23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Проверка на дорогах"

Архивная публикация 2002 года: "Проверка на дорогах"

Когда начальник российской ГИБДД генерал-лейтенант милиции Владимир Федоров вышел на большую дорогу и собственноручно стал снимать незаконные мигалки с "крутых" машин, сердце простого россиянина дрогнуло. И хотя о любви к автоинспекции говорить, конечно, не приходится, но уважать ее чуточку больше обычного стали -- это точно."Автоманией" главный автоинспектор страны, по его собственному выражению, страдал с детства. Страсть к собирательству значков, марок и конфетных фантиков с автомобильной тематикой у 55-летнего Федорова не угасла до сих пор. Правда, на права он в свое время сдавал аж трижды. "Учиться водить машину начал, когда мне еще восемнадцати не было, экзамены сдал в феврале 1964 года, а за правами пришел в сентябре, в день совершеннолетия. А мне говорят: "Москва изменила условия, экзамены надо пересдать". Сдал. Поехал в первый самостоятельный рейс на служебном "москвиче" и опрокинулся. После этого циркового трюка меня прав лишили на полгода".
Я интересуюсь подробностями опрокидывания. "Как опрокинулся? А как люди вообще опрокидываются?" -- Федоров спрашивает с такой интонацией, будто я только и делаю, что на день по нескольку раз опрокидываюсь, а потому должна знать все нюансы этого захватывающего действа. "Лиханул, и все. Колеса по обочине пошли, я резко вывернул руль в другую сторону, создался крутящий момент, притормозил, триста шестьдесят градусов вокруг собственной оси и снова на колеса. Сижу я у этого разбитого корыта, мимо проехало -- как сейчас помню -- 14 машин. Тринадцать водителей спросили: ты что, пьян? И только один поинтересовался: чем могу помочь? Это на всю жизнь запомнил".
Федоров родился в Петрозаводске, откуда рукой подать -- всего 400 километров -- до Ленинграда. Мать работала экономистом, отец -- связистом и ни разу, что называется, руля в руках не держал. Так что откуда в нем автомобильная жилка, Владимир Александрович гадает до сих пор.
Закончив семь классов, Федоров поступил в техникум -- хотел сначала в железнодорожный, но оказался в автодорожном. Потом жизнь покатилась: пять лет учебы, работа диспетчером в Карельском транспортном управлении, поступление в Ленинградский инженерно-строительный институт на факультет автомобильного транспорта.
Инна Лукьянова: Владимир Александрович, так вы, можно сказать, практически "товарищ питерец"?
Владимир Федоров: Да, с Ленинградом многое у меня связано: я в Ленинграде женился, в Ленинграде сын родился. Там сейчас работают практически все мои однокашники. Правда, окончив институт, вернулся в Петрозаводск -- другого выбора не было. Хотя мне предлагали в аспирантуре остаться: если хвастаться, у меня три диплома с отличием -- техникум, институт, а уже позднее Академия МВД. Но у меня дитя было на руках: надо было кормить. (Кстати, говоря "у меня", Владимир Александрович ничуть не лукавит: закончив институт годом раньше жены, Федоров с сыном вернулся в Петрозаводск и все это время был работающим папой, совмещая службу с заботой о малыше.)
Когда в родном транспортном управлении мне сказали, что, мол, жилья не будет и не жди, я решил пойти в милицию. Ходили слухи, что квартиры там дают быстрее. Так я оказался в ГАИ -- работал инженером по организации дорожного движения и был во всей карельской системе ГАИ третьим человеком, имевшим высшее образование: начальник был с образованием, заместитель начальника, ну и я.
И.Л.: Вас, наверное, очень ценили
В.Ф.: Во всяком случае, карьеру я сделал быстро. Спустя всего четыре года стал заместителем начальника ГАИ республики и только тогда получил свою первую квартиру.
И.Л.: Получается, что пороху вы не нюхали, инспектором на улице не стояли?
В.Ф.: Еще как нюхал. Коллектив наш был маленький, народу постоянно не хватало. Каждую пятницу и субботу шеф расписывал всех по постам независимо от чинов и званий -- и все стояли как миленькие. Так что я и на посту стоял, и трупы оформлял, приходилось делать все.
В ГАИ я отработал одиннадцать лет, потом оказался в дежурной части Министерства внутренних дел Карелии, дослужился до должности заместителя министра. Никакой ноги или руки мохнатой у меня не было, можно сказать, что на службу я был принят с понижением: мне предложили должность начальника отдела дорожно-патрульной службы в Главном управлении ГАИ Союза. Что такое ДПС -- профессионалы знают. Это самый сложный участок работы. Я три месяца в нем отработал, и меня загнали в Степанакерт -- заместителем коменданта района чрезвычайного положения. А девятого апреля 1990 года назначили заместителем начальника ГАИ России. Потом завертелся водоворот событий: путч, упразднение союзного министерства, создание коллектива российской ГАИ.
И.Л.: В семье у вас все в порядке?
В.Ф.: Слава Богу. Я уже дважды дед, а Станислав успешно занимается собственным бизнесом. Девиз его фирмы: "Надувательство и продажа воздуха". (Тут Федоров взял мхатовскую паузу.) Сфера деятельности -- воздушные шары и дирижабли. До него дирижаблей в новой России не было, сын первый построил. А на воздушном шаре я даже летал: садиться, правда, сложно, но лететь -- хорошо.
И.Л.: Много говорится о профилактике Госавтоинспекцией ДТП, но, похоже, аварий за последние 10 лет меньше не стало.
В.Ф.: Ну зачем вы нас так обижаете? На самом деле аварий меньше стало. При таком масштабном росте транспорта, который наблюдается сейчас, мы -- по логике -- должны констатировать увеличение числа погибших и раненых в ДТП. Между тем если бы уровень аварийности не снижался в течение 10 лет, то за период с 1991 по 2000 год погибло бы на 42 тысячи человек больше.
Когда я принял Россию (будем так говорить), каждое четвертое происшествие случалось по вине пьяных, сейчас -- каждое пятое. Это большой прорыв вперед -- люди стали больше контролировать свое поведение.
И.Л.: Я, как автолюбитель, хочу сказать, что, на мой взгляд, наверное, каждое второе ДТП происходит по вине пешеходов. Под колеса летят аки мухи к меду. Вот с кем бы вам профилактически поработать
В.Ф.: Согласно статистике, в целом по России в 70% ДТП виновны водители. В городах -- 70% ДТП случается по вине пешеходов. Так что, возможно, вы и правы. Только знаете что я скажу: каждый третий сбитый пешеход -- только что вышедший из собственной машины водитель. Вы обратите внимание, насколько у вас теряется бдительность и реакция, когда вы не за рулем, а потом жалуйтесь.
И.Л.: Что касается алкоголя -- после скольких бокалов вина человек считается пьяным за рулем?
В.Ф.: К большому нашему сожалению, мы пока остаемся одной из немногих стран, в которой попросту не существует норматива содержания алкоголя в крови. Выражаясь нашим языком, нулевое пьянство.
Два года назад наши медики все же такой норматив дали -- 0,2 промилле. Но глубокоуважаемая мною Дума отказалась принять соответствующий закон, мотивируя тем, что, дескать, русскому человеку дай послабление -- и он будет упиваться. Я говорю: "Ребята, мы уже боролись с пьянством в 1989 году, и что, меньше пить стали? Наоборот, больше. Да что там, еще Петр I говорил: "Жесткость российских законов целиком компенсируется их невыполнением".
Мое глубокое убеждение -- у нас не должно быть нулевой границы пьянства, когда теоретически вас за полбокала шампанского могут признать пьяным. Должны быть границы, во всем мире они есть -- это примерно 0,3 промилле. В тех же немецких пивных на выходе всегда стоит автомат -- дуй и определяй степень опьянения. Поэтому мы сами делаем свою страну пьяной.
И.Л.: 0,3 промилле -- это сколько бокалов шампанского?
В.Ф.: Все очень индивидуально. Например, я в Брюсселе выпил три бокала пива, для моего организма это было 0,12 промилле. Я мог бы спокойно четвертый выпить, а потом сесть за руль. Так что все зависит от организма, от продолжительности возлияний, от закуски, от настроения -- много от чего зависит
И.Л.: А как быть с тем фактом, что инспектор, остановив, никогда не задержит пьяного водителя, имеющего в кармане удостоверение сотрудника МВД, ФСБ или любой другой "высокопоставленный" документ?
В.Ф.: На самом деле такая проблема существует. Согласитесь, не каждый сержант имеет смелость связаться с высокопоставленным чиновником или сотрудником МВД. Потому мы и выходим с моими заместителями-генералами на трассы -- не для того, чтобы паблисити заработать, а чтобы вдохнуть силы в наших сотрудников, дать им понять, что мы их поддерживаем и будем защищать от нападок сильных мира сего.
Только дело тут не только и не столько в инспекторах, не в том, что остановят -- не остановят, задержат -- не задержат. Почему люди не понимают, что, извините, в гробу все одинаковы -- независимо от статуса и рангов?
И.Л.: Неужели вы сами ни разу не ездили за рулем выпивши?
В.Ф.: Никогда в жизни. Честно. Установка такая. Ремнем не всегда пристегиваюсь, погонять люблю, но пьяным -- никогда.
И.Л.: Как вы боретесь с коррупцией в своих рядах?
В.Ф.: А что вы понимаете под коррупцией? По-моему, это когда все куплены сверху донизу. У нас такого нет. А то, что вы имеете в виду (так называемые штрафы на дорогах), так это не коррупция, это -- щипачество. С другой стороны, поставь вас в такие условия, когда нищенскую зарплату в 1500--2000 тысячи рублей по два-три месяца не платят, я бы посмотрел, с которого раза вы бы взяли
И.Л.: То есть вы оправдываете своих подчиненных?
В.Ф.: В первую очередь я не оправдываю тех, кто дает эти взятки. Не подкупайте. Я считаю: нарушил -- рассчитайся с государством. Но у нас пока для многих изъятие прав равносильно потере партбилета в советское время. Вы, например, часто платите?
И.Л.: На Кутузовском и Можайке, по которым я каждый день езжу на работу и обратно и где вы проводили показательную борьбу с мигалками, "договор" с инспекторами практикуется довольно часто.
В.Ф. (заметно суровеет): И что, вы всем платите, да? Или через одного? А вы попробуйте хоть раз не платить, для разнообразия.
И.Л.: Раз уже попробовала -- забрали права. И не потому, что инспектор такой честный попался. А потому, что просто реально не оказалось в кошельке наличных денег. Инспектор минут двадцать не хотел этому верить, а потом составил протокол.
В.Ф.: Между тем, хочу вам сказать, не все инспектора покупаются и продаются. Я родом из той республики, где вообще взяток не берут. Более того, я убежден, что существует географический принцип взяточничества. Весь юг берет, в Москве берут. А начиная с Питера и дальше в Сибирь, поверьте мне, это случается крайне редко. Бутылку вместе выпить могут -- это да. И потом, там же людям платить нечем. Это, извиняюсь, Москва от больших денег дуреет, а когда в той же Чите зарплату не платят по полгода, там и взяток брать не с кого.
И.Л.: Вот вы сказали, что коррупции у вас нет. А между тем на днях Счетная палата огласила результаты проверки ГИБДД, заявив, что были обнаружены масштабные злоупотребления
В.Ф.: Этого не может быть по одной простой причине: у ГИБДД нет собственных средств вообще. Ни копейки в собственное распоряжение к нам не поступает. И все мы получаем зарплату в финансовой службе МВД по обыкновенной ведомости. В отчете Счетной палаты речь шла о нецелевом использовании средств на нужды ГИБДД. Якобы на покупку автомобилей было запланировано 13 миллионов рублей, а куплено на 27 миллионов. Но все эти машины -- в работе, ни одна не ушла в личное пользование к какому-нибудь сотруднику. И вообще, чтобы вы знали: от нашей государственности у нас только одно имя -- государственная инспекция. На 95% нас содержат местные бюджеты субъектов федерации, которые Счетная палата не проверяет. Кстати, по результатам этой проверки нас хотят послушать на комитете Госдумы по законности и правопорядку. Будем отчитываться.
И.Л.: Кроме пресловутых трех "Анн" и "Ольг" на номерах существуют еще какие-то серии, к которым ваши подчиненные испытывают пиетет?
В.Ф.: Во-первых, категорически хочу сказать, что ни "Анны", ни "Ольги" не значат ровным счетом ничего. Ну, правда, у меня некоторое время назад была "Нива" с "Ольгами", так меня несколько раз останавливали.
Это просто магия чисел и букв, которая в России существует давно. Каждый хочет себе номер покрасивее. У меня есть один знакомый, который героически просит номер, который совпадал бы с номером его квартиры. А Павел Буре недавно попросил номер с серией ХХХ.
Одно могу сказать: когда что-то на дороге происходит и инспекторам приходится разбираться, они все делают по правилам, невзирая на должности и номерные серии.
Вот на днях один господин сенатор звонил с дороги. Естественно, я не стал с ним разговаривать. Ну что? Вытряхнули из машины, все как положено, водителя -- на экспертизу. Игра по правилам. Единственное только, к числу "святых" относятся номера с флагом, хотя в прошлом году мы ни много ни мало, изъяли 16 таких поддельных номеров. Завели уголовные дела, сейчас расследуют, даст Бог, выйдут на изготовителей.
Для себя мы ввели синие номера. Не в последнюю очередь для того, чтобы люди видели, что это машина милицейская и если что -- сообщали о нарушениях. Например, мою машину дважды останавливали и просили помощи. Люди должны знать, что сидящий в машине с синими номерами всегда обязан оказать помощь.
И.Л.: И что, вот просто так махнули рукой и остановили машину начальника ГИБДД России генерала Федорова?
В.Ф.: Конечно. В одном случае якобы гражданин с пистолетом бегал около "Орленка", во втором -- женщину сбили.
И.Л.: Выходя на большую дорогу -- Кутузовский, Ленинградский проспекты, снимая мигалки с машин и отбирая незаконные спецталоны, неужели вы не осознавали всю бессмысленность этих действий? Я больше чем уверена, что за углом мигалки водворялись на место
В.Ф.: Все это, конечно, так. Решение проблемы, увы, не от нас зависит. Это должно решаться на законодательном уровне. А наши доблестные депутаты заниматься этим не хотят. Сейчас повесить себе мигалку может любой, у кого есть деньги на ее покупку. И до первого июля мы даже не имеем права их конфисковывать. Максимум -- можем попросить снять. Но с лета все изменится: согласно новому административному кодексу мы имеем право конфискации. Кстати, изменения в КоАП, как бы там господин Похмелкин и прочие ни рядили, что это они пробили, во многом идея наша. Мы еще в 1998 году просили родное правительство об этом.
И.Л.: Такая забота о нарушителях? Ведь теперь ваши подчиненные лишаются права задерживать водительские удостоверения...
В.Ф. Мы в первую очередь заботимся о том, чтобы было меньше конфликтов и меньше поводов давать нашим взятки. Я, конечно, отдаю себе отчет, что штрафы будут платить только 30% нарушителей -- самые сознательные. На оставшиеся 70% есть служба судебных приставов. Но делать из нас мальчиков, которые все берут -- вы сами вот рассказываете -- зачем?
И.Л.: Кстати, а вы с мигалкой ездите?
В.Ф.: Пока да. Но если мне завтра скажут, что не положено, -- буду ездить без нее. Точнее, так: перекрасим машину в сине-белый цвет, под патрульную. А на патрульный транспорт установка маяков разрешена.

Когда начальник российской ГИБДД генерал-лейтенант милиции Владимир Федоров вышел на большую дорогу и собственноручно стал снимать незаконные мигалки с "крутых" машин, сердце простого россиянина дрогнуло. И хотя о любви к автоинспекции говорить, конечно, не приходится, но уважать ее чуточку больше обычного стали -- это точно."Автоманией" главный автоинспектор страны, по его собственному выражению, страдал с детства. Страсть к собирательству значков, марок и конфетных фантиков с автомобильной тематикой у 55-летнего Федорова не угасла до сих пор. Правда, на права он в свое время сдавал аж трижды. "Учиться водить машину начал, когда мне еще восемнадцати не было, экзамены сдал в феврале 1964 года, а за правами пришел в сентябре, в день совершеннолетия. А мне говорят: "Москва изменила условия, экзамены надо пересдать". Сдал. Поехал в первый самостоятельный рейс на служебном "москвиче" и опрокинулся. После этого циркового трюка меня прав лишили на полгода".

Я интересуюсь подробностями опрокидывания. "Как опрокинулся? А как люди вообще опрокидываются?" -- Федоров спрашивает с такой интонацией, будто я только и делаю, что на день по нескольку раз опрокидываюсь, а потому должна знать все нюансы этого захватывающего действа. "Лиханул, и все. Колеса по обочине пошли, я резко вывернул руль в другую сторону, создался крутящий момент, притормозил, триста шестьдесят градусов вокруг собственной оси и снова на колеса. Сижу я у этого разбитого корыта, мимо проехало -- как сейчас помню -- 14 машин. Тринадцать водителей спросили: ты что, пьян? И только один поинтересовался: чем могу помочь? Это на всю жизнь запомнил".

Федоров родился в Петрозаводске, откуда рукой подать -- всего 400 километров -- до Ленинграда. Мать работала экономистом, отец -- связистом и ни разу, что называется, руля в руках не держал. Так что откуда в нем автомобильная жилка, Владимир Александрович гадает до сих пор.

Закончив семь классов, Федоров поступил в техникум -- хотел сначала в железнодорожный, но оказался в автодорожном. Потом жизнь покатилась: пять лет учебы, работа диспетчером в Карельском транспортном управлении, поступление в Ленинградский инженерно-строительный институт на факультет автомобильного транспорта.

Инна Лукьянова: Владимир Александрович, так вы, можно сказать, практически "товарищ питерец"?

Владимир Федоров: Да, с Ленинградом многое у меня связано: я в Ленинграде женился, в Ленинграде сын родился. Там сейчас работают практически все мои однокашники. Правда, окончив институт, вернулся в Петрозаводск -- другого выбора не было. Хотя мне предлагали в аспирантуре остаться: если хвастаться, у меня три диплома с отличием -- техникум, институт, а уже позднее Академия МВД. Но у меня дитя было на руках: надо было кормить. (Кстати, говоря "у меня", Владимир Александрович ничуть не лукавит: закончив институт годом раньше жены, Федоров с сыном вернулся в Петрозаводск и все это время был работающим папой, совмещая службу с заботой о малыше.)

Когда в родном транспортном управлении мне сказали, что, мол, жилья не будет и не жди, я решил пойти в милицию. Ходили слухи, что квартиры там дают быстрее. Так я оказался в ГАИ -- работал инженером по организации дорожного движения и был во всей карельской системе ГАИ третьим человеком, имевшим высшее образование: начальник был с образованием, заместитель начальника, ну и я.

И.Л.: Вас, наверное, очень ценили

В.Ф.: Во всяком случае, карьеру я сделал быстро. Спустя всего четыре года стал заместителем начальника ГАИ республики и только тогда получил свою первую квартиру.

И.Л.: Получается, что пороху вы не нюхали, инспектором на улице не стояли?

В.Ф.: Еще как нюхал. Коллектив наш был маленький, народу постоянно не хватало. Каждую пятницу и субботу шеф расписывал всех по постам независимо от чинов и званий -- и все стояли как миленькие. Так что я и на посту стоял, и трупы оформлял, приходилось делать все.

В ГАИ я отработал одиннадцать лет, потом оказался в дежурной части Министерства внутренних дел Карелии, дослужился до должности заместителя министра. Никакой ноги или руки мохнатой у меня не было, можно сказать, что на службу я был принят с понижением: мне предложили должность начальника отдела дорожно-патрульной службы в Главном управлении ГАИ Союза. Что такое ДПС -- профессионалы знают. Это самый сложный участок работы. Я три месяца в нем отработал, и меня загнали в Степанакерт -- заместителем коменданта района чрезвычайного положения. А девятого апреля 1990 года назначили заместителем начальника ГАИ России. Потом завертелся водоворот событий: путч, упразднение союзного министерства, создание коллектива российской ГАИ.

И.Л.: В семье у вас все в порядке?

В.Ф.: Слава Богу. Я уже дважды дед, а Станислав успешно занимается собственным бизнесом. Девиз его фирмы: "Надувательство и продажа воздуха". (Тут Федоров взял мхатовскую паузу.) Сфера деятельности -- воздушные шары и дирижабли. До него дирижаблей в новой России не было, сын первый построил. А на воздушном шаре я даже летал: садиться, правда, сложно, но лететь -- хорошо.

И.Л.: Много говорится о профилактике Госавтоинспекцией ДТП, но, похоже, аварий за последние 10 лет меньше не стало.

В.Ф.: Ну зачем вы нас так обижаете? На самом деле аварий меньше стало. При таком масштабном росте транспорта, который наблюдается сейчас, мы -- по логике -- должны констатировать увеличение числа погибших и раненых в ДТП. Между тем если бы уровень аварийности не снижался в течение 10 лет, то за период с 1991 по 2000 год погибло бы на 42 тысячи человек больше.

Когда я принял Россию (будем так говорить), каждое четвертое происшествие случалось по вине пьяных, сейчас -- каждое пятое. Это большой прорыв вперед -- люди стали больше контролировать свое поведение.

И.Л.: Я, как автолюбитель, хочу сказать, что, на мой взгляд, наверное, каждое второе ДТП происходит по вине пешеходов. Под колеса летят аки мухи к меду. Вот с кем бы вам профилактически поработать

В.Ф.: Согласно статистике, в целом по России в 70% ДТП виновны водители. В городах -- 70% ДТП случается по вине пешеходов. Так что, возможно, вы и правы. Только знаете что я скажу: каждый третий сбитый пешеход -- только что вышедший из собственной машины водитель. Вы обратите внимание, насколько у вас теряется бдительность и реакция, когда вы не за рулем, а потом жалуйтесь.

И.Л.: Что касается алкоголя -- после скольких бокалов вина человек считается пьяным за рулем?

В.Ф.: К большому нашему сожалению, мы пока остаемся одной из немногих стран, в которой попросту не существует норматива содержания алкоголя в крови. Выражаясь нашим языком, нулевое пьянство.

Два года назад наши медики все же такой норматив дали -- 0,2 промилле. Но глубокоуважаемая мною Дума отказалась принять соответствующий закон, мотивируя тем, что, дескать, русскому человеку дай послабление -- и он будет упиваться. Я говорю: "Ребята, мы уже боролись с пьянством в 1989 году, и что, меньше пить стали? Наоборот, больше. Да что там, еще Петр I говорил: "Жесткость российских законов целиком компенсируется их невыполнением".

Мое глубокое убеждение -- у нас не должно быть нулевой границы пьянства, когда теоретически вас за полбокала шампанского могут признать пьяным. Должны быть границы, во всем мире они есть -- это примерно 0,3 промилле. В тех же немецких пивных на выходе всегда стоит автомат -- дуй и определяй степень опьянения. Поэтому мы сами делаем свою страну пьяной.

И.Л.: 0,3 промилле -- это сколько бокалов шампанского?

В.Ф.: Все очень индивидуально. Например, я в Брюсселе выпил три бокала пива, для моего организма это было 0,12 промилле. Я мог бы спокойно четвертый выпить, а потом сесть за руль. Так что все зависит от организма, от продолжительности возлияний, от закуски, от настроения -- много от чего зависит

И.Л.: А как быть с тем фактом, что инспектор, остановив, никогда не задержит пьяного водителя, имеющего в кармане удостоверение сотрудника МВД, ФСБ или любой другой "высокопоставленный" документ?

В.Ф.: На самом деле такая проблема существует. Согласитесь, не каждый сержант имеет смелость связаться с высокопоставленным чиновником или сотрудником МВД. Потому мы и выходим с моими заместителями-генералами на трассы -- не для того, чтобы паблисити заработать, а чтобы вдохнуть силы в наших сотрудников, дать им понять, что мы их поддерживаем и будем защищать от нападок сильных мира сего.

Только дело тут не только и не столько в инспекторах, не в том, что остановят -- не остановят, задержат -- не задержат. Почему люди не понимают, что, извините, в гробу все одинаковы -- независимо от статуса и рангов?

И.Л.: Неужели вы сами ни разу не ездили за рулем выпивши?

В.Ф.: Никогда в жизни. Честно. Установка такая. Ремнем не всегда пристегиваюсь, погонять люблю, но пьяным -- никогда.

И.Л.: Как вы боретесь с коррупцией в своих рядах?

В.Ф.: А что вы понимаете под коррупцией? По-моему, это когда все куплены сверху донизу. У нас такого нет. А то, что вы имеете в виду (так называемые штрафы на дорогах), так это не коррупция, это -- щипачество. С другой стороны, поставь вас в такие условия, когда нищенскую зарплату в 1500--2000 тысячи рублей по два-три месяца не платят, я бы посмотрел, с которого раза вы бы взяли

И.Л.: То есть вы оправдываете своих подчиненных?

В.Ф.: В первую очередь я не оправдываю тех, кто дает эти взятки. Не подкупайте. Я считаю: нарушил -- рассчитайся с государством. Но у нас пока для многих изъятие прав равносильно потере партбилета в советское время. Вы, например, часто платите?

И.Л.: На Кутузовском и Можайке, по которым я каждый день езжу на работу и обратно и где вы проводили показательную борьбу с мигалками, "договор" с инспекторами практикуется довольно часто.

В.Ф. (заметно суровеет): И что, вы всем платите, да? Или через одного? А вы попробуйте хоть раз не платить, для разнообразия.

И.Л.: Раз уже попробовала -- забрали права. И не потому, что инспектор такой честный попался. А потому, что просто реально не оказалось в кошельке наличных денег. Инспектор минут двадцать не хотел этому верить, а потом составил протокол.

В.Ф.: Между тем, хочу вам сказать, не все инспектора покупаются и продаются. Я родом из той республики, где вообще взяток не берут. Более того, я убежден, что существует географический принцип взяточничества. Весь юг берет, в Москве берут. А начиная с Питера и дальше в Сибирь, поверьте мне, это случается крайне редко. Бутылку вместе выпить могут -- это да. И потом, там же людям платить нечем. Это, извиняюсь, Москва от больших денег дуреет, а когда в той же Чите зарплату не платят по полгода, там и взяток брать не с кого.

И.Л.: Вот вы сказали, что коррупции у вас нет. А между тем на днях Счетная палата огласила результаты проверки ГИБДД, заявив, что были обнаружены масштабные злоупотребления

В.Ф.: Этого не может быть по одной простой причине: у ГИБДД нет собственных средств вообще. Ни копейки в собственное распоряжение к нам не поступает. И все мы получаем зарплату в финансовой службе МВД по обыкновенной ведомости. В отчете Счетной палаты речь шла о нецелевом использовании средств на нужды ГИБДД. Якобы на покупку автомобилей было запланировано 13 миллионов рублей, а куплено на 27 миллионов. Но все эти машины -- в работе, ни одна не ушла в личное пользование к какому-нибудь сотруднику. И вообще, чтобы вы знали: от нашей государственности у нас только одно имя -- государственная инспекция. На 95% нас содержат местные бюджеты субъектов федерации, которые Счетная палата не проверяет. Кстати, по результатам этой проверки нас хотят послушать на комитете Госдумы по законности и правопорядку. Будем отчитываться.

И.Л.: Кроме пресловутых трех "Анн" и "Ольг" на номерах существуют еще какие-то серии, к которым ваши подчиненные испытывают пиетет?

В.Ф.: Во-первых, категорически хочу сказать, что ни "Анны", ни "Ольги" не значат ровным счетом ничего. Ну, правда, у меня некоторое время назад была "Нива" с "Ольгами", так меня несколько раз останавливали.

Это просто магия чисел и букв, которая в России существует давно. Каждый хочет себе номер покрасивее. У меня есть один знакомый, который героически просит номер, который совпадал бы с номером его квартиры. А Павел Буре недавно попросил номер с серией ХХХ.

Одно могу сказать: когда что-то на дороге происходит и инспекторам приходится разбираться, они все делают по правилам, невзирая на должности и номерные серии.

Вот на днях один господин сенатор звонил с дороги. Естественно, я не стал с ним разговаривать. Ну что? Вытряхнули из машины, все как положено, водителя -- на экспертизу. Игра по правилам. Единственное только, к числу "святых" относятся номера с флагом, хотя в прошлом году мы ни много ни мало, изъяли 16 таких поддельных номеров. Завели уголовные дела, сейчас расследуют, даст Бог, выйдут на изготовителей.

Для себя мы ввели синие номера. Не в последнюю очередь для того, чтобы люди видели, что это машина милицейская и если что -- сообщали о нарушениях. Например, мою машину дважды останавливали и просили помощи. Люди должны знать, что сидящий в машине с синими номерами всегда обязан оказать помощь.

И.Л.: И что, вот просто так махнули рукой и остановили машину начальника ГИБДД России генерала Федорова?

В.Ф.: Конечно. В одном случае якобы гражданин с пистолетом бегал около "Орленка", во втором -- женщину сбили.

И.Л.: Выходя на большую дорогу -- Кутузовский, Ленинградский проспекты, снимая мигалки с машин и отбирая незаконные спецталоны, неужели вы не осознавали всю бессмысленность этих действий? Я больше чем уверена, что за углом мигалки водворялись на место

В.Ф.: Все это, конечно, так. Решение проблемы, увы, не от нас зависит. Это должно решаться на законодательном уровне. А наши доблестные депутаты заниматься этим не хотят. Сейчас повесить себе мигалку может любой, у кого есть деньги на ее покупку. И до первого июля мы даже не имеем права их конфисковывать. Максимум -- можем попросить снять. Но с лета все изменится: согласно новому административному кодексу мы имеем право конфискации. Кстати, изменения в КоАП, как бы там господин Похмелкин и прочие ни рядили, что это они пробили, во многом идея наша. Мы еще в 1998 году просили родное правительство об этом.

И.Л.: Такая забота о нарушителях? Ведь теперь ваши подчиненные лишаются права задерживать водительские удостоверения...

В.Ф. Мы в первую очередь заботимся о том, чтобы было меньше конфликтов и меньше поводов давать нашим взятки. Я, конечно, отдаю себе отчет, что штрафы будут платить только 30% нарушителей -- самые сознательные. На оставшиеся 70% есть служба судебных приставов. Но делать из нас мальчиков, которые все берут -- вы сами вот рассказываете -- зачем?

И.Л.: Кстати, а вы с мигалкой ездите?

В.Ф.: Пока да. Но если мне завтра скажут, что не положено, -- буду ездить без нее. Точнее, так: перекрасим машину в сине-белый цвет, под патрульную. А на патрульный транспорт установка маяков разрешена.

ИННА ЛУКЬЯНОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».