой землей многовековыми узами.

Нужна ли особая "христианская полиция"? Лучше, наверное, поддерживать законность и безопасность объединенными силами людей, принадлежащих к разным этносам и религиям, если это еще возможно в условиях нынешнего обострения вражды. Но, опять же, практическую вероятность такого развития событий пусть определят государственные мужи, правоохранители и дипломаты.

С.Ч.: Ваше Святейшество, не является ли данный конфликт вокруг Иерусалима предтечей времен, предсказанных в Откровении Иоанна Богослова и в церковных преданиях? Ведь так называемый Антихрист должен объединить разные государства, построить главный храм в Иерусалиме и сесть в нем как "царь царей"? Не опасно ли в этой связи пытаться создать на месте Иерусалима международный город?

Алексий Второй: Любой конфликт, любое вооруженное противостояние являются греховным бунтом против Бога, а потому в некоторым смысле приближают апокалиптические времена. Но именно поэтому я бы не стал связывать мирный процесс с пророчествами об Антихристе. Если будет достигнут действительно справедливый мир, если город будет управляться открыто, на пользу всем тамошним жителям и прибывающим туда паломникам, если последователи каждой религии, в том числе православные христиане, будут иметь возможность поклоняться Богу, проповедовать, благочестиво жить -- нам нечего бояться. Ведь люди подпадут под власть апокалиптического "зверя" не без собственной воли. И вместо того, чтобы искать внешние знаки исполнения времен, нам следует чаще заглядывать в свои души, распознавая в них всходы греха и заблуждения. Человека, твердо стоящего в вере, Господь не предаст в руки Антихриста.

С.Ч.: Планирует ли Русская православная церковь какие-нибудь переговоры с лидерами Израиля и Палестины? Многие опасаются, что посредничество в переговорном процессе духовных лидеров может перевести конфликт из политической в религиозную плоскость. Вы разделяете эти опасения?

Алексий Второй: Я неоднократно встречался и с государственными лидерами Израиля, и с руководством Палестинской национальной администрации. На каждой такой встрече затрагиваются вопросы ближневосточного урегулирования. Не обхожу стороной этот вопрос и при контактах с руководителями и послами западных стран, арабских государств. Положительно повлиять на ход мирного процесса стараются многие религиозные лидеры мира, включая глав христианских общин во Святой земле. Глубоко убежден, что подобное влияние не только не несет в себе никакой опасности, но способно самым существенным образом укрепить надежды на достижение мира. Ведь опасность межрелигиозного конфликта преодолевается как раз диалогом духовных лидеров друг с другом, равно как и их контактами с политиками, от которых зависит принятие решений. Сегодня чувствами верующих нередко пытаются злоупотребить для разжигания вражды. И поэтому особенно важно, чтобы религиозные деятели, руководящие общинами христиан, мусульман, иудеев, сообща противостояли ненависти и вместе находили пути, ведущие к примирению и соработничеству.

С.Ч.: Палестинская сторона недавно передала Русской православной церкви несколько святынь на территории Израиля. Не могли бы вы рассказать о них подробнее? От кого исходила инициатива организовать передачу этих святынь? Многие в России считают, что определенную роль здесь сыграла супруга Ясира Арафата -- Суха, христианка. Действительно ли это так?

Алексий Второй: Господин Арафат поддерживает тесные связи с Русской православной церковью на протяжении десятилетий, и когда палестинцам удалось добиться учреждения самостоятельной администрации, это открыло возможность восстановления исторической справедливости -- возвращения в 1998 году законному владельцу монастыря Живоначальной Троицы в Хевроне, а в начале 2000 года -- обители в Иерихоне. Эти места богопочитания были утверждены на средства русских верующих, но затем оказались присвоены Русской зарубежной церковью, которая даже не допускала туда русских паломников для молитвы и богослужения. Когда Палестинская национальная администрация приняла решение вернуть святыни нашей Церкви, мы ответили на это с благодарностью. Сейчас и в Иерихоне, и в Хевроне, несмотря на крайне сложную обстановку, совершаются богослужения, эти места посещают паломники.

С.Ч.: Иерусалим является духовным центром человечества, здесь проповедовал Иисус, именно новый Иерусалим станет столицей Царства Божия после второго пришествия Господа Иисуса Христа. Все основные религии сегодня представлены в Иерусалиме. Не могли бы вы рассказать подробнее о том, как они сосуществуют в городе? Как регулируется доступ верующих на Храмовую гору? Как совершается богослужение в храме Гроба Господня? Могут ли присутствовать на пасхальной литургии, когда по молитвам православного патриарха на верующих нисходит благодатный огонь, католики, иудеи или мусульмане?

Алексий Второй: Пока доступ верующих к святыням обеспечивается вполне мирно. Потоки паломников, принадлежащих к каждой из трех религий, мало пересекаются. Мусульмане имеют охраняемое пространство у мечети Аль-Акса, иудеи приходят к Стене Плача, христиане посещают свои храмы, которых, как вы знаете, множество и в Старом городе, и по всей Святой земле. Главным из них, конечно, является храм Гроба Господня, где есть специально отведенные места для молитвы православных, католиков, армян и так далее. Русские архиереи и пастыри, прибывая во Святой город, служат у Гроба Господня по благословению Иерусалимского патриарха. Православные храмы открыты для всех, поэтому на пасхальную службу могут прийти и христиане других исповеданий, и последователи иных религий, и неверующие. Впрочем, участвовать в богослужении может только православный христианин.

Надеюсь, что будет соблюдаться нынешний статус святых мест, позволяющий христианам, мусульманам, иудеям заботиться о них и совершать молитву согласно вековым традициям и установлениям. Именно сохранение этого статуса до сих пор позволяло избежать межрелигиозных столкновений в Иерусалиме. Они не произойдут и в будущем, если только в отношения между верующими не вмешается политическая и национальная вражда.

С.Ч.: Как вам видится дальнейшее духовное развитие России на рубеже веков и тысячелетий?

Алексий Второй: После драматического и даже трагического ХХ века мы становимся на путь примирения и совместной работы ради возрождения Отечества. Сегодня жизнь России складывается по-прежнему непросто. Надо искать новое место в мире, надо преодолевать экономический, социальный, демографический, моральный кризис, оставшийся в наследство от уходящего столетия. Но налицо и очевидные признаки духовного воскресения -- люди стали понимать, что без духовного обновления, без обретения внутреннего нравственного стержня нам не поднять страны. Напомню слова святого апостола Павла: "Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света" (Рим. 13.12). Силы у народа есть -- я вижу это, когда посещаю епархии Русской церкви. Дай Бог, чтобы мы смогли употребить свои силы не на взаимные распри, а на созидание.

СЕРГЕЙ ЧЕРЕПОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама