Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Рискованный полет Northrop"

Приобретение TRW — удачная сделка, но будет ли она выгодна акционерам?Будь Кент Креза (Kent Kresa) летчиком-истребителем, он считался бы асом, если учесть все сделанное им за последние полтора года. В 2001 году избегающий шумихи председатель и гендиректор Northrop Grumman Corp. осуществил две крупные операции по слиянию, добавив к своей корпорации Litton Industries Inc. и Newport News Shipbuilding. За прошедшие девять месяцев Northrop также получила долю в крупных контрактах: на создание истребителя Joint Strike Fighter для обновления самолетного парка в ВВС, корпуса морской пехоты и ВМС ($225 млрд.) и на модернизацию корабельного состава береговой охраны ($17 млрд.).
1 июля Креза вновь отличился, объявив о победе Northrop в тяжелом и длившемся пять месяцев сражении за TRW Inc. Когда Креза и председатель TRW Филип Один (Philip A. Odeen) наконец ударили по рукам, Northrop вплотную подошла к тому, чтобы стать вторым военным подрядчиком в США — после Lockheed Martin Corp. — с объемом продаж в следующем году, по оценкам, в $26 млрд.
Теоретически TRW, чей бизнес — информационные и космические технологии, должна дать Northrop сильный импульс. В 2003 году компания планирует 23-процентный рост прибыли по сравнению с $750 млн., которые она предположительно получит в 2002 году. Креза считает, что сделка по TRW, которая должна завершиться еще до конца года, сделает Northrop еще более крупным игроком в области космических систем и систем противоракетной обороны. За TRW — ее опыт в разработке военных спутников разведки и связи. Например, она поставляет ключевые компоненты для спутников связи Milstar — основного источника важнейшей для Пентагона информации из отдаленных регионов, например из Афганистана. Уже сейчас сильны позиции Northrop в разработке радаров, самолетов-разведчиков и компьютерных систем управления полем боя. Предполагается, что к 2007 году расходы Пентагона только на системы противоракетной обороны вырастут с нынешних $7,8 млрд. до $11 млрд.
В то же время Northrop продолжает строить скоростные и более современные суда нового поколения для ВМС и береговой охраны США. В следующем году все смогут увидеть, чего стоит профессионализм Northrop, когда ВМС примут у нее авианосец Ronald W. Reagan с верфи Newport News. «Креза ведет себя скромно, но на деле он один из тех, кто лучше других видит перспективы этого бизнеса», — считает Джон Катлер (Jon B. Kutler), инвестиционный банкир из Quarterdeck Investment Partners LLC.
Если стратегия Крезы сработает, Northrop станет военным подрядчиком, способным поставлять высокотехнологичное оружие или его компоненты для большинства военных структур. И именно ради этого Northrop вела борьбу за Newport News и TRW. Но для успеха слияния Крезе понадобится все его умение. Здесь много подводных камней: долги TRW, которые Northrop, скорее всего, унаследует, возможность размывания акций Northrop, а также вероятность решения конгресса сократить, отложить или прекратить финансирование важнейших военных контрактов.
Худший сценарий: Креза, который в марте должен уйти в отставку, может повторить путь бывшего председателя Lockheed Martin Нормана Августина (Norman R. Augustine). Тот осуществил для своей компании ряд слияний, но после его ухода в отставку в 1997 году прибыли пошли вниз. Креза и другие топ-менеджеры Northrop отказались дать какие-либо комментарии для этой публикации. Но Креза ранее говорил, что разумно разработанный процесс слияния и интеграции позволит Northrop продолжить серию успешных приобретений.
Потенциальная опасность размывания акций Northrop — одна из причин падения с середины июня их стоимости со $132 примерно до $108. И это после роста котировок почти на 50% за предыдущие 18 месяцев. В этом году Northrop выпустит 71 млн. акций для акционеров TRW — это более половины от массы ныне находящихся в обращении акций корпорации. По оценкам аналитика Deutsche Bank Securities Inc. Кристофера Мекрея (Christopher H. Mecray), за два вида бизнеса TRW, которые планируется сохранить, — космическую электронику и информационные технологии — Креза платит примерно в 8,7 раза больше, чем ожидаемый в 2003 году денежный поток от операций. Стоимость Northrop в целом оценивается в 7,8 раза дороже денежного потока от операций. С учетом этого некоторые аналитики снизили свой прогноз доходов компании. Однако информация Northrop о солидных доходах за второй квартал может привести к повышению существующих сейчас оценок доходности — $7,49 на акцию, по данным Multex.com.
Долги Northrop из-за более ранних приобретений (см. диаграмму) выросли до $5,4 млрд. Столько же долгов у TRW. До слияния TRW намеревалась продать свой бизнес по созданию авиационных систем за $1,5 млрд., а деньги направить на частичное погашение долга. Таким образом, совокупная задолженность составила бы около $9 млрд. Креза также надеется продать подразделение TRW по производству автозапчастей. Аналитики считают, что это могло бы принести $5 млрд. для выплат по долгам.
Если бы только все это было так легко: бизнес по производству автозапчастей пытаются продать с февраля, с момента первого предложения Northrop о слиянии, а покупателя нет как нет. Причина в том, что автопроизводители, стремясь сократить издержки, немилосердно выжимали из компаний автозапчастей все соки до последней капли. Если Креза не найдет покупателя, готового выложить за этот бизнес примерно $5 млрд., у Northrop на руках может оказаться еще $1 млрд. долга TRW. Как только бизнес по автозапчастям был выставлен на продажу, вероятность именно такого исхода заставила Moody’s Investor Service включить Northrop в список Credit Watch с перспективой возможного снижения рейтинга.
Креза смог предугадать резкий рост расходов Пентагона на космос, и связанный с космосом бизнес TRW был одной из главных целей при слиянии. Но и в нем в последнее время не все в порядке. В прошлом году он принес $117 млн. без учета специальных затрат при объеме продаж в $2 млрд. Это меньше половины доходов в 1999 году. Источники, информированные о планах Northrop, утверждают, что TRW вкладывала средства в неприбыльные проекты коммерческой связи, от которых Креза откажется. Тем не менее маржа при продажах в подразделениях TRW по космическим и информационным технологиям в прошлом году в совокупности составила около 6,3%. Это меньше маржи Northrop в целом (7,4%) и позволяет предположить, что, если Крезе не удастся увеличить прибыли вновь приобретенных подразделений, прибыли Northrop начнут падать.
Хотя контролирующие органы, скорее всего, одобрят слияние, свое слово еще может сказать Пентагон. Военное руководство имеет возможность аннулировать сделку.
Кое-кто из военных подрядчиков уже сейчас опасается, что новая Northrop сможет «выдавить» более мелкие компании из таких крупнейших проектов, как, например, Space-Based Infrared System (SBIRS) Low. В этой системе для слежения за пусками ракет противника и передачи данных на противоракетные установки или лазерные пушки используются спутники на низких орбитах. Как утверждают источники, близкие к Northrop, в компании сейчас обсуждаются меры, которые могли бы открыть доступ к будущим ракетным контрактам и конкурентам.
Кроме того, дефицит средств может заставить конгресс срезать расходы на кое-какие слишком уж дорогостоящие программы. «При разработке бюджета Пентагона придется идти на компромиссы, — говорит Уильям Хартунг (William Hartung), аналитик из World Policy Institute в Нью-Йорке. — И для Northrop все вполне может оказаться не так уж здорово». В ВМС США уже сейчас изучается возможность сокращения расходов на Joint Strike Fighter, разрабатываемый Northrop вместе с Lockheed Martin. У Northrop могут также возникнуть проблемы с широко разрекламированным беспилотным самолетом-разведчиком Global Hawk, который заменит U-2. Для ВВС его цена оказалась слишком высока, и военные настаивают на удешевлении каждой машины на $48 млн.
Креза блестяще пилотировал Northrop в полном опасностей небе «оборонки». В марте ему исполнится 65 лет — предельный возраст для руководителя Northrop, по достижении которого он обязан уйти в отставку. Ожидается, что его заменит президент Northrop Рональд Шугар (Ronald D. Sugar), 20 лет проработавший в TRW, где в свое время был главным финансистом. Шугар по всем статьям весьма надежный лидер, которому должен помочь и его опыт в TRW. Но если все пойдет не так, как было задумано, то может получиться, что, уйдя асом, Креза оставит своего ведомого в тяжелом положении.

Кристофер Палмери (Christopher Palmeri) в Лос-Анджелесе со Стэном Кроком (Stan Crock) в Вашингтоне, округ Колумбия. — Business Week.

Долги Northrop (млрд. долл.)*

19982,6 (45% от суммарного капитала)
19992,1
20001,7
20014,9
20029,0 (55% от суммарного капитала)

* В оценку включены TRW и ее подразделение по производству автозапчастей.

Источник: отчеты компании, Bloomberg Financial Markets, BNP Paribas. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK