19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Пылесос и елочка"

Архивная публикация 2006 года: "Пылесос и елочка"

В этом году средний россиянин, по оценкам аналитиков, должен потратить на подарки и празднование Нового года рекордные 540 евро. Но отечественные ритейлеры по-разному оценивают перспективы праздничного ажиотажа.

Инспектор по производству крупного московского мясоперерабатывающего завода Виктор одобрительно кивнул. Завсегдатай «Крокус Сити Молла» Илона пренебрежительно передернула плечиками, закутанными в норковое манто. Менеджер по продажам вакуумных пылесосов Валерия грустно усмехнулась. А уборщик ТСЖ «Солярис» Турсунали, каждый день подметающий мой двор в Северном Бутово, лишь изумленно покрутил пальцем у виска.

Такую разную реакцию у жителей столицы вызвали данные компании Deloitte, согласно которым грядущие новогодние расходы жителей московского региона (столица и область) составят в среднем 541 евро на семью. 339 евро уйдет на подарки, 123 евро — на еду, 79 — на развлечения. «Этими цифрами можно гордиться, — уверен руководитель группы по работе с розничными компаниями в СНГ компании Deloitte Александр Дорофеев. — Ведь российские потребители, как показало наше исследование «Праздничное настроение», тратят на новогодние праздники самую большую в Европе долю своего годового дохода — 13%. Чем не иллюстрация знаменитой широты русской души: например, у британцев соответствующий показатель равняется 3,6%, а у голландцев — и вовсе 1,6%».

От Капотни до Барвихи

Хотя далеко не все согласны с тем, что русская душа настолько широка, как то предполагают аналитики Deloitte. «У меня вызывают некоторое недоумение цифры, озвученные коллегами, — комментирует сумму в 541 евро директор ВЦИОМа по коммуникациям Игорь Эйдман. — Конечно, никто не спорит, что москвичи зарабатывают значительно больше всех в России, но, согласно нашим расчетам, лишь единицы выделяют на новогодние расходы свыше $200, а подавляющее большинство — и вовсе менее $100».

«В данном случае приведенные цифры можно назвать средней температурой по больнице, — говорит старший эксперт компании «ФБК» Екатерина Марушкина. — Понятно ведь, что траты на подарки обитателей Барвихи несопоставимы с расходами жителей Капотни. Поэтому такие показатели мне представляются неинформативными».

Несмотря на разницу в оценках суммы, которую россияне потратят в праздники, все аналитики сходятся в одном: в этом году в карманах ритейлеров останется значительно больше новогодних денег, чем в прошлом. «Наш опрос показал, что порядка 42% россиян планируют потратить в эти новогодние праздники больше средств, чем в прошлом году, и лишь 6% оставят под елкой меньше денег, — говорит Александр Дорофеев. — В Европе же люди настроены гораздо более пессимистично. Например, лишь 8% немцев проявят большую новогоднюю щедрость, чем в прошлом году, а 27% жителей этой страны снизят свои праздничные расходы».

По мнению доцента кафедры экономической социологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета Александра Кожанова, в этом году россияне в целом увеличат свои новогодние расходы на 13—15%. Однако это вовсе не говорит о том, что равную долю в этот прирост внесут и доярка из Краснодара, и топ-менеджер из Москвы. «Согласно нашим подсчетам, жители Поволжья, Восточной Сибири и Зауралья даже снизят новогодние траты по сравнению с прошлым годом, — говорит эксперт. — Другое дело, что резко увеличат свои расходы жители Москвы, Петербурга, Урала и Дальнего Востока. Это в конечном счете и приведет к появлению тех самых 13—15% роста».

Солидарны аналитики и в объяснении причин охватившего страну новогоднего бума. «Важнейшую роль сыграли сверхдоходы от экспорта нефти, — говорит Екатерина Марушкина. — А поскольку реальные доходы населения растут (только за 10 месяцев этого года рост в среднем по России составил 13,2%), то вырастут и потребительские расходы». В свою очередь, Александр Дорофеев обращает внимание на общеэкономический и политический аспект вопроса. «Хотя лишь порядка 47% россиян оценивают политическую ситуацию и систему государственного управления в стране как стабильную, а тех, кто твердо уверен, что экономика страны сокращается, на 4% больше, чем тех, кто уверен в ее росте, 40% считают, что в следующем году экономика страны улучшится, — рассказывает эксперт. — Это во многом и объясняет повышение трат».

Правда, и в этом отношении Россия умудрилась выделиться на фоне Европы. Если, согласно данным компании Deloitte, около 41% итальянцев оценивают состояние собственной экономики как отрицательное, из-за чего и сократят свои расходы на 6,2%, то россияне, несмотря на то, что большинство из них пессимистичны в оценках, потратят на новогодние подарки на 12,7% больше, чем в прошлом году.

Не родственнику, но другу

Однако российская специфика заключается не только в рекордном росте грядущих новогодних расходов, но и в том, кому мы собираемся дарить подарки. «Здесь есть любопытная тенденция, — рассказывает Александр Кожанов. — Если в Европе покупают больше подарков для взрослых членов семьи, чем для детей, то в России «семейные ценности» не в ходу — в последние годы приоритет у нас прочно отдается друзьям. К примеру, в 2002 году каждый российский ребенок получал от родителей в среднем 1,7 подарка, а друзья — 2,2, к концу этого года соответствующие показатели, по нашим расчетам, составят 2,5 и 5,9 подарка соответственно».

«Честно говоря, несколько странно слышать подобное, ведь это противоречит российским традициям «все лучшее — детям», — выражает скепсис Игорь Эйдман из ВЦИОМа. — Правда, соответствующие цифры наверняка объясняются тем, что подарки друзьям и коллегам по работе — это не обременительные в финансовом плане сувениры, в то время как детям дарят сравнительно дорогие вещи».

«Даже слишком дорогие, — грустно вздыхает менеджер по продажам вакуумных пылесосов Валерия. — Почему, когда нам было по 10—12 лет, мы хотели получить хоть какой-то подарок и были счастливы, когда находили под елкой куклу или конструктор, а сейчас детям подавай технику подороже да понавороченнее?» Женщина знает, что говорит: ей пришлось залезть по уши в долги, чтобы наскрести деньги на покупку игровой консоли за 15 тыс. рублей для 10-летнего сына и смартфона за 14 тыс. рублей для 11-летней дочери.

«А что делать? — разводит руками Екатерина Марушкина из ФБК. — Сейчас многие продвинутые детишки младше 12 лет, не говоря уже про подростков, предпочитают получать взрослые подарки в виде дорогих мобильников и аудиотехники вместо традиционных игрушек. Главная причина — реклама. Подростки — самая восприимчивая группа, поэтому их желания во многом определяются тем, что раскручивают по телевизору и в цветных журналах».

Впрочем, не все так плохо. По данным компании Deloitte, наиболее популярным подарком для детей до 12 лет в московском регионе по-прежнему остается традиционная игрушка, в то время как для детишек того же возраста в Турции — брендовая одежда, а в Испании, Италии, Франции и на Кипре — дорогие игровые консоли.

Поездка, а не помада

Не меньше проблем, чем с детскими подарками, взрослые россияне испытывают и с подарками друг другу. «Здесь имеют место расхождения в ожидаемых и реальных презентах», — комментирует Игорь Эйдман. К чему может привести такое расхождение, рассказал инспектор по производству крупного московского мясоперерабатывающего завода Виктор: «В прошлом ноябре я был в командировке в Париже, специально купил жене дорогущий набор косметики прямо на Елисейских полях. Когда же я вручил ей подарок, она отнеслась к моему презенту как-то буднично, что ли. Я ее спрашиваю: милая, тебе что, не понравилось? А она мне: конечно, понравилось, но ты знаешь, в Новый год я мечтала о чем-то более неожиданном...»

«Наверняка о путешествии, — комментирует ситуацию Александр Дорофеев из Deloitte. — Согласно нашим исследованиям, около 46% российских женщин желают получить в подарок турпутевку, и только 7% мужчин им ее дарят. Похожая ситуация и с ювелирными украшениями: получить их в новогоднюю ночь хотели бы 43% женщин, в реальности же они оказываются у 28% из них. Косметику и парфюмерию, даже самую дорогую, идеальным подарком на Новый год считают лишь 26% женщин, а дарят ее 46% мужчин».
Купи все и сразу Столичных ритейлеров озвученные «Профилем» цифры не удивили. «По нашим исследованиям, москвичи действительно потратят в эти новогодние праздники существенно больше, чем даже в прошлом, рекордном по затратам, 2005 году, — сообщили в компании «Рамэнка», владеющей сетью гипермаркетов «Рамстор». — Соответственно, мы приняли решение расширить линейку именно новогодних товаров, благодаря чему за один приезд можно будет приобрести подарки для всех членов семьи». В «Перекрестке» тоже готовятся к возросшим новогодним расходам москвичей, для чего, по предварительной информации, в супермаркетах сети будет запущена акция под условным названием «Купи три подарка, а четвертый получи бесплатно».

Впрочем, некоторые сомневаются, что российские ритейлеры в конце этого года действительно будут стричь купоны. «Многие ошибочно полагают, что для российского потребителя главное — цена и стоящий несколько сот рублей подарочный набор под названием «Мужское счастье» из нескольких бутылок пива и рыбного ассорти будет расходиться как горячие пирожки, — говорит Александр Кожанов. — Согласно нашим исследованиям, цена — минимально важный фактор при выборе подарка. Гораздо важнее ассортимент презентов, а также дружелюбие и отзывчивость персонала. А с первым и особенно со вторым в России проблемы. Посмотрите на все эти мегамаркеты — в них, по большому счету, все одно и то же, а консультанты с ошалелыми глазами бегают между рядами, крайне неохотно давая консультации покупателям».

Согласен с этим и Александр Дорофеев — по его данным, отсутствие необычных идей в подарочных товарах раздражает 28% покупателей. «В результате не приходится говорить о формировании какой-либо лояльности потребителей в отношении магазинов, где они делают новогодние покупки», — считает эксперт.

С сертификатом Санты

На Западе, кстати, необходимость быть в Рождество и Новый год не такими, как все, поняли давно. Так, британская сеть экологических магазинов Derry’s накануне праздников предлагает покупателям приобрести в подарок продуктовые наборы, выращенные на «специальных полях Санта-Клауса». Эксклюзивность подарка подчеркивают оригинальная упаковка и красивый сертификат подлинности, в котором Санта своей подписью заверяет, что огурцы или помидоры действительно выращены на его плантациях. Американская сеть универмагов Jone’s club в прошлом году отвела значительные площади в каждом магазине под специальную выставку, где собрала наиболее популярные подарки, которые дарят друг другу жители более 50 стран всех пяти континентов (в России, правда, по мнению американцев, самым популярным подарком почему-то является матрешка). Но как бы то ни было, удобная планировка, оригинальное оформление и необычная концепция привели к тому, что новогодние продажи Jone’s club по сравнению с 2004 годом возросли на 150%.

«Разве что водки побольше подвезем»

Впрочем, все разговоры о лояльности, стимулировании новогоднего спроса и маркетинговых особенностях для большинства магазинов московского региона не более чем пустой звук. По опыту прошлых лет, порядка 35% жителей столицы будут покупать еду и алкогольные напитки в небольших торговых точках неподалеку от дома. А в них изобретать что-то к Новому году не намерены. «Если народ больше потратит — так это хорошо, — говорит управляющая магазина «Продукты 24» на Авиамоторной улице. — Но придумывать что-то особенное мы не будем. Ну разве что водки побольше подвезем, а то в прошлом году почти всю разобрали. А так — будут те же сыры, колбасы, мясные деликатесы, вино. Зачем себе голову ломать, если все равно все купят?»

Что ж, несколько недель на то, чтобы провести последние приготовления к новогоднему покупательскому штурму, у гипермаркетов и небольших продуктовых магазинчиков пока есть. Как есть еще почти год для того, чтобы значительно расширить ассортимент подарков и придумать ноу-хау, которые позволят переманить клиентов у конкурентов, сформировав пресловутую новогоднюю лояльность.

Ведь, согласно данным Deloitte, порядка 40% россиян верят, что в следующем году благосостояние их семей улучшится.



В этом году средний россиянин, по оценкам аналитиков, должен потратить на подарки и празднование Нового года рекордные 540 евро. Но отечественные ритейлеры по-разному оценивают перспективы праздничного ажиотажа.

Инспектор по производству крупного московского мясоперерабатывающего завода Виктор одобрительно кивнул. Завсегдатай «Крокус Сити Молла» Илона пренебрежительно передернула плечиками, закутанными в норковое манто. Менеджер по продажам вакуумных пылесосов Валерия грустно усмехнулась. А уборщик ТСЖ «Солярис» Турсунали, каждый день подметающий мой двор в Северном Бутово, лишь изумленно покрутил пальцем у виска.

Такую разную реакцию у жителей столицы вызвали данные компании Deloitte, согласно которым грядущие новогодние расходы жителей московского региона (столица и область) составят в среднем 541 евро на семью. 339 евро уйдет на подарки, 123 евро — на еду, 79 — на развлечения. «Этими цифрами можно гордиться, — уверен руководитель группы по работе с розничными компаниями в СНГ компании Deloitte Александр Дорофеев. — Ведь российские потребители, как показало наше исследование «Праздничное настроение», тратят на новогодние праздники самую большую в Европе долю своего годового дохода — 13%. Чем не иллюстрация знаменитой широты русской души: например, у британцев соответствующий показатель равняется 3,6%, а у голландцев — и вовсе 1,6%».

От Капотни до Барвихи

Хотя далеко не все согласны с тем, что русская душа настолько широка, как то предполагают аналитики Deloitte. «У меня вызывают некоторое недоумение цифры, озвученные коллегами, — комментирует сумму в 541 евро директор ВЦИОМа по коммуникациям Игорь Эйдман. — Конечно, никто не спорит, что москвичи зарабатывают значительно больше всех в России, но, согласно нашим расчетам, лишь единицы выделяют на новогодние расходы свыше $200, а подавляющее большинство — и вовсе менее $100».

«В данном случае приведенные цифры можно назвать средней температурой по больнице, — говорит старший эксперт компании «ФБК» Екатерина Марушкина. — Понятно ведь, что траты на подарки обитателей Барвихи несопоставимы с расходами жителей Капотни. Поэтому такие показатели мне представляются неинформативными».

Несмотря на разницу в оценках суммы, которую россияне потратят в праздники, все аналитики сходятся в одном: в этом году в карманах ритейлеров останется значительно больше новогодних денег, чем в прошлом. «Наш опрос показал, что порядка 42% россиян планируют потратить в эти новогодние праздники больше средств, чем в прошлом году, и лишь 6% оставят под елкой меньше денег, — говорит Александр Дорофеев. — В Европе же люди настроены гораздо более пессимистично. Например, лишь 8% немцев проявят большую новогоднюю щедрость, чем в прошлом году, а 27% жителей этой страны снизят свои праздничные расходы».

По мнению доцента кафедры экономической социологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета Александра Кожанова, в этом году россияне в целом увеличат свои новогодние расходы на 13—15%. Однако это вовсе не говорит о том, что равную долю в этот прирост внесут и доярка из Краснодара, и топ-менеджер из Москвы. «Согласно нашим подсчетам, жители Поволжья, Восточной Сибири и Зауралья даже снизят новогодние траты по сравнению с прошлым годом, — говорит эксперт. — Другое дело, что резко увеличат свои расходы жители Москвы, Петербурга, Урала и Дальнего Востока. Это в конечном счете и приведет к появлению тех самых 13—15% роста».

Солидарны аналитики и в объяснении причин охватившего страну новогоднего бума. «Важнейшую роль сыграли сверхдоходы от экспорта нефти, — говорит Екатерина Марушкина. — А поскольку реальные доходы населения растут (только за 10 месяцев этого года рост в среднем по России составил 13,2%), то вырастут и потребительские расходы». В свою очередь, Александр Дорофеев обращает внимание на общеэкономический и политический аспект вопроса. «Хотя лишь порядка 47% россиян оценивают политическую ситуацию и систему государственного управления в стране как стабильную, а тех, кто твердо уверен, что экономика страны сокращается, на 4% больше, чем тех, кто уверен в ее росте, 40% считают, что в следующем году экономика страны улучшится, — рассказывает эксперт. — Это во многом и объясняет повышение трат».

Правда, и в этом отношении Россия умудрилась выделиться на фоне Европы. Если, согласно данным компании Deloitte, около 41% итальянцев оценивают состояние собственной экономики как отрицательное, из-за чего и сократят свои расходы на 6,2%, то россияне, несмотря на то, что большинство из них пессимистичны в оценках, потратят на новогодние подарки на 12,7% больше, чем в прошлом году.

Не родственнику, но другу

Однако российская специфика заключается не только в рекордном росте грядущих новогодних расходов, но и в том, кому мы собираемся дарить подарки. «Здесь есть любопытная тенденция, — рассказывает Александр Кожанов. — Если в Европе покупают больше подарков для взрослых членов семьи, чем для детей, то в России «семейные ценности» не в ходу — в последние годы приоритет у нас прочно отдается друзьям. К примеру, в 2002 году каждый российский ребенок получал от родителей в среднем 1,7 подарка, а друзья — 2,2, к концу этого года соответствующие показатели, по нашим расчетам, составят 2,5 и 5,9 подарка соответственно».

«Честно говоря, несколько странно слышать подобное, ведь это противоречит российским традициям «все лучшее — детям», — выражает скепсис Игорь Эйдман из ВЦИОМа. — Правда, соответствующие цифры наверняка объясняются тем, что подарки друзьям и коллегам по работе — это не обременительные в финансовом плане сувениры, в то время как детям дарят сравнительно дорогие вещи».

«Даже слишком дорогие, — грустно вздыхает менеджер по продажам вакуумных пылесосов Валерия. — Почему, когда нам было по 10—12 лет, мы хотели получить хоть какой-то подарок и были счастливы, когда находили под елкой куклу или конструктор, а сейчас детям подавай технику подороже да понавороченнее?» Женщина знает, что говорит: ей пришлось залезть по уши в долги, чтобы наскрести деньги на покупку игровой консоли за 15 тыс. рублей для 10-летнего сына и смартфона за 14 тыс. рублей для 11-летней дочери.

«А что делать? — разводит руками Екатерина Марушкина из ФБК. — Сейчас многие продвинутые детишки младше 12 лет, не говоря уже про подростков, предпочитают получать взрослые подарки в виде дорогих мобильников и аудиотехники вместо традиционных игрушек. Главная причина — реклама. Подростки — самая восприимчивая группа, поэтому их желания во многом определяются тем, что раскручивают по телевизору и в цветных журналах».

Впрочем, не все так плохо. По данным компании Deloitte, наиболее популярным подарком для детей до 12 лет в московском регионе по-прежнему остается традиционная игрушка, в то время как для детишек того же возраста в Турции — брендовая одежда, а в Испании, Италии, Франции и на Кипре — дорогие игровые консоли.

Поездка, а не помада

Не меньше проблем, чем с детскими подарками, взрослые россияне испытывают и с подарками друг другу. «Здесь имеют место расхождения в ожидаемых и реальных презентах», — комментирует Игорь Эйдман. К чему может привести такое расхождение, рассказал инспектор по производству крупного московского мясоперерабатывающего завода Виктор: «В прошлом ноябре я был в командировке в Париже, специально купил жене дорогущий набор косметики прямо на Елисейских полях. Когда же я вручил ей подарок, она отнеслась к моему презенту как-то буднично, что ли. Я ее спрашиваю: милая, тебе что, не понравилось? А она мне: конечно, понравилось, но ты знаешь, в Новый год я мечтала о чем-то более неожиданном...»

«Наверняка о путешествии, — комментирует ситуацию Александр Дорофеев из Deloitte. — Согласно нашим исследованиям, около 46% российских женщин желают получить в подарок турпутевку, и только 7% мужчин им ее дарят. Похожая ситуация и с ювелирными украшениями: получить их в новогоднюю ночь хотели бы 43% женщин, в реальности же они оказываются у 28% из них. Косметику и парфюмерию, даже самую дорогую, идеальным подарком на Новый год считают лишь 26% женщин, а дарят ее 46% мужчин».
Купи все и сразу Столичных ритейлеров озвученные «Профилем» цифры не удивили. «По нашим исследованиям, москвичи действительно потратят в эти новогодние праздники существенно больше, чем даже в прошлом, рекордном по затратам, 2005 году, — сообщили в компании «Рамэнка», владеющей сетью гипермаркетов «Рамстор». — Соответственно, мы приняли решение расширить линейку именно новогодних товаров, благодаря чему за один приезд можно будет приобрести подарки для всех членов семьи». В «Перекрестке» тоже готовятся к возросшим новогодним расходам москвичей, для чего, по предварительной информации, в супермаркетах сети будет запущена акция под условным названием «Купи три подарка, а четвертый получи бесплатно».

Впрочем, некоторые сомневаются, что российские ритейлеры в конце этого года действительно будут стричь купоны. «Многие ошибочно полагают, что для российского потребителя главное — цена и стоящий несколько сот рублей подарочный набор под названием «Мужское счастье» из нескольких бутылок пива и рыбного ассорти будет расходиться как горячие пирожки, — говорит Александр Кожанов. — Согласно нашим исследованиям, цена — минимально важный фактор при выборе подарка. Гораздо важнее ассортимент презентов, а также дружелюбие и отзывчивость персонала. А с первым и особенно со вторым в России проблемы. Посмотрите на все эти мегамаркеты — в них, по большому счету, все одно и то же, а консультанты с ошалелыми глазами бегают между рядами, крайне неохотно давая консультации покупателям».

Согласен с этим и Александр Дорофеев — по его данным, отсутствие необычных идей в подарочных товарах раздражает 28% покупателей. «В результате не приходится говорить о формировании какой-либо лояльности потребителей в отношении магазинов, где они делают новогодние покупки», — считает эксперт.

С сертификатом Санты

На Западе, кстати, необходимость быть в Рождество и Новый год не такими, как все, поняли давно. Так, британская сеть экологических магазинов Derry’s накануне праздников предлагает покупателям приобрести в подарок продуктовые наборы, выращенные на «специальных полях Санта-Клауса». Эксклюзивность подарка подчеркивают оригинальная упаковка и красивый сертификат подлинности, в котором Санта своей подписью заверяет, что огурцы или помидоры действительно выращены на его плантациях. Американская сеть универмагов Jone’s club в прошлом году отвела значительные площади в каждом магазине под специальную выставку, где собрала наиболее популярные подарки, которые дарят друг другу жители более 50 стран всех пяти континентов (в России, правда, по мнению американцев, самым популярным подарком почему-то является матрешка). Но как бы то ни было, удобная планировка, оригинальное оформление и необычная концепция привели к тому, что новогодние продажи Jone’s club по сравнению с 2004 годом возросли на 150%.

«Разве что водки побольше подвезем»

Впрочем, все разговоры о лояльности, стимулировании новогоднего спроса и маркетинговых особенностях для большинства магазинов московского региона не более чем пустой звук. По опыту прошлых лет, порядка 35% жителей столицы будут покупать еду и алкогольные напитки в небольших торговых точках неподалеку от дома. А в них изобретать что-то к Новому году не намерены. «Если народ больше потратит — так это хорошо, — говорит управляющая магазина «Продукты 24» на Авиамоторной улице. — Но придумывать что-то особенное мы не будем. Ну разве что водки побольше подвезем, а то в прошлом году почти всю разобрали. А так — будут те же сыры, колбасы, мясные деликатесы, вино. Зачем себе голову ломать, если все равно все купят?»

Что ж, несколько недель на то, чтобы провести последние приготовления к новогоднему покупательскому штурму, у гипермаркетов и небольших продуктовых магазинчиков пока есть. Как есть еще почти год для того, чтобы значительно расширить ассортимент подарков и придумать ноу-хау, которые позволят переманить клиентов у конкурентов, сформировав пресловутую новогоднюю лояльность.

Ведь, согласно данным Deloitte, порядка 40% россиян верят, что в следующем году благосостояние их семей улучшится.




Что вы подарите родным и друзьям на Новый год?
Владимир Турчинский (Динамит), телеведущий:

— Своим любимым подарю поездку. У нас традиция сложилась: сразу после Нового года едем в Италию отдыхать. Друзьям я обычно дарю то, что они любят: сигары, коллекционное оружие. С возрастом становишься психологом и стараешься дать людям то, что они хотят получить.

Сергей Лукьяненко, писатель:

— Подарю какие-нибудь красивые новогодние сувениры: свечи, подсвечники, вазочки, рождественские сувениры. Такие вещи обычно создают настроение праздника, и их хорошо поставить на праздничный стол.

Семен Альтов, писатель-сатирик:

— Какую-нибудь фигню, но от чистого сердца. Я помню один печальный опыт: 80-е годы, канун Нового года в городе Тобольске. Меня привезли в местный овощной магазин, где почему-то выкинули в продажу обувь «Саламандер». Я в подарок жене набрал тогда шесть пар — туфли, сапоги, босоножки. Ни одна не подошла по размеру... С тех пор я стараюсь дарить то, что не имеет размера. Все это и называется фигня.

Сергей Стиллавин, телеведущий:

— Пока еще не знаю, времени не нашел. В ближайшие дни намерен отправиться в крупный торговый центр и купить сразу все и сразу всем. Кое-какие идеи есть. Мне кажется, близким людям стоит дарить сертификаты на покупку чего-нибудь на определенную сумму. Это не только свидетельствует о хорошем отношении, но и оставляет свободу выбора. И по-любому круче, чем деньги в конверте: все-таки сертификат где-то добыть надо. А вот друзьям... друзьям можно дарить одежду, потому что это оставляет память. Причем человек иногда забывает, кто это ему подарил, а я увижу его в этой вещи и порадуюсь. Главное, чтобы размер подходил, а по форме и цвету можно фантазировать.

Катерина фон Гечмен-Вальдек, баронесса:

— Я очень люблю дарить подарки, поэтому часто покупаю что-то без повода, а потом, в канун праздника наблюдается дефицит идей. В этом году, пользуясь тем, что у меня собака породы корги, я, возможно, подарю кому-нибудь щенка этой породы. Все наши друзья в восторге от этих собак. Детям подарю то, чего бы им хотелось: одежду, сноуборд, какие-то приятные мелочи. Своему артисту Леше Воробьеву подарю электронную систему навигации в машину, а мужу готовлю очень приятный сюрприз, поэтому пока не буду о нем распространяться.

Ксения Собчак, ведущая телепрограммы «Дом-2»:

— Я пока не определилась с подарками. А мне однажды подарили седло. С таким намеком, чтобы в новом году я могла кого-то оседлать и куда-то проехать. Однажды я подарила своему приятелю на Новый год большую, просто огромную жабу, зеленую и всю в пупырышках. Дело в том, что этот мой друг коллекционирует разнообразных жаб.

Олег Газманов, певец:

— Моя жизнь расписана по минутам, и порой так хочется, чтобы сутки длились хотя бы 48 часов. Работа отнимает практически все время, поэтому подарками я займусь не раньше чем на последней неделе декабря. Проще всего с моей трехлетней дочкой. Она уже заказала себе белые коньки, чтобы всей семьей ходить на каток.

Записала Наталья Зиганшина

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».