Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Революционеры с кредитными карточками"

Китай хочет, чтобы его граждане больше покупали в кредит.Еще двадцать лет назад в качестве идеала китайским руководством рисовался образ рабочего, совершающего героические подвиги на производстве. Сегодня Пекин больше склонен пропагандировать образ заемщика — того, кто бесстрашно влезает в долги, чтобы приблизиться к Китайской Мечте. Под этот образ определенно подходит Яо Лан (Yao Lan). 26-летняя сотрудница пекинского офиса агентства Интерфакс купила новую квартиру сразу же после окончания колледжа, получив в China Construction Bank ипотечный кредит (40 000 долларов на 20 лет под 5,58%). Не пугают ли ее такие долги в столь юном возрасте? Яо не моргнув глазом ответила: «Где бы я взяла такие деньги без кредита? Определенно я сделала хорошее вложение».
В Пекине считают: чем больше будет таких, как Яо Лан, тем лучше. На протяжении десятилетий экономика развивалась в условиях государственного регулирования. Миллионы рабочих трудились на производствах, выпускающих мало кому нужную продукцию. Зарплаты хватало на покупку еды и оплату жилья по минимальным ценам. На приобретение же каких-то вещей, помимо таких тривиальных предметов первой необходимости, как холодильник или рисоварка, денег практически не оставалось. Даже если деньги и были, люди пытались их копить. И так же, как ранее в Японии или в Корее, Китай только выигрывал от склонности своих граждан к накопительству. Деньги, хранящиеся на банковских счетах под низкие проценты, вкладывались государством в развитие неприбыльных металлургических и цементных предприятий.
Теперь же, когда существовавшая модель себя полностью дискредитировала, а темпы экономического развития замедлились, Пекин решил пойти другим путем. По прогнозам экономических экспертов в Китае, в течение нескольких десятилетий может наблюдаться повышенный спрос на недвижимость, автомобили и другие средние по затратам приобретения на основе банковских кредитов. В Пекине надеются, что если удастся таким образом стимулировать рост потребления, то это даст новый импульс экономическому росту. Потребительские товары составляют половину в общем объеме ВВП Китая (в большинстве развитых стран — две трети). «Каждый юань, который государство сможет заставить потребителя потратить в интересах роста ВВП, будет юанем, который государству не придется тратить самому,» — говорит Дэвид Сето (David Seto), экономист инвестиционного банка HSBC.
Государство прибегает к различным хитростям для того, чтобы заставить прижимистых китайцев занимать и тратить деньги. Одна из хитростей — учреждение трех ежегодных праздников, каждый продолжительностью неделю (полная противоположность социалистическим временам, когда люди были рады иметь неделю отдыха в год). Идея состояла в том, что в это время люди будут заниматься шопингом, в том числе и на кредитные средства. Начиная с мая 1996 года ставки ссудного процента были понижены в семь раз и составляют сегодня 2,75%. Это, а также существенное повышение уровня зарплат гражданских служащих в совокупности с новым 20-процентным налогом на доход по депозитам делают кредиты более выгодными, чем накопления. В общем-то, это начало процесса изменения образа жизни в Китае в целом. «Это совершенно другой путь финансирования экономического роста», — говорит Энди Кси (Andy Xie), главный экономист по азиатско-тихоокеанскому региону Morgan Stanley Dean Witter & Co.
Заем на новый дом

План этот работал хорошо. До последнего времени. Объем потребительских кредитов, выданных Industrial & Commercial Bank of China (ICBC входит в четверку крупнейших банков страны по объему кредитов населению), поднялся с 725 миллионов долларов в 1997 году до 20,5 миллиарда долларов в 2000-м. Однако в текущем году этот показатель начал снижаться. Объем кредитов под покупку недвижимости, выданных всеми китайскими банками, вырос с 16,4 миллиарда долларов в конце 1999 года до 40,8 миллиарда долларов в 2000 году, составив 79% от общей суммы кредитов населению (которая тоже снижается). Вместе с тем растет число держателей кредитных карточек. Число эмитированных China Construction Bank карточек в конце 1998 года составляло 3,9 миллиона, а к концу 2000 года эта цифра составила уже 4,2 миллиона карточек. Сопутствующий результат: за первые восемь месяцев этого года продажа товаров розничными магазинами выросла на 10,1%. Есть, конечно же, параллельные свидетельства возможности объявления дефолта отдельными структурами, но ни китайские банки, ни ЦБ Китая такую информацию не предоставляют.
Весьма привлекательной сферой деятельности для банков остается и кредитование покупки автомобилей. Хотя объемы этого вида кредитов также упали за последние месяцы, поскольку покупатели ждут снижения цен в связи со вступлением Китая в ВТО. «Авторынок имеет огромный потенциал», — говорит Ксу Маочанг (Xu Maochang), редактор еженедельного автомобильного приложения к государственной ежедневной газете Liberation. За последний год объем автомобильной рекламы в приложении увеличился вдвое. General Motors Corp., например, планирует продавать автомобили в кредит, как только Китай вступит в ВТО. Молодые китайские специалисты «абсолютно» готовы к тому, чтобы воспользоваться кредитами, говорит Скотт Рено (Scott Reno), директор финансового департамента китайского отделения GM.
Есть одна проблема: в Китае нет надежной системы оценки кредитоспособности. Банки, например ICBC, только-только начинают применять признанные во всем мире процедуры оценки кредитных рисков. Наращивание объемов кредитов без таких оценок может привести к «краху», говорит Тянг Мин (Tang Min), старший экономист китайской миссии Asian Development Bank. Рено из GM говорит, что эта проблема «не очень его беспокоит». Когда начнутся продажи в кредит, автомобильная компания планирует получать данные о доходах, работе и другую информацию о заемщиках, допуская, что некоторые данные могут оказаться фальшивыми.
Китайские банки, желая выдавать кредиты, практически не имеют возможности обращать свои требования на неплательщиков. Они, например, не могут наложить арест или отсудить имущество должников. В начале ноября национальный Центробанк выпустил директиву, предписывающую банкам выдавать кредиты только на определенные цели, например покупку недвижимости или автомобиля. Это произошло потому, что граждане брали деньги для игры на фондовой бирже.
Судя по толпам народу на X ежегодной выставке потребительских товаров, проходившей в Шанхае в начале ноября этого года, покупательный потенциал китайцев достаточно высок. 56-летний учитель Чен Енг (Chen Yong) и его 46-летняя жена полтора часа добирались сюда в переполненном общественном транспорте, чтобы посмотреть на многообразие больших и малых товаров — от моделей квартир до подарков от Miss Kitty. Эти супруги, приехавшие купить что-нибудь из посуды, приобрели квартиру в кредит и, как большинство их соотечественников, не очень жалеют, что, повышая свой жизненный уровень, влезли в долги. Боб Жанг (Bob Zhang), старший экономист BNP Prime Peregrine прогнозирует, что в ближайшие пять лет «объем потребительских кредитов будет увеличиваться на 30% ежегодно». Пекину, находящемуся между провальной прежней экономической политикой и возможностью спада деловой активности, очень нужно, чтобы Жанг оказался прав.

Алиша Вэбб (Alysha Webb) из Шанхая. — Business Week.

Изменения «китайской мечты»

ГодПотребительские кредиты (млрд. $)Ипотечные кредиты (млрд. $)
19991817
20005140
2001*3226

* по оценкам BW

Источник: People’s Bank of China. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK