Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Разговоры запросто"

Можно, если воспользоваться IP-телефонией — то есть телефонными переговорами при помощи Интернета.Связь нового тIPа

Безумство, царящее ныне в мире по поводу Интернета, переходит всякие границы. Всемирная паутина настолько разрослась, что грозит превратить человечество в сборище лежебок, покупающих все, что угодно, общающихся между собой и работающих, не вставая с кресла. И, что самое примечательное, делать все это через Интернет можно не просто быстрее, но зачастую и гораздо дешевле. Одно из свидетельств тому — IP-телефония.
IP-телефония — телефонная связь по каналам Интернета — является на сегодняшний день альтернативой традиционной дальней связи, которую, если говорить о России, предоставляют компания «Международный и междугородный телефон» (ММТ) и ряд коммерческих операторов — «Комстар», «Комбеллга», Global-1 и др. Главное преимущество нового способа разговоров с дальними городами и странами — это убедительное ценовое превосходство над традиционной телефонией, что особенно ощутимо при международных телефонных переговорах. Достаточно сказать, что минута разговора, к примеру, с Нью-Йорком в ММТ обойдется минимум в $0,89, тогда как IP-операторы возьмут за нее $0,19—0,25. При этом единственное, чем должен обладать желающий сэкономить абонент,— телефон с тональным режимом набора номера (а среди «кнопочных» аппаратов таких абсолютное большинство).
Секрет дешевизны заключается в технологии, которую, если не углубляться в технические подробности, можно описать следующим образом. Обыкновенный телефонный разговор — это сигнал, который идет по кабелю. Понятно, что у кабеля есть предел пропускной способности. Так вот, аппаратура, используемая для IP-телефонии, позволяет «сжать» переговоры, в результате чего для их передачи требуется меньше «места». То есть по кабелю могут одновременно разговаривать, скажем, не два человека, а восемь. За счет этого IP-операторы уменьшают свои затраты и, соответственно, снижают стоимость переговоров.
Кроме того, пользователю IP-телефонией не нужно выходить на «межгород». Все соединения происходят через номер IP-оператора, который является самым обыкновенным московским номером (и уже отсюда по каналам Интернета ваш голос «пересылается» куда угодно). Соответственно, МГТС оценивает этот звонок как внутригородской, и абонент освобождается от оплаты международного или междугородного соединения.
Еще одно отличие IP-телефонии заключается в способе оплаты. Хорош он или плох, зависит от того, что предпочитает абонент. Традиционный способ, как известно, заключается в том, что абонент сначала говорит по телефону, потом дожидается, когда придет счет, и его оплачивает. А в IP-телефонии абоненту нужно сначала заплатить, купив так называемую скрэтч-карту (номиналом от $5 до $100), и только потом разговаривать.
Приобрести IP-карточки не составляет особого труда. Каждый москвич по дороге на работу наверняка проезжает или проходит мимо банка, салона сотовой связи, компьютерного магазина, где они продаются. Эти карты можно заказать и по Интернету с бесплатной доставкой на дом.
Сам процесс дозвона при помощи IP-телефонии примитивен. Единственное отличие от обыкновенного звонка заключается в том, что предварительно нужно стереть монетой защитный слой на карточке, чтобы узнать пин-код (12 цифр). Далее абонент набирает в тональном режиме номер оператора и вводит эти 12 цифр. В ответ на эти манипуляции в трубке появляется доброжелательный голос, монотонно подсказывающий, какую нужно нажать кнопку, после чего можно набирать непосредственно код и номер потенциального собеседника.
Русский китайцу провайдер навек

Путь IP-телефонии к российскому народу был тернист и труден. Минсвязи долго не хотело узаконивать новый вид коммуникационных услуг и выдало первую лицензию лишь в 1999 году (тогда как на Западе это было сделано в 1995-м). Сразу после этого IP-телефония в России стала бурно развиваться: к концу 1999 года в стране насчитывалось немногим более полусотни IP-операторов, сегодня — уже более четырехсот компаний, и число их продолжает неуклонно расти. И если в конце 1999-го — начале 2000 года удачливые IP-операторы измеряли время, «выговоренное» их клиентами, в нескольких тысячах минут в месяц, то сейчас счет идет уже на сотни тысяч минут.
Рост за последние годы в IP-телефонии произошел не только количественный, но и качественный. IP-телефония двухлетней давности предполагала компьютерное «бульканье» голоса в трубке, задержки и даже прерывание звукового сигнала. Сегодня же все ведущие операторы — о них мы скажем ниже — способны обеспечить такой разговор, который по качеству практически не отличается от обыкновенного телефонного.
Первыми клиентами альтернативной телефонии стали активные пользователи Интернета как наиболее технологически «продвинутая» часть населения. Но постепенно клиентские базы операторов стали расти за счет самых разных категорий населения, в том числе весьма далеких от «паутины».
Активными пользователями являются, например, представители различных диаспор в Москве: китайцы, вьетнамцы, пакистанцы, афганцы и т.д. Иностранцы покупают карты на целые общежития и общаются по телефону со своими родственниками вдвое-вчетверо дешевле, чем это обошлось бы им при традиционном дозвоне.
По оценкам начальника отдела IP-телефонии компании «Элвис-Телеком» Андрея Ратошнюка, начиная с этого года в нашей стране число пользователей «пакетной» связью будет увеличиваться ежегодно на 20—30%. В результате, как считают аналитики, к 2004 году на IP-телефонию будет приходиться 15—20% международных разговоров в России.
Муки выбора

Сегодня на российском рынке телефонии образовалась группа компаний-лидеров, каждая из которых хороша, как, впрочем, и плоха, на свой лад: у кого-то ниже тарифы (см. таблицу), но хуже качество связи, у кого-то вроде бы неплохо и то и другое, но страдает сервис.
По оценкам аналитиков компании J’son & Partners, на сегодня ведущими IP-операторами в России являются Tario Ltd., «Зонд Холдинг», «Элвис Телеком», ОСС, Sitek и RGC.
Сейчас большинство операторов находится в Москве, и пользоваться их услугами соответственно можно, только находясь в столице, поскольку номера телефонов компаний являются московскими. В этой связи особую привлекательность IP-компании придает роуминг — наличие подразделений в других городах, чтобы можно было до них дозваниваться без выхода на «межгород». Так вот, в этом смысле наиболее предпочтительно выглядит компания Tario Ltd. Ее клиенты могут с равным успехом пользоваться всеми прелестями IP-телефонии в 30 городах страны.
Правда, специалисты отмечают, что эта компания использует не самое передовое оборудование, которое соответственно предоставляет не всегда передовое качество (например, иногда возникают звуковые помехи). Еще один минус компании в том, что все разговоры тарифицируются поминутно, тогда как многие другие компании считают по секундам и в большей степени экономят деньги своих клиентов.
С точки зрения международного роуминга безусловным лидером является компания Sitek — участница международной телекоммуникационной сети Delta-3. Карточками этой компании можно расплачиваться за IP-разговоры фактически по всей Европе и Северной Америке. В то же время нельзя не отметить такой нюанс Sitek, как наличие тарифа обычного (standart) и привилегированного (business), где расценки выше в среднем на 20%. Такая наценка гарантирует, что абонент быстро дозвонится в пиковое время нагрузки на сеть (17.00—20.00). Следовательно, абонентам более дешевого канала быстрый дозвон в часы пик не гарантирован.
Время от времени могут возникать проблемы с дозвоном в вечерние часы и у клиентов компании ОСС. Как свидетельствуют аналитики, компания осуществляет IP-телефонию не по специально выделенному кабелю, а по «общему», качающему также информацию и для других (не телефонных) пользователей Интернета. Естественно, вечером, когда активизируются пользователи «паутины», сеть может перегрузиться, что чревато потерей качества IP-телефонии. Между тем ОСС является чуть ли не идеальной компанией для «интернетчиков», поскольку при помощи ее карточек можно оплатить как время IP-разговоров, так и время пользования сетью Интернет.
Интересную маркетинговую политику проводит компания RGC. К услугам ее клиентов предлагаются универсальные карточки, по которым можно звонить как по всем направлениям, так и — со скидкой — только по некоторым из них. Так, например, в США по универсальной карточке будет стоить $0,2 за минуту, а по специальной «штатовской» карточке — $0,17.
Кроме того, на вооружении у компании есть услуги, аналогичные «безлимитным» тарифам компаний сотовой связи: достаточно единовременно заплатить $79 и можно разговаривать целый месяц без ограничений по времени. Пока «безлимитные» карточки RGC продает только для звонков в США и Канаду. В конце февраля аналогичные карточки появятся для звонков в Германию и Англию (правда, неограниченные разговоры с Европой обойдутся покупателям несколько дороже — по $100 за карточку).
По мнению специалистов, наиболее совершенной IP-аппаратурой на сегодняшний день является оборудование американской фирмы Clarent. Эта компания долгое время занималась разработкой систем традиционной телефонии и при разработке IP-услуг смогла предупредить практически все возможные погрешности (шум, искажение голоса, задержка сигнала и т.д.). Из ведущих российских компаний Clarent используют «Зонд-Холдинг» и «Элвис-Телеком».
К чести компании «Зонд-Холдинг» следует отметить, что это самый щедрый оператор, предоставляющий клиентам первые 10 секунд разговора бесплатно, а остальное время тарифицирующий посекундно.
«Элвис-Телеком» также «считает» по секундам, хотя и не дарит их бесплатно. Зато предметом отдельной гордости «Элвиса» является его западный партнер — шведский телекоммуникационный гигант корпорация Telia — и соответственно ее высококачественные каналы связи. Кроме того, и аналитики, и конкуренты отмечают эффективную работу службы технической поддержки клиентов «Элвис-Телелкома», которая оперативно решает все проблемы, связанные с непрохождением звонков.
Однако, похоже, в скором времени все технические сложности в сфере IP-телефонии уйдут в прошлое. Это настолько выгодный бизнес, что сюда идут и идут многомиллионные инвестиции. А значит, Интернет-телефон повторит судьбу «мобильника» — из игрушки она превратится в каждодневно используемую услугу, доступную многим.

Стоимость услуг дальней связи ведущих операторов IP-телефонии и «Междугородного и международного телефона» ($/минута)*

~«Элвис-Телеком»Tario Ltd.Sitek«Зонд Холдинг»RGCОСС«Междугородный и международный телефон»
Дальняя связь в России
Владивосток0,270,180,290,190,260,200,31
Воронеж0,250,170,180,160,190,140,15
Екатеринбург0,190,100,240,190,200,150,20
Калининград0,250,220,210,190,200,150,20
Краснодар0,220,240,240,190,260,160,22
Курск0,250,170,180,160,190,140,15
Нижний Новгород0,250,170,090,160,190,140,15
Новосибирск0,200,100,240,190,230,160,22
Ростов-на-Дону0,170,080,210,190,200,150,20
Самара0,170,080,090,190,200,150,20
Санкт-Петербург0,150,080,090,190,140,090,20
Саратов0,170,080,210,190,200,150,20
Дальняя связь с зарубежными странами
Великобритания0,250,440,240,190,230,210,72
Вьетнам1,31,180,991,180,851,66
Германия0,250,440,240,190,230,210,72
Израиль0,250,510,260,190,260,241,09
Индия0,901,180,790,710,910,651,66
Италия0,250,510,240,190,230,210,72
Китай0,400,620,390,190,330,291,66
Нидерланды0,250,620,240,190,230,210,72
Польша0,250,510,290,190,300,290,72
США0,250,440,240,190,200,190,89
Франция0,250,510,240,190,230,210,72

* В таблице приведена стоимость звонков из Москвы.

МИХАИЛ СИДОРОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK