17 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "«Роснефть»: итоги и перспективы"

Архивная публикация 2008 года: "«Роснефть»: итоги и перспективы"

Российская экономика встречает 2009 год в тревожном ожидании. Какие тенденции будут преобладать на мировых финансовых и товарных рынках, удастся ли отечественным компаниям максимально сократить потери от захлестнувшего мир кризиса? Президент крупнейшей в России нефтяной компании «Роснефть» Сергей БОГДАНЧИКОВ в интервью «Профилю» заявил, что компания не планирует отказываться от каких-либо крупных инвестиционных проектов.
— Сергей Михайлович, с какими показателями завершает 2008 год «Роснефть»?
— Мы еще не завершили подведение итогов деятельности компании в 2008 году, поэтому называть конкретные цифры финансовых показателей было бы преждевременно. Скажу, однако, что, несмотря на негативные тенденции четвертого квартала, в целом финансовые результаты 2008 года будут лучшими за всю историю компании.
Что же касается роста добычи углеводородного сырья, то и здесь ожидаются рекордные показатели: мы планируем извлечь из недр 110 млн тонн нефти и газового конденсата — столько ни одна компания России не добывала никогда. При этом темп роста добычи составит 9%. По нефтепереработке не менее впечатляющая динамика — мы ожидаем рост на 23%, до 49,3 млн тонн.
— Цена нефти на мировом рынке сейчас колеблется в пределах $45—50 за баррель. Насколько критичен такой уровень цен для «Роснефти»? Много ли компания теряет на экспорте?
— Мы не обеспокоены снижением цены на нефть. «Роснефть» традиционно является лидером среди российских нефтяных компаний по эффективности контроля над затратами. Так, по итогам третьего квартала 2008 года себестоимость добычи барреля нефти составила $3,35 против $3,24 по итогам четвертого квартала 2006 года. Как видите, за два года показатели операционных издержек у нас почти не изменились, несмотря на высокие темпы инфляции в этот период. Мы не наблюдаем такой динамики ни у одной другой крупной нефтяной компании мира. Подобная позитивная динамика у нас наблюдается и по затратам в переработке.
Эффективность нашей деятельности в последние два года находит широкое признание у профессионалов отрасли. Так, в ежегодном рейтинге Platts, куда входят 250 самых результативных компаний, «Роснефть» в этом году поднялась на 6-е место, опередив все российские нефтяные и газовые компании.
Что же касается экспорта, то, действительно, в последние месяцы экспортные поставки оказались убыточными, однако это было связано не столько с абсолютным значением цены на нефть, сколько с временным лагом при расчете экспортных пошлин, который составлял 3 месяца. К счастью, правительство РФ пошло навстречу нефтяникам и изменило порядок расчета экспортных пошлин, значительно сократив этот временной лаг. За счет этого уже с 1 января 2009 года экспортные пошлины значительно снизятся и будут отражать текущие котировки цены на нефть, что существенно увеличит доходность экспорта.
— Какую цену на нефть вы ожидаете в 2009 году?
— Наш бизнес-план на 2009 год рассчитан на основе средней цены в будущем году на уровне $50 за баррель нефти марки Brent и $47 за баррель нефти Urals. В этом случае компания будет иметь положительный денежный поток. При этом у нас есть полный расчет эффекта более низкой цены нефти на инвестиционную программу и соответствующий план действий.
— Почему резкое падение цены на нефть не привело к существенному снижению стоимости топлива в России?
— На самом деле с ноября в России наблюдается достаточно серьезное падение цен на нефтепродукты. Всего за месяц в наших дочерних обществах, занимающихся розничной торговлей нефтепродуктами, бензин Аи-95 подешевел на сумму до 2,55 рубля, Аи-92 — до 6,35 рубля, А-80 — до 2,6 рубля, по дизельному топливу — до 4,85 рубля.
При этом необходимо учитывать, что существует естественный временной лаг: снижение оптовых цен на нефтепродукты всегда запаздывает после снижения цен на нефть, а розничных цен — после снижения оптовых, в силу того, что закупочные контракты заключаются на определенную перспективу. Впрочем, как вы видите, положение выравнивается.
Хотел бы подчеркнуть также, что мы нацелены на полную прозрачность в этом вопросе. Мы публикуем наши средние цены реализации, как по нефти, так и по нефтепродуктам, на ежеквартальной основе, в сопроводительных материалах к отчетности по ОПБУ США, и у всех есть возможность сравнить их с мировыми. Недаром, согласно ежегодному исследованию прозрачности агентства Standard & Poor's, «Роснефть» является второй компанией в РФ по степени транспарентности и открытости информации.
— Каков объем текущей задолженности «Роснефти» и кредитно-заемная политика на 2009 год?
— Общая задолженность компании в настоящее время составляет $23 млрд. В следующем году мы планируем выплатить или рефинансировать около $9 млрд — это может показаться большой суммой, однако в 2008 году мы успешно выплатили $16 млрд, причем $7 млрд — за счет собственных средств. В частности, нам удалось полностью погасить бридж-кредит
в $22 млрд, которые были взяты на приобретение активов в 2007 году.
Для выплаты долга у нас есть масса возможностей — это собственные и привлеченные средства, включая кредиты как от российских государственных банков и кредитных организаций, так и от ведущих мировых банков, и мы не ожидаем каких-либо проблем.
Этот оптимистичный прогноз подтверждается и рейтинговыми агентствами — в 2008 году мы впервые получили инвестиционный рейтинг BBB — от ведущего агентства Standard & Poor's.
— Правительство снизило экспортные пошлины на нефть на 25%. Эта мера уже как-то сказалась на вашей экономике?
— Мы, безусловно, благодарны правительству — пересмотр экспортных пошлин в четвертом квартале помог нам сэкономить около $1,7 млрд. Однако необходимо дальнейшее снижение. Дело в том, что нынешний размер пошлины отражает цену на нефть в размере $60 за баррель, в то время как наша текущая выручка базируется на цене барреля, колеблющейся в районе $45. К счастью, уже в январе пошлина будет пересчитана, что серьезно улучшит нашу доходность.
— Насколько существенной помощью для нефтяников стало снижение налога на добычу полезных ископаемых? В каких налоговых поступлениях ваш сектор нуждается более всего?
— Безусловно, любое снижение налогового бремени положительно сказывается на деятельности компании. Между тем хочется отметить, что снижение нагрузки на баррель в размере $1,3, которое было одобрено правительством, не может существенно улучшить наши результаты. На наш взгляд, целесообразным было бы более существенное снижение — на $4—5 на баррель. При этом уже на горизонте в пять лет такая мера приведет к росту общих налоговых поступлений для государства — ведь снижение налогов стимулирует рост добычи и, соответственно, налогов.
— Правительство предлагает перейти в расчетах за российскую нефть и газ на рубли. Готова ли «Роснефть» к такому переходу?
— Мы постоянно ведем мониторинг ценовой ситуации, а также анализ выгодности продажи нефти в различных валютах. На наш взгляд, использование рубля в качестве резервной валюты по сделкам с энергоносителями возможно, однако в каждом случае необходимо исходить из экономической целесообразности.
— Строительные работы на трассе нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан замедлились. Насколько серьезное давление на экономику «Роснефти» оказывают ограничения в транспортировке сырья?
— Ответ будет короткий — практически не оказывают. Дело в том, что всегда можно найти альтернативное направление поставок.
— От каких инвестиционных проектов может отказаться в ближайшее время «Роснефть»?
— В настоящее время мы не планируем отказываться от каких-либо крупных инвестиционных проектов. Все наши важнейшие проекты, будь то освоение Ванкорского месторождения, модернизация Туапсинского НПЗ или строительство Приморского НПЗ, получают финансирование в полном объеме.
— Есть ли у «Роснефти» планы по разработке новых месторождений в России и за рубежом, например в Латинской Америке?
— Что касается Латинской Америки, то это интересный для нас регион. Но пока мы только изучаем перспективы работы там, то есть находимся на самом первом этапе, поэтому пока мы более сосредоточены на проектах в России.
Я уже упоминал Ванкорское месторождение — это крупнейший проект освоения нового месторождения в РФ за долгие годы. Запасы Ванкора составляют 0,5 млрд тонн нефти, а пик добычи составит 25 млн тонн. Месторождения такого масштаба в последний раз вводились еще в Советском Союзе. С учетом того, что Ванкор окружен 14 перспективными участками, также принадлежащими «Роснефти», возможно, уже в скором времени можно будет говорить о создании новой нефтеносной провинции в РФ.
Кроме того, совместно с компанией THK-BP мы ведем освоение Верхнечонского месторождения, продолжаем активные работы в рамках освоения шельфа Сахалина, а также начинаем предварительные оценочные работы на Арктическом шельфе.
На мой взгляд, текущее замедление добычи в РФ — временное явление, связанное c чересчур высокой налоговой нагрузкой. Руководство страны, в последнее время показывая высокую осведомленность в данной проблеме, приняло активную позицию по ее решению. Недра нашей страны обладают уникальными запасами, и «Роснефть» готова в полной мере способствовать их освоению.

Российская экономика встречает 2009 год в тревожном ожидании. Какие тенденции будут преобладать на мировых финансовых и товарных рынках, удастся ли отечественным компаниям максимально сократить потери от захлестнувшего мир кризиса? Президент крупнейшей в России нефтяной компании «Роснефть» Сергей БОГДАНЧИКОВ в интервью «Профилю» заявил, что компания не планирует отказываться от каких-либо крупных инвестиционных проектов.
— Сергей Михайлович, с какими показателями завершает 2008 год «Роснефть»?
— Мы еще не завершили подведение итогов деятельности компании в 2008 году, поэтому называть конкретные цифры финансовых показателей было бы преждевременно. Скажу, однако, что, несмотря на негативные тенденции четвертого квартала, в целом финансовые результаты 2008 года будут лучшими за всю историю компании.
Что же касается роста добычи углеводородного сырья, то и здесь ожидаются рекордные показатели: мы планируем извлечь из недр 110 млн тонн нефти и газового конденсата — столько ни одна компания России не добывала никогда. При этом темп роста добычи составит 9%. По нефтепереработке не менее впечатляющая динамика — мы ожидаем рост на 23%, до 49,3 млн тонн.
— Цена нефти на мировом рынке сейчас колеблется в пределах $45—50 за баррель. Насколько критичен такой уровень цен для «Роснефти»? Много ли компания теряет на экспорте?
— Мы не обеспокоены снижением цены на нефть. «Роснефть» традиционно является лидером среди российских нефтяных компаний по эффективности контроля над затратами. Так, по итогам третьего квартала 2008 года себестоимость добычи барреля нефти составила $3,35 против $3,24 по итогам четвертого квартала 2006 года. Как видите, за два года показатели операционных издержек у нас почти не изменились, несмотря на высокие темпы инфляции в этот период. Мы не наблюдаем такой динамики ни у одной другой крупной нефтяной компании мира. Подобная позитивная динамика у нас наблюдается и по затратам в переработке.
Эффективность нашей деятельности в последние два года находит широкое признание у профессионалов отрасли. Так, в ежегодном рейтинге Platts, куда входят 250 самых результативных компаний, «Роснефть» в этом году поднялась на 6-е место, опередив все российские нефтяные и газовые компании.
Что же касается экспорта, то, действительно, в последние месяцы экспортные поставки оказались убыточными, однако это было связано не столько с абсолютным значением цены на нефть, сколько с временным лагом при расчете экспортных пошлин, который составлял 3 месяца. К счастью, правительство РФ пошло навстречу нефтяникам и изменило порядок расчета экспортных пошлин, значительно сократив этот временной лаг. За счет этого уже с 1 января 2009 года экспортные пошлины значительно снизятся и будут отражать текущие котировки цены на нефть, что существенно увеличит доходность экспорта.
— Какую цену на нефть вы ожидаете в 2009 году?
— Наш бизнес-план на 2009 год рассчитан на основе средней цены в будущем году на уровне $50 за баррель нефти марки Brent и $47 за баррель нефти Urals. В этом случае компания будет иметь положительный денежный поток. При этом у нас есть полный расчет эффекта более низкой цены нефти на инвестиционную программу и соответствующий план действий.
— Почему резкое падение цены на нефть не привело к существенному снижению стоимости топлива в России?
— На самом деле с ноября в России наблюдается достаточно серьезное падение цен на нефтепродукты. Всего за месяц в наших дочерних обществах, занимающихся розничной торговлей нефтепродуктами, бензин Аи-95 подешевел на сумму до 2,55 рубля, Аи-92 — до 6,35 рубля, А-80 — до 2,6 рубля, по дизельному топливу — до 4,85 рубля.
При этом необходимо учитывать, что существует естественный временной лаг: снижение оптовых цен на нефтепродукты всегда запаздывает после снижения цен на нефть, а розничных цен — после снижения оптовых, в силу того, что закупочные контракты заключаются на определенную перспективу. Впрочем, как вы видите, положение выравнивается.
Хотел бы подчеркнуть также, что мы нацелены на полную прозрачность в этом вопросе. Мы публикуем наши средние цены реализации, как по нефти, так и по нефтепродуктам, на ежеквартальной основе, в сопроводительных материалах к отчетности по ОПБУ США, и у всех есть возможность сравнить их с мировыми. Недаром, согласно ежегодному исследованию прозрачности агентства Standard & Poor's, «Роснефть» является второй компанией в РФ по степени транспарентности и открытости информации.
— Каков объем текущей задолженности «Роснефти» и кредитно-заемная политика на 2009 год?
— Общая задолженность компании в настоящее время составляет $23 млрд. В следующем году мы планируем выплатить или рефинансировать около $9 млрд — это может показаться большой суммой, однако в 2008 году мы успешно выплатили $16 млрд, причем $7 млрд — за счет собственных средств. В частности, нам удалось полностью погасить бридж-кредит
в $22 млрд, которые были взяты на приобретение активов в 2007 году.
Для выплаты долга у нас есть масса возможностей — это собственные и привлеченные средства, включая кредиты как от российских государственных банков и кредитных организаций, так и от ведущих мировых банков, и мы не ожидаем каких-либо проблем.
Этот оптимистичный прогноз подтверждается и рейтинговыми агентствами — в 2008 году мы впервые получили инвестиционный рейтинг BBB — от ведущего агентства Standard & Poor's.
— Правительство снизило экспортные пошлины на нефть на 25%. Эта мера уже как-то сказалась на вашей экономике?
— Мы, безусловно, благодарны правительству — пересмотр экспортных пошлин в четвертом квартале помог нам сэкономить около $1,7 млрд. Однако необходимо дальнейшее снижение. Дело в том, что нынешний размер пошлины отражает цену на нефть в размере $60 за баррель, в то время как наша текущая выручка базируется на цене барреля, колеблющейся в районе $45. К счастью, уже в январе пошлина будет пересчитана, что серьезно улучшит нашу доходность.
— Насколько существенной помощью для нефтяников стало снижение налога на добычу полезных ископаемых? В каких налоговых поступлениях ваш сектор нуждается более всего?
— Безусловно, любое снижение налогового бремени положительно сказывается на деятельности компании. Между тем хочется отметить, что снижение нагрузки на баррель в размере $1,3, которое было одобрено правительством, не может существенно улучшить наши результаты. На наш взгляд, целесообразным было бы более существенное снижение — на $4—5 на баррель. При этом уже на горизонте в пять лет такая мера приведет к росту общих налоговых поступлений для государства — ведь снижение налогов стимулирует рост добычи и, соответственно, налогов.
— Правительство предлагает перейти в расчетах за российскую нефть и газ на рубли. Готова ли «Роснефть» к такому переходу?
— Мы постоянно ведем мониторинг ценовой ситуации, а также анализ выгодности продажи нефти в различных валютах. На наш взгляд, использование рубля в качестве резервной валюты по сделкам с энергоносителями возможно, однако в каждом случае необходимо исходить из экономической целесообразности.
— Строительные работы на трассе нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан замедлились. Насколько серьезное давление на экономику «Роснефти» оказывают ограничения в транспортировке сырья?
— Ответ будет короткий — практически не оказывают. Дело в том, что всегда можно найти альтернативное направление поставок.
— От каких инвестиционных проектов может отказаться в ближайшее время «Роснефть»?
— В настоящее время мы не планируем отказываться от каких-либо крупных инвестиционных проектов. Все наши важнейшие проекты, будь то освоение Ванкорского месторождения, модернизация Туапсинского НПЗ или строительство Приморского НПЗ, получают финансирование в полном объеме.
— Есть ли у «Роснефти» планы по разработке новых месторождений в России и за рубежом, например в Латинской Америке?
— Что касается Латинской Америки, то это интересный для нас регион. Но пока мы только изучаем перспективы работы там, то есть находимся на самом первом этапе, поэтому пока мы более сосредоточены на проектах в России.
Я уже упоминал Ванкорское месторождение — это крупнейший проект освоения нового месторождения в РФ за долгие годы. Запасы Ванкора составляют 0,5 млрд тонн нефти, а пик добычи составит 25 млн тонн. Месторождения такого масштаба в последний раз вводились еще в Советском Союзе. С учетом того, что Ванкор окружен 14 перспективными участками, также принадлежащими «Роснефти», возможно, уже в скором времени можно будет говорить о создании новой нефтеносной провинции в РФ.
Кроме того, совместно с компанией THK-BP мы ведем освоение Верхнечонского месторождения, продолжаем активные работы в рамках освоения шельфа Сахалина, а также начинаем предварительные оценочные работы на Арктическом шельфе.
На мой взгляд, текущее замедление добычи в РФ — временное явление, связанное c чересчур высокой налоговой нагрузкой. Руководство страны, в последнее время показывая высокую осведомленность в данной проблеме, приняло активную позицию по ее решению. Недра нашей страны обладают уникальными запасами, и «Роснефть» готова в полной мере способствовать их освоению.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».