Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Птичку жалко"

Российский авиапром стал настолько привлекательным, что попал в группу интересов «питерской команды». Случившееся на днях увольнение с должности главы РСК «МиГ» Николая Никитина, который довел годовой объем экспортных заказов МиГа до $1 млрд., — прямое тому подтверждение.Ни для кого не секрет, что парк российских авиакомпаний уже давно физически и морально устарел. Особенно это касается так называемых среднемагистральных самолетов (вместимость — около 100 мест, дальность полета — более 2 тыс. км). Ныне эксплуатируемые машины этого класса — Ту-134 и Як-40 — уже давным-давно выработали свой ресурс. Однако новых отечественных самолетов им на смену нет — обновление происходит за счет зарубежной техники, в большинстве случаев «бэушной».
Исправить положение должен был Ту-334 — однако судьба этого самолета, для многих неожиданно, оказалась под вопросом. По экспертным оценкам, в его создание было вложено из разных источников около $600 млн. Проект реализуется уже 17 лет. И сейчас, когда работы над самолетом проходят завершающую стадию, возникла угроза закрытия проекта.
С одной стороны, правительство сделало на Ту-334 ставку, записав его первой строкой в «Программе развития гражданской авиации России». Структура нынешнего пассажиропотока такова, что на рынке требуются именно среднемагистральные самолеты. И на сегодняшний день уже существует около 40 заказов на Ту-334. А в целом, по экспертным оценкам, в течение ближайших 10 лет рынок России и СНГ сумеет «переварить» до 150 таких машин и еще 30—40 самолетов может пойти на экспорт в дальнее зарубежье.
С другой стороны — Ту-334 патологически не везет. Работы над самолетом начались в 1986 году. Но в серию его так и не запустили. Более того, он даже не прошел сертификационные испытания.
Изначально планировалось, что Ту-334 (разработка ОКБ им. Туполева) будет производиться на киевском и таганрогском заводах, — первые экземпляры должны были сойти с конвейера в 1993 году. Но из-за прекращения финансирования эти надежды пошли прахом — построенный на опытном заводе «Туполева» первый Ту-334 взлетел в 1999 году. В том же году постановлением правительства серийное производство было перенесено с таганрогского завода в РСК «МиГ».
Эта компания, известная всему миру своими истребителями, в тот момент находилась не в лучшем финансовом положении. И правительство решило ее поддержать — назначить главным исполнителем в самом перспективном проекте российской гражданской авиации, тем самым диверсифицировав производство Мига, которое раньше было сугубо военным. С таганрогского завода был перевезен недостроенный фюзеляж в «миговский» цех в Луховицах. При этом один Ту-334 строился на киевском заводе.
Однако ускоренными темпами работы над Ту-334 начались лишь в прошлом году, когда правительство стало аккуратно и в полном объеме финансировать проект. Были установлены новые сроки — сертификационные испытания должны были завершиться в декабре 2002 года. Однако АО «Туполев», сотрудничая с киевским заводом, неизбежно столкнулось с таможенными процедурами и другими препонами бюрократического характера. Сроки снова были перенесены. На этот раз — до конца 2003 года.
Впрочем, как заявляют в «Туполеве», эти мытарства закончены и нет никаких оснований опасаться, что сроки снова будут передвинуты. Киевский экземпляр практически полностью закончен и вот-вот взлетит. Всего ему следует сделать 50 полетов, и тогда Ту-334 будет сертифицирован. Затем его запустят в серию.
Но случилась новая напасть.
Жертва фигуры

«МиГу» было поручено закончить «свой» Ту-334 летом нынешнего года. Причем микояновцы договорились с правительством таким образом, что последнее, получив право устанавливать сроки выполнения работ, могло эти работы никак не финансировать. Предполагалось, что «МиГ» будет направлять в этот проект собственные деньги, полученные от экспортных контрактов.
Однако дело в том, что экспортные контракты — вещь малопрогнозируемая. Да к тому же слишком индивидуальная по условиям оплаты. Поэтому «микояновцы» — даже если они того очень хотели — свои обязательства перед «туполевцами» выполнить не смогли.
Вероятно, руководство «МиГа» ожидало какого-то наказания за эту провинность, но вряд ли кто-либо предполагал, что за это будет уволен генеральный директор предприятия Николай Никитин. А именно так и случилось — несоблюдение сроков по строительству Ту-334 перевесило все немалые заслуги г-на Никитина перед РСК «МиГ». Включая то, что годовой портфель экспортных заказов «МиГа» вырос с нуля в 1999 году, когда Никитин пришел на предприятие, до почти $1 млрд. в 2003 году.
Но дело даже не в его «экспортных» заслугах. Аналитики отмечают, что, во-первых, официальный повод вряд ли является реальной причиной отставки (она связывается с нежеланием поручать Никитину распределение $700—800 млн. от грядущей продажи 18—20 палубных истребителей МиГ-29К, идущих в комплекте с авианосцем «Адмирал Горшков», который планируется продать Индии — см. рубрику «В курсе дела»).
Во-вторых, Николай Никитин был наиболее активной движущей силой проекта Ту-334. И без него этот проект может быть спущен на тормозах.
Существует целый ряд версий относительного того, как в дальнейшем будет развиваться ситуация вокруг Ту-334. В частности, выдвигается гипотеза, что серийное производство перенесут на Ульяновский авиазавод «Авиастар», дружественный «Туполеву». Сейчас там строятся самолеты Ту-204, во многом родственные Ту-334.
По словам Бориса Рыбака, директора агентства «Инфомост» и по совместительству заместителя гендиректора ЗАО «Национальный проект 334» (занимается маркетингом самолета), «идеальным вариантом был бы перенос производства в полном объеме на киевский завод. Но на Украине сейчас ускоренными темпами строится прямой конкурент «тушки» — Ан-148. Так что такой перенос вряд ли реален».
Получается, что все зависит от нового директора «МиГа». Вопрос в том, кто им станет.
Сейчас называются два кандидата: глава «Рособоронэкспорта» Андрей Бельянинов (представитель «питерской команды») и экс-министр промышленности, науки и технологий Александр Дондуков. Последнего, кстати говоря, в авиаотрасли обвиняют в развале ОКБ им. Яковлева, которым он руководил в 1999—2000 годах. Предполагается, что любой из этих кандидатов, столкнувшись со сложностями проекта, скорее всего, от него откажется и займется исключительно экспортом истребителей, налаженным Николаем Никитиным.
Как считают в ГосНИИ гражданской авиации, увольнение Никитина вызвано тем, что «МиГом» захотел порулить кто-то другой, в связи с чем проект Ту-334 был просто принесен в жертву.
Примечательно, что Николай Никитин был уволен за опоздание в строительстве самолета на несколько месяцев. В результате же увольнения запуск Ту-334 в серию в лучшем случае отдалится на несколько лет, в худшем — приведет к полному закрытию проекта. А это, в свою очередь, может привести к тому, что российские компании будут эксплуатировать исключительно иностранные самолеты. Ведь выбора у отечественных перевозчиков не существует.

МИХАИЛ СИДОРОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK