Наверх
16 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Ренессанс клерикализма и мракобесия"

Еще недавно казалось, что споры о так называемых общепринятых и не принятых вовсе канонах изображения тех или иных святых, апостолов, пророков и пр. хотя бы в Европе канули в эпоху Средневековья. Но нет…Казалось, что как минимум на этапе Раннего Возрождения, когда началось размежевание светской и религиозной культур, суровое следствие и скорый суд Священной инквизиции грозили уже не всем, кто что-то нарисовал НЕ ТАК, с точки зрения представителей церкви. Которая тогда была неразрывна с государством. Конечно, борьба светского и религиозного начал в обществе в те времена далеко не закончилась, а лишь началась и с переменным успехом продолжалась долгие века. Досталось и на наши дни. В последнее время вообще создается впечатление, будто мир начинает переживать новый Ренессанс. И это — Ренессанс клерикализма. Уже трудно докопаться до истинных причин такого коллективного увлечения мракобесием — то ли недовоевали и недоистратили отрицательные человеческие эмоции в годы «холодной» и всех предшествующих «горячих» войн, то ли жизнь в условиях вроде бы устаканившейся политкорректности и мультикультурности стала окончательно и невыносимо скучной, то ли просто кто-то умело разыгрывает как бы (подчеркнем именно это КАК БЫ) религиозные чувства во имя сугубо практических и далеких от религии целей (ну, скажем, получение под карикатурный шумок доступа к Священной ядерной бомбе), — но на сегодня уже никто не сможет предсказать, что именно может вызвать новую вспышку КАК БЫ праведного гнева завтра.

Одни возмущаются опубликованными аж в сентябре прошлого года глупыми карикатурами на пророка. Другие в ответ заказывают не менее глупый задорный конкурс карикатур на жертв холокоста. Вроде бы буддисты, слава их Богу и всем остальным Богам, пока в стороне. А то как бы не начали себя опять сжигать в знак протеста, как в годы вьетнамской войны. Иерархи же христианские — что католики, что православные, что протестанты — тоже как-то вдруг стали куда с большим пристрастием следить за действиями светских властей. Поэтому трудно с уверенностью утверждать, что веселые изображения французского карикатуриста Жана Эффеля (настоящее имя Франсуа Лежен) на библейские темы с легкостью прошли бы сегодня клерикальную цензуру (см., в частности, изданное в СССР «Сотворение мира и человека». М., 1959). Уже не говоря об аналогичных (тоже популярных и многократно переизданных в советское время) карикатурах ДАТСКОГО КАРИКАТУРИСТА (увы, это так) Херлуфа Бидструпа.

В Волгограде, похоже, точно не прошли бы, решись их опубликовать какая-нибудь тамошняя газета. К примеру, ставшая на прошлой неделе федерально и печально знаменитой газета «Городские вести». Опубликованный там рисунок, который, по сути, призывал представителей четырех основных конфессий к миру и согласию между собой, вызвал у местного отделения «Единой России» приступ отрицательных эмоций почище, чем у революционных комсомольцев, громивших храмы в годы Гражданской. При том что ни один (ни один!) из представителей волгоградского духовенства не заявил о том, что его собратья по вере почувствовали себя оскорбленными! Да и закона, запрещающего изображать в любом виде каких-либо пророков, в российском законодательстве пока нет. Однако волгоградские власти собрали мощную прокурорскую проверку, укрепленную «религиоведческой экспертизой». Если бы незахороненный обитатель Мавзолея на Красной площади в Москве услышал о последнем, то перевернулся бы на своем ложе. Но и затаился бы тоже — а то наверняка и он фактом своего нетленного возлежания в центре столицы оскорбляет чьи-то трепетные чувства.

Газету все-таки закрыли, даже не дождавшись результатов экспертизы. Ни одно российское федеральное или местное издание, написав о самом инциденте, не решилось (на момент сдачи этого материала) перепечатать рисунок, хотя он был распространен по каналам государственного агентства ИТАР—ТАСС…

Печально при этом даже не то, что партия, претендующая на звание правящей, впадает в мракобесие (аналогичные действия предпринимают уже партийные «геноссы» во главе с губернатором Позгалевым и в Вологодской области — в отношении газет «Наш регион» и «Регион 35»). Им, провинциальным Луначарским разлива ХХI века, можно бы даже эту глупость и простить: что им делать-то еще, чем заниматься в отсутствие внятной идейной партийной платформы, достойной вызовам нынешнего времени, и, главное, в отсутствие ментальной способности таковую платформу-программу создать своим умом, а не силами писателей из 14-го корпуса Кремля? Партийные воинствующие антибезбожники, с трясущимися от нетерпения руками рвущиеся «контролировать свободу слова» (чудное словосочетание, не правда ли?), не в состоянии даже просчитать наиболее вероятное — и ближайшее, простейшее — последствие их административного восторга. А это, как ответ на воинствующий маразм, будет именно разжигание межнациональной розни, именно стремительное воспламенение из искры дури — шовинизма, с одной стороны («что же такое получается — муфтии будут диктовать, как нам жить?»), и все возрастающий аппетит к выдвижению новых и новых требований со стороны экстремистов, скажем от исламизма (не от ислама), с другой стороны: мол, «раз уступили в одном, можно требовать другое, третье, десятое».

В этой связи самое печальное как раз то, что светское государство в России перешло в состояние глухой и безынициативной обороны. Есть даже какой-то фантасмагорический, дикий парадокс в том, что всплеск партпровинциальной мракобесной дури пришелся аккурат на время визита президента Путина в Нижний Новгород, во время которого много и убедительно говорилось о надобности немедленно обеспечить каждую сельскую школу доступом в Интернет. Об «электронном правительстве». О преодолении «цифрового неравенства регионов». О внедрении новейших технологий во все, включая жилищно-коммунальное хозяйство. Как это все будете сочетать, господа?

Государство же при этом безвольно — преступно безвольно — молчит, когда, скажем, Верховный муфтий Талгат Таджуддин позволяет себе публичные призывы к физической расправе с гомосексуалистами, если те отважатся на проведение гей-парада в Москве. Между тем такие призывы ни много ни мало, а статья в соответствующем кодексе РФ. Для всех граждан России вне зависимости от их вероисповедания. Или государство кого-то боится? Но не геев же…

Или еще: государство, по сути, идет на уступки уже другой религии — христианской, — когда под давлением Русской православной церкви правит проект закона о персональных данных. Все настойчивее звучат призывы православных церковников ввести в школах обязательные уроки Закона Божьего. При том что даже в имперской России иудеев и мусульман от такого счастья освобождали, отправляя в медресе и к раввину. Не любят церковники и ИНН. Не любят какой-то странною, мистическою нелюбовью. Но их внимательно слушают. И снова уступают.

Однако же, уступая клерикализму — не важно, в рясу какой мировой религии он рядится и какие сугубо практические, политические или политиканские, даже подстрекательские цели преследует, — надо отдавать себе отчет, что завтра «просьбы» кое-каких религиозных деятелей могут перерасти в требования, а требования — в ультиматумы.

Завтра кому-то может категорически не понравиться (будучи истолкованным как оскорбление религиозных чувств) факт торговли мясом какого-нибудь «грязного», или «некошерного», или «запретного для правоверных» домашнего животного. Или факт совместного обучения мальчиков и девочек. В светских школах. Или нахождение женщин (притом всех, а не только «своих») в публичных местах без хиджаба. Или работа по субботам. Или по пятницам. Или кто-то потребует изменить «моноконфессиональный» национальный герб на «многоконфессиональный». Или законодательно ввести квоты на государственные должности по религиозному признаку. Это же все так славно работало в Ливане! До гражданской войны, к которой, собственно, эта система и привела! Как и на Кипре.

Потому что не беспринципный поиск некой загадочной результирующей линии, возникающей мимолетно вследствие испуганных дурных метаний между разнонаправленными требованиями различных религиозных деятелей (претендующих на то, что только они знают чаяния своей паствы), должен стать основой стабильности и межнационального мира в многонациональном и многоконфессиональном государстве, каковым является Российская Федерация. А четкая и, главное, самостоятельная позиция светского государства и светского гражданского общества по принципиальным вопросам нашей жизни.

Не надо путать уважение чувств верующих с заискиванием перед политиканствующими теологами. А еще не надо надеяться на то, что пугливые чиновники, легко сдающие принципы демократии и светского государства в условиях, когда им никто толком даже не угрожал и ничего от них такого не требовал, сгодятся на что-либо, кроме того, чтобы бездарно все провалить, развалить и сдать, когда возникнут по-настоящему серьезные проблемы.

P.S. Читатели, разумеется, заметили, что лики изображенных на рисунке персонажей закрыты. Привыкайте. Дело, видимо, идет к тому, что в дальнейшем будут закрывать еще больше. Лиц. Газет. Информации. Это же ведь никого не оскорбит, не правда ли?

Вице-мэр Волгограда Константин Калачев, курирующий информационную политику мэрии, рассказал «Профилю», что «Городские вести» были муниципальной газетой тиражом в 10 тыс. экземпляров. «Она выходила 10 лет, может, больше. Теперь будет создаваться новая газета. Я все эти дни боролся за редактора и редакцию «Городских вестей». Это, как бы пафосно ни звучало, моя гражданская позиция. Но надо мной есть начальники, которые считают, что скандал нужно закрывать любым способом. Они и согласовали данный вопрос. Могу только сожалеть о том, что так получилось. Тем более у нас в области издается погромная антисемитская газета «Колокол», и никого это не волнует. Еврейская община Волгограда уже заявила, что лучше бы обратили внимание на газету «Колокол».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK