25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2001 года: "Птичий рынок"

Архивная публикация 2001 года: "Птичий рынок"

А дело в том, что мы начали больше есть.Советы диетолога

С известным присловьем "курица -- не птица" пусть спорят орнитологи. Мы о другом. О том, что курица -- это мясо. И мясо вкусное, диетическое и при всем том недорогое. Ну как после этого курятину не есть? И едят -- во всем мире и с удовольствием. Средний американец в год лишает жизни кур общей массой (в выпотрошенном и ощипанном виде) 37,2 кг, европеец -- 17--18 кг, россиянин -- около 9 кг. И хотя российская статистика выглядит, как видим, на фоне развитых стран достаточно бледно, она все же утешительна. Ведь за последние 10 лет потребление мяса на душу населения в России сократилось более чем в 2 раза: с 81 до 40 кг. Потребление же курятины упало незначительно: с 12--13 до 9 кг. Причина проста: курятина существенно дешевле. А потому ее регулярно покупают более 90% россиян, тогда как свинину и говядину -- около 70%.
В последние три года потребление курятины в России неуклонно растет. По разным оценкам -- на 10--20% в год. Вызвано это, во-первых, увеличением доходов населения. Самые малообеспеченные его слои, которые раньше вообще не могли себе позволить регулярно потреблять мясо, постепенно начинают вливаться в ряды "куроедов". Во-вторых, растет объем промышленной переработки курятины -- изготовление различных колбас, сосисок и т.д.
Если нынешние темпы роста спроса на курятину сохранятся, то уже в нынешнем году уровень ее потребления сравняется с показателями 1990 года и составит, по данным Мясного союза России, более 2 млн. тонн.
Куры встают на крыло

Рост спроса на мясо птицы настолько велик, что российские фермы просто не в состоянии его удовлетворить, хотя собственное производство с 1999-го ежегодно увеличивается на 12--13%. Так, по данным "Росптицепрома", в нынешнем году объем собственного производства составит более 850 тыс. тонн, что почти на 100 тыс. тонн больше, чем в прошлом. Однако недостающие 1,2 млн. тонн нужно где-то брать. Соответственно, растет и импорт.
По данным ГТК, за первое полугодие 2001 года импорт составил 585 тыс. тонн, и это дает основания предполагать, что к концу года необходимые 1,2 млн. тонн нашу границу пересекут.
Толчок внутреннему росту производства курятины дала, безусловно, девальвация рубля и появление новых эффективных собственников.
Начиная с 1999 года в птицеводство начали приходить инвестиции, на большом количестве предприятий поменялись собственники и менеджеры. Интерес капитала к производству мяса птицы вполне объясним. При сравнительно низких (по сравнению с вложениями в свиноводство или в разведение крупного рогатого скота) затратах здесь очень быстро можно "отбить" инвестиции: период окупаемости вложений в создание крупной птицефабрики составляет 1--1,5 года.
Этот срок может быть сокращен, если предприятия птицеводства организуются в рамках крупных интегрированных холдингов, где есть собственные зерновые производства (до 70% себестоимости мяса птицы составляют именно корма). Именно по такому пути сейчас и развивается отечественный птицепром -- птицефабрики приобретаются зерновыми компаниями или холдингами, имеющими в своей цепочке зернопроизводство.
Среди удачных примеров такой интеграции можно привести "Столинскую ниву" -- один из крупнейших в России агрохолдингов, который приобрел две птицефабрики в Воронежской области. Есть ряд птицефабрик и в структуре крупного агрохолдинга "ОГО".
Средняя рентабельность производства мяса птицы в таких укрупненных структурах составляет 30--50% -- показатель для реального производства ныне более чем достойный.
В производство птицы поступают и иностранные инвестиции. Так, фабрика "Элинар-Бройлер" (входит в 15 крупнейших по России) принадлежит группе американских компаний. Эксперты рынка считают, что это "пилотный" проект, за которым последует покупка еще ряда птицефабрик иностранцами.
Ряба for sale

Российские производители мяса птицы традиционно обвиняли в падении производства недобросовестную конкуренцию со стороны импортеров. Однако, по словам заместителя директора компании "Столенская нива" Сергея Солодова, проблемы наших птицефабрик и их неспособность конкурировать с импортной продукцией -- следствие несоблюдения технологии и плохой организации производства. Если мы будем контролировать качество кормов и технологию выращивания бройлеров, отечественная курятина вполне сможет конкурировать с любой импортной продукцией. Хотя бы потому, что стоимость рабочей силы и энергии в России существенно ниже, чем в США, а цены на зерно, в том числе и комбикорма, по крайней мере не выше.
Тем не менее в начале 2001 года "Росптицепром" попытался возбудить антидемпинговое расследование в отношении американских производителей. Аргументы российской стороны заключались в том, что продукция, поставляемая в Россию, продается по ценам ниже себестоимости. Однако американцы предъявили ряд аргументов, подтверждающих, что обвинения в демпинге несостоятельны. Заключались они в том, что, во-первых, американский экспорт не субсидируется государством. Во-вторых, цена на внутреннем рынке США была ниже, чем при поставках за рубеж.
Дело в том, что после 1998 года стоимость мяса птицы в США действительно существенно снизились. Это было связано с азиатским кризисом. США -- крупнейший экспортер курятины. Основными ее потребителями были азиатские страны, которые больше всего пострадали от кризиса 1998 года и в разы снизили объем импорта "ножек Буша".
Перепроизводство и отсутствие сбыта вынудили американских производителей существенно сбросить цены на свою продукцию, что повлекло за собой и существенный рост импорта в Россию.
"Синей" птицы не стало меньше

Сейчас конкуренция российских и зарубежных производителей на рынке ощущается слабо. Продукция американцев занимает, как уже было сказано, нижнюю ценовую нишу. Российских производителей -- среднюю и высшую.
И такое относительно мирное сосуществование "ножек Буша" и "курочек Ряб", судя по всему, сохранится еще долго: емкость рынка такова, что в ближайшие несколько лет эта конкуренция будет, скорее, условной. По мнению специалистов, таможенный режим вполне позволяет российским производителям развиваться достаточно динамично.
Тем не менее лоббисты птицеводства уже не раз поднимали вопрос о необходимости квотирования импорта мяса птицы. В Минсельхозпроде готовятся предложения о введении квот, которые ограничивали бы объем ввоза курятины и давали бы дополнительный толчок собственным производителям. Тем более что собственных мощностей вполне хватит для того, чтобы обеспечить все население отечественной птицей (общий объем мощностей позволяет производить до 2,5 млн. тонн курятины в год, однако эффективно используются сегодня лишь 30% этого объема).
Однако у "патриотов" есть ряд противников. Во-первых, импортеры. Во-вторых, Мясной союз России, который объединяет производителей свинины, говядины и мясоперерабатывающие заводы. Специалисты Мясного союза считают, что сейчас на рынке мяса птицы установился нормальный баланс и введение квот может привести к повышению цен на курятину, что, в свою очередь, приведет к падению спроса на нее.
Суммарная "лоббистская мощность" импортеров курятины и отечественных производителей говядины и свинины пока явно превышает возможности "куриных баронов". А потому увеличение ввозных пошлин (сейчас они составляют 25%) в ближайшее время вряд ли состоится. Напротив, уже официально объявлено об их снижении до 20%.

Динамика поголовья птицы в России (млн. голов)*

А дело в том, что мы начали больше есть.Советы диетолога


С известным присловьем "курица -- не птица" пусть спорят орнитологи. Мы о другом. О том, что курица -- это мясо. И мясо вкусное, диетическое и при всем том недорогое. Ну как после этого курятину не есть? И едят -- во всем мире и с удовольствием. Средний американец в год лишает жизни кур общей массой (в выпотрошенном и ощипанном виде) 37,2 кг, европеец -- 17--18 кг, россиянин -- около 9 кг. И хотя российская статистика выглядит, как видим, на фоне развитых стран достаточно бледно, она все же утешительна. Ведь за последние 10 лет потребление мяса на душу населения в России сократилось более чем в 2 раза: с 81 до 40 кг. Потребление же курятины упало незначительно: с 12--13 до 9 кг. Причина проста: курятина существенно дешевле. А потому ее регулярно покупают более 90% россиян, тогда как свинину и говядину -- около 70%.

В последние три года потребление курятины в России неуклонно растет. По разным оценкам -- на 10--20% в год. Вызвано это, во-первых, увеличением доходов населения. Самые малообеспеченные его слои, которые раньше вообще не могли себе позволить регулярно потреблять мясо, постепенно начинают вливаться в ряды "куроедов". Во-вторых, растет объем промышленной переработки курятины -- изготовление различных колбас, сосисок и т.д.

Если нынешние темпы роста спроса на курятину сохранятся, то уже в нынешнем году уровень ее потребления сравняется с показателями 1990 года и составит, по данным Мясного союза России, более 2 млн. тонн.

Куры встают на крыло


Рост спроса на мясо птицы настолько велик, что российские фермы просто не в состоянии его удовлетворить, хотя собственное производство с 1999-го ежегодно увеличивается на 12--13%. Так, по данным "Росптицепрома", в нынешнем году объем собственного производства составит более 850 тыс. тонн, что почти на 100 тыс. тонн больше, чем в прошлом. Однако недостающие 1,2 млн. тонн нужно где-то брать. Соответственно, растет и импорт.

По данным ГТК, за первое полугодие 2001 года импорт составил 585 тыс. тонн, и это дает основания предполагать, что к концу года необходимые 1,2 млн. тонн нашу границу пересекут.

Толчок внутреннему росту производства курятины дала, безусловно, девальвация рубля и появление новых эффективных собственников.

Начиная с 1999 года в птицеводство начали приходить инвестиции, на большом количестве предприятий поменялись собственники и менеджеры. Интерес капитала к производству мяса птицы вполне объясним. При сравнительно низких (по сравнению с вложениями в свиноводство или в разведение крупного рогатого скота) затратах здесь очень быстро можно "отбить" инвестиции: период окупаемости вложений в создание крупной птицефабрики составляет 1--1,5 года.

Этот срок может быть сокращен, если предприятия птицеводства организуются в рамках крупных интегрированных холдингов, где есть собственные зерновые производства (до 70% себестоимости мяса птицы составляют именно корма). Именно по такому пути сейчас и развивается отечественный птицепром -- птицефабрики приобретаются зерновыми компаниями или холдингами, имеющими в своей цепочке зернопроизводство.

Среди удачных примеров такой интеграции можно привести "Столинскую ниву" -- один из крупнейших в России агрохолдингов, который приобрел две птицефабрики в Воронежской области. Есть ряд птицефабрик и в структуре крупного агрохолдинга "ОГО".

Средняя рентабельность производства мяса птицы в таких укрупненных структурах составляет 30--50% -- показатель для реального производства ныне более чем достойный.

В производство птицы поступают и иностранные инвестиции. Так, фабрика "Элинар-Бройлер" (входит в 15 крупнейших по России) принадлежит группе американских компаний. Эксперты рынка считают, что это "пилотный" проект, за которым последует покупка еще ряда птицефабрик иностранцами.

Ряба for sale


Российские производители мяса птицы традиционно обвиняли в падении производства недобросовестную конкуренцию со стороны импортеров. Однако, по словам заместителя директора компании "Столенская нива" Сергея Солодова, проблемы наших птицефабрик и их неспособность конкурировать с импортной продукцией -- следствие несоблюдения технологии и плохой организации производства. Если мы будем контролировать качество кормов и технологию выращивания бройлеров, отечественная курятина вполне сможет конкурировать с любой импортной продукцией. Хотя бы потому, что стоимость рабочей силы и энергии в России существенно ниже, чем в США, а цены на зерно, в том числе и комбикорма, по крайней мере не выше.

Тем не менее в начале 2001 года "Росптицепром" попытался возбудить антидемпинговое расследование в отношении американских производителей. Аргументы российской стороны заключались в том, что продукция, поставляемая в Россию, продается по ценам ниже себестоимости. Однако американцы предъявили ряд аргументов, подтверждающих, что обвинения в демпинге несостоятельны. Заключались они в том, что, во-первых, американский экспорт не субсидируется государством. Во-вторых, цена на внутреннем рынке США была ниже, чем при поставках за рубеж.

Дело в том, что после 1998 года стоимость мяса птицы в США действительно существенно снизились. Это было связано с азиатским кризисом. США -- крупнейший экспортер курятины. Основными ее потребителями были азиатские страны, которые больше всего пострадали от кризиса 1998 года и в разы снизили объем импорта "ножек Буша".

Перепроизводство и отсутствие сбыта вынудили американских производителей существенно сбросить цены на свою продукцию, что повлекло за собой и существенный рост импорта в Россию.

"Синей" птицы не стало меньше


Сейчас конкуренция российских и зарубежных производителей на рынке ощущается слабо. Продукция американцев занимает, как уже было сказано, нижнюю ценовую нишу. Российских производителей -- среднюю и высшую.

И такое относительно мирное сосуществование "ножек Буша" и "курочек Ряб", судя по всему, сохранится еще долго: емкость рынка такова, что в ближайшие несколько лет эта конкуренция будет, скорее, условной. По мнению специалистов, таможенный режим вполне позволяет российским производителям развиваться достаточно динамично.

Тем не менее лоббисты птицеводства уже не раз поднимали вопрос о необходимости квотирования импорта мяса птицы. В Минсельхозпроде готовятся предложения о введении квот, которые ограничивали бы объем ввоза курятины и давали бы дополнительный толчок собственным производителям. Тем более что собственных мощностей вполне хватит для того, чтобы обеспечить все население отечественной птицей (общий объем мощностей позволяет производить до 2,5 млн. тонн курятины в год, однако эффективно используются сегодня лишь 30% этого объема).

Однако у "патриотов" есть ряд противников. Во-первых, импортеры. Во-вторых, Мясной союз России, который объединяет производителей свинины, говядины и мясоперерабатывающие заводы. Специалисты Мясного союза считают, что сейчас на рынке мяса птицы установился нормальный баланс и введение квот может привести к повышению цен на курятину, что, в свою очередь, приведет к падению спроса на нее.

Суммарная "лоббистская мощность" импортеров курятины и отечественных производителей говядины и свинины пока явно превышает возможности "куриных баронов". А потому увеличение ввозных пошлин (сейчас они составляют 25%) в ближайшее время вряд ли состоится. Напротив, уже официально объявлено об их снижении до 20%.


Динамика поголовья птицы в России (млн. голов)*

1991648

1992565

1993564

1994491

1995422

1996372

1997360

1998355

1999346

2000343

* По данным Института аграрного маркетинга.

Производство мяса птицы в России* (тыс.тонн)

19901801

1991--

19921428

1993--

19941068

1995--

1996690

1997630

1998690

1999748

2000800

* По данным Института аграрного маркетинга.


Прочерк -- нет данных.


* По данным "Росптицепрома".

Крупнейшие производители мяса птицы*

МестоФабрикаОбъемы производства (тонн в год)

1Птицефабрика "Северная" (Ленинградская обл.)22420

2Птицефабрика "Рефтинская" (Свердловская обл)20176

3ЗАО "Тюменский бройлер"18290

4ЗАО "Калужская птицефабрика"15850

5Птицефабрика "Красная поляна" (Калужская область)12700

6Птицефабрика "Октябрьская" (Мордовия)12140

7"Тульский бройлер"10860

8Пермская птицефабрика10090

9"Сибирская" птицефабрика (Омская область)9690

10"Петелинская" птицефабрика (Московская обл.)9540

* По данным "Росптицепром".

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».