Однако этот закон, если он будет принят, не только не разрешит проблем российской армии, а, скорее, их приумножит.Жив? Здоров? Служи!
Недавно я поехала поздравлять подругу с рождением сына, а она в ответ зарыдала: "Теперь только и думаю, как его от армии сберечь". Сколько родителей в панике готовы отдать любые деньги, чтобы ненаглядное чадо поступило в вуз с военной кафедрой, или купить "липовое" медицинское заключение о непригодности сына к службе в армии, дать взятку военкому и т.п. Только по официальным данным, ежегодно "косят" от армии около 20% призывников (не менее 35 000). Во всех законах РФ служба в армии называется "почетной обязанностью", но у большинства людей она ассоциируется с чем-то вроде тюремного заключения сроком на два года. Отличие лишь в том, что "отмотать", а вернее, "оттрубить" обязаны все молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Если, конечно, они не душевнобольные, не инвалиды и прочие ограниченно дееспособные с соответствующими медсправками, не имеют к 18 годам пары детей или не являются студентами тех немногих престижных вузов, в которых есть военная кафедра. Все прочее население мужеского пола по достижении призывного возраста всегда рассматривалось российскими военными как полноправная собственность. И никакие отговорки типа "не хочу -- не буду", "убеждения не позволяют" и т.д. в расчет не принимались. Однако теперь для определенной категории граждан возможность выбора, скорее всего, появится. 14 февраля на заседании правительства министр труда Александр Починок представил проект федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". В законе альтернативная служба (АГС) определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву. Скорее всего, именно этот правительственный проект и будет принят Думой в течение нынешней весенней сессии (при этом существует еще несколько альтернативных законопроектов, о чем ниже), и у россиян впервые появится законное право не идти в армию, если это противоречит их убеждениям. Исполню долг. Возможны варианты
В постперестроечное время вопрос об альтернативной службе опять возник на повестке дня. Дело в том, что в принятой в 1993 году Конституции (ст. 59 ч.3) отмечено право граждан на альтернативную службу, однако закона, в свою очередь прописывающего механизмы реализации этого права, нет. То есть сложилась парадоксальная ситуация, когда право на АГС есть, а возможности им воспользоваться не существует. В последние годы в Государственной думе проектом закона об АГС занимались более десяти комиссий. В 1994 году один проект даже прошел первое чтение. Но второе чтение в 1995 году было провальным по причине вполне очевидной -- разгорелась первая чеченская кампания. На какое-то время закон положили под сукно. Теперь депутаты уверены, что он все-таки будет принят. Сейчас, к 2002 году, в России насчитывается несколько десятков призывников, которые, по религиозным или идейным соображениям отказавшись идти в армию, получили-таки право на альтернативную службу. Решениями местных властей им было разрешена АГС в социальной и медицинской сферах (молодые люди работают с беспризорными, в больницах, хосписах и т.д.). Служба эта проходит в качестве эксперимента, что зафиксировано в распоряжениях и постановлениях (например, в Положении о Призывной комиссии Нижнего Новгорода). Правда, никакой гарантии, что она будет засчитана как военная, у ребят нет. Классическая ситуация, при которой "низы больше не хотят" (по данным Генштаба, о выборе альтернативной службы заявили около 2000 человек), заставило "верхи" вновь взяться за, казалось бы, похороненные проекты. Спор шел в основном вокруг следующих вопросов: основания, которые дают право на альтернативную службу (личное заявление, документальные доказательства, привлечение свидетелей и т.п.), место прохождения службы (по месту жительства либо в другом регионе) и собственно срок службы. Важным представляется и то, кто именно будет заниматься "альтернативщиками": останутся ли они в ведении Минобороны либо их передадут другому ведомству. В Государственной думе еще в 2000 году разработано три законопроекта. Наиболее либеральными были два из них: первый -- Владимира Семенова, второй -- Эдуарда Воробьева, Юлия Рыбакова и др. Они предполагали вывести "альтернативщиков" из-под ведения Минобороны, передав их гражданским службам. Кроме того, проекты устанавливали заявительный принцип альтернативной службы (то есть человеку достаточно написать заявление о том, что военная служба противоречит его идеологическим убеждениям, доказательства не нужны) и службу по месту жительства -- в гражданских медицинских учреждениях, в структурах ГО и ЧС, пожарной охраны и т.п. Законопроект Владимира Семенова предполагал уравнивание сроков АГС и военной службы (что, понятно, является утопией), законопроект Эдуарда Воробьева предлагал увеличить срок АГС до 3 лет. То есть либеральность и в хорошем смысле популизм этих проектов -- налицо. Более "генеральский" проект принадлежит депутату Андрею Николаеву (бывшему главе Федеральной пограничной службы). Согласно этому проекту на альтернативную службу призывались бы не только "идейные", но и все те, кто сейчас пользуется отсрочками, в том числе студенты. "Альтернативщики" должны выполнять "гражданские" работы в военных частях. Место службы определяется военкоматом, а срок -- вдвое больше обычного. Однако правительство не приняло ни один из проектов, и новую версию закона стали готовить в Генеральном штабе, представившем четвертый вариант закона (очень похожий на николаевский). Идея Минобороны сводилась к тому, что "альтернативщики" должны оставаться в ведении ВС со всеми вытекающими последствиями: службой в частях, экстерриториальным принципом и 4-летним сроком. Логика военных понятна: в Генштабе опасались окончательного развала армии, если у призывников появится хоть какой-то выбор. Но реакция на закон была крайне негативной -- начальника Генштаба Анатолия Квашнина буквально заклевали и в правительстве, и в СМИ. После этого правительство передало проект на доработку в Минтруда Александру Починку (так как было принято принципиальное решение, что альтернативную службу будут проходить все же на "гражданке", а не в военных казармах). Четыре года условно
В итоге появился некий компромиссный правительственный проект (скорее всего, Дума примет именно его). Правительство считает, что на альтернативную службу может претендовать только человек, вероисповедание или убеждения которого действительно не позволяют ему нести военную службу. При этом после подачи заявления призывник должен представить комиссии доказательства своих убеждений (в каком виде это будет: свидетели, справки или еще что-то, -- пока не ясно), и комиссия вынесет вердикт. После чего призывника направят к месту прохождения службы (предполагается, что этим займутся представители исполнительной власти на местах) согласно спискам вакансий, подготовленным Минтруда. В конечном итоге с "альтернативщиком" заключат трудовой договор (на основании положений Трудового кодекса) и предложат ему работу. По желанию, альтернативщик сможет служить как по месту жительства, так и в других местах. Одним из самых спорных моментов правительственного проекта стал установленный максимальный срок службы: 4 года -- для тех, кто будет работать на "гражданке" по месту жительства, и 3 года -- для тех, кто будет работать в качестве гражданского персонала в Вооруженных силах (кстати, проживать вместе с военными служащим АГС запрещено). Кроме того, у них есть право обучаться заочно или очно во внерабочее время. Несмотря на все послабления, нынешний проект по сравнению с общемировыми правилами несения альтернативной службы выглядит вполне "драконовским" законом. Пацифизм не пройдет
Скорее всего, споры вокруг законопроекта продолжатся не один месяц. Именно к этому времени, по всей видимости, будут сделаны еще некоторые шаги в направлении военной реформы. Однако сам факт принятия федерального закона "Об альтернативной службе", который наконец-то легализует конституционные права россиян, -- дело, конечно, благое и нужное. Правда, пока несколько важнейших вопросов по этому закону, что называется, "провисли". Непонятно, кому достанется "честь" отвечать за деятельность института АГС. Военным контролировать гражданские службы не дадут, и сейчас все кивают на Минтруда, у которого и так забот по горло. Кроме того, непонятно, как будут обстоять дела с "альтернативщиками" в военное время, засчитают ли службу тем, кто сейчас уже служит в социальной сфере, здравоохранении и т.д. Основные же споры, как и прежде, вызывает отбор "альтернативщиков" и продолжительность службы. Возможно, принятие только заявительного принципа значительно увеличит число желающих проходить службу пусть даже и в больнице, но зато с восьмичасовым рабочим днем и дома. Кроме того, возможно, что многие религиозные секты почувствуют себя куда лучше: число их членов будет каждый раз возрастать в геометрической прогрессии перед осенними и весенними призывами. Восемнадцатилетние подростки побреются наголо и станут петь "Хари-Кришна". В случае же, если будет установлен доказательный принцип, у членов призывных комиссий, да и у представителей религиозных организаций может появиться существенный источник дополнительных доходов. Правда, по экспертным оценкам, максимальное число желающих пройти АГС вряд ли превысит 20 тыс. человек в год (сегодня призыв -- 400 тыс человек в год). Поэтому, безусловно, новый закон сам по себе не решит ни проблем уклонения от службы, ни проблем самой армии. Ведь нынешняя система призыва и службы, сегодняшнее состояние Вооруженных сил сами по себе уже способствуют попыткам избежать "почетной участи". Не хочется повторять банальные истины, но реально разобраться с "военным вопросом" может лишь кардинальная военная реформа. То есть обещанный Владимиром Путиным переход к профессиональной армии в 2010 году. И если реформа будет проведена грамотно, это позволит не только повысить эффективность Вооруженных сил, но и снять проблему нежелания служить -- в том числе и по религиозным и идеологическим соображениям.
Однако этот закон, если он будет принят, не только не разрешит проблем российской армии, а, скорее, их приумножит.Жив? Здоров? Служи!
Недавно я поехала поздравлять подругу с рождением сына, а она в ответ зарыдала: "Теперь только и думаю, как его от армии сберечь". Сколько родителей в панике готовы отдать любые деньги, чтобы ненаглядное чадо поступило в вуз с военной кафедрой, или купить "липовое" медицинское заключение о непригодности сына к службе в армии, дать взятку военкому и т.п. Только по официальным данным, ежегодно "косят" от армии около 20% призывников (не менее 35 000).
Во всех законах РФ служба в армии называется "почетной обязанностью", но у большинства людей она ассоциируется с чем-то вроде тюремного заключения сроком на два года. Отличие лишь в том, что "отмотать", а вернее, "оттрубить" обязаны все молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Если, конечно, они не душевнобольные, не инвалиды и прочие ограниченно дееспособные с соответствующими медсправками, не имеют к 18 годам пары детей или не являются студентами тех немногих престижных вузов, в которых есть военная кафедра.
Все прочее население мужеского пола по достижении призывного возраста всегда рассматривалось российскими военными как полноправная собственность. И никакие отговорки типа "не хочу -- не буду", "убеждения не позволяют" и т.д. в расчет не принимались.
Однако теперь для определенной категории граждан возможность выбора, скорее всего, появится. 14 февраля на заседании правительства министр труда Александр Починок представил проект федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". В законе альтернативная служба (АГС) определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву.
Скорее всего, именно этот правительственный проект и будет принят Думой в течение нынешней весенней сессии (при этом существует еще несколько альтернативных законопроектов, о чем ниже), и у россиян впервые появится законное право не идти в армию, если это противоречит их убеждениям.
Исполню долг. Возможны варианты
В постперестроечное время вопрос об альтернативной службе опять возник на повестке дня. Дело в том, что в принятой в 1993 году Конституции (ст. 59 ч.3) отмечено право граждан на альтернативную службу, однако закона, в свою очередь прописывающего механизмы реализации этого права, нет. То есть сложилась парадоксальная ситуация, когда право на АГС есть, а возможности им воспользоваться не существует.
В последние годы в Государственной думе проектом закона об АГС занимались более десяти комиссий. В 1994 году один проект даже прошел первое чтение. Но второе чтение в 1995 году было провальным по причине вполне очевидной -- разгорелась первая чеченская кампания. На какое-то время закон положили под сукно. Теперь депутаты уверены, что он все-таки будет принят.
Сейчас, к 2002 году, в России насчитывается несколько десятков призывников, которые, по религиозным или идейным соображениям отказавшись идти в армию, получили-таки право на альтернативную службу. Решениями местных властей им было разрешена АГС в социальной и медицинской сферах (молодые люди работают с беспризорными, в больницах, хосписах и т.д.). Служба эта проходит в качестве эксперимента, что зафиксировано в распоряжениях и постановлениях (например, в Положении о Призывной комиссии Нижнего Новгорода). Правда, никакой гарантии, что она будет засчитана как военная, у ребят нет.
Классическая ситуация, при которой "низы больше не хотят" (по данным Генштаба, о выборе альтернативной службы заявили около 2000 человек), заставило "верхи" вновь взяться за, казалось бы, похороненные проекты.
Спор шел в основном вокруг следующих вопросов: основания, которые дают право на альтернативную службу (личное заявление, документальные доказательства, привлечение свидетелей и т.п.), место прохождения службы (по месту жительства либо в другом регионе) и собственно срок службы. Важным представляется и то, кто именно будет заниматься "альтернативщиками": останутся ли они в ведении Минобороны либо их передадут другому ведомству.
В Государственной думе еще в 2000 году разработано три законопроекта.
Наиболее либеральными были два из них: первый -- Владимира Семенова, второй -- Эдуарда Воробьева, Юлия Рыбакова и др. Они предполагали вывести "альтернативщиков" из-под ведения Минобороны, передав их гражданским службам. Кроме того, проекты устанавливали заявительный принцип альтернативной службы (то есть человеку достаточно написать заявление о том, что военная служба противоречит его идеологическим убеждениям, доказательства не нужны) и службу по месту жительства -- в гражданских медицинских учреждениях, в структурах ГО и ЧС, пожарной охраны и т.п. Законопроект Владимира Семенова предполагал уравнивание сроков АГС и военной службы (что, понятно, является утопией), законопроект Эдуарда Воробьева предлагал увеличить срок АГС до 3 лет. То есть либеральность и в хорошем смысле популизм этих проектов -- налицо.
Более "генеральский" проект принадлежит депутату Андрею Николаеву (бывшему главе Федеральной пограничной службы). Согласно этому проекту на альтернативную службу призывались бы не только "идейные", но и все те, кто сейчас пользуется отсрочками, в том числе студенты. "Альтернативщики" должны выполнять "гражданские" работы в военных частях. Место службы определяется военкоматом, а срок -- вдвое больше обычного.
Однако правительство не приняло ни один из проектов, и новую версию закона стали готовить в Генеральном штабе, представившем четвертый вариант закона (очень похожий на николаевский). Идея Минобороны сводилась к тому, что "альтернативщики" должны оставаться в ведении ВС со всеми вытекающими последствиями: службой в частях, экстерриториальным принципом и 4-летним сроком. Логика военных понятна: в Генштабе опасались окончательного развала армии, если у призывников появится хоть какой-то выбор. Но реакция на закон была крайне негативной -- начальника Генштаба Анатолия Квашнина буквально заклевали и в правительстве, и в СМИ.
После этого правительство передало проект на доработку в Минтруда Александру Починку (так как было принято принципиальное решение, что альтернативную службу будут проходить все же на "гражданке", а не в военных казармах).
Четыре года условно
В итоге появился некий компромиссный правительственный проект (скорее всего, Дума примет именно его). Правительство считает, что на альтернативную службу может претендовать только человек, вероисповедание или убеждения которого действительно не позволяют ему нести военную службу. При этом после подачи заявления призывник должен представить комиссии доказательства своих убеждений (в каком виде это будет: свидетели, справки или еще что-то, -- пока не ясно), и комиссия вынесет вердикт. После чего призывника направят к месту прохождения службы (предполагается, что этим займутся представители исполнительной власти на местах) согласно спискам вакансий, подготовленным Минтруда. В конечном итоге с "альтернативщиком" заключат трудовой договор (на основании положений Трудового кодекса) и предложат ему работу.
По желанию, альтернативщик сможет служить как по месту жительства, так и в других местах. Одним из самых спорных моментов правительственного проекта стал установленный максимальный срок службы: 4 года -- для тех, кто будет работать на "гражданке" по месту жительства, и 3 года -- для тех, кто будет работать в качестве гражданского персонала в Вооруженных силах (кстати, проживать вместе с военными служащим АГС запрещено). Кроме того, у них есть право обучаться заочно или очно во внерабочее время. Несмотря на все послабления, нынешний проект по сравнению с общемировыми правилами несения альтернативной службы выглядит вполне "драконовским" законом.
Пацифизм не пройдет
Скорее всего, споры вокруг законопроекта продолжатся не один месяц. Именно к этому времени, по всей видимости, будут сделаны еще некоторые шаги в направлении военной реформы. Однако сам факт принятия федерального закона "Об альтернативной службе", который наконец-то легализует конституционные права россиян, -- дело, конечно, благое и нужное. Правда, пока несколько важнейших вопросов по этому закону, что называется, "провисли". Непонятно, кому достанется "честь" отвечать за деятельность института АГС. Военным контролировать гражданские службы не дадут, и сейчас все кивают на Минтруда, у которого и так забот по горло. Кроме того, непонятно, как будут обстоять дела с "альтернативщиками" в военное время, засчитают ли службу тем, кто сейчас уже служит в социальной сфере, здравоохранении и т.д.
Основные же споры, как и прежде, вызывает отбор "альтернативщиков" и продолжительность службы. Возможно, принятие только заявительного принципа значительно увеличит число желающих проходить службу пусть даже и в больнице, но зато с восьмичасовым рабочим днем и дома. Кроме того, возможно, что многие религиозные секты почувствуют себя куда лучше: число их членов будет каждый раз возрастать в геометрической прогрессии перед осенними и весенними призывами. Восемнадцатилетние подростки побреются наголо и станут петь "Хари-Кришна". В случае же, если будет установлен доказательный принцип, у членов призывных комиссий, да и у представителей религиозных организаций может появиться существенный источник дополнительных доходов.
Правда, по экспертным оценкам, максимальное число желающих пройти АГС вряд ли превысит 20 тыс. человек в год (сегодня призыв -- 400 тыс человек в год). Поэтому, безусловно, новый закон сам по себе не решит ни проблем уклонения от службы, ни проблем самой армии. Ведь нынешняя система призыва и службы, сегодняшнее состояние Вооруженных сил сами по себе уже способствуют попыткам избежать "почетной участи".
Не хочется повторять банальные истины, но реально разобраться с "военным вопросом" может лишь кардинальная военная реформа. То есть обещанный Владимиром Путиным переход к профессиональной армии в 2010 году. И если реформа будет проведена грамотно, это позволит не только повысить эффективность Вооруженных сил, но и снять проблему нежелания служить -- в том числе и по религиозным и идеологическим соображениям.