Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Родина слышит"

Кто претендует на звание оператора всея Руси?Шесть Франций по цене половины Москвы

Потенциально абонентом сотовой связи в России может стать более 145 млн. человек (именно столько сейчас проживает в стране). Из них к середине ноября подверглись добровольной «мобилизации» чуть более 16 млн. (данные аналитической компании J’son & Partners). Из этих 16 млн. половина проживают в Москве, Санкт-Петербурге и пригородах. Остальные 8 млн. абонентов — жители провинции.
Кто и как делит региональных «болтунов»? На долю московских — а точнее, общероссийских — операторов пришлось около 6 млн.: в базу данных МТС угодили 2 млн. 708 тыс. абонентов (из 44 регионов). «Би Лайну» досталось 695 тыс. (35 регионов), а «Мегафону» — 2 млн. 126 тыс. человек (32 региона). Остальные региональные владельцы мобильников (то есть больше половины) пользуются услугами местных операторов.
Чтобы заполучить регионального клиента, федеральным операторам приходится значительно понижать плату за свои услуги. Что и понятно, ведь доходы в провинции — не чета столичным. Средний ежемесячный счет регионального пользователя составляет примерно $10—15, московского — $22—30 (здесь и далее в тексте все суммы указаны с НДС и НсП). Так вот, специально для небогатого (или, что корректнее, малоговорящего) абонента федеральные операторы недавно запустили тарифные планы без абонентской платы («Би+GSM» от «ВымпелКома», «Джинс» от МТС и мегафоновский GSM Lite).
Первоначальная стоимость подключения к этим тарифным планам (имеется в виду цена самих sim-карт и минимального авансового взноса) ровно такая же, как и в Москве. Однако стоимость «региональной» минуты — главный критерий выбора для абонента — ниже столичной примерно на 20—25%.
Свои старые тарифы операторы также стараются адаптировать к местным условиям. Сравним: за безлимитный тарифный план «Эксклюзив» от МТС москвичам придется выложить $249 одной абонентской платы, питерцам — $199, а жителям Новосибирска — $200.
Еще пример: популярный вымпелкомовский безлимитный план «Супер GSM», который обходится москвичам ежемесячно в $180, в Воронеже стоит всего $150.
Сетка на сетку

Освоив столичный, самый платежеспособный рынок, федеральные операторы просто не могли не пойти вглубь страны. Ведь регионы — это важнейший потенциал роста абонентской базы и, что самое главное, источник солидных поступлений от международного и внутрисетевого роуминга.
Выход на региональный рынок — процесс дорогостоящий и длительный. Мало отстроить сеть — ее надо протестировать и только потом запускать в коммерческую эксплуатацию. Именно поэтому первые 3—5 месяцев любой региональный проект федерального оператора убыточен. Немудрено, что в большинстве регионов сегодня до сих пор лидируют местные операторы. Такие как «РеКом-GSM» в Воронеже (40 тыс. абонентов), НСС в Нижнем Новгороде (139 тыс.), «Уралтел» в Екатеринбурге (150 тыс.), «Южно-Уральский сотовый телефон» в Челябинске (110 тыс.) и пр.
Ситуация начнет меняться в пользу «федералов» уже в следующем году. По прогнозам J’son & Partners, лидерство на региональном рынке будет прочно держать МТС — его абонентская база, скорее всего, перевалит за 3,5 млн. пользователей (плюс 30%). «Би Лайн» может увеличить свою аудиторию примерно на 5—8% и вряд ли дотянет до 800 тыс. абонентов. А вот у «Мегафона», наоборот, есть все шансы в конце года заполучить желанный миллион «прироста» пользователей (общий прирост базы составит 30—32%).
Большинство региональных операторов в неравной схватке с «москвичами», скорее всего, потерпят поражение. Местные компании явно уступают общероссийским по качеству связи и охвату территории в масштабах страны. К тому же благодаря массированной рекламе «федералы» известны в провинции не хуже местных операторов.
Купить или построить?

Проникновение в регионы федеральные операторы осуществляют по-разному — в зависимости от маркетинговых планов и позиций в том или ином регионе.
Например, МТС в основном занимается тем, что покупает готовые сотовые сети. В 2002 году региональная клиентская база компании стремительно подросла за счет приобретения местных компаний, таких как «Кубань GSM» (495 тыс.) и «Мобиком Барнаул» (без собственной абонентской базы). На очереди — приобретение 100% акций крупного оператора Ростовской области ЗАО «Донтелеком» (37 тыс. абонентов).
Также был приобретен пакет из 100% акций компании «БИТ», которая обладает лицензией на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM-900 в четырех регионах России: Туве, Сахалинской области, на Чукотке и в Калмыкии. Сама компания не имеет клиентской базы, однако полезные бумажки, находящиеся в ее активе, позволят МТС уже в ближайшее время выйти на эти рынки, где практически отсутствует конкуренция. Правда, пользователей там не очень много (да и жителей, прямо скажем, тоже), однако возможность застолбить место и стать монополистом представляется руководству компании привлекательной. Всего же МТС в 2002 году построила новые сети в 10 регионах.
В отличие от МТС, «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн») предпочитает строить региональные сети «с нуля» (этим занимается спецподразделение компании — «ВымпелКом-Регионы»). За последние три месяца запущена в коммерческую эксплуатацию единая сеть «Би Лайн GSM» в Томске, Краснодаре, Майкопе, Волгограде, Уфе, Нальчике, Чебоксарах, Горно-Алтайске, Красноярске и Самаре. Оператор в первую очередь обеспечивает покрытие сети на территории крупнейших городов области, пригородов и мест отдыха (дачных поселков), а также железной дороги и автомобильной трассы, соединяющей города. До конца года «ВымпелКом» планирует расширить количество «своих» регионов до 40 за счет таких городов, как Норильск, Астрахань, Махачкала, Назрань и Ульяновск.
Третий «федерал» — «Мегафон» — также предпочитает плести свои сети, а не покупать местных операторов. В 2002 году мегафоновское хозяйство пополнили новые региональные сети в Башкирии, Свердловской области, Дагестане, Волгоградской области. За последние несколько месяцев оператор запустил в коммерческую эксплуатацию сотовые сети в Кабардино-Балкарии (подразделение «Мобиком-Кавказ») и в Ульяновске («МСС-Поволжье»).
Блокада Петербурга

Яркий пример экспансии федеральных компаний — питерский сотовый рынок, на котором в этом году развернулись самые ожесточенные «мобильные войны». За год питерская доля увеличилась с 11% до 17% от объема общероссийского сотового рынка.
Бессменным лидером в городе на Неве является «Мегафон», который обслуживает 1,2 млн. питерских абонентов (из общего числа более 2 млн.).
Компания МТС только в декабре 2001 года начала коммерческую эксплуатацию питерской сети и менее чем за год достигла впечатляющих успехов — около 600 тыс. абонентов. Правда, тарифы МТС изначально были ниже, чем в Москве: большая часть пользователей польстились на маркетинговую акцию — всего 1 цент за эмтээсовскую минуту исходящего внутрисетевого разговора (самая дешевая «мегафоновская» минута — 5 центов). Однако эта акция заканчивается 31 декабря — к тому времени тарифы у обоих операторов будут примерно одинаковыми.
Если МТС не предложит больше питерцам ничего интересного, то конкурировать с «Мегафоном» «захватчику» станет труднее. Дело в том, что за год сложно построить идеальную сеть — качество связи питерской сети МТС оставляет желать лучшего, поскольку имеются дыры в покрытии. Однако подобные недостатки являются своего рода болезнью роста, которую компания, безусловно, преодолеет со временем.
«ВымпелКом» позже всех успел к раздаче питерских «слонов» — только в сентябре нынешнего года компания получила операторскую лицензию стандарта GSM-1800 в Северо-Западном регионе. Сеть начнет работать в апреле 2003 года, а «ВымпелКом» планирует за год подключить порядка 100 тыс. абонентов. Специалисты утверждают, что выход на питерский рынок нового оператора будет сложным из-за активных действий МТС и «Мегафона». Тем более что «ВымпелКом» пока располагает лицензией, которая позволяет работать в так называемом неэкономичном диапазоне 1800 МГц (для работы на этих частотах необходимо построить намного больше станций, чем у МТС и «Мегафона»). В общем, питерский рынок обойдется «ВымпелКому» недешево.
Следующий после Санкт-Петербурга лакомый кусок сотового рынка, где по-взрослому конкурируют «федералы», — это Поволжье. Здесь проживают 24,04 млн. человек, из них «мобилизованы» лишь 6,5 млн. (данные на 31 октября).
В регионе сильны позиции «Мегафона» (МСС-Поволжье) и МТС (свежеприобретенный краснодарский «Кубань-GSM»). Обе компании работают здесь не первый год и успели обзавестись хорошей клиентской базой. Поэтому третьему «москвичу» — «ВымпелКому» — будет очень сложно прорываться в регион. Однако компания не теряет надежды, мотивируя свою экспансию тем, что тамошний рынок перспективен и далеко не насыщен.
Возможно, в 2003 году полем жесткой конкурентной борьбы станут такие регионы, как Уральский, Северо-Западный, Сибирский, Центральный, Северо-Кавказский, которые сейчас находятся в стадии бурного роста — федеральные операторы поступательно развивают уже существующие там сети, вводя их в коммерческую эксплуатацию. Главная схватка не за горами.
Стратегическая оборона

Повторим, что региональные операторы вряд ли смогут на равных противостоять федеральным компаниям, бюджеты которых исчисляются сотнями миллионов долларов.
В такой ситуации региональным операторам остается одно — обороняться на своей территории, куда уже начинают проникать сильные федеральные конкуренты. Чтобы сохранить и пополнить свою абонентскую базу, местные операторы стараются улучшить качество связи, предложить пользователям максимум дополнительных услуг за минимальные деньги.
Среди успешных (пока) региональных операторов можно отметить компанию «Уралсвязьинформ», которая помимо всего прочего демонстрирует фантастический прирост абонентов с января по ноябрь 2002 года — более 537%. Собственно говоря, совершить подобный подвиг оператору удалось за счет объединения под единой торговой маркой нескольких компаний — самого «Уралсвязьинформа», «Южно-Уральского сотового телефона», а также компаний «Ермак RMS» и «УралВестком».
Скорее всего, реальная возможность выжить и противостоять варягам в лице федеральных операторов для нового союза заключается в удержании существующих позиций в своем регионе и поступательном расширении сети на соседние регионы, которые входят в лицензионную территорию оператора.
Удачно сложился год и для самарского СМАРТСа. В настоящий момент абонентская база оператора включает 500 тыс. пользователей. В принципе, компания сейчас занимается «окучиванием» территорий, которые пока не входят в бизнес-планы «федералов», например телефонизацией сельских районов. К лету следующего года СМАРТС рассчитывает иметь полное покрытие во всех населенных пунктах и вдоль основных магистралей Поволжско-Уральского региона. Надо отметить, что сейчас компания активно работает в Самаре, Тольятти, Саратове и Саранске.
Напомним, что в конце ноября состоялось официальное открытие единой сети «Би Лайн GSM» в Самарской области, где обеспечено радиопокрытие сети на территории Самары и Тольятти. Учитывая огромные финансовые ресурсы «ВымпелКома», его появление на территории СМАРТа грозит последнему серьезными неприятностями.
В более выигрышной ситуации находится пока оператор «Экстел», который занимает более 63% рынка сотовой связи Калининградской области (100 тыс. абонентов). Опасные федеральные конкуренты пока проигрывают на фоне «Экстела». Так, «Мегафон» в данном регионе имеет около 10 тыс. абонентов, МТС — около 7 тыс.
Амбиции «Экстела» простираются только на местный рынок — компания намеревается к 2005 году расширить клиентуру до 150 тыс. абонентов, что для региона с численностью населения 940 тыс. человек является абсолютным максимумом.
Любопытно, что каждый из трех «федералов» уже попытался купить калининградский «Экстел», но безуспешно. Многие аналитики считают, что таким образом оператор стремится набить себе цену, так как противостоять федеральным монстрам можно, в крайнем случае, только до конца 2004 года — позже местные конкуренты уже не будут представлять из себя серьезного противника и их активы станут обесцениваться.
В нижегородской области ведущий региональный оператор связи «Нижегородская сотовая связь» (НСС) также чувствует себя довольно сносно. НСС обслуживает 57% всего местного рынка, а МТС и «ВымпелКом» вместе — оставшиеся 43%.
Всего же в Нижегородской области сотовой связью пользуются 24 400 человек. Федеральные операторы планомерно увеличивают свою долю рынка за счет демпинга, работая в убыток и бестрепетно расходуя средства головных офисов.
НСС, дабы упрочить свое присутствие, планирует расширение зоны охвата только в рамках Приволжского федерального округа: там сильны позиции одного из главных акционеров НСС — компании «Волга-Телеком». Рост активов компании, при котором она будет вызывать интерес федеральных покупателей, скорее всего, продолжится до конца 2003 года. Потом же наступит перелом, когда кто-нибудь из федеральных операторов, набрав большее количество абонентов, задавит «местечковый» бизнес.

В подготовке материала принимали участие: Катерина Колесникова, Роман Гриншпун, Вера Башканова, Наталья Дубинина, Сергей Егоров, Наталья Власова, Людмила Николаева, Сергей Александров, Ирина Гурьева, Александр Куприянов, Ирина Крючкова.

Российский рынок сотовой связи*

Регион2000 год2001 год31 октября 2002 года
Москва56%51%50%
Санкт-Петербург11%11%17%
Другие регионы33%38%33%

* По данным J’son & Partners.

Доля федеральных операторов на московском и региональных рынках в 2002 году*

РегионМТС«ВымпелКом»«Мегафон»
Москва и Московская область49%81%7,8%
Другие регионы51%19%92,2%

* По данным J’son & Partners.

* По данным J’son & Partners.

Тарифные планы региональных сотовых операторов*

ПоказательКалининградВладивостокВоронежНижний НовгородСамараЕкатеринбургЧелябинскПермьНовосибирскКрасноярскСанкт-Петербург
Оператор«Экстел»«Примтелефон»«РеКом-GSM»«Нижегородская Сотовая Связь» (НСС)СМАРТС«Уралтел»«Южно-Уральский сотовый телефон»«Уралсвязьинформ»«Сибирские сотовые системы 900»«Енисей-телеком»«Мегафон»
Общая информация
Стандарт связиGSMGSM 900/1800 и NMT 450iGSMGSMGSMGSMGSMGSMGSMGSM и NMT-450GSM
Число абонентов (тыс. чел.)1003340139500150110117270651457
Количество тарифных планов697712486187
Самый дешевый тарифный план данного оператора
Название«Спринт»«Мечта»«Экономичный»«Стандарт»«Комфорт»«Твой час»«Альтернатива»«Базовый А»«Молодежный»«Дебют»GSM Light
Авансовый платеж ($)От 2,5НетНет35,91010291010 (+12 за подключение)15
Абонентская плата ($)Нет75 (30 бесплатных мин.)3Нет7,5 (60 бесплатных мин.)317,2 (городской номер); 13,2 (федеральный номер)250
Стоимость исходящих звонков на «родные» телефоны ($)0,050,12 — ночь, 0,25 — день0,06—0,150,120,070,180,100,07—0,170,090,220,18
Стоимость исходящих звонков на городские телефоны ($)0,050,20—0,360,06—0,150,220,07—0,170,180,015—0,060,07—0,170,150,220,18
Безлимитный тариф оператора (либо любой иной тариф, предназначенный для бизнес-абонентов)
Название«Лидер»«Успех»«Деловой»«Престиж-400»«Люкс-GSM»«Лидер»«200 за 20»«Бизнес плюс 2000»«Бизнес»«Безлимитный»«Люкс»
Авансовый платеж ($)От 2,5НетНет604—86,4171597202548
Абонентская плата ($)15199 (2000 бесплатных мин.)10 (30 бесплатных мин.)55Нет42 (360 бесплатных мин.)20 (200 бесплатных мин.)100,8(городской номер); 97 (федеральный номер)200-250250 для GSM и 150 для NMT-450252
Стоимость исходящих звонков на «родные» телефоны ($)0,05С 2001 мин. — 0,10,08—0,160,160,17—0,20,120,100,09000
Стоимость исходящих звонков на городские телефоны($)0,05С 2001 мин. — 0,10,08—0,160,180,17—0,20,120,100,09000

Прочерк — нет данных.

* По данным «Профиля».

Региональная экспансия федеральных операторов (на ноябрь 2002 года)*

ОператорКоличество региональных сетейЧисло региональных абонентовКоличество новых подключений в 2002 годуПрирост региональных абонентов за I квартал 2002 года (%)Прирост региональных абонентов за II квартал 2002 года (%)Прирост региональных абонентов за III квартал 2002 года (%)
МТС442708 млн.2089 млн.1334034
«ВымпелКом»35695 тыс.494,5 тыс.425161
«Мегафон»322126 млн.1240 млн.331952

Прочерк — нет данных.

* По данным «Профиля».

* По данным J’son & Partners.

МАКСИМ БУКИН

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK