19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "РИМЕЙК ПРИВАТИЗАЦИИ"

Архивная публикация 2010 года: "РИМЕЙК ПРИВАТИЗАЦИИ"

Осенью правительство назовет предприятия, пакеты акций которых будут продаваться. Таким образом государство планирует заработать и избавиться от непрофильных активов. В последнее время кризисные явления в экономике существенным образом пошатнули основы частного бизнеса. Колоссальный спрос на инвесторов столкнулся с нулевым предложением. По-новому зазвучал старый лозунг: спрячь деньги подальше от инвестиций и спи спокойно. Ценность денежных средств в ликвидной форме, доступной в любой момент, приобрела особый мистический смысл. Значи-тельное количество предпри-ятий финансового, не совсем финансового и вовсе не финансового сектора столкнулось с двумя проблемами: невозможностью погашения значительных обязательств, сформированных на "радужном" этапе экономического роста, и отсутствием оборотных и ликвидных средств. И здесь даже не столько важны причины возникновения проблемных ситуаций - во многом они объясняются кризисом, сколько последствия для отдельно взятых компаний. Банкротство, внешнее управление, арест имущества и оборудования - эти слова вновь пополнили разговорники бизнесменов в 2009 году. Ситуацию могли бы исправить сторонние инвесторы, особенно иностранные, но оказалось, что они больше озабочены возвратом выданных до 2007 года средств.
Единственным дееспособным инвестором в период кризиса и после него было и остается государство. Возможно, оно не является достаточно эффективным собственником и управленцем, но обладает достаточным объ-емом финансовых ресурсов. Для спасения крупных компаний и поддержки экономики были приняты решения о рефинансировании части долга пострадавших компаний с условием передачи в за-лог государству пакетов акций собственников, иногда контрольных, или переуступки прав собственности. Ре-финансирование значитель-ной части долга позволило предприятиям сохранить фи-нансовую устойчи-вость, а собствен-никам - бизнес, правда, уже на па-ритетных началах с государством.
Теперь позиция власти изменилась. Кризис прошел, экономика, хотя и переживает сложный период, но все же более или менее стабильна. Хозяйствующие су-бъекты, как в финансовом, так и в нефинансовом сек-торе, демонстриру-ют неплохие показатели, пускай и недотягивающие пока до докризис-ного уровня. Ско-рее всего, государс-тво, как инвестор, попытается реали-зовать свои "инвес-тиционно-стабилизацион-ные пакеты". И, вероятно, у него это получится. В данном случае оно показало себя неплохим стратегом, выполнив функции стабилизатора экономических процессов и инвестора.
Однако государство не остановилось на этом и пошло дальше, решив провести "доприватизацию" посредством продажи своих долей или части своих долей в государственных компаниях. Похоже, это будет происходить на организованном рынке ценных бумаг. Такая позиция вызвала одобрение у европейских инвесторов, давно говоривших о необходимости частичной приватизации крупных государственных компаний. Много раз тема приватизации госкомпаний поднималась и в России, но только единицы из них имеют рыночную капитализацию после размещения акций на российских биржах. Велик шанс, что государство выиграет благодаря этой акции - так оно сможет не только заработать и пополнить бюджет, но и подтвердить инвесторам свое намерение развивать рыночную составляющую ок-репшего бизнеса, а также даст возможность приобретать пакеты акций компаний, стабильность которых проверена временем. Ин-весторам новые эмитенты интересны, с их помощью они разнообразят свои портфели и получат возможность спекулировать. А государство, говоря корпоративным языком, получит возможность частично избавиться от непрофильных активов, так как основная его задача не управлять бизнесом, участвуя в нем, а регулировать экономику и настраивать ее таким образом, чтобы бизнес становился эффективным, в том числе и в части налогооблагаемой базы.

Осенью правительство назовет предприятия, пакеты акций которых будут продаваться. Таким образом государство планирует заработать и избавиться от непрофильных активов. В последнее время кризисные явления в экономике существенным образом пошатнули основы частного бизнеса. Колоссальный спрос на инвесторов столкнулся с нулевым предложением. По-новому зазвучал старый лозунг: спрячь деньги подальше от инвестиций и спи спокойно. Ценность денежных средств в ликвидной форме, доступной в любой момент, приобрела особый мистический смысл. Значи-тельное количество предпри-ятий финансового, не совсем финансового и вовсе не финансового сектора столкнулось с двумя проблемами: невозможностью погашения значительных обязательств, сформированных на "радужном" этапе экономического роста, и отсутствием оборотных и ликвидных средств. И здесь даже не столько важны причины возникновения проблемных ситуаций - во многом они объясняются кризисом, сколько последствия для отдельно взятых компаний. Банкротство, внешнее управление, арест имущества и оборудования - эти слова вновь пополнили разговорники бизнесменов в 2009 году. Ситуацию могли бы исправить сторонние инвесторы, особенно иностранные, но оказалось, что они больше озабочены возвратом выданных до 2007 года средств.

Единственным дееспособным инвестором в период кризиса и после него было и остается государство. Возможно, оно не является достаточно эффективным собственником и управленцем, но обладает достаточным объ-емом финансовых ресурсов. Для спасения крупных компаний и поддержки экономики были приняты решения о рефинансировании части долга пострадавших компаний с условием передачи в за-лог государству пакетов акций собственников, иногда контрольных, или переуступки прав собственности. Ре-финансирование значитель-ной части долга позволило предприятиям сохранить фи-нансовую устойчи-вость, а собствен-никам - бизнес, правда, уже на па-ритетных началах с государством.

Теперь позиция власти изменилась. Кризис прошел, экономика, хотя и переживает сложный период, но все же более или менее стабильна. Хозяйствующие су-бъекты, как в финансовом, так и в нефинансовом сек-торе, демонстриру-ют неплохие показатели, пускай и недотягивающие пока до докризис-ного уровня. Ско-рее всего, государс-тво, как инвестор, попытается реали-зовать свои "инвес-тиционно-стабилизацион-ные пакеты". И, вероятно, у него это получится. В данном случае оно показало себя неплохим стратегом, выполнив функции стабилизатора экономических процессов и инвестора.

Однако государство не остановилось на этом и пошло дальше, решив провести "доприватизацию" посредством продажи своих долей или части своих долей в государственных компаниях. Похоже, это будет происходить на организованном рынке ценных бумаг. Такая позиция вызвала одобрение у европейских инвесторов, давно говоривших о необходимости частичной приватизации крупных государственных компаний. Много раз тема приватизации госкомпаний поднималась и в России, но только единицы из них имеют рыночную капитализацию после размещения акций на российских биржах. Велик шанс, что государство выиграет благодаря этой акции - так оно сможет не только заработать и пополнить бюджет, но и подтвердить инвесторам свое намерение развивать рыночную составляющую ок-репшего бизнеса, а также даст возможность приобретать пакеты акций компаний, стабильность которых проверена временем. Ин-весторам новые эмитенты интересны, с их помощью они разнообразят свои портфели и получат возможность спекулировать. А государство, говоря корпоративным языком, получит возможность частично избавиться от непрофильных активов, так как основная его задача не управлять бизнесом, участвуя в нем, а регулировать экономику и настраивать ее таким образом, чтобы бизнес становился эффективным, в том числе и в части налогооблагаемой базы.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».