24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Птичий базар"

Архивная публикация 2002 года: "Птичий базар"

Муниципальная реформа, которая началась 1 июня, направлена на укрепление позиций центра в регионах. Однако без кардинальной реформы госаппарата она может не состояться.С 1 по 4 июня в Москве проходит перепись. Переписывают, извините, соловьев. Очень вовремя, между прочим. Начинается лето, пора птичкам выходить на работу, дабы обеспечить жителям столицы комфортное времяпрепровождение в ночные часы. А специалисты по соловьям обеспокоены тем, что в центре города исполнять эти обязанности практически некому. Соловьев там практически не осталось. То ли условия работы не устраивают, то ли организации не хватает, то ли нелегально мигрируют в соседние регионы. Поэтому и решено провести перепись птичек, во всем разобраться, наказать виновных, назначить ответственного, правильно перераспределить полномочия. Если понадобится -- вернуть часть певчих на историческую родину и прекратить наконец самоуправство. Глядишь -- и наладится все. Петь будут по графику и в строго определенных местах. Как раньше.
Ровно с началом переписи соловьев совпал и старт еще одной реформы -- муниципальной. Дмитрий Козак решил дорисовать вертикаль власти до самого конца. Теперь она (то есть вертикаль) фактически упирается чуть ли не в каждый подъезд. В стране по аналогии с федеральными будут созданы муниципальные округа, которые возглавят назначаемые представителями муниципалитетов чиновники. Главы муниципальных округов получат возможность распоряжаться муниципальными бюджетами, которые отберут у всенародно избранных мэров. Таким образом центр собирается нейтрализовать "политических" градоначальников. Схема во многом повторяет трюк с нейтрализацией "политических" губернаторов с помощью новой схемы формирования Совфеда. Правда, в случае с мэрами власть пошла дальше -- в отличие от губернаторов у них еще и бюджет отобрали.
Разноголосицу в пении региональных законодателей центр собирается устранить похожим способом. Теперь все региональные Законодательные собрания (избранные и часто тоже "политические") будут подчиняться назначенному главе Совфеда. Раз в полгода новый Госсовет-2, куда войдут главы региональных Заксобов, будет собираться в Москве и "приводить в соответствие" свои законы. А если привести в соответствие не удастся, их, скорее всего, просто перепишут. Что и произойдет в ближайшем будущем с Конституцией Башкирии, которая "рихтовке" не поддалась.
Таким образом, Кремль довольно успешно (по крайней мере, с формальной точки зрения) решает задачу подконтрольности всех процессов в стране. Ведь если федеральные выборы можно как-то контролировать, то на уровне регионов (губернаторские выборы, выборы в Заксобы, избрание мэров) такая задача Кремлю сейчас не всегда под силу. Выход один -- максимально отстранить от реальной власти региональные выборные органы. Сначала -- губернаторов, затем -- мэров. Конечно, проще всего было бы взять и полностью отказаться от всяких там выборов. И денег тратится на такого рода мероприятия немерено, и шуму и неразберихи от этого -- уйма. Однако, как говорится, Заратустра не позволяет. Поэтому приходится учиться выборами управлять с одной стороны и нейтрализовывать влияние избранных органов -- с другой. Что, собственно, и происходит. Имея вполне послушную думу и ничего не решающие местные выборные органы, вполне можно чувствовать себя относительно уверенно.
В принципе подход вполне здравый. Стремление центра получить реальную и предсказуемую систему управления вполне понятно. Теоретически такая система должна быть и более эффективной, нежели политические выборные органы, где популистские мотивы значительно сильнее, нежели государевы интересы. Вопрос только в одном -- насколько эта система сможет быть обеспеченной вменяемыми исполнителями. На уровне существующей исполнительной вертикали пока, очевидно, не удается. Да-да, речь именно о реформе госаппарата, о повышении зарплат чиновникам и о замене среднего звена исполнителей на профессиональных и хотя бы в меру ворующих людей. С этим, похоже, все не очень хорошо. 23 мая вопрос должен был рассматриваться на заседании РСПП. Но олигархи, кровно заинтересованные в этой самой реформе, так и не решили, что по этому поводу посоветовать президенту. Придется подождать. Остается пока радоваться лету и слушать соловьев. Говорят, в центре Москвы они все еще встречаются.

Муниципальная реформа, которая началась 1 июня, направлена на укрепление позиций центра в регионах. Однако без кардинальной реформы госаппарата она может не состояться.С 1 по 4 июня в Москве проходит перепись. Переписывают, извините, соловьев. Очень вовремя, между прочим. Начинается лето, пора птичкам выходить на работу, дабы обеспечить жителям столицы комфортное времяпрепровождение в ночные часы. А специалисты по соловьям обеспокоены тем, что в центре города исполнять эти обязанности практически некому. Соловьев там практически не осталось. То ли условия работы не устраивают, то ли организации не хватает, то ли нелегально мигрируют в соседние регионы. Поэтому и решено провести перепись птичек, во всем разобраться, наказать виновных, назначить ответственного, правильно перераспределить полномочия. Если понадобится -- вернуть часть певчих на историческую родину и прекратить наконец самоуправство. Глядишь -- и наладится все. Петь будут по графику и в строго определенных местах. Как раньше.

Ровно с началом переписи соловьев совпал и старт еще одной реформы -- муниципальной. Дмитрий Козак решил дорисовать вертикаль власти до самого конца. Теперь она (то есть вертикаль) фактически упирается чуть ли не в каждый подъезд. В стране по аналогии с федеральными будут созданы муниципальные округа, которые возглавят назначаемые представителями муниципалитетов чиновники. Главы муниципальных округов получат возможность распоряжаться муниципальными бюджетами, которые отберут у всенародно избранных мэров. Таким образом центр собирается нейтрализовать "политических" градоначальников. Схема во многом повторяет трюк с нейтрализацией "политических" губернаторов с помощью новой схемы формирования Совфеда. Правда, в случае с мэрами власть пошла дальше -- в отличие от губернаторов у них еще и бюджет отобрали.

Разноголосицу в пении региональных законодателей центр собирается устранить похожим способом. Теперь все региональные Законодательные собрания (избранные и часто тоже "политические") будут подчиняться назначенному главе Совфеда. Раз в полгода новый Госсовет-2, куда войдут главы региональных Заксобов, будет собираться в Москве и "приводить в соответствие" свои законы. А если привести в соответствие не удастся, их, скорее всего, просто перепишут. Что и произойдет в ближайшем будущем с Конституцией Башкирии, которая "рихтовке" не поддалась.

Таким образом, Кремль довольно успешно (по крайней мере, с формальной точки зрения) решает задачу подконтрольности всех процессов в стране. Ведь если федеральные выборы можно как-то контролировать, то на уровне регионов (губернаторские выборы, выборы в Заксобы, избрание мэров) такая задача Кремлю сейчас не всегда под силу. Выход один -- максимально отстранить от реальной власти региональные выборные органы. Сначала -- губернаторов, затем -- мэров. Конечно, проще всего было бы взять и полностью отказаться от всяких там выборов. И денег тратится на такого рода мероприятия немерено, и шуму и неразберихи от этого -- уйма. Однако, как говорится, Заратустра не позволяет. Поэтому приходится учиться выборами управлять с одной стороны и нейтрализовывать влияние избранных органов -- с другой. Что, собственно, и происходит. Имея вполне послушную думу и ничего не решающие местные выборные органы, вполне можно чувствовать себя относительно уверенно.

В принципе подход вполне здравый. Стремление центра получить реальную и предсказуемую систему управления вполне понятно. Теоретически такая система должна быть и более эффективной, нежели политические выборные органы, где популистские мотивы значительно сильнее, нежели государевы интересы. Вопрос только в одном -- насколько эта система сможет быть обеспеченной вменяемыми исполнителями. На уровне существующей исполнительной вертикали пока, очевидно, не удается. Да-да, речь именно о реформе госаппарата, о повышении зарплат чиновникам и о замене среднего звена исполнителей на профессиональных и хотя бы в меру ворующих людей. С этим, похоже, все не очень хорошо. 23 мая вопрос должен был рассматриваться на заседании РСПП. Но олигархи, кровно заинтересованные в этой самой реформе, так и не решили, что по этому поводу посоветовать президенту. Придется подождать. Остается пока радоваться лету и слушать соловьев. Говорят, в центре Москвы они все еще встречаются.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».