18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Путч донкихотов"

Архивная публикация 2011 года: "Путч донкихотов"

Новый роман Чингиза Абдуллаева об августе 1991-го - литтеатр исторических теней. Доктор юридических наук, профессор, почетный доктор права четырех университетов, заместитель председателя Международного сообщества писательских союзов (МСПС), президент Азербайджанского ПЕН-клуба... в общем, если перечислять все чины и звания этого уважаемого человека, то ни на что другое места уже не останется. Поэтому сократим официоз и перейдем к сути: писатель Чингиз Абдуллаев написал новую книгу. Хотя вышла она в серии "Современный русский шпионский роман", в ней нет ни одного шпиона. Это произведение об августовских событиях 1991 года.
Структура книги проста. Вероятно, автор решил, что главные его читатели - старики, которые уже ничего не помнят, и молодежь, которая еще ничего не знает, а потому каждую "художественную" главу конвоируют особые "ремарки" - фрагменты публикаций СМИ двадцатилетней давности: ТАСС, ЮПИ, "Интерфакса", "Нью-Йорк таймс", "Известий" и пр. Из трехсот пятидесяти книжных страниц цитатам отведено около пятидесяти, но попробуйте раскрыть книгу наугад и ткнуть пальцем не глядя: "Войска НАТО продвигались к границам Польши и, как полагали военные аналитики, могли со временем пройти и эту границу, приняв в свои ряды Польшу и выйдя непосредственно на общую границу с Советским Союзом" (из романа). "Сейчас уже становится очевидным, что баланс сил между Советским Союзом и Соединенными Штатами был серьезно нарушен в центре Европы благодаря усилению НАТО и развалу коалиции стран Варшавского договора" (из приложений к роману). Вам бросилась в глаза стилистическая разница между изящной словесностью и неизящной? Что, нет? Боюсь, даже абдуллаевский следопыт Дронго, обладающий незаурядным чутьем, без подсказки не догадается, где текст авторский, а где - взятый напрокат.
Все персонажи книги также разделены на придуманных и реальных, но здесь пропорция иная. Среди действующих лиц герои вымышленные (писатель Мурад, его подруга Карина, молодой сотрудник президентской администрации Эльдар) составляют меньшинство, а лидируют персоны, выведенные под своими именами: Михаил Горбачев, Владимир Крючков, Геннадий Янаев, Олег Шенин, Анатолий Лукьянов, Дмитрий Язов...
Если сопоставить размер советского паноптикума горбачевской эпохи и сравнительно небольшой объем абдуллаевского текста, можно заранее вообразить, что историческим персонажам в романе будет тесно, как в плотно набитом троллейбусе в час пик. Ан нет, никакой толчеи и отдавленных ног не наблюдается. Потому что перед нами - литтеатр теней: длина с шириной в наличии, но глубина не предусмотрена. Плоские картонные фигурки попадают в свет лампы лишь на мгновение. Большинству упомянутых выше исторических лиц достается роль статистов: быстрый промельк - и адью. У Абдуллаева в романе все строго функционально. Аппаратчик Эльдар нужен автору, чтобы на пару минут заглянуть в президентские кулуары, Мурад с Кариной - чтобы обозначить контуры армяно-азербайджанского конфликта, а мятущийся Горбачев - чтобы ответить перед Историей за крах КПСС, бывшей когда-то "партией Титанов, Героев, Мыслителей и Революционеров". Автор, правда, не уточняет, кем был, например, товарищ Сталин - Титаном или Мыслителем, но подчеркивает, что при нем "удалось в кратчайшие сроки построить мощную производственную базу". Ну да, лагеря тоже как бы отчасти были. Но! Политзэков при Сталине сидело намного меньше, чем жалуются "демократы". Не десять миллионов, а всего-то три или четыре миллиончика.
Если уж кого романисту жаль по-настоящему, так это членов ГКЧП. Это подлинные герои - "порядочные, честные люди", "тревожившиеся за судьбу государства, имеющие представление об идеалах, за которые они боролись". Про сами идеалы, впрочем, ничего определенного не рассказано. Места не хватило. Впрочем, и так все ясно: не ГКЧП подтолкнул СССР к распаду. Во всем, по мнению автора, повинны "западные страны, так охотно поддерживающие диссидентов и борцов за права человека в СССР". Ну и Горбачев, само собой, виноват…
Кстати, в обширной биографической справке о Чингизе Абдуллаеве есть скупая строка: "После распада СССР стал профессиональным писателем". Эх, Михаил Сергеевич, ну что же вы натворили?!

Новый роман Чингиза Абдуллаева об августе 1991-го - литтеатр исторических теней. Доктор юридических наук, профессор, почетный доктор права четырех университетов, заместитель председателя Международного сообщества писательских союзов (МСПС), президент Азербайджанского ПЕН-клуба... в общем, если перечислять все чины и звания этого уважаемого человека, то ни на что другое места уже не останется. Поэтому сократим официоз и перейдем к сути: писатель Чингиз Абдуллаев написал новую книгу. Хотя вышла она в серии "Современный русский шпионский роман", в ней нет ни одного шпиона. Это произведение об августовских событиях 1991 года.
Структура книги проста. Вероятно, автор решил, что главные его читатели - старики, которые уже ничего не помнят, и молодежь, которая еще ничего не знает, а потому каждую "художественную" главу конвоируют особые "ремарки" - фрагменты публикаций СМИ двадцатилетней давности: ТАСС, ЮПИ, "Интерфакса", "Нью-Йорк таймс", "Известий" и пр. Из трехсот пятидесяти книжных страниц цитатам отведено около пятидесяти, но попробуйте раскрыть книгу наугад и ткнуть пальцем не глядя: "Войска НАТО продвигались к границам Польши и, как полагали военные аналитики, могли со временем пройти и эту границу, приняв в свои ряды Польшу и выйдя непосредственно на общую границу с Советским Союзом" (из романа). "Сейчас уже становится очевидным, что баланс сил между Советским Союзом и Соединенными Штатами был серьезно нарушен в центре Европы благодаря усилению НАТО и развалу коалиции стран Варшавского договора" (из приложений к роману). Вам бросилась в глаза стилистическая разница между изящной словесностью и неизящной? Что, нет? Боюсь, даже абдуллаевский следопыт Дронго, обладающий незаурядным чутьем, без подсказки не догадается, где текст авторский, а где - взятый напрокат.
Все персонажи книги также разделены на придуманных и реальных, но здесь пропорция иная. Среди действующих лиц герои вымышленные (писатель Мурад, его подруга Карина, молодой сотрудник президентской администрации Эльдар) составляют меньшинство, а лидируют персоны, выведенные под своими именами: Михаил Горбачев, Владимир Крючков, Геннадий Янаев, Олег Шенин, Анатолий Лукьянов, Дмитрий Язов...
Если сопоставить размер советского паноптикума горбачевской эпохи и сравнительно небольшой объем абдуллаевского текста, можно заранее вообразить, что историческим персонажам в романе будет тесно, как в плотно набитом троллейбусе в час пик. Ан нет, никакой толчеи и отдавленных ног не наблюдается. Потому что перед нами - литтеатр теней: длина с шириной в наличии, но глубина не предусмотрена. Плоские картонные фигурки попадают в свет лампы лишь на мгновение. Большинству упомянутых выше исторических лиц достается роль статистов: быстрый промельк - и адью. У Абдуллаева в романе все строго функционально. Аппаратчик Эльдар нужен автору, чтобы на пару минут заглянуть в президентские кулуары, Мурад с Кариной - чтобы обозначить контуры армяно-азербайджанского конфликта, а мятущийся Горбачев - чтобы ответить перед Историей за крах КПСС, бывшей когда-то "партией Титанов, Героев, Мыслителей и Революционеров". Автор, правда, не уточняет, кем был, например, товарищ Сталин - Титаном или Мыслителем, но подчеркивает, что при нем "удалось в кратчайшие сроки построить мощную производственную базу". Ну да, лагеря тоже как бы отчасти были. Но! Политзэков при Сталине сидело намного меньше, чем жалуются "демократы". Не десять миллионов, а всего-то три или четыре миллиончика.
Если уж кого романисту жаль по-настоящему, так это членов ГКЧП. Это подлинные герои - "порядочные, честные люди", "тревожившиеся за судьбу государства, имеющие представление об идеалах, за которые они боролись". Про сами идеалы, впрочем, ничего определенного не рассказано. Места не хватило. Впрочем, и так все ясно: не ГКЧП подтолкнул СССР к распаду. Во всем, по мнению автора, повинны "западные страны, так охотно поддерживающие диссидентов и борцов за права человека в СССР". Ну и Горбачев, само собой, виноват…
Кстати, в обширной биографической справке о Чингизе Абдуллаеве есть скупая строка: "После распада СССР стал профессиональным писателем". Эх, Михаил Сергеевич, ну что же вы натворили?!

* Чингиз Абдуллаев. Распад. Разорван-ный август: Роман. - М.: Эксмо, 2011. - 352 с.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».