Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "России подложили свинью"

В то время как один за другим поступают рапорты о небывалом урожае зерновых, российское животноводство может просто исчезнуть под напором демпингующих зарубежных конкурентов.Согласно данным Государственного таможенного комитета РФ, за 8 месяцев нынешнего года резко (почти на треть — до 602,4 тысяч тонн) вырос импорт мяса из стран дальнего зарубежья. Это картина в целом. Если же посмотреть, как обстоят дела с ввозом одной только свинины, то показатели получаются еще более впечатляющие — ее к сентябрю в нашу страну импортировали 300 тысяч тонн, что на 70% (!) больше прошлогоднего уровня.
Наиболее сильным ударом для отечественного животноводства стал массированный импорт дешевой свинины из Бразилии и Польши.
В первой из названных стран кризис перепроизводства, полным ходом идут массовый забой свиней и банкротство свиноводческих хозяйств. Отсюда — резкое снижение цен. Европа и США, в отличие от России, уже закрыли свои рынки для бразильской продукции.
Усугубляет ситуацию рост поставок свинины из Польши, где правительство решило не ждать кризиса перепроизводства и приняло решение субсидировать экспорт мяса из страны. Польская свинина в результате поставляется к нам по демпинговой цене — $0,9 (то есть 30 рублей) за кг. Средняя же себестоимость килограмма российской свинины составляет около 46 рублей.
В результате отечественное свиноводство оказалось на грани банкротства. Крупный капитал, начавший было поступать в отрасль, сейчас сворачивает бизнес.
По словам экс-министра сельского хозяйства РФ, а ныне депутата Госдумы Виктора Семенова, в последнее три года шел непрерывный рост в свиноводческой отрасли. Но то, что происходит сейчас, может отбросить ее на несколько лет назад. Пока, как утверждает генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько, «производители увеличивают выпуск мясных консервов, чтобы таким образом иметь возможность сохранить продукцию до лучших времен. Однако все понимают, что это не выход из кризисной ситуации, а лишь отсрочка краха отрасли».
У производителей мяса птицы ситуация не менее сложная. В течение нынешнего года в России дважды вводился мораторий на импорт куриных окорочков из США, в результате чего их среднемесячные поставки снизились до 40—50 тысяч тонн (в прошлом году — 85—90 тысяч тонн).
Казалось бы, это должно было благоприятно сказаться на перспективах отечественного птицеводства. Однако освобожденную «ножками Буша» нишу тут же занял импорт из Бразилии, Германии, Франции и Китая. Причем не окорочков, а цельных тушек — то есть именно той продукции, которую поставляют российские птицефабрики.
Из-за субсидий (как в случае с импортом из Европы) и демпинга (как в случае с бразильской продукцией) российские птицеводы вынуждены продавать своих кур практически по себестоимости. Поэтому начавшийся было инвестиционный бум в эту отрасль российского АПК сейчас полностью сошел на нет.
Положение, по мнению игроков рынка, могло бы исправить срочное повышение таможенных пошлин на ввоз мяса — как это сделали страны ЕС. По оценке Виктора Семенова, государство смогло бы заработать на этом около $1 млрд. в год

Экспорт и импорт продовольствия в России ($ млрд.)*

ГодЭкспортИмпорт
19941,310,4
19951,313,0
19961,611,1
19971,412,7
19981,110,2
19990,77,6
20001,26,9
20011,39,13

* По данным ГТК РФ.

За первые 8 месяцев нынешнего года в России выпущено 847,6 тыс. автомобилей (109,9 тыс. грузовых и 695,7 тыс. легковых) — это на 4,5% больше, чем за соответствующий период года прошлого. Такие данные приводит АО «Автосельхозмаш-холдинг».
Лучших результатов за указанный период в российском автопроме добились: КамАЗ — 12,8 тыс. грузовых и 26,6 тыс. легковых машин, ЗИЛ — 8,1 тыс. грузовиков, ГАЗ — 62,4 тыс. грузовых и 48,3 тыс. легковых машин, АвтоВАЗ — 509,6 тыс. легковых автомобилей.
Помимо общего роста экономики росту производства грузовиков способствовал действующий с начала нынешнего года запрет на ввоз в страну грузовых автомобилей, двигатели которых не соответствуют стандарту «Евро-1». К увеличению загрузки конвейеров КамАЗа, ЗИЛа и ГАЗа привел также отмечаемый статистиками общий рост автоперевозок и, соответственно, числа малых автотранспортных предприятий.
Что же касается увеличения выпуска легковушек, то оно могло бы быть еще большим — если бы не затяжка с уже давно обнародованными планами повышения пошлин на иномарки старше 7 лет. Возникший в результате ажиотажный спрос на такие автомобили привел к резкому увеличению их импорта и снижению спроса на новые отечественные авто.

Производство легковых автомобилей в России (тыс. штук)*

1995835,1
1996867,4
1997986,2
1998836,0
1999955,5
2000969,0
20011000,0

* По данным ГТК РФ.

* По данным Минпромнауки РФ.

Какой автомобиль вы намерены приобрести в ближайшие два года (%)*

Подержанные российские49%
Новые российские29%
Подержанные импортные16%
Новые импортные6%

* По данным ГТК РФ.

* По данным Минпромнауки РФ.

* По данным соцопроса, проведенного Brunswick UBS Warburg в сентябре 2002 года в 16 регионах России.

Производство продукции цветной металлургии РФ в январе -августе 2002 года по сравнению с тем же периодом 2001 года выросло на 8,9%. Такие данные приводит Минпромнауки РФ.
Однако, по словам начальника отдела стратегического развития департамента металлургии МПН Игоря Малышева, не стоит делать из этого вывод об устойчивом росте в отрасли. Названные выше 8,9% роста — это «средняя температура по больнице».
Реальное увеличение производства произошло в основном в подотраслях, специализирующихся на добыче золота (плюс 21,6% к прошлому году), алюминиевого (плюс 7%) и медного проката (плюс 70%). Рост выпуска проката связан с повышением спроса со стороны машиностроителей и строителей.
В других секторах цветной металлургии наблюдается либо медленный рост, либо даже спад производства. К примеру, по сравнению с 2001 годом выпуск продукции алюминиевой промышленности в РФ увеличился всего на 1,1%, свинцово-цинковой — 2%.
А вот в медной отрасли производство снизилось в целом на 5%, что, мнению специалистов Минпромнауки РФ, связано с падением мировых цен на медь. Не лучше обстоят дела и с выпуском никеля (минус 4,1% к прошлому году) и кобальта (минус 3,7%). Причина — та же, что и в случае с медью: падение мировых цен на эти металлы.

Объем производства и экспорта алюминия в России (тыс. тонн)*

ГодПроизводствоЭкспорт
19962864,92440,5
19972895,92455,3
19982997,92519,6
19993146,42638,9
20003244,62562,2
20013334,82433,5

* По данным ГТК РФ.

* По данным Минпромнауки РФ.

* По данным соцопроса, проведенного Brunswick UBS Warburg в сентябре 2002 года в 16 регионах России.

* По данным Госкомстата РФ.

ИЛЬЯ ХАРЛАШКИН, ИРИНА ШАБАНОВА, СВЕТЛАНА ПЕРЦОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK