19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Разделяй и властвуй!"

Архивная публикация 2011 года: "Разделяй и властвуй!"

Споры о необходимости разделения полномочий худруков и директоров в российских театрах не утихают. В конце ноября премьер-министр РФ Владимир Путин встретился с руководителями ведущих российских театров. Он сразу объяснил, что говорить о чистом искусстве на этой встрече не будет. Главный вопрос, стоявший на повестке дня, - разделение полномочий художественных руководителей и директоров театров. Глава правительства предлагает разделить эти полномочия законодательно. Он считает, что права и ответственность между худруком и директором должны быть разделены, как между бухгалтером и директором на предприятии. Теперь остается только закрепить это в соответствующей статье Трудового кодекса.
Сейчас эти две должности может совмещать один человек. В кулуарах московских театров до сих пор живы воспоминания об уходе со своего поста Юрия Любимова, совмещавшего в Театре на Таганке две должности - худрука и директора. Как все мы помним, основным требованием труппы было именно отстранение Юрия Петровича от хозяйственно-финансовых дел. Сейчас в большинстве случаев, особенно в провинциальных театрах, правила в театре устанавливает тот, кто контролирует бюджет. Но, как известно из богатого и печального опыта наших театров, проблемы и скандалы возникают не только в творческой, но и в юридической сфере, так что всегда остро встает вопрос, кто же несет ответственность в случае выявления финансовых нарушений в театре: худрук, как первое лицо театра, или все-таки директор.
Так, в этом же году был арестован директор Театра кукол им. Образцова Андрей Лучин, которого обвиняют в крупном мошенничестве, в присвоении ни много ни мало 12 млн рублей. То есть пока получается так: за деньги отвечает директор.
Я думаю, что абсолютно правильно поступили те, кто поставил перед премьер-министром такую задачу, потому что, хотя театр и числится в документах как "учреждение", это все-таки театр. Если это и учреждение, то особого типа. Это ни на что не похожая организация, и ее форма именно художественная. Поэтому статус директора как помощника художественного руководителя театра действительно правильный, он соответствует театральной форме.
Я бы оставил художественному руководителю все права, которые он имеет сейчас, но ответственность за некоторые положения я бы все-таки возложил на специалиста - либо директора, либо главного бухгалтера. Когда художественный руководитель начинает отвечать за электриков, за строителей, за кассу, это плохо влияет на качество спектаклей. Он должен отвечать за смысл театра, а требовать от него ответственности за хозяйственную деятельность нет смысла. Мы же с вами приходим в театр, чтобы получить какое-то художественное потрясение, а иначе зачем нам туда идти? Можно остаться дома и почитать книгу.
Художественный руководитель должен делать интересные спектакли, именно в этом его задача.
Другое дело, что сегодня этого иногда оказывается мало, потому что со зрителем нужно играть в новые игры, и этим должен заниматься первый заместитель художественного руководителя театра, то есть директор.
Главный режиссер театра не должен об этом думать, иначе театр лишится авторского лица, индивидуальности. Худрук должен быть лицом театра. А театр без лица - это все равно что книга без имени автора. Театр должен быть чей-то, отражать чей-то внутренний мир, вполне определенный. Такими были все великие театры XX века - Камерный театр, например. Его создатель Александр Таиров был диктатором, но строил все на понимании и доброте по отношению к труппе. Легенды про режиссеров-диктаторов, интриганов, руководителей театра мейерхольдовско-станиславского типа - не про него. Он был светлый человек, об этом я всегда помнил, когда писал свою книгу о нем. Театр в России - это почти всегда театр-семья, театр-дом. Это то, чем я обладаю, и это то, что делает меня счастливым. Я счастлив, что мне удалось создать именно такой театр, о котором я мечтал еще в детстве. Со мной работают прекрасные люди, они со мной рядом много лет, и мы понимаем друг друга.
И, конечно же, директор нашему театру очень нужен, но только как первый помощник художественного руководителя.
Но если театр плохой, то в таком разговоре тоже нет смысла. Никакое разделение или совмещение полномочий ему не поможет.

Споры о необходимости разделения полномочий худруков и директоров в российских театрах не утихают. В конце ноября премьер-министр РФ Владимир Путин встретился с руководителями ведущих российских театров. Он сразу объяснил, что говорить о чистом искусстве на этой встрече не будет. Главный вопрос, стоявший на повестке дня, - разделение полномочий художественных руководителей и директоров театров. Глава правительства предлагает разделить эти полномочия законодательно. Он считает, что права и ответственность между худруком и директором должны быть разделены, как между бухгалтером и директором на предприятии. Теперь остается только закрепить это в соответствующей статье Трудового кодекса.
Сейчас эти две должности может совмещать один человек. В кулуарах московских театров до сих пор живы воспоминания об уходе со своего поста Юрия Любимова, совмещавшего в Театре на Таганке две должности - худрука и директора. Как все мы помним, основным требованием труппы было именно отстранение Юрия Петровича от хозяйственно-финансовых дел. Сейчас в большинстве случаев, особенно в провинциальных театрах, правила в театре устанавливает тот, кто контролирует бюджет. Но, как известно из богатого и печального опыта наших театров, проблемы и скандалы возникают не только в творческой, но и в юридической сфере, так что всегда остро встает вопрос, кто же несет ответственность в случае выявления финансовых нарушений в театре: худрук, как первое лицо театра, или все-таки директор.
Так, в этом же году был арестован директор Театра кукол им. Образцова Андрей Лучин, которого обвиняют в крупном мошенничестве, в присвоении ни много ни мало 12 млн рублей. То есть пока получается так: за деньги отвечает директор.
Я думаю, что абсолютно правильно поступили те, кто поставил перед премьер-министром такую задачу, потому что, хотя театр и числится в документах как "учреждение", это все-таки театр. Если это и учреждение, то особого типа. Это ни на что не похожая организация, и ее форма именно художественная. Поэтому статус директора как помощника художественного руководителя театра действительно правильный, он соответствует театральной форме.
Я бы оставил художественному руководителю все права, которые он имеет сейчас, но ответственность за некоторые положения я бы все-таки возложил на специалиста - либо директора, либо главного бухгалтера. Когда художественный руководитель начинает отвечать за электриков, за строителей, за кассу, это плохо влияет на качество спектаклей. Он должен отвечать за смысл театра, а требовать от него ответственности за хозяйственную деятельность нет смысла. Мы же с вами приходим в театр, чтобы получить какое-то художественное потрясение, а иначе зачем нам туда идти? Можно остаться дома и почитать книгу.
Художественный руководитель должен делать интересные спектакли, именно в этом его задача.
Другое дело, что сегодня этого иногда оказывается мало, потому что со зрителем нужно играть в новые игры, и этим должен заниматься первый заместитель художественного руководителя театра, то есть директор.
Главный режиссер театра не должен об этом думать, иначе театр лишится авторского лица, индивидуальности. Худрук должен быть лицом театра. А театр без лица - это все равно что книга без имени автора. Театр должен быть чей-то, отражать чей-то внутренний мир, вполне определенный. Такими были все великие театры XX века - Камерный театр, например. Его создатель Александр Таиров был диктатором, но строил все на понимании и доброте по отношению к труппе. Легенды про режиссеров-диктаторов, интриганов, руководителей театра мейерхольдовско-станиславского типа - не про него. Он был светлый человек, об этом я всегда помнил, когда писал свою книгу о нем. Театр в России - это почти всегда театр-семья, театр-дом. Это то, чем я обладаю, и это то, что делает меня счастливым. Я счастлив, что мне удалось создать именно такой театр, о котором я мечтал еще в детстве. Со мной работают прекрасные люди, они со мной рядом много лет, и мы понимаем друг друга.
И, конечно же, директор нашему театру очень нужен, но только как первый помощник художественного руководителя.
Но если театр плохой, то в таком разговоре тоже нет смысла. Никакое разделение или совмещение полномочий ему не поможет.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».