Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Размер без значения"

Несмотря на то, что доходность и размер чистых активов паевых инвестиционных фондов никак не связаны между собой, степень концентрации на рынке очень велика. Крупный капитал притягивает новых клиентов, а молодым управляющим компаниям приходится искать свою нишу.За неделю с 16 по 23 ноября паи большинства фондов акций потеряли в цене. Что не удивительно — индекс ММВБ за этот период снизился на 5,06%, так как позитив от повышения рейтинга агентства Fitch был перекрыт развязкой в деле ЮКОСа и переносом старта реформы энергетики.

Впрочем, отдельным умельцам удалось остаться при своих и даже увеличить стоимость: «КИТ — Фонд акций» (УК «Креативные инвестиционные технологии») показал доходность 1,63% за период, а стоимость пая фонда «Весна» (УК «Вектор») увеличилась на 0,48%. Стоимость чистых активов (СЧА) первого — 137,38 млн. рублей, второго — всего 3,55 млн. рублей. Фонды облигаций показали доходность от —1,09% до 0,95%. Лидером стал фонд «Универсальный» (СЧА — 40,08 млн. рублей). На втором месте — «Паллада ГЦБ» (чистые активы — 77,63 млн. рублей) с доходностью 0,64%, на третьем — «Илья Муромец» с доходностью 0,57% (активы — 646,94 млн. рублей). Из 61 фонда смешанных инвестиций стоимость пая увеличилась лишь у 6. В первой тройке: «КИТ — Фонд сбалансированный» — плюс 1,15% (СЧА — 281,39 млн. рублей), «Резерв» — плюс 0,33% (СЧА — 20,90 млн. рублей) и «Инвест-менеджмент» — плюс 0,32% (СЧА — 34,99 млн. рублей).

Хотя доходность фондов не коррелирует с их размером — объемом активов в управлении, концентрация капитала на рынке очень высока. По данным Национальной лиги управляющих, на 23 ноября нынешнего года крупнейшими открытыми ПИФами являются «Добрыня Никитич» под управлением УК «Тройка Диалог» со стоимостью чистых активов 2150,62 млн. рублей, «ПИОГЛОБАЛ Фонд Акций» — 859,13 млн. рублей и «Петр Столыпин» — 683,46 млн. рублей (см. таблицу).

На эту тройку игроков приходится четверть суммарных чистых активов открытых ПИФов, на первую пятерку — треть, а на первую десятку — половина. Аналогичная картина с управляющими компаниями усугубляется тем, что некоторые игроки контролируют сразу по нескольку крупнейших фондов. Лидерами являются УК «Тройка Диалог», под управлением которой 3098,14 млн. рублей в открытых фондах, УК «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент» — 1752,54 млн. рублей, УК «Объединенная Финансовая группа ИНВЕСТ» — 897,35 млн. рублей, УК «Креативные инвестиционные технологии» — 852,38 млн. рублей.

В результате среди управляющих компаний примерно половина рынка приходится на четверку ведущих игроков. Причем один из них — «Тройка Диалог» — контролирует почти четверть рынка. Размер имеет значение для новых клиентов — многие желающие приобщиться к коллективным инвестициям граждане зачастую во главу угла ставят именно этот показатель, следуя за большинством.

По мнению начальника отдела маркетинга УК «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент» Алексея Ощепкова, ключевыми факторами успеха компании являются, во-первых, бренд и опыт управляющей компании, во-вторых — развитая система продвижения и продаж (компания работает со Сбербанком в 160 городах России и с Ситибанком в Москве). Вице-президент УК «Тройка Диалог» Андрей Звездочкин уверен, что основа успеха на рынке — сочетание нескольких факторов: репутации компании, стабильно высоких результатов работы при взвешенной инвестиционной стратегии, а также профессионализма команды.

Между тем на рынок постоянно выходят новые фонды (сейчас только открытых ПИФов около 140). Новые игроки рассчитывают на особые приемы в привлечении клиентов. Эксперт по инвестиционным фондам The PBN Company Максим Капитан говорит, что многое зависит от оригинальности маркетинговой концепции и рекламного бюджета компании. Кроме того, молодые управляющие компании, не имеющие раскрученного бренда, стараются привлечь пайщиков высокой доходностью. Эксперт также отметил, что важную роль в продвижении фондов играют банки и другие посредники, продающие паи: в последнее время клиенты склонны скорее прислушиваться к рекомендациям специалистов, чем самостоятельно анализировать рынок. Главный управляющий директор УК «Альфа-Капитал» Анатолий Милюков полагает, что компаниям необходимо искать свои рыночные ниши — о неизбежности дифференциации фондов говорит опыт огромного американского рынка коллективных инвестиций.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK