Хорошо, что на прошлой неделе в России одновременно вышли и роман Себастьяна Жапризо «Долгая помолвка», и одноименный фильм Жан-Пьера Жене. Ничто так не подогревает интереса к книге, как ее экранизация.
Прикованная к инвалидному креслу молодая француженка Матильда Донней пытается найти своего пропавшего женихасолдата. По официальным данным, Жан приговорен к смертной казни за самострел. Зачин «Жили-были пять французских солдат, которым на роду было написано воевать» вполне может отпугнуть читателя, привыкшего с первых строк получать распределение ролей и гарантию динамичного развития событий. Далее, словно оберегая роман от тех, кто не готов принять и понять человека, затянутого в безжалостную кровавую мясорубку, Жапризо заставляет читателя пройти весь путь к передовой вместе с пятерыми несчастными, которых выбросят связанными на линию огня — под немецкие или свои же пули.
Лишь тех, кто сможет пройти испытание на прочность, прочувствовать весь ужас устроенной политиками бессмысленной бойни, автор допускает к разделу «оторваться невозможно». Подключая читателя к личному расследованию героини, Жапризо позволяет вместе с ней изучить десятки документов, писем и устных свидетельств, проливающих свет на тайну «Угрюмого Бинго» — злополучной немецкой траншеи, где произошла одна из миллионов «маленьких трагедий» Первой мировой.
Чтение действительно захватывающее. Непростое. Потребуется внимание, терпение и, возможно, немного валерьянки. Но Жапризо того стоит.