29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Реформа ЦБ: тайное и явное"

Архивная публикация 2003 года: "Реформа ЦБ: тайное и явное"

Так уж повелось, что накануне выборов, за которыми неминуемо следуют мощные аппаратные перетряски, многие ведомства презентуют планы собственной реорганизации. Задача проста -- привлечь внимание, набрать очки, максимально застраховаться от потери "поляны" и подготовить запасную.Похоже, и Банк России в этом смысле не исключение. Вбросив в Думу ряд ярких, но не бесспорных законопроектов (о них мы неоднократно писали), руководство банка, судя по всему, сбавлять обороты не собирается. Во всяком случае, нам стало известно о ряде инициатив, реализация которых может существенно перекроить сам ЦБ и подведомственный ему рынок.
Начнем с того, что некоторые наблюдатели считают недавнюю смену руководства ММВБ -- началом процесса слияния валютной биржи с РТС. В результате соответствующие подразделения ЦБ распространят свое влияние и на российский фондовый рынок. Мера не глупая, особенно с учетом того, что Минфин собирается сделать ставку на приращение внутренних заимствований.
Второй интересный сигнал прозвучал на банковском конгрессе в Питере. Первый зампред ЦБ Андрей Козлов заявил, что в идеале российская банковская система должна состоять из пяти банков, ну в крайнем случае еще из двадцати. По данному поводу автору этих строк до сих пор не удалось получить каких-либо удовлетворительных официальных разъяснений. Если речь идет о продолжении санации банковской системы, то это достаточно экстремистская цель. Ведь гораздо больше банков сегодня удовлетворяют требованиям ЦБ по минимальному размеру капитала и ликвидности. Возможно, речь идет о назначении "везунчиков" сверху? Ответа пока нет, но вопрос архиважный.
Еще один сюжет. Внутри ЦБ и в рамках подготовки проекта административной реформы в РСПП вновь активизировались дискуссии о разукрупнении самого Банка России.
Во-первых, об отделении банковского надзора от ЦБ как лицензирующего органа. В некоторых странах все организовано именно так. Прежде всего, в тех, где нацбанк активно участвует в промполитике -- рефинансирует банки, кредитующие предприятия. Тогда это весьма разумно: банки работают с промышленностью, но за состоянием их балансов не должен надзирать сам кредитор. У нас ЦБ пока официально этим не занимается. Значит, одно из двух. Либо кому-то просто понадобилась статусная должность руководителя комитета по надзору, а по сути ничего не изменится, либо победила-таки группировка, лоббирующая необходимость кредитовать комбанки за счет резервов ЦБ. В этом случае остается надеяться, что эффективность и прозрачность действий нового органа будет хотя бы чуть-чуть выше, чем у знаменитого ОПЕРУ-2.
Во-вторых, как говорится, есть мнение выделить в отдельную структуру расчетную систему ЦБ--РКЦ со всей начинкой и инфраструктурой. Можно и так. Однако информация из расчетной системы, которая сегодня находится в распоряжении подразделений банковского надзора ЦБ и регулярно мониторится, сильно повышает эффективность надзора. А тут все будет разнесено в два агентства, на их эффективную координацию надежда весьма слаба. Межведомственная координация -- одно из самых слабых мест в нашем экономическом надзоре.
Но дальше -- еще слаще. По нашим сведениям, на большом совещании в ЦБ один из зампредов поставил вопрос о дальнейшей приватизации (sic!) агентства по расчетам. Действительно, скажем, система SWIFT принадлежит акционерному обществу. Но пусть в меня кинет камень тот, кто скажет, что в России практика применения закона о защите коммерческой информации или антимонопольного законодательства столь же хороша, как в США. В наших условиях, когда о каждой проводке будет знать частная фирма, которая к тому же может сама устанавливать плату за проведение операций, условия работы банковской системы могут измениться весьма разительно.
Не дай нам Бог жить в эпоху выборов, ибо не все перемены от Тебя!

Так уж повелось, что накануне выборов, за которыми неминуемо следуют мощные аппаратные перетряски, многие ведомства презентуют планы собственной реорганизации. Задача проста -- привлечь внимание, набрать очки, максимально застраховаться от потери "поляны" и подготовить запасную.Похоже, и Банк России в этом смысле не исключение. Вбросив в Думу ряд ярких, но не бесспорных законопроектов (о них мы неоднократно писали), руководство банка, судя по всему, сбавлять обороты не собирается. Во всяком случае, нам стало известно о ряде инициатив, реализация которых может существенно перекроить сам ЦБ и подведомственный ему рынок.

Начнем с того, что некоторые наблюдатели считают недавнюю смену руководства ММВБ -- началом процесса слияния валютной биржи с РТС. В результате соответствующие подразделения ЦБ распространят свое влияние и на российский фондовый рынок. Мера не глупая, особенно с учетом того, что Минфин собирается сделать ставку на приращение внутренних заимствований.

Второй интересный сигнал прозвучал на банковском конгрессе в Питере. Первый зампред ЦБ Андрей Козлов заявил, что в идеале российская банковская система должна состоять из пяти банков, ну в крайнем случае еще из двадцати. По данному поводу автору этих строк до сих пор не удалось получить каких-либо удовлетворительных официальных разъяснений. Если речь идет о продолжении санации банковской системы, то это достаточно экстремистская цель. Ведь гораздо больше банков сегодня удовлетворяют требованиям ЦБ по минимальному размеру капитала и ликвидности. Возможно, речь идет о назначении "везунчиков" сверху? Ответа пока нет, но вопрос архиважный.

Еще один сюжет. Внутри ЦБ и в рамках подготовки проекта административной реформы в РСПП вновь активизировались дискуссии о разукрупнении самого Банка России.

Во-первых, об отделении банковского надзора от ЦБ как лицензирующего органа. В некоторых странах все организовано именно так. Прежде всего, в тех, где нацбанк активно участвует в промполитике -- рефинансирует банки, кредитующие предприятия. Тогда это весьма разумно: банки работают с промышленностью, но за состоянием их балансов не должен надзирать сам кредитор. У нас ЦБ пока официально этим не занимается. Значит, одно из двух. Либо кому-то просто понадобилась статусная должность руководителя комитета по надзору, а по сути ничего не изменится, либо победила-таки группировка, лоббирующая необходимость кредитовать комбанки за счет резервов ЦБ. В этом случае остается надеяться, что эффективность и прозрачность действий нового органа будет хотя бы чуть-чуть выше, чем у знаменитого ОПЕРУ-2.

Во-вторых, как говорится, есть мнение выделить в отдельную структуру расчетную систему ЦБ--РКЦ со всей начинкой и инфраструктурой. Можно и так. Однако информация из расчетной системы, которая сегодня находится в распоряжении подразделений банковского надзора ЦБ и регулярно мониторится, сильно повышает эффективность надзора. А тут все будет разнесено в два агентства, на их эффективную координацию надежда весьма слаба. Межведомственная координация -- одно из самых слабых мест в нашем экономическом надзоре.

Но дальше -- еще слаще. По нашим сведениям, на большом совещании в ЦБ один из зампредов поставил вопрос о дальнейшей приватизации (sic!) агентства по расчетам. Действительно, скажем, система SWIFT принадлежит акционерному обществу. Но пусть в меня кинет камень тот, кто скажет, что в России практика применения закона о защите коммерческой информации или антимонопольного законодательства столь же хороша, как в США. В наших условиях, когда о каждой проводке будет знать частная фирма, которая к тому же может сама устанавливать плату за проведение операций, условия работы банковской системы могут измениться весьма разительно.

Не дай нам Бог жить в эпоху выборов, ибо не все перемены от Тебя!

НИКИТА КИРИЧЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама