Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Пять пунктов таможни"

О том, что планируется сделать в этой области и как новшества отразятся на покупателях импортной продукции, рассказывает председатель Государственного таможенного комитета Михаил ВАНИН.Михаил Ванин: Существующая таможенная политика во многом пока еще неэффективна. И связано это, в частности, с тем, что сегодня в России действует слишком сложная система таможенных тарифов: каждая позиция товарной номенклатуры облагается своей пошлиной (число ставок на сегодня составляет несколько тысяч.— «Профиль»). Диапазон выплат колеблется от 0 до 25% от стоимости товара.
Под верхний 25-процентный тариф подпадают дорогостоящие товары: автомобили, меха, предметы роскоши, бытовая техника, аудиовидеотехника и т.д. Беспошлинно ввозятся некоторые виды лекарственных препаратов, детские товары и т.д.
«П.»: И что в этой системе вы намерены поменять?
М.В.: Сложный, дифференцированный таможенный тариф, а также невысокая степень информатизации таможенных процессов дают лазейки недобросовестным импортерам. Которые декларируют ввозимый товар под чужими наименованиями и, соответственно платят меньше пошлин. Например, импортируют мясо птицы под видом зеленого горошка, пошлина на который ниже.
Сегодня мы предлагаем унифицировать ставки таможенных пошлин, разделив все товары ориентировочно на пять групп: непродуктовые и продуктовые товары народного потребления, технологическое оборудование, сырье и материалы, а также товары социального назначения — детские, медикаменты и т.п.
Такой порядок существенно упростит контроль за импортом.
«П.»: Изменятся ли при этом размеры пошлин?
М.В.: В пределах этих пяти товарных групп необходимо установить унифицированные ставки, которые не будут превышать 15%.
Реформа должна способствовать не только повышению собираемости таможенных пошлин, но и недопущению коррупции.
«П.»: Не приведет ли снижение таможенных тарифов к потерям бюджета?
М.В.: Мы взяли наши показатели по итогам первого квартала 2000 года и посчитали, сколько бы собрали, если бы действовал унифицированный таможенный тариф при верхней ставке 15%. Вышло дополнительно $260 млн. Таким образом, в денежном выражении выигрыш бюджета должен составить $1 млрд. ежегодно.
«П.»: Вы считаете, что перечисленных мер достаточно для того, чтобы полностью перекрыть «серый» импорт?
М.В.: Доля нелегального импорта в общем объеме сегодня составляет не менее 45%. Однако если будут предприняты меры по унификации таможенных ставок, то, думаю, эта цифра существенно уменьшится — процентов до десяти.
Наряду с намечаемой унификацией пошлин мы уже сейчас предпринимаем и другие меры. Чтобы перекрыть «серый» импорт уже упомянутого мяса птицы, мы ввели таможенное оформление птицепродукции только в морских портах России — Петербурге, Архангельске, Владивостоке, Новороссийске и т.д. Теперь для птицы сухопутная граница закрыта. Результат не заставил себя ждать. Корабли пошли в морские порты России, продукция стала оформляться под своим наименованием.
«П.»: Как идет кампания по борьбе с «серым» импортом бытовой техники?
М.В.: Мы пришли к соглашению с созданной по нашей инициативе Ассоциацией импортеров электронной и бытовой техники. Суть этого документа заключается в том, что члены ассоциации создают вместо ранее весьма распространенных контор-однодневок легальные фирмы -импортеры, которые будут работать на постоянной основе и легально импортировать бытовую технику.
Мы со своей стороны после окончательного формирования списка этих легальных импортеров, который должен быть сформирован к концу мая, будем пропускать на территорию России бытовую технику только в их адрес. В отношении остальных мы намерены принимать более жесткие меры — их товар будет проходить тщательное таможенное оформление непосредственно на границе. Все это приведет к постепенному вытеснению «серых» и «черных» дилеров с рынка.
В дальнейшем мы планируем распространить полученный опыт и на другие группы товаров, такие как одежда, парфюмерия и другие значимые виды импорта
«П.»: То есть рост цен на бытовую технику неизбежен?
М.В.: Да. Но он будет не очень значительным (по оценкам самих импортеров, увеличение может составить 5—7%.— «Профиль»). К тому же, имея существенные доходы от пошлин, государство получит дополнительные возможности для повышения зарплат, разного рода социальных выплат. Тем самым будет стимулироваться покупательский спрос.
«П.»: Еще одна давняя проблема для вас — свободные экономические зоны, в частности Калининград, где таможня теряет внушительные суммы. Что будет предпринято здесь?
М.В.: Мы видим решение этой проблемы через создание так называемых свободных складов производственного типа. Имеется в виду предоставление иностранному инвестору льгот на ввоз оборудования только для строительства непосредственно на территории свободной экономической зоны. (Сегодня при ввозе товара в свободную экономическую зону таможенные пошлины платятся в льготном режиме независимо от того, куда этот товар попадет в дальнейшем.— «Профиль»).
Что же касается непосредственно Калининградской области, то там сейчас самая острая для нас проблема — ввоз грузовиков. Калининградские автотранспортные предприятия стали расти как грибы, потому что при импорте грузовиков они освобождаются от таможенных пошлин, которые по идее могут доходить до $300—350 тысяч за грузовик. Эксплуатируется же этот грузовой автотранспорт не только в Калининградской области, а на всей территории России.
Сейчас мы дали возможность автотранспортным предприятиям уплатить таможенные пошлины в рассрочку. Одновременно по вновь ввозимым грузовикам освобождение от таможенных платежей предоставляться не будет.
Теперь что касается легковых автомобилей, ввозимых физическими лицами. Владелец авто, если он не заплатил в Калининграде таможенные пошлины, с недавнего времени очень сильно ограничен в перемещениях по территории России. Он может находиться за пределами области лишь два месяца, в противном случае за машину нужно срочно внести пошлину.

ДЕНИС СОЛОВЬЕВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK