29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Реверанс с подножкой"

Архивная публикация 2002 года: "Реверанс с подножкой"

В сегодняшней России малый бизнес, по оценкам экспертов, считается самым крупным "теневым" сектором экономики. Новый проект налогообложения, который не позднее 10 апреля 2002 года будет внесен в Госдуму, обещает отечественным предпринимателям невиданные доселе льготы. Однако сам малый бизнес привычно готовится к худшему.Многочисленные декларации российского президента, вдруг заговорившего о необходимости серьезной поддержки малого бизнеса, имеют под собой весьма веские основания. То ли мелким предпринимателям удалось наконец потеснить олигархическое лобби и указать на собственные проблемы, то ли грядущие в следующем году выборы в Госдуму и чуть позже -- президентские выборы заставили власть имущих поинтересоваться, чем живет значительная часть населения страны (на доходы от малого бизнеса существуют 27 млн. россиян). Оказалось, что ситуацию с отечественным малым бизнесом вполне можно назвать катастрофической -- он не только не развивается в должном объеме (за рубежом малый бизнес обеспечивает 2/3 всех рабочих мест), но практически весь сектор предпочитает работать "в тени". Основная проблема -- существующая система налогообложения, которая не удовлетворяет никого -- ни малый бизнес, ни государство.
Более того, вступление в силу второй части НК увеличило гипотетическое налоговое бремя мелких предпринимателей в несколько раз. Чтобы выжить, большинство из них уводят "в тень" половину своих доходов, предпочитая вести расчеты "черным налом".
В консолидированный бюджет, по словам замминистра финансов Сергея Шаталова, поступает лишь четвертая часть потенциальных налогов -- 25 млрд. рублей ($830 млн.), тогда как могло бы быть 100 млрд. рублей ($3,3 млрд.).
Бойкот налогам

Если рассуждать здраво, вопросы налогообложения малого бизнеса интересуют население страны гораздо больше, нежели какие-либо другие налоги, пошлины, сборы. Ведь численность занятых в нем людей составляет четверть всего населения страны. С того самого момента, как за малым бизнесом было признано право на существование, государство объявило о его решительной поддержке -- была принята серия законов и федеральных программ, призванных простимулировать развитие бизнеса. Однако положительного эффекта попытки правительства так и не принесли, поскольку не были решены основные вопросы -- финансирование, информационная поддержка и вменяемая система налогов.
Теперь же правительство уверено: предложенный проект реформы станет отправной точкой для формирования в России цивилизованного класса "малых бизнесменов". К этому наши власти подталкивает и зарубежный опыт, согласно которому только в тех странах бывшего соцлагеря восторжествовал "капитализм" с человеческим лицом, где была сделана ставка на мелких и средних предпринимателей.
"Упрощенцы" и "вмененцы"

Правда, сами бизнесмены опасаются того, что предложенная правительством реформа преследует прежде всего фискальные цели, а не кардинальное облегчение ситуации в малом бизнесе. Так как ряд пунктов проекта не только не простимулируют развитие мелкого предпринимательства, но и, возможно, погубят те немногие успешно действующие компании и организации малого бизнеса, которые умудряются работать "в белую" или почти "в белую".
Если Дума утвердит правительственный проект, то с 1 января 2003 года в России начнут действовать две параллельные системы налогообложения малого бизнеса -- упрощенная система и налог на вмененный доход.
Упрощенной системой налогообложения смогут воспользоваться только те предприниматели, годовая валовая выручка которых не превысит 10 млн. рублей ($320 тыс.), а число сотрудников -- 20 человек (как штатных, так и работающих по договору). Налоги можно будет платить либо с чистого дохода (тогда ставка определяется в 20%, но можно из налогооблагаемой базы вычитать все капитальные затраты), либо с выручки (ставка 8%). Кроме того, будут введены ограничения на отдельные виды деятельности: упрощенной системой не смогут воспользоваться банковские и страховые компании, игорный бизнес и т.д.
Однако выбирать можно будет лишь в течение двух лет, так как начиная с 2005 года начнет действовать в обязательном порядке только налог на чистую прибыль.
Вмененная система налогообложения, предлагаемая в законопроекте, фактически повторяет уже существующую: авансовая выплата определенной суммы с предполагаемой выручки. Субъекты Федерации смогут по собственному выбору переводить на эту систему некоторые отрасли, основываясь на том перечне видов деятельности, который установлен федеральным законом (сфера услуг, мелкая розничная торговля, автотранспортные услуги, мелкий общепит, ветеринарные услуги и др.). Но при этом у местных властей отняли возможность самим устанавливать налоговые ставки: все коэффициенты (по которым ведутся расчеты -- зависящие от места расположения точки, типа и ассортимента, вида и характера деятельности) будут зафиксированы в законе.
Отобрав у субъектов Федерации реальные рычаги контроля над процессом "дойки" мелких предпринимателей, в Центре не захотели идти на серьезный конфликт и в качестве компенсации предложили выгодную для регионов систему распределения дохода. Налоговые поступления от малого бизнеса будут распределяться следующим образом: 30% -- в федеральный бюджет, 15% -- в региональный и 45% -- в местный; 10% будут поделены между фондами обязательного медицинского и социального страхования.
Казалось бы, малому бизнесу жить да радоваться -- вот как печется о них государство: налогообложение снизят в 2--4 раза, будет только одна платежка, налоговые каникулы и т.д. Теперь не надо больше платить налог на прибыль, НДС, налог на доходы физлиц, налог с продаж, налог на имущество и ЕСН. И это хорошо. Но, как это всегда бывает, есть загвоздка, и, как считает малый бизнес, не одна.
Мимо БД

Основная проблема: а кого, собственно говоря, причислять к "малым бизнесменам"? Предприниматели недовольны основными критериями -- не более 20 работников и 10 млн. рублей годового дохода. Они боятся, что в эти рамки войдет лишь малая толика торговых точек (типа ларьков и лотков) или мини-мастерские (к примеру, по ремонту обуви), которые и смогут пользоваться предложенной упрощенной системой. Все остальные либо останутся "за кадром", либо будут вынуждены делиться или увольнять сотрудников. Что делать, например, тем, кто при небольших оборотах имеет значительный штат (в Москве было разрешено до 150 человек) или пользуется услугами сезонных рабочих и т.д.?
Ужас, в который повергли данные предложения представителей малого бизнеса, был услышан (встречи Германа Грефа с ОПОРой не прошли даром), и определенные подвижки уже есть. В правительстве официально заявили о готовности обсуждать цифру в 20 человек (она может быть увеличена), а также об имеющемся лаге в 5 млн. рублей (т.е. в действительности валовая выручка сможет быть не 10, а 15 млн. рублей).
Еще одним камнем преткновения стала выплата той доли социального налога, которая поступает в накопительную часть Пенсионного фонда (14 %) и которую никто не отменял. Бизнесмены считают, что вместе с приходно-расходной книгой им придется вести дополнительные и довольно сложные расчеты (персонифицированный учет зарплаты и т.д.). И их можно понять. Они считают, что государство перекладывает свои функции социальной защиты населения на плечи предпринимателей (куда как проще было бы вычесть этот налог "чохом" из конечной суммы). Очевидно, что, когда новые реформаторские инициативы правительства пустятся в плавание по российскому болоту, таких "камней" возникнет еще великое множество.
Будем посмотреть

Насколько предложенный вариант отвечает экономическим реалиям страны -- покажет время. Никаких прогнозов не берутся делать ни экономисты, ни даже политики (сегодня невозможно сколько-нибудь достоверно оценить, как станет развиваться малый бизнес). В коридорах власти считают, что предприниматели дружными рядами устремятся из "теневого" сегодня в светлое завтра, но бизнесмены этого оптимизма не разделяют.
Кроме того, существует мнение, что если закон вступит в силу с 1 января 2003 года, то в этом виде он просуществует лишь года два. Аккурат до президентских выборов, а уж там его можно будет и поменять. А пока реверанс в сторону малого бизнеса станет для Владимира Путина пиаром как на Западе, так и во время президентской кампании.
И наконец, малый бизнес сам не представляет, что ему нужно, чтобы нормально жить, оставаясь честным налогоплательщиком. Ибо за все недолгие 10 лет своего существования он привык выживать либо за счет различных льгот, либо за счет работы "серых" налоговых схем. Жить по-правилам наши предприниматели попросту не умеют.

В сегодняшней России малый бизнес, по оценкам экспертов, считается самым крупным "теневым" сектором экономики. Новый проект налогообложения, который не позднее 10 апреля 2002 года будет внесен в Госдуму, обещает отечественным предпринимателям невиданные доселе льготы. Однако сам малый бизнес привычно готовится к худшему.Многочисленные декларации российского президента, вдруг заговорившего о необходимости серьезной поддержки малого бизнеса, имеют под собой весьма веские основания. То ли мелким предпринимателям удалось наконец потеснить олигархическое лобби и указать на собственные проблемы, то ли грядущие в следующем году выборы в Госдуму и чуть позже -- президентские выборы заставили власть имущих поинтересоваться, чем живет значительная часть населения страны (на доходы от малого бизнеса существуют 27 млн. россиян). Оказалось, что ситуацию с отечественным малым бизнесом вполне можно назвать катастрофической -- он не только не развивается в должном объеме (за рубежом малый бизнес обеспечивает 2/3 всех рабочих мест), но практически весь сектор предпочитает работать "в тени". Основная проблема -- существующая система налогообложения, которая не удовлетворяет никого -- ни малый бизнес, ни государство.

Более того, вступление в силу второй части НК увеличило гипотетическое налоговое бремя мелких предпринимателей в несколько раз. Чтобы выжить, большинство из них уводят "в тень" половину своих доходов, предпочитая вести расчеты "черным налом".

В консолидированный бюджет, по словам замминистра финансов Сергея Шаталова, поступает лишь четвертая часть потенциальных налогов -- 25 млрд. рублей ($830 млн.), тогда как могло бы быть 100 млрд. рублей ($3,3 млрд.).

Бойкот налогам


Если рассуждать здраво, вопросы налогообложения малого бизнеса интересуют население страны гораздо больше, нежели какие-либо другие налоги, пошлины, сборы. Ведь численность занятых в нем людей составляет четверть всего населения страны. С того самого момента, как за малым бизнесом было признано право на существование, государство объявило о его решительной поддержке -- была принята серия законов и федеральных программ, призванных простимулировать развитие бизнеса. Однако положительного эффекта попытки правительства так и не принесли, поскольку не были решены основные вопросы -- финансирование, информационная поддержка и вменяемая система налогов.

Теперь же правительство уверено: предложенный проект реформы станет отправной точкой для формирования в России цивилизованного класса "малых бизнесменов". К этому наши власти подталкивает и зарубежный опыт, согласно которому только в тех странах бывшего соцлагеря восторжествовал "капитализм" с человеческим лицом, где была сделана ставка на мелких и средних предпринимателей.

"Упрощенцы" и "вмененцы"


Правда, сами бизнесмены опасаются того, что предложенная правительством реформа преследует прежде всего фискальные цели, а не кардинальное облегчение ситуации в малом бизнесе. Так как ряд пунктов проекта не только не простимулируют развитие мелкого предпринимательства, но и, возможно, погубят те немногие успешно действующие компании и организации малого бизнеса, которые умудряются работать "в белую" или почти "в белую".

Если Дума утвердит правительственный проект, то с 1 января 2003 года в России начнут действовать две параллельные системы налогообложения малого бизнеса -- упрощенная система и налог на вмененный доход.

Упрощенной системой налогообложения смогут воспользоваться только те предприниматели, годовая валовая выручка которых не превысит 10 млн. рублей ($320 тыс.), а число сотрудников -- 20 человек (как штатных, так и работающих по договору). Налоги можно будет платить либо с чистого дохода (тогда ставка определяется в 20%, но можно из налогооблагаемой базы вычитать все капитальные затраты), либо с выручки (ставка 8%). Кроме того, будут введены ограничения на отдельные виды деятельности: упрощенной системой не смогут воспользоваться банковские и страховые компании, игорный бизнес и т.д.

Однако выбирать можно будет лишь в течение двух лет, так как начиная с 2005 года начнет действовать в обязательном порядке только налог на чистую прибыль.

Вмененная система налогообложения, предлагаемая в законопроекте, фактически повторяет уже существующую: авансовая выплата определенной суммы с предполагаемой выручки. Субъекты Федерации смогут по собственному выбору переводить на эту систему некоторые отрасли, основываясь на том перечне видов деятельности, который установлен федеральным законом (сфера услуг, мелкая розничная торговля, автотранспортные услуги, мелкий общепит, ветеринарные услуги и др.). Но при этом у местных властей отняли возможность самим устанавливать налоговые ставки: все коэффициенты (по которым ведутся расчеты -- зависящие от места расположения точки, типа и ассортимента, вида и характера деятельности) будут зафиксированы в законе.

Отобрав у субъектов Федерации реальные рычаги контроля над процессом "дойки" мелких предпринимателей, в Центре не захотели идти на серьезный конфликт и в качестве компенсации предложили выгодную для регионов систему распределения дохода. Налоговые поступления от малого бизнеса будут распределяться следующим образом: 30% -- в федеральный бюджет, 15% -- в региональный и 45% -- в местный; 10% будут поделены между фондами обязательного медицинского и социального страхования.

Казалось бы, малому бизнесу жить да радоваться -- вот как печется о них государство: налогообложение снизят в 2--4 раза, будет только одна платежка, налоговые каникулы и т.д. Теперь не надо больше платить налог на прибыль, НДС, налог на доходы физлиц, налог с продаж, налог на имущество и ЕСН. И это хорошо. Но, как это всегда бывает, есть загвоздка, и, как считает малый бизнес, не одна.

Мимо БД


Основная проблема: а кого, собственно говоря, причислять к "малым бизнесменам"? Предприниматели недовольны основными критериями -- не более 20 работников и 10 млн. рублей годового дохода. Они боятся, что в эти рамки войдет лишь малая толика торговых точек (типа ларьков и лотков) или мини-мастерские (к примеру, по ремонту обуви), которые и смогут пользоваться предложенной упрощенной системой. Все остальные либо останутся "за кадром", либо будут вынуждены делиться или увольнять сотрудников. Что делать, например, тем, кто при небольших оборотах имеет значительный штат (в Москве было разрешено до 150 человек) или пользуется услугами сезонных рабочих и т.д.?

Ужас, в который повергли данные предложения представителей малого бизнеса, был услышан (встречи Германа Грефа с ОПОРой не прошли даром), и определенные подвижки уже есть. В правительстве официально заявили о готовности обсуждать цифру в 20 человек (она может быть увеличена), а также об имеющемся лаге в 5 млн. рублей (т.е. в действительности валовая выручка сможет быть не 10, а 15 млн. рублей).

Еще одним камнем преткновения стала выплата той доли социального налога, которая поступает в накопительную часть Пенсионного фонда (14 %) и которую никто не отменял. Бизнесмены считают, что вместе с приходно-расходной книгой им придется вести дополнительные и довольно сложные расчеты (персонифицированный учет зарплаты и т.д.). И их можно понять. Они считают, что государство перекладывает свои функции социальной защиты населения на плечи предпринимателей (куда как проще было бы вычесть этот налог "чохом" из конечной суммы). Очевидно, что, когда новые реформаторские инициативы правительства пустятся в плавание по российскому болоту, таких "камней" возникнет еще великое множество.

Будем посмотреть


Насколько предложенный вариант отвечает экономическим реалиям страны -- покажет время. Никаких прогнозов не берутся делать ни экономисты, ни даже политики (сегодня невозможно сколько-нибудь достоверно оценить, как станет развиваться малый бизнес). В коридорах власти считают, что предприниматели дружными рядами устремятся из "теневого" сегодня в светлое завтра, но бизнесмены этого оптимизма не разделяют.

Кроме того, существует мнение, что если закон вступит в силу с 1 января 2003 года, то в этом виде он просуществует лишь года два. Аккурат до президентских выборов, а уж там его можно будет и поменять. А пока реверанс в сторону малого бизнеса станет для Владимира Путина пиаром как на Западе, так и во время президентской кампании.

И наконец, малый бизнес сам не представляет, что ему нужно, чтобы нормально жить, оставаясь честным налогоплательщиком. Ибо за все недолгие 10 лет своего существования он привык выживать либо за счет различных льгот, либо за счет работы "серых" налоговых схем. Жить по-правилам наши предприниматели попросту не умеют.

АННА ДУХОН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама