19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Псевдоним жизни"

Архивная публикация 2005 года: "Псевдоним жизни"

Недавно натолкнулся в метро на рекламу нового журнала, целиком посвященного сериалам. С «моей прекрасной няней» Анастасией Заворотнюк (вот ведь, выучил фамилию, хотя сериалов не смотрел никогда) на обложке. Выражаясь языком, которому меня когда-то учили в школе, в математическом спецклассе, этот журнал — производная второго порядка. Сериалы — производная жизни. Журнал о сериалах — производная производной. Сам факт издания такого журнала автоматически доказывает наличие в стране сериального бума. Сериалы засерили, простите, засериалили практически все российские телеканалы, за исключением кабельных спортивных или «Дискавери». А рейтинги сериалов показывают, что именно эта продукция является главным источником представлений о жизни для большинства россиян. То есть их мировоззренческим и социальным ориентиром.

Отсутствие достаточного количества сколько-нибудь интересных событий в собственной жизни человека или в жизни страны — главная причина такой любви населения к мыльным операм. Сериалы показывают нам две принципиально важные вещи. Во-первых, какой вообще бывает настоящая жизнь — с бурными страстями, любовью-ненавистью, амнезией, внезапным богатством и моментальным обнищанием. И во-вторых, как живут этой своей настоящей жизнью представители конкретных (порой — «чисто конкретных») профессий. Недаром в России появились и увенчались зрительским успехом сериалы, описывающие жизнь представителей профессий или социальных групп — от «Бригады» до «Таксистки» и от «Моей прекрасной няни» до совсем свежих «Отчаянных домохозяек».

При этом настоящей жизнью в сериалах является жизнь совершенно вымышленная. Просто в русском языке словосочетание «настоящая жизнь» означает не только «подлинную жизнь», но и «такую жизнь, какой она должна быть на самом деле». Вот жизнь в этом втором значении и привлекает народ. Каким-то героям сериалов хочется прямо-таки подражать (см. «Секс в большом городе»). Каким-то — сочувствовать (см. «Санта-Барбару»). К тому же сериалы сами по себе есть потрясающая метафора стабильности. Их показывают каждый день в один и тот же час. У многих сериалов даже совершенно иной, чем у всяких других произведений искусства или конвейерного ремесла, способ подсчета готовой продукции: «первый сезон сериала, второй сезон сериала, седьмой сезон сериала...». Тетя Валя из Тамбовской области чувствует, что она и есть рабыня Изаура, и пристально смотрит за жизнью товарки год, два, четыре. Так легче скоротать и собственную жизнь.

Поэтому сериалы — пропагандистское оружие убойной силы. В уста их героев власть может вложить все идеи, которые хочет донести до народных масс. И народ поверит словам какого-нибудь обаятельного братка больше, чем любому политику в стерилизованном ток-шоу на федеральном канале. Сериал — это способ разговора с народом на народном языке. И, может быть, единственный способ речи в сегодняшней России, который народ действительно воспринимает.

В конце советской эпохи в молодежной газете я вел специальную рубрику про сериалы. Называлась она «Простомария». В одно слово. Я нещадно ругал сериалы, а читатели писали гневные письма и нещадно ругали меня. Это была настоящая обратная связь. Потому что сериалы — псевдоним жизни, под которым обыватель пытается скрыть собственную боль и печаль, усталость и отсутствие надежды. Недаром советские люди придумали анекдот про город Санта-Барбару, в котором они хотят жить, потому что всех там знают...

Недавно натолкнулся в метро на рекламу нового журнала, целиком посвященного сериалам. С «моей прекрасной няней» Анастасией Заворотнюк (вот ведь, выучил фамилию, хотя сериалов не смотрел никогда) на обложке. Выражаясь языком, которому меня когда-то учили в школе, в математическом спецклассе, этот журнал — производная второго порядка. Сериалы — производная жизни. Журнал о сериалах — производная производной. Сам факт издания такого журнала автоматически доказывает наличие в стране сериального бума. Сериалы засерили, простите, засериалили практически все российские телеканалы, за исключением кабельных спортивных или «Дискавери». А рейтинги сериалов показывают, что именно эта продукция является главным источником представлений о жизни для большинства россиян. То есть их мировоззренческим и социальным ориентиром.

Отсутствие достаточного количества сколько-нибудь интересных событий в собственной жизни человека или в жизни страны — главная причина такой любви населения к мыльным операм. Сериалы показывают нам две принципиально важные вещи. Во-первых, какой вообще бывает настоящая жизнь — с бурными страстями, любовью-ненавистью, амнезией, внезапным богатством и моментальным обнищанием. И во-вторых, как живут этой своей настоящей жизнью представители конкретных (порой — «чисто конкретных») профессий. Недаром в России появились и увенчались зрительским успехом сериалы, описывающие жизнь представителей профессий или социальных групп — от «Бригады» до «Таксистки» и от «Моей прекрасной няни» до совсем свежих «Отчаянных домохозяек».

При этом настоящей жизнью в сериалах является жизнь совершенно вымышленная. Просто в русском языке словосочетание «настоящая жизнь» означает не только «подлинную жизнь», но и «такую жизнь, какой она должна быть на самом деле». Вот жизнь в этом втором значении и привлекает народ. Каким-то героям сериалов хочется прямо-таки подражать (см. «Секс в большом городе»). Каким-то — сочувствовать (см. «Санта-Барбару»). К тому же сериалы сами по себе есть потрясающая метафора стабильности. Их показывают каждый день в один и тот же час. У многих сериалов даже совершенно иной, чем у всяких других произведений искусства или конвейерного ремесла, способ подсчета готовой продукции: «первый сезон сериала, второй сезон сериала, седьмой сезон сериала...». Тетя Валя из Тамбовской области чувствует, что она и есть рабыня Изаура, и пристально смотрит за жизнью товарки год, два, четыре. Так легче скоротать и собственную жизнь.

Поэтому сериалы — пропагандистское оружие убойной силы. В уста их героев власть может вложить все идеи, которые хочет донести до народных масс. И народ поверит словам какого-нибудь обаятельного братка больше, чем любому политику в стерилизованном ток-шоу на федеральном канале. Сериал — это способ разговора с народом на народном языке. И, может быть, единственный способ речи в сегодняшней России, который народ действительно воспринимает.

В конце советской эпохи в молодежной газете я вел специальную рубрику про сериалы. Называлась она «Простомария». В одно слово. Я нещадно ругал сериалы, а читатели писали гневные письма и нещадно ругали меня. Это была настоящая обратная связь. Потому что сериалы — псевдоним жизни, под которым обыватель пытается скрыть собственную боль и печаль, усталость и отсутствие надежды. Недаром советские люди придумали анекдот про город Санта-Барбару, в котором они хотят жить, потому что всех там знают...

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».