Судьба двоюродного брата президента Игоря Путина заурядна и драматична одновременно. Он стал знаменитым без усилий и не по своей воле, когда, казалось, жизнь уже устоялась. Греться в лучах славы брата ему позволяло чувство меры. До последнего времени оно его не подводило.
Кузены в Ильинском
Игорь Путин родился 30 марта 1953 года в Ленинграде. Его отец, Александр Спиридонович, кадровый военный, в первой половине 50-х проходил обучение в Академии тыла и жил с семьей у брата Владимира. «Тогда Игорь с Владимиром Владимировичем и познакомились. Совсем еще маленькие были», — вспоминает Александр Спиридонович. К слову, и дядя, и брат называют российского президента не иначе как по имени-отчеству.
Хотя Игорь Путин и считает себя питерцем, в Ленинграде он пожил недолго. Отец получил назначение в дислоцированную в Коврове дивизию, а затем был переведен преподавателем в Рязанское высшее командное автомобильное училище, так что школу Игорь оканчивал уже в Рязани.
Но связей с питерскими родственниками семья не теряла — и ленинградские, и рязанские Путины почти каждое лето ездили к деду Игоря и Владимира Спиридону Ивановичу в подмосковное Ильинское. Он там работал шеф-поваром дома отдыха Московского горкома партии. На это место Спиридон Иванович поступил еще при Сталине и проработал почти до самой смерти. Лучшего отдыха на лето и не найти — у детей были лес, Москва-река, лодочная станция.
Впрочем, в Ильинском Володя и Игорь виделись нечасто. «У нас с братом Владимиром редко совпадали отпуска», — вспоминает Александр Спиридонович.
Больших проблем Игорь Путин родителям не доставлял. «Он у меня артельный был, всегда друзей держался, с синяками и царапинами домой возвращался редко», — рассказывает отец.
Куда пойти после школы, Игорь Путин долго не раздумывал — училище, в котором работал отец, было прямо за домом. «Я когда Игоря спрашивал, куда после школы пойдет, он всегда за забор показывал», — вспоминает Александр Спиридонович.
«Я помню всю 5-ю роту, в которой Игорь учился, — рассказал один из его преподавателей. — Ничем особенным не выделялся. В пьянстве замечен не был. Обычный средний курсант. В этой роте были и более способные ребята, многие дослужились до генералов».
После училища Игорь с двоюродным братом почти не виделся: жизнь разбросала. Игорь поехал командиром взвода в Уссурийск, а Владимир в конце концов оказался в резидентуре в Дрездене. Как признался Игорь Путин, «в эти годы мы мало общались, служили далеко, связаться было непросто». Тем не менее о месте работы брата он знал, «но, конечно, без подробностей, поскольку это ведомство в те времена было очень закрытым».
За карьерой не следил
В конце 1980-х Игоря Александровича перевели в Казахстан, там его и застал распад СССР. Принимать присягу на верность новоиспеченному государству Путин не захотел и был вынужден самостоятельно вывозить семью на родину. Ненадолго приехал в Москву, поступил в распоряжение Главного управления бронетанковых войск Минобороны. А затем новое назначение — в Вольское военное училище тыла в Саратовской области.
Примерно в то же время вновь увиделся с братом. «С Владимиром Владимировичем мы регулярно стали общаться примерно с 1994 года, после того как он начал работать в мэрии Санкт-Петербурга, — вспоминает Игорь. — Созванивались в основном по семейным поводам. За его карьерой я тогда особенно не следил».
Ко времени выхода на пенсию в 1998 году в чине полковника Игорь Путин дослужился до замначальника кафедры автомобильной подготовки. Подоплеки в его увольнении не было — просто он достиг предельной выслуги.
Оказавшись на гражданке, Игорь с семьей вернулся в Рязань — больше ехать было некуда. Собственным жильем полковник Путин за 28 лет службы так и не обзавелся, поэтому пришлось ему на первых порах поселиться у родителей.
Служба патриота
Прокормить семью на полковничью пенсию в 4,5 тыс. рублей было невозможно. Работа в частном секторе или собственный бизнес Игоря не прельщали. Оставалась госслужба. «Военному человеку проще освоиться на госслужбе, здесь востребованы те же качества, что и в армии», — говорит Путин.
Он устроился в Рязанский областной комитет статистики начальником режимного отдела. О головокружительной чиновничей карьере не мечтал — на госслужбу Путин, по собственному признанию, пошел, только чтобы выслужить более приличную пенсию.
По воспоминаниям сослуживцев, чиновником Путин был неярким, но добросовестным. «Игорь Александрович — очень уравновешенный и рассудительный человек, умеет адекватно оценить ситуацию, настоящий патриот, — вспоминает его бывший шеф, Владимир Бабич. — Дисциплину в комитете очень подтянул. У нас работал один запойный пьяница, ничего не делал, а уволить его никто не мог. Игорь добился, чтобы он сам ушел. Хотя тот потом жаловался, до Москвы дошел».
Довольно быстро Путин дослужился до заместителя главы комитета. Возможно, в этом уже невольно помог брат. Начальство не могло не знать о Владимире Путине, который стал все чаще появляться на телеэкранах (с 1998 года он последовательно занимал посты первого замглавы администрации президента, директора ФСБ, секретаря Совбеза).
Звездный билет
Вероятно, Игорю Путину так и суждено было сидеть на второразрядных должностях до пенсии, если бы в его судьбу не вмешались высшие силы. А именно — Борис Ельцин, который в новогоднюю ночь 2000 года передал бразды правления Владимиру Путину, а затем и избиратели, отдавшие ему свои голоса.
Но на жизни Игоря Путина это судьбоносное для страны событие отразилось не сразу. Позвонить кузену и попроситься на хлебную должность в Москву Игорю Александровичу и в голову не приходило: «Не по-русски это как-то. Мы ж не в восточной стране живем, чтобы президент везде родственников рассаживал».
Нужно отметить, Игорь Путин расссуждал в высшей степени разумно. Как верно заметил английский писатель Чарльз Лэм, «нет ничего более противного природе, чем бедные родственники». К тому же, как оказалось вскоре, ему и незачем было прилагать усилия.
...Не успел Владимир Путин приступить к выстраиванию вертикали власти, как скромным статистиком заинтересовался губернатор Рязанской области Вячеслав Любимов. Для начала перевел Путина на вполне хлебное по губернским меркам место начальника областной Лицензионной палаты. Причем, как рассказывает бывший зам Путина, Виктор Наместников, вскоре после назначения Игоря Александровича в ведение этого органа было передано лицензирование розничной торговли алкоголем. Очевидно, в качестве дополнительного бонуса.
Подчиненные вспоминают о Путине с искренней симпатией. «Хороший руководитель. При нем вес палаты значительно вырос. Игорь Александрович добился, например, чтобы нам дали отдельное здание», — говорит Наместников.
Плюс новый начальник вел себя с подчиненными по-человечески. Пользуясь знакомством с губернатором, помогал им, чем мог. «Ой, что вы, Игорь Александрович — сама доброта! — не может сдержать эмоций его бывший секретарь, Лида. — Цветы часто дарил, и не только на 8-е Марта! К нему всегда ходили просители, и он всем помогал. И даже меня спрашивал: Лида, все просят, а ты почему ничего не попросишь?»
Не взяли
В остальном Путин держался скромно и родство с президентом старался лишний раз не афишировать. Журналисты местных изданий неоднократно пытались «вытянуть» Путина на интервью об отношениях с братом, но тот всякий раз отказывался. «Кто он такой, все знали с самого начала, но как-то обсуждать это было не принято», — замечает секретарь Лида. Связи со знаменитым родственником Игорь Александрович поддерживал и даже бывал у него в Кремле. Но всегда знал меру. Сказал, в последний раз он созванивался с президентом 7 октября — поздравил с днем рождения.
Впрочем, скромен он без излишеств. По словам Игоря Путина, когда в 2003 году Вячеслав Любимов накануне выборов пообещал ему в случае переизбрания назначить вице-губернатором, Игорь Александрович не возражал.
«Я этого назначения ждал», — с горечью вспоминает Игорь. Но выборы Любимов проиграл. А при губернаторе Шпаке карьера несостоявшегося вице-губернатора пошла на спад: очевидно, ему не простили близость к команде Любимова.
Убедился в этом Игорь Александрович и год спустя, когда попытался пройти в облдуму по списку «Единой России». Путин до сих пор обижается, что в список так и не попал. «Меня же из Москвы рекомендовали!» — возмущается он. Годом ранее он занял пост в местном отделении Движения сторонников «Единой России», затем вступил в партию. Но перед началом кампании выяснилось: в Рязани и без брата президента немало достойных людей с рекомендациями из Москвы. Из списка Игоря вычеркнули.
На работе тоже разладилось. Затеянная кузеном административная реформа привела к тому, что из 60 отраслей, подлежащих лицензированию, в ведении Лицензионной палаты осталась от силы половина, перспективы ведомства стали туманны. «Я понял, в Рязани мне дальше не продвинуться», — подводит черту под этим периодом биографии Игорь.
Новые друзья
Помогли друзья. Двумя годами ранее Игорь познакомился с Андреем Ищуком, представлявшим тогда правительство Рязанской области в Совете Федерации. А вскоре Ищук стал сенатором от Самарской области, где располагались основные предприятия принадлежащего ему холдинга «Волгобурмаш». Но связь с Игорем продолжал поддерживать.
Как рассказывают в окружении Ищука, «он с Игорем Александровичем как-то обсуждал дальнейшие планы. У него в это время в Самаре запускался новый завод. Договорились до того, что Путина взяли на работу». Игоря назначили председателем совета директоров Самарского резервуарного завода, выпускающего цистерны для нефти и нефтепродуктов.
Должность эта участия в оперативном управлении предприятием не подразумевает, тем не менее Игорь, по его собственным словам, взялся за новое дело с энтузиазмом. Предмет его особой гордости — новая линия по производству металлочерепицы.
Зачем ему понадобилось вновь привлекать к себе всеобщее внимание — загадка. Тем не менее две недели назад Игорь Путин покинул «Единую Россию» и вступил в Российскую партию жизни. По случайному совпадению партию Игорь решил сменить за несколько дней до выборов мэра Самары, на которых не на жизнь, а на смерть схлестнулись член ЕР Георгий Лиманский и член РПЖ Виктор Тархов. Так что скандал получился первостатейный.
Сам Путин решение объясняет принципиальными соображениями. «Меня возмущало, что в «Единую Россию» идут люди из номенклатуры, которые преследуют личные интересы и которым безразлична идеология партии. Например, Лиманского самарское отделение ЕР сначала объявило врагом, а потом под давлением из Москвы приняло в партию. Лиманский же нарушал указания президента! Президент говорил, что малый и средний бизнес нужно поддерживать, а Лиманский его давил. А в Партии жизни я увидел много достойных людей, с которыми не стыдно быть вместе».
Пока не ясно, какая роль уготована Игорю Путину в новом партпроекте. По слухам, на думских выборах 2007 года он может возглавить региональный список РПЖ. Сам Игорь рассказывать о своих перспективах отказывается. Очевидно, полагается на старых и новых друзей. Остается пожелать Игорю Александровичу, чтобы через полтора года их круг не сильно поредел. Впрочем, то же можно пожелать и его двоюродному брату.