Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Россия — это бурлящий котел иностранных компаний"

Представители западных IT-корпораций предпочитают строить в России не заводы, а отношения с наукой и властью. Об этих и других особенностях российского IT-бизнеса рассказал «Профилю» генеральный директор российского представительства компании Hewlett-Packard Оуэн Кристофер КЭМП.
«Профиль»: Господин Кэмп, многие представители западных компаний говорят в восторженных тонах по поводу перспектив развития российского IT-рынка. Не кажутся ли вам подобные высокие оценки несколько преувеличенными?

Оуэн Кристофер Кэмп: Нисколько. В Европе Россия — это точно самый большой и самый быстроразвивающийся рынок. Да и в мировом масштабе тоже. Например, авторитетная компания IDC заявляет, что российский рынок IT-услуг — это самый быстрорастущий рынок в мире. Он имеет такое же значение, как Индия, Китай и даже Бразилия. Да и вообще, Россия — одна из этих четырех упомянутых стран мира, где все компании, не только из сферы информационных технологий, имеют огромный потенциал для развития.

«П.»: Наверное, поэтому здесь так заметна активность ведущих мировых компаний?

О.К.К.: Россия с точки зрения иностранного участия похожа сейчас на полный бурлящий котел, в котором перемешиваются совершенно разные ингредиенты. Конечно, каждая зарубежная компания стремится занять свою нишу, но, в любом случае, тем игрокам, которые только сейчас появляются на рынке, неизмеримо труднее по сравнению с теми, кто уже давно здесь присутствует.

«П.»: Что касается вашей компании, то вы на российском рынке явно не новички?

О.К.К.: Hewlett-Packard в России с 1960 года. Это были времена сложных взаимоотношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами, но уже тогда HewlettPackard стремилась быть по-настоящему международной корпорацией и присутствовать во всех уголках земли. Мы начали с того, что стали поставлять в Россию измерительное оборудование и оборудование для мeдицины и многих других областей.

Потом пришла рыночная свобода, и в 90-е годы начался настоящий бум. Я занял должность главы представительства в 1995-м, и у меня была задача удвоить бизнес. Нам удалось добиться еще более высоких результатов — за два года увеличить объем продаж в три раза. В настоящее время развитие Hewlett-Packard в России происходит в три раза быстрее, чем в целом в мире. Безусловно, нашему развитию в России очень способствует то, что мы здесь присутствуем очень давно.

«П.»: Как этот факт влияет на стоимость бренда?

О.К.К.: Особенность российских покупателей заключается в том, что они всегда стремились покупать у того, кого они знают. Русский покупатель может купить у вас товар, потому что у вас с ним хорошие отношения.

«П.»: Недавно вы объявили о своих довольно амбициозных планах по продвижению вашего бренда в регионы. На чем основан выбор российских городов, в которых вы хотите присутствовать?

О.К.К.: В каждом конкретном случае были конкретные причины. Например, Екатеринбург — это близость ко многим промышленным предприятиям, которые используют наши решения. Самара — это промышленный регион, где сильно развиты автомобилестроение и пищевая промышленность. В Новосибирске мы заинтересованы как из-за поисков новых клиентов, так и из-за близости к большому интеллектуальному потенциалу, который сосредоточен в этом районе.

«П.»: Западным компаниям выгодно сотрудничать с российскими научными институтами?

О.К.К.: Это сотрудничество может быть очень плодотворным. Мы активно работаем и с Российской академией наук, и с Центром управления космическими полетами, и со многими другими российскими научными организациями. И наша совместная работа протекает довольно результативно. Например, сейчас Hewlett-Packard совместно с российскими учеными будет развивать ряд разработок в области телекоммуникаций. Развитию данных решений в России был отдан приоритет в конкуренции с Индией и Китаем. Так что российский интеллектуальный потенциал вполне конкурентоспособен на международных рынках.

«П.»: А как насчет американского рынка?

О.К.К.: Здесь для признания российского интеллектуального труда еще нужно много работать. Пока со стороны американских потребителей IT-услуг в отношении России доминирует больше принцип выжидания, чем реального действия.

«П.»: А как вам последние заявления российских властей насчет создания в стране технопарков по подобию Индии? Вы думаете, такое в России возможно и это будет способствовать развитию IT-индустрии?

О.К.К.: Мы очень воодушевлены подобными заявлениями и считаем, что IT-рынку в случае реализации подобных планов будет дан новый толчок в развитии. Правда, пока не ясны детали: как конкретно подобные идеи будут воплощаться в России. В любом случае, то, что российские министры и президент так много говорят о развитии IT-бизнеса, — это очень положительный факт. Во многих развивающихся странах власти не уделяют столько внимания рынку информационных технологий.

«П.»: Вы довольно лестно отзываетесь о деятельности российских властей. А как насчет российской бюрократии — она не причиняет беспокойства?

О.К.К.: У нас нет с этим больших проблем. Наоборот, местные власти, особенно в регионах, стараются всячески помогать нам, потому что они понимают, что вслед за нами к ним могут прийти другие крупные западные компании.

Пожалуй, одна из самых больших трудностей в России для нас — это недостаточно развитая инфраструктура в регионах. Иногда нам просто трудно доставить туда некоторую нашу продукцию. Но, с другой стороны, мы понимаем, что это обусловлено объективно большими российскими расстояниями, и надеемся, что в ближайшее время ситуация изменится к лучшему. Поэтому один из важных объектов наших вложений — это инвестиции в цепочку доставки наших товаров заказчикам.

«П.»: В этой связи не планируете ли вы создания в России собственного производства компьютерной техники, чтобы ее было проще и быстрее доставлять потребителям?

О.К.К.: В принципе, мы рассматриваем эту возможность. Но сейчас новые компьютерные фабрики — это не очень актуально, так как в России отсутствуют производители необходимых компонентов. Кроме того, в России нет благоприятных факторов — например, таких, как специальные налоговые преференции для производственных проектов. В отношении строительства новых заводов Россия сейчас проигрывает другим странам.

«П.»: Как, на ваш взгляд, ITбизнес в России будет меняться в ближайшем будущем?

О.К.К.: Россию ждет развитие в рамках общемировых тенденций. Сейчас во всем мире подход к IT меняется в сторону комплексных решений. Раньше каждая компания стремилась иметь собственный ITотдел. Люди по отдельности закупали всю технику, подключали ее и адаптировали различные программные решения под свои бизнес-процессы. В конечном итоге все это оказывается не совсем удобно и эффективно. Гораздо проще поручить сделать все «под ключ» одной профессиональной компании, которая сделает все быстрее, качественнее и зачастую дешевле.

Это как если домохозяйка хочет сделать фотографии своего ребенка и отослать их бабушке по электронной почте. Для этого ей совершенно не нужно понимать принципы устройства цифровой фотографии и то, как работает Интернет. Она просто должна запомнить несколько кнопок. Так вот, IT-компании сейчас стараются предоставлять решения своим клиентам, как домохозяйкам, — без того, чтобы они вникали в то, как все устроено. Главное, чтобы продукт помогал развиваться бизнесу.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK