Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "РОМАН НА СТОРОНЕ"

Передача непрофильных функций сторонним подрядчикам стала неотъемлемым пунктом антикризисной программы большинства предприятий.    Прошлый год в России можно смело назвать годом IТ-аутсорсинга. По данным аналитиков, рынок IТ-аутсорсинга увеличился в 2009 году на 16%. Его общий объем достиг $900 млн, а доля в структуре IТ-услуг составила 23%. В текущем году, по прогнозам экспертов, объем рынка вырастет до $1 млрд, а доля IТ-аутсорсинга в общем объеме IТ-услуг увеличится еще на 10-15%.
   
НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО
   Все участники рынка, опрошенные «Профилем», оказались единодушны в мнении, что предоставление услуг IТ-аутсорсинга стало активно развиваться именно в кризис. Уровень проникновения IТ-аутсорсинга в России сейчас составляет 63,3%.
   «Это логично, потому что в условиях жестких ограничений многие компании стремятся оптимизировать свои издержки и по возможности вывести вовне все, что не относится напрямую к профильным для бизнеса процессам», — рассказывает заместитель генерального директора Stack Group Рафаэль Сухов.
   Как считает директор департамента технической под-держки и аутсорсинга ком-пании «АйТи» Вячеслав Ер-молов, в кризисный пери-од услуги IТ-аутсорсинга были востребованы, по край-ней мере, по нескольким причинам.
   Многие видели в них инструмент экономии. «По итогам прошлого года можно говорить не о бурном росте и развитии рынка аутсорсинговых услуг, а, скорее, о смене приоритетов», — уточняет эксперт. Например, если несколько лет назад компании в большинстве сво-ем предпочитали передавать на аутсорсинг сервисы поддержки рабочих мест, офисных приложений, то сей-час это базовая IТ-инф-раструктура, сети передачи данных и т.д.
   «Действительно, кризис придал серьезный импульс развитию IТ-аутсорсинга, но не все компании обратились к аутсорсингу под давлением кризиса», — уточняет руководитель дирекции IТ-аутсорсинга компании «Астерос» Вадим Стеценко. Многие компании подошли к этапу оптимизации активов, процессов управления, в том числе и в сфере IТ, но достичь ее не так-то легко: чтобы экономить в будущем, нужно немало вложить сегодня. А аутсорсинг, по мнению эксперта, как раз и дает тот эффект, в котором так нуждается бизнес, — оптимальное использование ресурсов здесь и сейчас.
   «Рассматривать аутсорсинг только как возможность сэкономить не очень правильно, — считает директор Центра технической поддержки «Энвижн Груп» Максим Папин, — потому что, если руководству компании нужна только экономия расходов, то достаточно выпустить приказ о сокращении бюджетов. Аутсорсинг — это возможность для бизнеса снять с себя бремя выполнения нецелевых операций за понятные и приемлемые деньги, получить выгоды в развитии основного бизнеса за счет того, что нет нужды тратить время на вытягивание ресурсов и технологий на обеспечивающих задачах».
   
ПОВОД ДЛЯ РАДОСТИ
   Своими личными прошлогодними результатами российские аутсорсеры в целом остались довольны. Так, по словам Рафаэля Сухова, Stack Group выполнила все основные задачи, заложенные в бизнес-плане: сохранила клиентов сети Stack Data Network (SDN); оптимизировала существующую инфраструктуру (за год в SDN был выполнен большой объем работ по расширению собственных сег-ментов оптоволоконной се-ти, созданы условия для дальнейшего наращивания мощностей, начато внедрение энергосберегающих технологий) и расширен спектр услуг. В итоге выручка Stack Group за прошлый год превысила показатель 2008 года более чем на 30%.
   На 30% выросли за год обороты и в «Энвижн Груп». «Рост конкуренции на рынке привел к повышению привлекательности предложений по оказанию сервисных и аутсорсинговых услуг, — говорит Максим Папин. — Заказчик стал потреблять ровно столько, сколько ему нужно». В качестве примера представитель компании рассказал об одном клиенте, который в 2009 году увеличил в два раза расходы на поддержку своей сети. Кстати, в целом доля затрат российских компаний на IТ-аутсорсинг в 2009 году увеличилась на 5,1% по сравнению с 2008 годом.
   Удовлетворены прошлогодними результатами и в компании «АйТи». Правда, по словам Вячеслава Ермолова, в начале года несколько заказчиков отказались от услуг аутсорсинга технической поддержки — решили делать это самостоятельно, но наряду с этим были подписаны новые контракты с компаниями, которые, наоборот, при-шли к заключению сократить свои расходы на поддержкуIТ-решений, посредством привлечения стороннего подрядчика. А некоторые из уже существующих клиентов «АйТи» намереваются расширить рамки контрактов, передав на поддержку те решения, которые ранее обслуживали своими силами.
   «Что касается другого нашего направления — услуг аутсорсинга проектных групп, — то многие проекты по внедрению информационных систем, на которых были заняты специалисты «АйТи», заказчики заморозили, — дополняет Вячеслав Ермолов. — Однако по мере стабилизации экономической ситуации, в начале лета, работы возобновились».
   
ЧТО НУЖНО КЛИЕНТАМ
    По мнению Рафаэля Сухова, для того, чтобы перевод части бизнес-процессов на аутсорсинг был эффективным, необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, необходимо, чтобы аутсорсер гарантировал такой уровень IТ-поддержки, который не может быть достигнут силами самого клиента. Во-вторых, нужно, чтобы потребитель понимал ресурсоемкость необходимой ему услуги. И в-третьих, обе стороны должны иметь одинаковое представление о критериях измерения качества услуги и оперативности реагирования на запрос. «Лишь в этом случае имеет смысл переводить разговор на стоимость услуги», — констатирует эксперт.
   «Нередко основной причиной перехода на аутсорсинг по-прежнему является ценовой фактор, сравнение со стоимостью тех же работ в инсорсинговом исполнении, — поясняет начальник отдела IТ-аутсорсинга компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии» Павел Федин. — Парадокс при этом заключается в том, что заказчик делает выбор по цене, но при этом не хочет терять в качестве».
   Чего еще ждут компании от услуг IT-аутсорсинга? Безусловно, снижения издержек, как прямых, так и косвенных, связанных с управлением соб-ственным персоналом, а так-же возможности компенсировать финансовые риски. «Многие заказчики ожидают, что, подписав аутсорсинговый контракт, они автоматически защищаются от любых инфляций, а также изменений конъюнктуры кадрового рынка, — объясняет Вячеслав Ермолов. — Ведь в договоре прописаны условия предоставления услуг и стоимость».
   «Бизнес пытается уйти от рутины, — добавляет Вадим Стеценко. — Компаниями движет стремление сфоку-сироваться на основной дея-тельности. Например, для многих предприятий не стоит вопрос, как организовать питание сотрудников в офисе, — эта функция передается на аутсорсинг. С оперативными задачами в IТ то же самое: поддержка IТ-инфраструктуры, аутсорсинг услуг Service Desk — не то, о чем ежедневно должен ломать голову руководитель».
   {PAGE}
ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА
    Сам по себе российский рынок IT-аутсорсинга, по мнению наших экспертов, готовится к качественному рывку и выходу на новый уровень развития.
   «Думаю, по ряду причин, среди которых отложенный спрос на услуги аутсорсинга, этот сегмент IТ-рынка ждет активный рост, — рассказывает Рафаэль Сухов. — Предполагаю, что в этом году рынок увидит достаточно много новых решений». Наибольший интерес, по мнению эксперта, в этом плане будут представлять комплексные решения, сочетающие в себе преимущества энергоэффективных IТ-инфраструктур и концепции cloud computing (технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис).
   «В кризис значительно возросли профессионализм иг-роков и качество предоставляемых ими услуг, — считает Вячеслав Ермолов. — И очень хорошо, если этот процесс «взросления» не остановится с восстановлением рынка».
   Также эксперт ожидает появления на рынке аутсорсинговых услуг новых игроков за счет выделения в крупных холдингах внутренних IТ-компаний, деятельность которых во многом будет связана именно с IТ-аутсорсингом.
   Вместе с тем Вадим Стеценко считает, что наиболее активны в этом году будут западные игроки.
   По прогнозу Максима Папина, тенденцией этого года станет повышение востребованности подхода к оказанию комплексной сервисной поддержки по всем составляющим инфраструктуры заказчика. «Для этого необходимо осуществить интеграцию раз-вернутых решений под обслуживание в рамках единого сервисного контракта», — рассказывает представитель «Энвижн Груп».
   А Павел Федин предполагает, что аутсорсеры пойдут по пути специализации, ориентирования аутсорсинговых услуг на выполнение отдельных бизнес-функций и процессов. Часть компаний, по его мнению, уже сейчас признают только «облачный» аутсорсинг, другие дифференцируют свои услуги, исходя из сегментационных предпочтений: малый и средний бизнес, корпоративный сектор и т.д.
   Однако каких-то глобальных «революций в российском IТ-аутсорсинге ждать не стоит — этот сегмент еще очень молод, на нем пока нет индустриальных стандартов, общих подходов к ценообразованию», — резюмирует Вадим Стеценко.
   

   МТС ВЫБИРАЕТ ЭКОНОМНЫЙ АУТСОРСИНГ
   В середине 2009 года компания «СИТРОНИКС Инфор-мационные Технологии», входящая в состав холдинга «СИТРОНИКС», запустила крупный проект для розничной сети компании МТС по аутсорсингу печати на всей территории РФ.
   В рамках проекта по обслуживанию многофункциональных копировальных устройств и принтеров весь парк офисной техники розничной сети МТС в различных регионах России был переведен на обслуживание компании «СИТРОНИКС ИТ».
   «Партнер обеспечил нам высокое качество предоставляемых услуг, слаженность и оперативность в решении профессиональных задач, — рассказал директор департамента информационных технологий розничной сети МТС Олег Костин. — Первый этап проекта был реализован в сжатые сроки без затрат для нашей компании. В настоящее время проект успешно развивается».
   «Пилотный» этап длился два месяца. При этом за одну рабочую неделю во всех точках продаж и офисах розничной сети МТС была проведена полная инвентаризация устройств на местах, замена и ремонт устаревшего оборудования на новые модели, обеспечена поставка необходимых расходных материалов.
   Вынесение на аутсорсинг комплексного управления копирами и принтерами позволило МТС оптимизировать расходную часть IТ-бюджета и, главное, освободить собственные ресурсы для решения приоритетных внутренних задач. Таким образом, клиенту удалось добиться минимизации рисков из-за простоев техники, сокращения косвенных расходов и нивелирования прямых финансовых рисков, связанных с затратами на приобретение техники и расходных материалов.
   «Оптимизация бизнес-процессов, и в частности комплексное управление печатью, обеспечит нам значительное сокращение совокупных издержек, — отметил Олег Костин. — В рамках проекта удалось сэкономить до 30% бюджета на обслуживание принтеров и копировальной техники».
   В «СИТРОНИКС ИТ» считают, что достижение позитивных результатов по масштабному проекту в МТС является важным шагом для укрепления статуса компании как одного из крупнейших поставщиков услуг IТ-аутсорсинга.
   «Мы планируем интенсивно наращивать экспертизу в области IТ-аутсорсинга, как в части развития отношений с розничной сетью МТС, так и по тиражированию накопленного опыта реализации подобных проектов», — прокомментировал начальник отдела IТ-аутсорсинга компании «СИТРОНИКС ИТ» Павел Федин.

   

   Основные причины, по которым российский бизнес отдает услуги внешним исполнителям:
   -снижение затрат;
   -концентрация на профильном бизнесе;
   -повышение качества;
   -передача некоторых рисков компании-аутсорсеру;
   -повышение конкурентоспособности;
   -повышение инвестиционной привлекательности.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK