Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Путеводная звезда"

Недостатков у спутниковых навигаторов GPS в избытке: они долго ищут спутники, прокладывают совсем не оптимальный маршрут, не учитывают ремонт дороги, а в России к тому же еще не мониторят пробки. Однако продажи навигаторов растут, в скором времени они могут стать одними из самых продаваемых мобильных устройств.

   Атлас дорог города — обязательный предмет в бардачке любого, даже самого опытного автомобилиста. Что удивительно — даже коренные москвичи со стажем вождения больше десяти лет довольно-таки часто ограничиваются знанием локальных дорог по принципу «дом—офис—магазин—дача», не имея представления, как доехать до того или иного незнакомого района столицы или станции метро, и прибегают к помощи карты. Что уж говорить о частных извозчиках, в массе своей выходцах с Кавказа, которые и подавно не знают Москвы!
   До начала 2007 года использование GPS в России было вне закона. Точнее, пользоваться-то навигаторами было можно, но официальные детализированные карты дорог были доступны только военным. А потому случаи использования GPS-приемников иначе как кустарщиной назвать было нельзя — ведь карты проектировали частные лица, и они были очень неподробными.
   


Бурные продажи



   С начала 2007 года, когда Минобороны РФ сняло запрет на «точное позиционирование» и всерьез начало продвигать программу отечественной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, продажи устройств резко выросли.
   По словам ведущего аналитика компании Mobile Research Group (MRG) Эльдара Муртазина, во II квартале 2007 года российский рынок устройств с GPS-навигаторами (сюда включаются не только сами навигаторы, но и смартфоны со встроенными GPS-модулями. — «Профиль») составил 54 тыс. штук, что на 22 тыс. больше, чем во II квартале 2006 года. Годовой же объем поставок GPS-устройств (за 2007 год) в России оценивается в 120—130 тыс. штук, а рынок в деньгах — в 1,4—1,5 млрд рублей.
   Объем поставок GPS-навигаторов в мире, конечно же, сильно отличается от российского: в 2007 году он составил около 16,3 млн штук. А вот темпы роста продаж у нас и во всем мире держатся на одинаковом уровне: по данным аналитической компании Canalys, по сравнению с 2006 годом объем мировых поставок устройств навигации увеличился на 116%.
   «Трудно найти другое направление индустрии высоких технологий, которое развивалось бы настолько динамично, как навигационный сектор, — отмечает Крис Джонс, вице-президент и ведущий аналитик Canalys. — Несмотря на бурный рост рынка, остаются огромные неиспользованные возможности, связанные с совершенствованием аппаратных средств и разработкой ПО».
   Согласно подсчетам аналитиков Canalys, в 2007 году около 60% всех поставок устройств с GPS-приемниками пришлись на Европу. Рост рынка здесь по сравнению с 2006 годом составил 82%. Но самым быстрорастущим оказался рынок США. По сравнению с 2006 годом объем продаж увеличился более чем на 300%! Североамериканский рынок благодаря этому теперь занимает долю в 26% в мировых поставках GPS-устройств, тогда как годом ранее она составляла всего 15%.
   


Особенности российской навигации



   Надо отметить, что структура зарубежного рынка навигаторов кардинально отличается от российского. В мире более 90% продаж приходится на специализированные портативные навигационные устройства, которые, по сути, умеют только указывать путь. А смартфоны со встроенными GPS-приемниками и другие системы «много в одном» имеют долю лишь в 6%.
   «В нашей стране наблюдается другая картина — подавляющее большинство проданных устройств (82%) пришлось именно на смартфоны и прочие конвергентные разработки с GPS-приемниками. Это связано с тем, что Россия активно вошла на рынок GPS-устройств в то время, когда начался рост популярности смартфонов», — поясняет Эльдар Муртазин.
   У нас GPS популяризируется благодаря росту продаж смартфонов и коммуникаторов. К примеру, производители нового смартфона Nokia N82 в своем «сказочном» рекламном ролике (про единорога и огнедышащего дракона) указывают на наличие в трубке функции навигации: «…путеводная звезда указывает дорогу».
   По пути максимальной функциональности идут и производители коммуникаторов НТС и E-ten, последние модельные ряды которых в обязательном порядке оснащаются GPS-приемниками. Ведь российский потребитель очень любит, чтобы было все и сразу — и звонить, и плеер слушать, и дорогу находить. Тем более что цены на устройства класса «все сумею, все смогу» достаточно невысокие. Упомянутая новинка Nokia N82 и более старшая модель в форме слайдера Nokia N95 — около 15 тыс. руб., E-Ten Glofish X600 и X650 — 13—18 тыс. руб., НТС Р3300 — 15 тыс. руб.
   Учитывая, что ценник на более-менее приличный отдельно стоящий GPS-навигатор (с широкоформатным дисплеем и более-менее быстрым поиском спутников) начинается с 10 тыс. руб., покупка комбайна — смартфона с навигацией — выглядит более чем оправданно, и российскую особенность потребления вполне можно понять. Впрочем, аналитики уверены, что и на западном рынке картина будет сильно меняться: покупатели наверняка оценят удобство такой синергии функций, когда в одном устройстве будет и GPS, и Интернет, и телефон, и фотокамера с медиа-плеером, и даже офисные приложения на базе Windows.
   А когда появится GPS-добавка в культовые mp3-плееры и телефоны компании Apple — iPod и iPhone, продажи таких устройств могут побить все рекорды.
   


Стоящие особняком



   Так или иначе, не стоит сбрасывать со счетов и отдельные приемники GPS, с которых, собственно, все и начиналось. Очевидно, что в них есть свои достоинства. И самый главный плюс — это размеры дисплея: от 3,5 до 6 дюймов (в то время как максимальный размер экрана смартфона — 2,5—3 дюйма). Установленное на лобовое стекло устройство с таким большим экраном делает карту более наглядной, а управление ею более удобным, ведь набирать адрес пальцами на большом экране с крупной клавиатурой гораздо удобнее, чем целиться специальным стилусом по мелким кнопкам коммуникатора (или, того хуже, набирать адрес на телефонной клавиатуре смартфона как SMS).
   Пока в мире продается больше специализированных устройств, и в 2007 году между компаниями Garmin и TomTom развернулась серьезная борьба за лидерство в поставках GPS-навигаторов. В итоге TomTom, лидирующий на рынке с начала 2005 года, был вынужден уступить с долей 24,3%, тогда как Garmin получил 24,9%. Год назад TomTom имел 24,1%, а Garmin — 20,3%. Третье место по объемам поставок заняла компания Mio Technology с долей 9,2% (8,4% годом ранее). Кстати, Mio была первой компанией, соединившей GPS с другими устройствами — уже несколько лет под этим брендом выпускаются карманные компьютеры с встроенным модулем GPS. Самый большой скачок среди лидеров мирового рынка совершил Magellan, который увеличил объем поставок на 548% по сравнению с 2006 годом. Главным образом этот рост обусловлен ростом рынка США, где компания вышла на второе место, уступив лишь Garmin. Пятое место занимает Navman с долей 3,1%.
   В России в сегменте специализированных навигаторов все выглядит совсем иначе. На нашем рынке не представлены ни Navman, ни Magellan, ни TomTom. Точнее, устройства продаются, но поставки неофициальные, карты нерусифицированные, и цены порой зашкаливают. Тот же навигатор TomTom Go 910 является одним из самых дорогих на отечественном рынке (25 тыс. рублей), что автоматически делает его продажи мизерными.
   Хорошо продаются недорогие навигаторы, продвигаемые под локальными брендами, вроде Voxtel — исключительно благодаря тому, что они широко представлены в отечественных салонах связи, а стоят на 20—30% дешевле тех же Garmin или Mio. Последние два бренда, кстати, очень неплохо продаются на российском рынке и серьезно бьются за массового потребителя. Так, компании уже сейчас, несмотря на то, что рынок переживает бурное развитие, начали работать в узких сегментах. У обоих производителей есть и топовые модели (Garmin Nuvi 700 с широкоформатным дисплеем за 15 тыс. рублей), и более чем доступные компактные навигаторы (Mio H610 за 5 тыс. рублей). О том, что эти вендоры намерены захватить как можно более обширную аудиторию, говорит и то, что недавно Garmin выпустил GPS… для девушек-автолюбительниц. Отличается такой навигатор от классического Nuvi 200 (относится к нижней ценовой категории) только оформлением. Модель Nuvi 200 Pink окрашена в розовый цвет и стоит на 500 рублей дороже базовой модели, а Nuvi 200 Glamour отделана стразами и прибавляет в цене 1,5—2 тыс. рублей.
   Между тем в затылок старейшим «джипиэсникам» дышат и известные вендоры, производящие автомобильную электронику, — Pioneer, Sony и Prology, которые тоже начали выпускать навигаторы.
   


Бочки дегтя



   Говоря о GPS-устройствах и бешеном росте их популярности и продаж, нельзя не упомянуть и о минусах как специализированных, так и «смартфонных» навигаторов. И их, как ни странно, немало.
   К примеру, для России актуально оперативно отслеживать дорожную ситуацию и корректировать маршрут в зависимости от пробок. Сейчас такую услугу можно подключить только в случае поддержки GPS-устройством сотовой SIM-карты и использования отечественных карт Navitel. То есть покупать придется либо какой-нибудь Voxtel, либо коммуникатор НТС или Glofish. На Nokia, Sony, Garmin, Mio и прочих известных брендах можно сразу ставить крест — они используют свои собственные карты (не Navitel) и не взаимодействуют с единственным в России «сервисом пробок» от компании «Смилинк».
   Откровенно говоря, отсутствие мониторинга пробок — хоть и важный (особенно для Москвы), но не самый существенный недостаток использования навигаторов. Пожалуй, на первое место я бы поставил очень неудобную систему планирования маршрута в обход кольцевых автодорог, хайвеев и автобанов. Из личного опыта скажу, что мой Garmin Nuvi 200 при первой возможности съезда упорно уводит меня с МКАД и с ТТК на городские улицы, прямо в пробки и под светофоры. Так же вел себя навигатор, когда я путешествовал по Италии: устройство, вместо того чтобы проложить дорогу по платному автобану за 5 евро, вело меня через узкие, запутанные городские улочки, которые вечно были перекрыты из-за ремонта. Мало того, что вместо экономии 5 евро за проезд я потратил 15 евро на бездарно прожженный бензин, так еще и сколько нервных клеток разрушено из-за езды по кругу в невероятно сложном трафике Флоренции и Рима!
   Кстати, у моего друга, который пользуется Mio H610, похожие проблемы, хотя процессор, обрабатывающий информацию, и система отличны от Garmin. Почему GPS так любит загонять водителя в городские джунгли, вместо того чтобы объехать их по кольцевым, — это еще предстоит выяснить.
   Еще один неприятный момент — долгое время поиска спутников после включения. По крайней мере, мой Garmin отличается тем, что зачастую после включения ищет сигнал минут 15. А ведь иногда за это время можно уже и добраться до пункта назначения, используя дедовский способ — атлас дорог.
   Так или иначе, несмотря на существенные недостатки технологий навигации и планирования маршрутов, аналитики прочат GPS большое будущее. По прогнозам специалистов аналитического агентства ABI Research, мировые объемы поставок навигационных систем будут стабильно увеличиваться на протяжении ближайших пяти лет со среднегодовыми темпами в 22,5%. Больше всего устройств будет продаваться в Европе. Однако самые высокие темпы роста — в среднем на 27% в год — продемонстрируют США и страны Восточной Европы (включая Россию) и Азии.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK