Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Реформбюро"

Что нужно сделать новому правительству для того, чтобы выманить финансы из-за рубежа и заставить их работать на российскую экономику?Сергей Сильверстов, советник по экономике председателя Совета Федерации Егора Строева: «Действительно, в последнее время в промышленности наметилось оживление. Мы смогли преодолеть кризис. Средний рост промышленного производства с начала года составил около 1,5% ежемесячно, загрузка предприятий достигла 42—43%, снижается кредиторская и дебиторская задолженность. Задержки зарплаты сократились до двух месяцев. Для России сейчас это очень оптимистичные показатели. Около 80% руководителей предприятий уже считают свое положение либо удовлетворительным, либо хорошим. В то время как после августовского кризиса страна находилась в шоковом состоянии. Тогда всерьез обсуждалась перспектива введения валютного управления и потери страной экономической независимости.
У предприятий появились деньги, но никто их и вправду не показывает: всем сейчас удобнее работать на «черном нале».
Экономике для окончательного выздоровления нужны, по разным подсчетам, от $200 млрд. до $250 млрд.
Для того чтобы привлечь эти деньги, нужна не только политическая стабильность. Необходимо, во-первых, жестко контролировать валютные потоки и ограничивать движение «горячего капитала». Что значит, в том числе, определенную закрытость экономики от внешних воздействий.
Нельзя, в частности, повторять старые ошибки и ориентироваться на западные «быстрые» деньги, которые в любой момент могут уйти на другие рынки и обвалить наш собственный. То есть допуск иностранцев на фондовые рынки нужно разумно ограничить.
Вытекающая проблема — работа с рынком ценных бумаг. Он у нас не развит, слаб, непрозрачен и не обеспечен нормативно. Пока он не станет более прозрачным, нельзя рассчитывать на прямые инвестиции в российские предприятия.
Важным вопросом является и недостаточная монетаризация экономики. Сейчас она находится на уровне 16—17%, в то время как в развитых странах — не менее 40%. При росте монетаризации и грамотной денежной политике в экономике появляются более дешевые деньги, которые могут быть вложены в реальный сектор.
Необходимо также льготное налогообложение инвестиционных средств.
Все это абсолютно рыночные механизмы».
Александр Починок, глава департамента финансов и кредитно-денежных отношений аппарата правительства РФ: «Деньги идут туда, куда выгодно. Поэтому внимание власти сейчас должно быть направлено на привлекательные для инвестиций отрасли. В сегодняшней России это пищевая промышленность, некоторые отрасли сельского хозяйства и легкой промышленности.
Очевидная проблема — отсутствие доверия инвестора и к российскому государству, и к российскому рынку. С доверием к государству все ясно. Пока государство не научится играть по правилам, с инвестиционным климатом будут проблемы.
С доверием к рынку сложнее. Даже если инвестор доверяет власти, он должен быть уверен, что экономика не накроется в самое ближайшее время в связи с объективными причинами. Причины такие в России, к сожалению, налицо.
В последние годы валовой продукт в стране очень сильно «усох». При этом вся инфраструктура у нас как у великой державы: и территория, и дороги, и армия, и система образования, наука, культура и т.п. Все это означает, что мы сейчас не можем сами себя кормить. И объективная вероятность кризисов сильно возрастает.
Рецепт решения проблемы и прост, и сложен одновременно. Нужно либо срочно наращивать ВВП, либо сокращать расходы. В недавнем прошлом в подобной ситуации оказывались и Германия, и Япония. Они, как известно, решить все эти проблемы смогли. Так что нам сейчас нужно на время отказаться от стремления к красивой жизни и подрезать все возможные расходы бюджета, в том числе и на содержание армии, например. И не только на уровне федерального бюджета, но и в регионах.
А самое главное — не мешать национальным производителям. И это не обязательно значит резко снижать налоги, о чем все время говорят. Просто установить прямое финансовое управление по всей вертикали, убедить региональных начальников в бесперспективности административного давления. А все половинчатые меры типа государственной поддержки высокоэффективных проектов, защиты интересов наших компаний за рубежом и т.п. сами по себе вытащить экономику и обеспечить инвестиции не смогут».
Виктор Семенов, и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия: «Для гарантий окупаемости инвестиционных проектов нужно несколько скорректировать общие правила игры. Во-первых, ввести налоговые льготы для тех предприятий, которые ведут крупные инвестиционные проекты. Во-вторых, освободить от налогов инвестируемую прибыль. Это позволит вывести часть вкладываемых капиталов из тени».
Вадим Лосев, вице-президент Нефтепромбанка: «В стране действительно есть свободные средства. Но никаких серьезных долгосрочных инвестиций не будет до тех пор, пока выборы и политика вообще не перестанут восприниматься как экономическое явление».
Владимир Лисин, председатель совета директоров АО «Новолипецкий металлургический комбинат»: «В сегодняшних условиях (c учетом отставки правительства — во вчерашних) многие отечественные товаропроизводители почувствовали себя лучше. Во-первых, российские потребительские товары и продукты питания стали гораздо успешнее конкурировать с импортом. Во-вторых, вздохнули более свободно экспорториентированные отрасли экономики, в том числе металлургия. Хотя до идеальной ситуации пока далеко.
Без четких ориентиров в области промышленной политики государства сложно ожидать появления (в сколько-нибудь представительном масштабе) привлекательных инвестиционных проектов. А это непременное условие привлечения инвестиций, условие того, чтобы деньги, заработанные в России, оставались в стране. Ну и, конечно, необходимо установить жесткие правила игры — формальные и неформальные. Они должны способствовать росту вложенного в Россию капитала и быть неизменными».
Евгений Юрьев, президент инвестиционной группы «Атон»: «Вывозят за рубеж и выводят в тень капитал не столько потому, что его сейчас здесь приложить негде. Объекты для инвестирования есть — условий нет.
А условия эти таковы. Главное — постоянные правила игры. Такой подход оставляет в стороне политический аспект и делает несущественным вопрос окраски правительств. Если установятся правила игры на долгосрочную перспективу, то текущая ситуация будет не так важна. К примеру, социалистический Китай и капиталистическая Бразилия демонстрируют сходную позитивную динамику, и инвесторы, вкладывая в эти страны, оценивают в первую очередь экономические компоненты.
Стоит отметить, что государство начало устанавливать эти правила. Так, с принятием закона «Об иностранных инвестициях» участники рынка получили некоторые гарантии.
Второе условие — амнистия капиталов. Миллиарды долларов, выведенные из страны, должны быть в той или иной форме амнистированы. Все развитые страны прошли такой этап, в том числе Соединенные Штаты. Если этот этап пройдет нормально, то заново вывозить капитал в массовом порядке не будут».

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK