18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "РЕФОРМА.NET"

Архивная публикация 2010 года: "РЕФОРМА.NET"

Масштабная реформа МВД, в необходимости которой уверены буквально все, откладывается по законам административного сопромата. После выхода в конце декабря 2009 года указа Дмитрия Медведева о совершенствовании деятельности органов внутренних дел России стало ясно главное - радикальная реформа МВД откладывается как минимум до завершения следующих президентских выборов в России. И это притом, что в течение 2009 года общественная напряженность и количество скандалов вокруг системы МВД зашкалили, и предложения о радикальных преобразованиях милиции, казалось бы, могли быть достаточно популярны.
Однако современные российские законы административного и политического сопромата четко говорят: именно сейчас переход к такой радикальной реформе практически невозможен. Ситуация вокруг МВД является хорошей иллюстрацией того, какие сдерживающие барьеры существуют также и по многим другим направлениям модернизации страны.
Первая закономерность очевидна: в России реформы не идут ни в хорошие, ни в плохие времена. В хорошие - это мало кому надо, поскольку и так все вроде нормально. В плохие - потому что на все и всех не хватает ресурсов, а риски и потенциальные издержки могут возрасти и вызывают страх.
С этой точки зрения ситуация вокруг МВД выглядит вполне ясно. В условиях кризиса власти ждали роста протестов и продолжают их опасаться. И дееспособность МВД в этих условиях - важнейший политический вопрос. Между тем реформа милиции в своих радикальных вариантах должна была предполагать, что работы могут лишиться очень многие ее сотрудники. Маленькая армия оставшихся без работы милиционеров вызывает опасения сама по себе, а уж в кризис - тем более. К тому же нельзя забывать, что любая реформа имеет вполне конкретную цену, и чем масштабнее преобразования, тем выше и эта цена. А сейчас средств на большой проект реформы МВД объективно нет.
Второй закон политического сопромата в сегодняшней России состоит в том, что для реформ хорошо, чтобы до выборов было еще далеко, да и сами выборы проходили бы пореже. Масштабные реформы, если они, конечно, не связаны всего лишь с приятным и популярным процессом увеличения госрасходов и раздачи денег, лучше начинать и проводить в первый год после выборов. В свое время, например, именно в 2004-м и начале 2005 года президент Путин инициировал реформу выборности губернаторов и монетизацию льгот. Монетизацию, кстати, потом пришлось на ходу исправлять, и хорошо, что до выборов было далеко.
Третий закон административного и политического сопромата состоит в том, что реформы в сегодняшней России есть сложная производная аппаратно-клановой борьбы под ковром, а погрешность результата реформы может в итоге превышать 100% по сравнению с первоначальным замыслом.
Реформа МВД оказалась неосуществимой еще и потому, что две реформы одновременно в силовых структурах проводить практически невозможно. Ведь реформа армии все еще далека от завершения, и до сих пор не улеглось ее негативное восприятие в армейских кругах. Еще один фактор - глубокая реформа МВД не может пройти изолированно от других вопросов организации всей правоохранительной системы, например, от вопроса о действительно едином следственном органе, что сразу затрагивает не только МВД, но и прокуратуру, и частично ФСБ. В итоге на аппаратном уровне реформа МВД начинает рассматриваться не с точки зрения того, как создать эффективную и безопасную для общества милицию, а через призму того, какие группы и кланы усилятся и ослабнут, кто кого победит, "отпротивовесит" и "перекрышует". Все это вместе чревато слишком высокими рисками разбалансировки "вертикали власти" и потери контроля над силовиками.
Наконец, в общеполитическом смысле над всем правящим классом сейчас довлеет "проблема-2012". Проблема не только в неясности по поводу того, кто именно пойдет на президентские выборы и кто именно победит на них через два года, но и в том, исходя из каких мотивов и перспектив, придется работать в ситуации тандема в эти самые оставшиеся до выборов времена.

Масштабная реформа МВД, в необходимости которой уверены буквально все, откладывается по законам административного сопромата. После выхода в конце декабря 2009 года указа Дмитрия Медведева о совершенствовании деятельности органов внутренних дел России стало ясно главное - радикальная реформа МВД откладывается как минимум до завершения следующих президентских выборов в России. И это притом, что в течение 2009 года общественная напряженность и количество скандалов вокруг системы МВД зашкалили, и предложения о радикальных преобразованиях милиции, казалось бы, могли быть достаточно популярны.
Однако современные российские законы административного и политического сопромата четко говорят: именно сейчас переход к такой радикальной реформе практически невозможен. Ситуация вокруг МВД является хорошей иллюстрацией того, какие сдерживающие барьеры существуют также и по многим другим направлениям модернизации страны.
Первая закономерность очевидна: в России реформы не идут ни в хорошие, ни в плохие времена. В хорошие - это мало кому надо, поскольку и так все вроде нормально. В плохие - потому что на все и всех не хватает ресурсов, а риски и потенциальные издержки могут возрасти и вызывают страх.
С этой точки зрения ситуация вокруг МВД выглядит вполне ясно. В условиях кризиса власти ждали роста протестов и продолжают их опасаться. И дееспособность МВД в этих условиях - важнейший политический вопрос. Между тем реформа милиции в своих радикальных вариантах должна была предполагать, что работы могут лишиться очень многие ее сотрудники. Маленькая армия оставшихся без работы милиционеров вызывает опасения сама по себе, а уж в кризис - тем более. К тому же нельзя забывать, что любая реформа имеет вполне конкретную цену, и чем масштабнее преобразования, тем выше и эта цена. А сейчас средств на большой проект реформы МВД объективно нет.
Второй закон политического сопромата в сегодняшней России состоит в том, что для реформ хорошо, чтобы до выборов было еще далеко, да и сами выборы проходили бы пореже. Масштабные реформы, если они, конечно, не связаны всего лишь с приятным и популярным процессом увеличения госрасходов и раздачи денег, лучше начинать и проводить в первый год после выборов. В свое время, например, именно в 2004-м и начале 2005 года президент Путин инициировал реформу выборности губернаторов и монетизацию льгот. Монетизацию, кстати, потом пришлось на ходу исправлять, и хорошо, что до выборов было далеко.
Третий закон административного и политического сопромата состоит в том, что реформы в сегодняшней России есть сложная производная аппаратно-клановой борьбы под ковром, а погрешность результата реформы может в итоге превышать 100% по сравнению с первоначальным замыслом.
Реформа МВД оказалась неосуществимой еще и потому, что две реформы одновременно в силовых структурах проводить практически невозможно. Ведь реформа армии все еще далека от завершения, и до сих пор не улеглось ее негативное восприятие в армейских кругах. Еще один фактор - глубокая реформа МВД не может пройти изолированно от других вопросов организации всей правоохранительной системы, например, от вопроса о действительно едином следственном органе, что сразу затрагивает не только МВД, но и прокуратуру, и частично ФСБ. В итоге на аппаратном уровне реформа МВД начинает рассматриваться не с точки зрения того, как создать эффективную и безопасную для общества милицию, а через призму того, какие группы и кланы усилятся и ослабнут, кто кого победит, "отпротивовесит" и "перекрышует". Все это вместе чревато слишком высокими рисками разбалансировки "вертикали власти" и потери контроля над силовиками.
Наконец, в общеполитическом смысле над всем правящим классом сейчас довлеет "проблема-2012". Проблема не только в неясности по поводу того, кто именно пойдет на президентские выборы и кто именно победит на них через два года, но и в том, исходя из каких мотивов и перспектив, придется работать в ситуации тандема в эти самые оставшиеся до выборов времена.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».