29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: "Реальная секта экономики"

Архивная публикация 2000 года: "Реальная секта экономики"

Можно сказать, что российское православие начинается с Магадана. Здесь расположена самая северная епархия Русской православной церкви.Магадан -- город низкорослый: обшарпанные хрущевки да бараки. Желтое двухэтажное здание НКВД--УГПУ--КГБ. Между ними петляет классическая "пьяная" дорога: островки асфальта вперемежку с огромными ухабами и выбоинами.
Поэтому здание адвентистской церкви Христа смотрится как НЛО. За ним -- маленькая, почти игрушечная православная церковь. Как сказали мне прохожие, в Магадане она единственная (правда, в окрестных селах есть еще несколько храмов).
А вот иностранных религиозных миссий в городе около десятка. Их нашествие на Колыму началось лет десять назад. Как рассказали нам магаданские приятели, миссионеры буквально засыпали город бесплатной религиозной литературой. Тогда же началось строительство адвентистского молельного дома, который прикрыл своей громадой маленькую православную церковь.
В приватной беседе с корреспондентами "Профиля" один старый колымский гэбэшник заметил: "Они заполняют идеологический вакуум, который образовался после распада Союза". По его словам, яркое оформление их книг и доступное общение отвлекают колымчан от повседневных забот. Но самое главное -- люди, которые родились и выросли на Колыме, просто забывают о существовании Русской православной церкви.
По словам Епископа Магаданского Анатолия, в ближайшие несколько лет ему вряд ли удастся построить "достойный Магадана храм из-за более чем прохладного отношения к православному приходу руководства области".
Епископ Магаданский Анатолий: "Раньше мы оперативно решали вопросы с председателем Магаданской областной думы Владимиром Пехтиным, который сегодня является депутатом Госдумы РФ. С ним мы действительно регулярно встречались и беседовали. При нем же был заново построен храм на берегу реки Колымы.
Потом кто-то распространил слух, что Магаданская епархия будет агитировать на выборах против Цветкова. Это неправда. Мы занимаемся своим делом. Вообще, я преклоняюсь перед Цветковым как руководителем, хозяйственником. Губернатор он сильный. Но вот в вопросах религии разбирается слабо. При такой разрухе в православной епархии в Магадане возводится многоэтажный дворец для адвентистов, на интересы протестантов работают два телевизионных канала.
Я однажды сказал Цветкову, что мусульмане собираются строить мечеть и что число протестантов в области увеличилось в десятки раз, в то время как православного кафедрального собора в городе нет: старый не вмещает и половины всех верующих. Цветков спокойно ответил: "Ну и что, это закономерно, у кого деньги есть -- тот и строит".
Чтобы решить финансовые проблемы, я предложил губернатору выделить православной церкви квоты на лов красной рыбы".
"Профиль": И как отнеслись к предложению в администрации области?
Епископ Анатолий: Я долго не мог встретиться с губернатором. Мне говорили: "Позвоните позже, губернатор занят".
Потом уже узнал, что в то время, как я был в приемной, из администрации Магаданской области звонили в Московскую патриархию с просьбой уточнить, можно ли давать епископу Анатолию квоты на ловлю рыбы, не пойдут ли деньги на личное обогащение епископа.
"П.": В итоге дали квоты?
Е.А.: Нет.
"П.": Но церковь всегда жила в том числе за счет добровольных пожертвований частных лиц. К бизнесменам не обращались?
Е.А.: Бизнесмены, как правило, говорят: "Если вы ничего не делаете для возрождения епархии, мы вам помогать не будем". А я не могу начать строительство храма, потому что канонами запрещено затевать стройку, если нет твердой уверенности в том, что средств для ее завершения хватит. Получается замкнутый круг.
"П.": Неужели так никто и не помог?
Е.А.: Помогли авиакомпания МАВИАЛ во главе с Александром Шуваевым, "Колымаэнерго". Спасибо Сергею Кутюшину, директору "Ярдизельсервиса", он отремонтировал два двигателя, лесовоз и две машины, которые возят людей.
"П.": То есть что-то сделать все-таки удалось?
Е.А.: Когда я приехал в Магадан полтора года назад, строилось семь храмов. Надо было все закончить. Начало моей деятельности пришлось на август 1998 года -- печально знаменитый финансовый кризис. И тем не менее мы открыли храм в Синегорье, в сентябре должны открыть церковь в поселке Снежном. В Солнечном заработал женский монастырь, при нем есть дом престарелых. Создан храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в Певеке, на самом севере епархии. В поселке Провидение -- это, наоборот, самый восток нашей епархии -- сгорел храм. Восстановили и его, там теперь тоже осуществляется служение. В поселке Армань выкупили бывший лесхоз, устроили мужской монастырь. Священники ведут занятия в воскресной школе.
"П.": Сейчас на территории области отбывают срок около 1000 человек. С ними встречаетесь?
Е.А.: Население у нас настолько связано с зоной, что даже мой иподьякон -- сын одного из лагерных офицеров.
"П.": Все ли грехи священники прощают на исповеди заключенным?
Е.А.: Грех -- это болезнь, удаление человека от Бога, сознательный уход от добра. Главное -- чтобы человек задумался о своих грехах, это первый шаг к спасению. Необходимо помнить: человек, который хочет переродиться, покаяться в своих даже самых страшных грехах, может это сделать, пока живет на земле. После смерти будет поздно. Там спросят за все и по всей строгости.
"П.": Какой грех самый страшный?
Е.А.: Самое страшное, когда совершаются грехи с тайным умыслом, что Бог добрый, все простит. Но "Всякое беззаконие заградит уста для покаяния". Господь не земной судья в черной мантии, руководствующийся Уголовным кодексом. Он -- сердцевед.
Войны, насилия, катастрофы -- это зов Божий: "Люди, опомнитесь и остановитесь!" Гибель детей, беспомощных стариков во время войн пробуждает даже в самых черствых людях сострадание. Как существует Божественная любовь, так должно быть и неотвратимое наказание для нераскаявшихся.
Конечно, каждый новый грех, открытый на исповеди, печалит. Печалит тем, что до человека не дошли мои слова. И в то же время в отношении самых страшных грехов могу привести опять-таки пример из Евангелия. Разбойник, убийца был распят вместе с Христом, но перед смертью покаялся и был прощен.
Задача священника -- постараться сделать так, чтобы человек примирился с Богом. Грешники -- это заблудшие овцы, которых надо утешить. Нужно достучаться до самого грешного человека, помочь ему не потерять свой человеческий облик.
Цветкову -- кесарево

Мы же пытались достучаться до Валентина Цветкова: интересно было поговорить об отношении губернатора к адвентистами. Однако с корреспондентом "Профиля" его так и не соединили, заметив, что с 1918 года церковь от государства отделена.
-- Подумайте, корректно ли губернатору ставить православную церковь выше остальных,-- объяснил корреспонденту "Профиля" один из чиновников областной администрации, пожелавший остаться неизвестным.-- Ему нужно думать о том, как закрыть детские пособия и пенсии. Как подготовить Магадан к зиме.
Так что о психическом состоянии жителей области, которым с экранов телевизоров предлагают стать сектантами, губернатору думать некогда.
Зато ситуацию с квотами на рыбную ловлю нам подробно прокомментировали -- спасибо завотделом рыбного хозяйства администрации Магаданской области Игорю Баженову. По словам Баженова, кроме церкви, без разрешений на лов рыбы осталось еще около 200 предприятий и общественных организаций.
Игорь Баженов: "Дело в том, что в этом году в соответствии с прогнозом подхода рыбы лососевых пород квоты на вылов по области были сокращены более чем в два раза. В последние три года объем фактически выловленного лосося снизился с 10 тысяч до 2,5 тысячи тонн. То есть в среднем каждое хозяйство вместо 150--200 тонн рыбы получило только 14. В первую очередь дотировались предприятия, на которых работают представители малочисленных народностей Севера. В соответствии с федеральным законодательством мы обязаны обеспечить их рыбой.
К тому же производственная база епархии на момент начала путины не была готова.
"П.": Но, насколько мне известно, церковь располагает всем необходимым для лова, даже холодильниками-рефрижераторами.
И.Б.: Правильно, Магаданская епархия располагает определенной базой для вылова и переработки рыбы на реке Тауй. Однако промышленный лов на реке Тауй был просто запрещен. Кроме того, оборудование находилось в пути, производство не было налажено. Поэтому рыбохозяйственный совет решил квот церкви не выдавать.
Но скоро начнется сельдяная путина. Отделом рыбного хозяйства планируется до конца года выделение до 20 тонн мороженой сельди на нужды Русской православной церкви в Магаданской области.
"П.": Есть ли у епархии шанс получить квоты на лов красной рыбы в следующем году?
И.Б.: Конечно. На общих основаниях.
От Москвы до Магадана

Существуют разные мнения относительно того, как церковь должна добывать себе хлеб насущный. Самый простой и естественный для христианства путь -- нестяжания, упования исключительно на Царя Царей, который -- если надо -- и пошлет материальные блага своим рабам. А не пошлет -- тоже слава Богу. По этому пути шел в XIV веке один из самых почитаемых в России святых -- преподобный Сергий, основавший свой Троицкий монастырь (сначала убогую деревянную келью) в дремучих радонежских лесах.
Как ни пытался святой бежать от мира и славы, они все равно его нашли -- и в лесу. Князья, прознав о прозорливости и добродетелях Сергия, ездили к нему за советом и помощью, Сергий стал влиятельной политической фигурой, выступал переговорщиком между конфликтующими князьями. В благодарность в монастырь везли драгоценности, золото, дарили землю и крестьян. Через несколько лет монастырские ризницы стали главной сокровищницей России.
В то же время крестьянин, пришедший посмотреть на святого Сергия, не признавал знаменитого человека в убогой нищенской рясе до тех пор, пока не появлялись князья, которые земными поклонами приветствовали старца. Когда в монастыре начался настоящий голод, он молился -- и в качестве очередного дара в монастырь приезжали повозки со свежевыпеченным хлебом.
Разумеется, Сергий не просил квот на ловлю рыбы -- легче представить себе, что он ловил ее собственными руками. Но и Дмитрий Донской не ходил за благословением на Куликовскую битву к адвентистам седьмого дня. Как минимум он для этого был слишком хорошо образован. Заоблачные выси его духовной жизни, до которой многим нашим губернаторам далеко, как от Москвы до Магадана, вообще не в счет.

Можно сказать, что российское православие начинается с Магадана. Здесь расположена самая северная епархия Русской православной церкви.Магадан -- город низкорослый: обшарпанные хрущевки да бараки. Желтое двухэтажное здание НКВД--УГПУ--КГБ. Между ними петляет классическая "пьяная" дорога: островки асфальта вперемежку с огромными ухабами и выбоинами.

Поэтому здание адвентистской церкви Христа смотрится как НЛО. За ним -- маленькая, почти игрушечная православная церковь. Как сказали мне прохожие, в Магадане она единственная (правда, в окрестных селах есть еще несколько храмов).

А вот иностранных религиозных миссий в городе около десятка. Их нашествие на Колыму началось лет десять назад. Как рассказали нам магаданские приятели, миссионеры буквально засыпали город бесплатной религиозной литературой. Тогда же началось строительство адвентистского молельного дома, который прикрыл своей громадой маленькую православную церковь.

В приватной беседе с корреспондентами "Профиля" один старый колымский гэбэшник заметил: "Они заполняют идеологический вакуум, который образовался после распада Союза". По его словам, яркое оформление их книг и доступное общение отвлекают колымчан от повседневных забот. Но самое главное -- люди, которые родились и выросли на Колыме, просто забывают о существовании Русской православной церкви.

По словам Епископа Магаданского Анатолия, в ближайшие несколько лет ему вряд ли удастся построить "достойный Магадана храм из-за более чем прохладного отношения к православному приходу руководства области".

Епископ Магаданский Анатолий: "Раньше мы оперативно решали вопросы с председателем Магаданской областной думы Владимиром Пехтиным, который сегодня является депутатом Госдумы РФ. С ним мы действительно регулярно встречались и беседовали. При нем же был заново построен храм на берегу реки Колымы.

Потом кто-то распространил слух, что Магаданская епархия будет агитировать на выборах против Цветкова. Это неправда. Мы занимаемся своим делом. Вообще, я преклоняюсь перед Цветковым как руководителем, хозяйственником. Губернатор он сильный. Но вот в вопросах религии разбирается слабо. При такой разрухе в православной епархии в Магадане возводится многоэтажный дворец для адвентистов, на интересы протестантов работают два телевизионных канала.

Я однажды сказал Цветкову, что мусульмане собираются строить мечеть и что число протестантов в области увеличилось в десятки раз, в то время как православного кафедрального собора в городе нет: старый не вмещает и половины всех верующих. Цветков спокойно ответил: "Ну и что, это закономерно, у кого деньги есть -- тот и строит".

Чтобы решить финансовые проблемы, я предложил губернатору выделить православной церкви квоты на лов красной рыбы".

"Профиль": И как отнеслись к предложению в администрации области?

Епископ Анатолий: Я долго не мог встретиться с губернатором. Мне говорили: "Позвоните позже, губернатор занят".

Потом уже узнал, что в то время, как я был в приемной, из администрации Магаданской области звонили в Московскую патриархию с просьбой уточнить, можно ли давать епископу Анатолию квоты на ловлю рыбы, не пойдут ли деньги на личное обогащение епископа.

"П.": В итоге дали квоты?

Е.А.: Нет.

"П.": Но церковь всегда жила в том числе за счет добровольных пожертвований частных лиц. К бизнесменам не обращались?

Е.А.: Бизнесмены, как правило, говорят: "Если вы ничего не делаете для возрождения епархии, мы вам помогать не будем". А я не могу начать строительство храма, потому что канонами запрещено затевать стройку, если нет твердой уверенности в том, что средств для ее завершения хватит. Получается замкнутый круг.

"П.": Неужели так никто и не помог?

Е.А.: Помогли авиакомпания МАВИАЛ во главе с Александром Шуваевым, "Колымаэнерго". Спасибо Сергею Кутюшину, директору "Ярдизельсервиса", он отремонтировал два двигателя, лесовоз и две машины, которые возят людей.

"П.": То есть что-то сделать все-таки удалось?

Е.А.: Когда я приехал в Магадан полтора года назад, строилось семь храмов. Надо было все закончить. Начало моей деятельности пришлось на август 1998 года -- печально знаменитый финансовый кризис. И тем не менее мы открыли храм в Синегорье, в сентябре должны открыть церковь в поселке Снежном. В Солнечном заработал женский монастырь, при нем есть дом престарелых. Создан храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в Певеке, на самом севере епархии. В поселке Провидение -- это, наоборот, самый восток нашей епархии -- сгорел храм. Восстановили и его, там теперь тоже осуществляется служение. В поселке Армань выкупили бывший лесхоз, устроили мужской монастырь. Священники ведут занятия в воскресной школе.

"П.": Сейчас на территории области отбывают срок около 1000 человек. С ними встречаетесь?

Е.А.: Население у нас настолько связано с зоной, что даже мой иподьякон -- сын одного из лагерных офицеров.

"П.": Все ли грехи священники прощают на исповеди заключенным?

Е.А.: Грех -- это болезнь, удаление человека от Бога, сознательный уход от добра. Главное -- чтобы человек задумался о своих грехах, это первый шаг к спасению. Необходимо помнить: человек, который хочет переродиться, покаяться в своих даже самых страшных грехах, может это сделать, пока живет на земле. После смерти будет поздно. Там спросят за все и по всей строгости.

"П.": Какой грех самый страшный?

Е.А.: Самое страшное, когда совершаются грехи с тайным умыслом, что Бог добрый, все простит. Но "Всякое беззаконие заградит уста для покаяния". Господь не земной судья в черной мантии, руководствующийся Уголовным кодексом. Он -- сердцевед.

Войны, насилия, катастрофы -- это зов Божий: "Люди, опомнитесь и остановитесь!" Гибель детей, беспомощных стариков во время войн пробуждает даже в самых черствых людях сострадание. Как существует Божественная любовь, так должно быть и неотвратимое наказание для нераскаявшихся.

Конечно, каждый новый грех, открытый на исповеди, печалит. Печалит тем, что до человека не дошли мои слова. И в то же время в отношении самых страшных грехов могу привести опять-таки пример из Евангелия. Разбойник, убийца был распят вместе с Христом, но перед смертью покаялся и был прощен.

Задача священника -- постараться сделать так, чтобы человек примирился с Богом. Грешники -- это заблудшие овцы, которых надо утешить. Нужно достучаться до самого грешного человека, помочь ему не потерять свой человеческий облик.

Цветкову -- кесарево


Мы же пытались достучаться до Валентина Цветкова: интересно было поговорить об отношении губернатора к адвентистами. Однако с корреспондентом "Профиля" его так и не соединили, заметив, что с 1918 года церковь от государства отделена.

-- Подумайте, корректно ли губернатору ставить православную церковь выше остальных,-- объяснил корреспонденту "Профиля" один из чиновников областной администрации, пожелавший остаться неизвестным.-- Ему нужно думать о том, как закрыть детские пособия и пенсии. Как подготовить Магадан к зиме.

Так что о психическом состоянии жителей области, которым с экранов телевизоров предлагают стать сектантами, губернатору думать некогда.

Зато ситуацию с квотами на рыбную ловлю нам подробно прокомментировали -- спасибо завотделом рыбного хозяйства администрации Магаданской области Игорю Баженову. По словам Баженова, кроме церкви, без разрешений на лов рыбы осталось еще около 200 предприятий и общественных организаций.

Игорь Баженов: "Дело в том, что в этом году в соответствии с прогнозом подхода рыбы лососевых пород квоты на вылов по области были сокращены более чем в два раза. В последние три года объем фактически выловленного лосося снизился с 10 тысяч до 2,5 тысячи тонн. То есть в среднем каждое хозяйство вместо 150--200 тонн рыбы получило только 14. В первую очередь дотировались предприятия, на которых работают представители малочисленных народностей Севера. В соответствии с федеральным законодательством мы обязаны обеспечить их рыбой.

К тому же производственная база епархии на момент начала путины не была готова.

"П.": Но, насколько мне известно, церковь располагает всем необходимым для лова, даже холодильниками-рефрижераторами.

И.Б.: Правильно, Магаданская епархия располагает определенной базой для вылова и переработки рыбы на реке Тауй. Однако промышленный лов на реке Тауй был просто запрещен. Кроме того, оборудование находилось в пути, производство не было налажено. Поэтому рыбохозяйственный совет решил квот церкви не выдавать.

Но скоро начнется сельдяная путина. Отделом рыбного хозяйства планируется до конца года выделение до 20 тонн мороженой сельди на нужды Русской православной церкви в Магаданской области.

"П.": Есть ли у епархии шанс получить квоты на лов красной рыбы в следующем году?

И.Б.: Конечно. На общих основаниях.

От Москвы до Магадана


Существуют разные мнения относительно того, как церковь должна добывать себе хлеб насущный. Самый простой и естественный для христианства путь -- нестяжания, упования исключительно на Царя Царей, который -- если надо -- и пошлет материальные блага своим рабам. А не пошлет -- тоже слава Богу. По этому пути шел в XIV веке один из самых почитаемых в России святых -- преподобный Сергий, основавший свой Троицкий монастырь (сначала убогую деревянную келью) в дремучих радонежских лесах.

Как ни пытался святой бежать от мира и славы, они все равно его нашли -- и в лесу. Князья, прознав о прозорливости и добродетелях Сергия, ездили к нему за советом и помощью, Сергий стал влиятельной политической фигурой, выступал переговорщиком между конфликтующими князьями. В благодарность в монастырь везли драгоценности, золото, дарили землю и крестьян. Через несколько лет монастырские ризницы стали главной сокровищницей России.

В то же время крестьянин, пришедший посмотреть на святого Сергия, не признавал знаменитого человека в убогой нищенской рясе до тех пор, пока не появлялись князья, которые земными поклонами приветствовали старца. Когда в монастыре начался настоящий голод, он молился -- и в качестве очередного дара в монастырь приезжали повозки со свежевыпеченным хлебом.

Разумеется, Сергий не просил квот на ловлю рыбы -- легче представить себе, что он ловил ее собственными руками. Но и Дмитрий Донской не ходил за благословением на Куликовскую битву к адвентистам седьмого дня. Как минимум он для этого был слишком хорошо образован. Заоблачные выси его духовной жизни, до которой многим нашим губернаторам далеко, как от Москвы до Магадана, вообще не в счет.

СЕРГЕЙ ЧЕРЕПОВ, ВИКТОР ГАВРИКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама