25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Рецепты спасения"

Архивная публикация 2006 года: "Рецепты спасения"

Склоки внутри правительства по ключевым экономическим проблемам уже давно вызывают опасения среди экспертного сообщества. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Всемирный банк (ВБ) решили помочь правительству сориентироваться и выпустили доклады с добрыми советами для чиновников Белого дома. «Промышленный рост разморозился» — с таким заголовком на прошлой неделе вышел целый ряд аналитических обзоров от инвестиционных компаний. Причиной для позитива послужили последние данные Росстата о темпах роста промышленности в марте. Рекордное падение первых двух месяцев года замедлилось. В марте по сравнению с тем же месяцем прошлого года промышленность выросла на 4,1%. По итогам квартала получилась неплохая цифра роста в 3,1%. Впрочем, заканчивались все аналитические обзоры на неутешительной ноте: в дальнейшем темпы роста промышленности замедлятся. О причинах уже никто не пишет. Тем, кто в работе руководствуется отчетами аналитиков, не нужно каждый день повторять о падении деловой активности. Однако в РСПП решили иначе.

Госкапитализация
На прошлой неделе прошел съезд РСПП. На нем планировалось представить подготовленный совместно с Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) доклад «Инвестиционный климат в России». Однако то ли в последний момент никто из Бюро правления РСПП не решился его озвучить, либо это изначально не планировалось, но сам текст на заседании не обсуждался. С докладом выступил президент РСПП Александр Шохин, который после многочисленных реверансов в сторону власти обозначил давно известные проблемы: несовершенство налоговой системы в практике правоприменения, необходимость сокращения сроков толкований законодательства, возмещение НДС, налоговая амнистия, пробуксовка реформы технического регулирования. Еще президент РСПП говорил об агрессии со стороны государства: «Правительство не контролирует процесс расширения госсектора и скупки госпредприятиями рыночных активов». По его словам, за два с половиной года доля государства в капитализации фондового рынка достигла 30%. Управляющие компании даже выпустили на рынок новый инвестиционный продукт — «акции госпредприятий». За госкомпаниями уже более 50% российских внешних корпоративных заимствований. Президент РСПП лишь мельком коснулся доклада ГУ-ВШЭ, предупредив о том, что нельзя рассматривать государственные инвестиции как «очередную экономическую панацею».

Еще раз об инвестициях
Хотя Александр Шохин, опытный переговорщик с властью, в своем выступлении был тактичен, тем не менее в докладе «Инвестиционный климат в России» правительство раскритиковано практически по всем пунктам экономической политики. Так, в докладе указывается, что модель инвестиционного роста экономики России складывалась в 2002—2003 годах и в случае, если бы ее поддержало правительство, темпы роста промышленного производства в прошлом году были бы на уровне 7,7—10%, а не 4%. ВВП рос бы в пределах 10,2—12,6%, а не 6,2%. «Предпринимательское сообщество получает смешанные, противоречивые и не всегда предсказуемые сигналы, что ухудшает условия для реализации каких-либо долгосрочных проектов, — говорится в отчете. — Отсюда и недостаточная предпринимательская активность, и создающееся у российского бизнеса ощущение нарастающих среднесрочных рисков».

Повышение деловой активности, по мнению авторов доклада, способствовало бы и решению главной проблемы российских властей — высокой инфляции. «Рост ликвидности и уровня монетизации при определенных условиях не противостоит низкой инфляции, а вполне с ней сочетается», — утверждают авторы доклада и приводят в пример наши же собственные показатели, но уровня 2000—2003 годов: денежное предложение росло на 50—60% в год, а инфляция снижалась. «Проблема неснижающейся инфляции в значительной степени связана с недостаточным денежным спросом. За этим стоит слабая деловая активность, которая, в свою очередь, прямо связана с тем предпринимательским климатом, который складывается в стране». Замкнутый круг.

Вложиться за рубеж
Темы неблагоприятного делового климата коснулся в опубликованном на прошлой неделе ежегодном отчете о положении в экономике России и Всемирный банк. Эксперты ВБ также ожидают снижения в текущем году темпов промышленного роста. По мнению ВБ, рост ВВП все больше обеспечивается за счет неторгуемых секторов экономики, а инвестиции остаются сконцентрированными в нефтегазовом секторе. Кроме того, в докладе отмечается, что значительное расширение внутреннего спроса продолжает поддерживать экономический рост в России, однако все более очевидным становится снижение темпов роста в большинстве обрабатывающих и торгуемых секторов. На это влияет усиление конкуренции с импортом за счет укрепления рубля.

Коснулся ВБ и прямых иностранных инвестиций. Их рост за прошлый год составил 39%: «Несмотря на то, что уже третий год подряд в России темпы роста капитальных инвестиций выражаются двузначными цифрами, относительный уровень инвестиций остается невысоким по сравнению со странами с развивающейся рыночной экономикой», — говорится в отчете.

Впрочем, ВБ не стал повторяться и выдавать опубликованные в прошлом году рецепты повышения инвестиционной привлекательности России. Вместо этого эксперты банка затронули еще одну спорную тему — инвестирование средств Стабфонда. Со дня на день председатель правительства Михаил Фрадков должен подписать соответствующее постановление. Эксперты расписали сценарий получения прибылей от вложения средств «нефтяной копилки» вплоть до 2030 года. План такой: в 2006—2007 годах Россия вкладывает 50% фонда в трехмесячные государственные векселя и 50% — в более долгосрочные государственные облигации. В 2008—2010 годах делает портфель более рискованным: треть фонда идет в 3-месячные госвекселя, треть — в долгосрочные облигации, а оставшиеся средства — в корпоративные акции. В 2011 году доля корпоративных акций достигает 60%. В этом случае к 2030 году фонд достигает $2,29 трлн. В случае отказа от инвестирования он остается на уровне $1,47 трлн. Это при условии, что цена на нефть будет в районе $40 за баррель, а рост ВВП замедлится до 3%. Кроме того, расходы бюджета должны быть зафиксированы на уровне 17% от ВВП, а все дополнительные доходы накапливаться в фонде.

По словам главного экономиста российского представительства ВБ Джона Литвака, размещение средств Стабфонда в диверсифицированный портфель позволит уменьшить риски бюджета от снижения цен на нефть — к примеру, если часть средств будет инвестирована в активы, которые отрицательно коррелируют с ценами на нефть.

По мнению экспертов, вряд ли данные обоих докладов станут большим откровением для тех, кто принимает решения как в Кремле, так и в Белом доме. Правительство от беспомощности, похоже, избрало другую тактику: публично заявлять о невыполнении поставленных перед ним задач.

Склоки внутри правительства по ключевым экономическим проблемам уже давно вызывают опасения среди экспертного сообщества. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Всемирный банк (ВБ) решили помочь правительству сориентироваться и выпустили доклады с добрыми советами для чиновников Белого дома. «Промышленный рост разморозился» — с таким заголовком на прошлой неделе вышел целый ряд аналитических обзоров от инвестиционных компаний. Причиной для позитива послужили последние данные Росстата о темпах роста промышленности в марте. Рекордное падение первых двух месяцев года замедлилось. В марте по сравнению с тем же месяцем прошлого года промышленность выросла на 4,1%. По итогам квартала получилась неплохая цифра роста в 3,1%. Впрочем, заканчивались все аналитические обзоры на неутешительной ноте: в дальнейшем темпы роста промышленности замедлятся. О причинах уже никто не пишет. Тем, кто в работе руководствуется отчетами аналитиков, не нужно каждый день повторять о падении деловой активности. Однако в РСПП решили иначе.

Госкапитализация

На прошлой неделе прошел съезд РСПП. На нем планировалось представить подготовленный совместно с Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) доклад «Инвестиционный климат в России». Однако то ли в последний момент никто из Бюро правления РСПП не решился его озвучить, либо это изначально не планировалось, но сам текст на заседании не обсуждался. С докладом выступил президент РСПП Александр Шохин, который после многочисленных реверансов в сторону власти обозначил давно известные проблемы: несовершенство налоговой системы в практике правоприменения, необходимость сокращения сроков толкований законодательства, возмещение НДС, налоговая амнистия, пробуксовка реформы технического регулирования. Еще президент РСПП говорил об агрессии со стороны государства: «Правительство не контролирует процесс расширения госсектора и скупки госпредприятиями рыночных активов». По его словам, за два с половиной года доля государства в капитализации фондового рынка достигла 30%. Управляющие компании даже выпустили на рынок новый инвестиционный продукт — «акции госпредприятий». За госкомпаниями уже более 50% российских внешних корпоративных заимствований. Президент РСПП лишь мельком коснулся доклада ГУ-ВШЭ, предупредив о том, что нельзя рассматривать государственные инвестиции как «очередную экономическую панацею».

Еще раз об инвестициях

Хотя Александр Шохин, опытный переговорщик с властью, в своем выступлении был тактичен, тем не менее в докладе «Инвестиционный климат в России» правительство раскритиковано практически по всем пунктам экономической политики. Так, в докладе указывается, что модель инвестиционного роста экономики России складывалась в 2002—2003 годах и в случае, если бы ее поддержало правительство, темпы роста промышленного производства в прошлом году были бы на уровне 7,7—10%, а не 4%. ВВП рос бы в пределах 10,2—12,6%, а не 6,2%. «Предпринимательское сообщество получает смешанные, противоречивые и не всегда предсказуемые сигналы, что ухудшает условия для реализации каких-либо долгосрочных проектов, — говорится в отчете. — Отсюда и недостаточная предпринимательская активность, и создающееся у российского бизнеса ощущение нарастающих среднесрочных рисков».

Повышение деловой активности, по мнению авторов доклада, способствовало бы и решению главной проблемы российских властей — высокой инфляции. «Рост ликвидности и уровня монетизации при определенных условиях не противостоит низкой инфляции, а вполне с ней сочетается», — утверждают авторы доклада и приводят в пример наши же собственные показатели, но уровня 2000—2003 годов: денежное предложение росло на 50—60% в год, а инфляция снижалась. «Проблема неснижающейся инфляции в значительной степени связана с недостаточным денежным спросом. За этим стоит слабая деловая активность, которая, в свою очередь, прямо связана с тем предпринимательским климатом, который складывается в стране». Замкнутый круг.

Вложиться за рубеж

Темы неблагоприятного делового климата коснулся в опубликованном на прошлой неделе ежегодном отчете о положении в экономике России и Всемирный банк. Эксперты ВБ также ожидают снижения в текущем году темпов промышленного роста. По мнению ВБ, рост ВВП все больше обеспечивается за счет неторгуемых секторов экономики, а инвестиции остаются сконцентрированными в нефтегазовом секторе. Кроме того, в докладе отмечается, что значительное расширение внутреннего спроса продолжает поддерживать экономический рост в России, однако все более очевидным становится снижение темпов роста в большинстве обрабатывающих и торгуемых секторов. На это влияет усиление конкуренции с импортом за счет укрепления рубля.

Коснулся ВБ и прямых иностранных инвестиций. Их рост за прошлый год составил 39%: «Несмотря на то, что уже третий год подряд в России темпы роста капитальных инвестиций выражаются двузначными цифрами, относительный уровень инвестиций остается невысоким по сравнению со странами с развивающейся рыночной экономикой», — говорится в отчете.

Впрочем, ВБ не стал повторяться и выдавать опубликованные в прошлом году рецепты повышения инвестиционной привлекательности России. Вместо этого эксперты банка затронули еще одну спорную тему — инвестирование средств Стабфонда. Со дня на день председатель правительства Михаил Фрадков должен подписать соответствующее постановление. Эксперты расписали сценарий получения прибылей от вложения средств «нефтяной копилки» вплоть до 2030 года. План такой: в 2006—2007 годах Россия вкладывает 50% фонда в трехмесячные государственные векселя и 50% — в более долгосрочные государственные облигации. В 2008—2010 годах делает портфель более рискованным: треть фонда идет в 3-месячные госвекселя, треть — в долгосрочные облигации, а оставшиеся средства — в корпоративные акции. В 2011 году доля корпоративных акций достигает 60%. В этом случае к 2030 году фонд достигает $2,29 трлн. В случае отказа от инвестирования он остается на уровне $1,47 трлн. Это при условии, что цена на нефть будет в районе $40 за баррель, а рост ВВП замедлится до 3%. Кроме того, расходы бюджета должны быть зафиксированы на уровне 17% от ВВП, а все дополнительные доходы накапливаться в фонде.

По словам главного экономиста российского представительства ВБ Джона Литвака, размещение средств Стабфонда в диверсифицированный портфель позволит уменьшить риски бюджета от снижения цен на нефть — к примеру, если часть средств будет инвестирована в активы, которые отрицательно коррелируют с ценами на нефть.

По мнению экспертов, вряд ли данные обоих докладов станут большим откровением для тех, кто принимает решения как в Кремле, так и в Белом доме. Правительство от беспомощности, похоже, избрало другую тактику: публично заявлять о невыполнении поставленных перед ним задач.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».