23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Россия и Грузия: кто налетел?"

Архивная публикация 2002 года: "Россия и Грузия: кто налетел?"

Панкисское ущелье вновь стало камнем преткновения в российско-грузинских отношениях. Тбилиси обвиняет Москву в том, что именно ее самолеты бомбили территорию ущелья, и грозит выходом из СНГ. Москва же сохраняет спокойствие и не признается. Похоже, неопровержимых доказательств нет ни у кого и очередной инцидент на границе нужен сторонам лишь для дальнейших нападок друг на друга.Недавние заявления грузинских властей о том, что российская авиация "в очередной раз" осуществила бомбардировку Панкисского ущелья, вновь стали поводом для обострения и без того непростых отношений между двумя странами. Тема нарушения воздушного пространства Грузии давно и прочно вошла в "классический набор" претензий Тбилиси, периодически предъявляемых Москве. Между тем, как и раньше, обвинения грузинской стороны, равно как и опровержения со стороны России, во многом носят декларативный характер и не сопровождаются сколько-нибудь весомыми доказательствами. Все это создает почву для разного рода политических спекуляций, причем как с одной, так и с другой стороны.
Пальцем в небо

Сообщения о бомбардировке территории Грузии появились утром 23 августа. Как обычно, у официального Тбилиси не возникло никаких сомнений по поводу того, что в воздушном пространстве республики "поработали" российские летчики. Так, посол Грузии в Москве Зураб Абашидзе заявил: "Откуда же еще с севера могут прилететь самолеты?" И как всегда, российские военные поспешили опровергнуть обвинения в свой адрес, отметив, что никаких полетов в этом районе наша авиация не выполняла и, следовательно, никаких нарушений воздушной границы быть не могло. Также было заявлено, что российские Су-25 не обладают необходимыми для полетов в ночное время и в горных условиях приборами навигации, поэтому их появление в предрассветном небе Панкиси вообще было бы равносильно самоубийству.
Рассудить спорящих взялись наблюдатели ОБСЕ, находившиеся в районе российско-грузинской границы. И хотя в официальном сообщении миссии не говорилось о том, что речь идет именно о российских самолетах-нарушителях, наблюдения ее представителей дали повод американскому Белому дому выступить с жестким заявлением в адрес России. США, основываясь на "заслуживающих доверия сообщениях", выразили обеспокоенность по поводу того, что "российские самолеты без разбору бомбили деревни на севере Грузии". При этом Белый дом подчеркнул, что отрицание российской стороной своей причастности к инциденту "ставит под сомнение искренность заверений России и усугубляет напряженность" в ее отношениях с Грузией. Таким образом, ключевыми в выяснении причин инцидента стали слова "доверие" и "заверение" -- ни о каких доказательствах речь изначально не шла.
Несмотря на то, что и российские, и грузинские военные заявили о готовности предоставить "неопровержимые доказательства", а политики двух стран -- о готовности создать очередную двустороннюю комиссию по расследованию инцидента, никаких объективных данных ни по этому, ни по любому из предыдущих инцидентов предоставлено так и не было. И, видимо, уже не будет.
Летай -- не хочу

Похоже, что у России (и тем более у Грузии) вообще отсутствуют технические возможности осуществлять контроль за полетами в районе Панкиси. И дело не только в том, что речь идет о горных районах, где засечь летательный аппарат довольно сложно уже в силу особенностей рельефа. Скорее всего, и российское, и грузинское радиолокационное оборудование просто не способно вести постоянный мониторинг полетов в районе общей границы. Грузия так и не смогла (да, в общем, и не старалась) восстановить разрушенные за последнее десятилетие советские станции слежения, которые, кстати, в основном были ориентированы на контроль за внешними рубежами, ведь при СССР отслеживать нарушения воздушных границ союзных республик острой необходимости не было.
Россия же в этом регионе располагает лишь мобильными системами контроля, базирующимися на самолетах класса А-50, которые поднимаются в небо только по необходимости -- например, при проведении операций федеральных сил в Чечне. Использовать их для постоянного слежения -- слишком дорогое удовольствие. Да и США, судя по всему, также не располагают более-менее объективными данными о полетах над этой территорией. Ведь самолет -- не баллистическая ракета, а Грузия -- не штат Джорджия. И использовать самолеты дальнего радиолокационного наблюдения системы "Авакс" им просто нет резона, а спутники-шпионы для этих целей вообще не приспособлены. Видимо, этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что гневные заявления Вашингтона в адрес Москвы опирались на данные "правительства Грузии и миссии ОБСЕ". То есть на проводившиеся в условиях сумерек визуальные наблюдения, не позволяющие достоверно определить ни высоту полета, ни класс или принадлежность самолета. По крайней мере, многие эксперты уверены, что технические возможности, которыми располагает миссия ОБСЕ, не позволяют получать надежной информации.
При отсутствии же данных объективного контроля результаты любых, даже самых "международных" визуальных наблюдений запросто могут быть поставлены под сомнение той или иной заинтересованной стороной. Что, собственно, и делают российские военные. Не способны пролить свет на ситуацию и любые, самые независимые экспертизы найденных на месте событий осколков. Что бы там ни было -- авиабомба или артиллерийский снаряд, -- в их "советско-российском" происхождении можно не сомневаться -- иных боеприпасов ни у Грузии, ни у России нет. А на территории, где уже 10 лет почти все время идет война, отыскать кусочек какого-нибудь боеприпаса не слишком сложно. Получается, что умом до истины не докопаться, а в любую версию "можно только верить".
Родственник из Грузии

Именно в силу отсутствия технических средств контроля стороны получают возможность без конца упражняться в создании подчас довольно остроумных версий случившегося. Стоит напомнить, что вслед за претензиями грузинской стороны появилась и российская версия инцидента. Смысл ее сводился к тому, что Грузию бомбили... сами грузины. В официальной "Российской газете" отмечалось, что, в отличие от ВВС РФ, грузинские ВВС имеют на вооружении самолет, оснащенный более современным пилотажно-навигационным комплексом, позволяющим спокойно ориентироваться в небе Панкиси. Было даже названо имя пилота ВВС Грузии, якобы сидевшего за штурвалом этого самолета. Уже одно упоминание некоего "Георгия Рустели" тут же породило подозрение, не грузинский ли это родственник Матиаса Руста, столь удачно приземлившегося в конце 80-х на Красной площади. Не исключено, что за отсутствием достоверных данных вскоре появится и "абхазский след" -- ведь в свое время режим Ардзинбы получил два советских Су-25, и исключать, что именно эти машины появились в небе Панкиси, особенно после истории с "лейтенантом Рустели", как-то даже несерьезно.
При отсутствии неопровержимых доказательств виновности попытка найти виноватого по принципу "кому это выгодно" тоже, как ни странно, малоэффективна. На первый взгляд, от случившегося выиграла Грузии и проиграла Россия. Тбилиси добился жесткого заявления Вашингтона в адрес Москвы, получил гарантии того, что начавшуюся антикриминальную операцию Грузия будет проводить самостоятельно -- без российского участия. Россию же американцы впервые за последний год подвергли критике не только за нарушение суверенитета Грузии, но и за нерешенность чеченской проблемы, дестабилизирующей ситуацию в регионе. Однако рассчитывать на то, что грузинская антикриминальная операция в Панкиси закончится успехом, вряд ли приходится. Чеченских боевиков в лучшем случае вытеснят к российской границе, что вполне может породить новые столкновения с российскими пограничниками, а значит, и боевые действия в непосредственной близости от Панкиси. Очевидно и то, что после окончания операции часть боевиков так или иначе вернутся в ущелье, -- следовательно, в недалеком будущем ситуация повторится. И еще большой вопрос, выиграет ли от этого Грузия и лично Эдуард Шеварднадзе.
Видимо, проблема заключается в том, что бывшая колония и бывшая метрополия после распада советской империи так и не смогли найти взаимоприемлемый язык, на котором они смогли бы общаться в новых геополитических условиях. И поэтому использование авиаинцидентов для демонстрации комплекса вечно обиженного "младшего брата" и плохо скрываемых амбиций "старшего" вполне объяснимо. Однако до тех пор, пока Россия и Грузия не научатся общаться друг с другом и ответственно обсуждать свои проблемы, им волей-неволей придется выслушивать рекомендации США, выступающих в роли третейского судьи. А какую позицию США займут в будущем, предугадать сложно. В конце концов, локальные геополитические интересы, подталкивающие их на поддержку Шеварднадзе, могут быть отданы в жертву "глобальной политике". Тогда договариваться с Россией Штатам будет проще, а Грузии -- гораздо сложнее.

Панкисское ущелье вновь стало камнем преткновения в российско-грузинских отношениях. Тбилиси обвиняет Москву в том, что именно ее самолеты бомбили территорию ущелья, и грозит выходом из СНГ. Москва же сохраняет спокойствие и не признается. Похоже, неопровержимых доказательств нет ни у кого и очередной инцидент на границе нужен сторонам лишь для дальнейших нападок друг на друга.Недавние заявления грузинских властей о том, что российская авиация "в очередной раз" осуществила бомбардировку Панкисского ущелья, вновь стали поводом для обострения и без того непростых отношений между двумя странами. Тема нарушения воздушного пространства Грузии давно и прочно вошла в "классический набор" претензий Тбилиси, периодически предъявляемых Москве. Между тем, как и раньше, обвинения грузинской стороны, равно как и опровержения со стороны России, во многом носят декларативный характер и не сопровождаются сколько-нибудь весомыми доказательствами. Все это создает почву для разного рода политических спекуляций, причем как с одной, так и с другой стороны.

Пальцем в небо


Сообщения о бомбардировке территории Грузии появились утром 23 августа. Как обычно, у официального Тбилиси не возникло никаких сомнений по поводу того, что в воздушном пространстве республики "поработали" российские летчики. Так, посол Грузии в Москве Зураб Абашидзе заявил: "Откуда же еще с севера могут прилететь самолеты?" И как всегда, российские военные поспешили опровергнуть обвинения в свой адрес, отметив, что никаких полетов в этом районе наша авиация не выполняла и, следовательно, никаких нарушений воздушной границы быть не могло. Также было заявлено, что российские Су-25 не обладают необходимыми для полетов в ночное время и в горных условиях приборами навигации, поэтому их появление в предрассветном небе Панкиси вообще было бы равносильно самоубийству.

Рассудить спорящих взялись наблюдатели ОБСЕ, находившиеся в районе российско-грузинской границы. И хотя в официальном сообщении миссии не говорилось о том, что речь идет именно о российских самолетах-нарушителях, наблюдения ее представителей дали повод американскому Белому дому выступить с жестким заявлением в адрес России. США, основываясь на "заслуживающих доверия сообщениях", выразили обеспокоенность по поводу того, что "российские самолеты без разбору бомбили деревни на севере Грузии". При этом Белый дом подчеркнул, что отрицание российской стороной своей причастности к инциденту "ставит под сомнение искренность заверений России и усугубляет напряженность" в ее отношениях с Грузией. Таким образом, ключевыми в выяснении причин инцидента стали слова "доверие" и "заверение" -- ни о каких доказательствах речь изначально не шла.

Несмотря на то, что и российские, и грузинские военные заявили о готовности предоставить "неопровержимые доказательства", а политики двух стран -- о готовности создать очередную двустороннюю комиссию по расследованию инцидента, никаких объективных данных ни по этому, ни по любому из предыдущих инцидентов предоставлено так и не было. И, видимо, уже не будет.

Летай -- не хочу


Похоже, что у России (и тем более у Грузии) вообще отсутствуют технические возможности осуществлять контроль за полетами в районе Панкиси. И дело не только в том, что речь идет о горных районах, где засечь летательный аппарат довольно сложно уже в силу особенностей рельефа. Скорее всего, и российское, и грузинское радиолокационное оборудование просто не способно вести постоянный мониторинг полетов в районе общей границы. Грузия так и не смогла (да, в общем, и не старалась) восстановить разрушенные за последнее десятилетие советские станции слежения, которые, кстати, в основном были ориентированы на контроль за внешними рубежами, ведь при СССР отслеживать нарушения воздушных границ союзных республик острой необходимости не было.

Россия же в этом регионе располагает лишь мобильными системами контроля, базирующимися на самолетах класса А-50, которые поднимаются в небо только по необходимости -- например, при проведении операций федеральных сил в Чечне. Использовать их для постоянного слежения -- слишком дорогое удовольствие. Да и США, судя по всему, также не располагают более-менее объективными данными о полетах над этой территорией. Ведь самолет -- не баллистическая ракета, а Грузия -- не штат Джорджия. И использовать самолеты дальнего радиолокационного наблюдения системы "Авакс" им просто нет резона, а спутники-шпионы для этих целей вообще не приспособлены. Видимо, этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что гневные заявления Вашингтона в адрес Москвы опирались на данные "правительства Грузии и миссии ОБСЕ". То есть на проводившиеся в условиях сумерек визуальные наблюдения, не позволяющие достоверно определить ни высоту полета, ни класс или принадлежность самолета. По крайней мере, многие эксперты уверены, что технические возможности, которыми располагает миссия ОБСЕ, не позволяют получать надежной информации.

При отсутствии же данных объективного контроля результаты любых, даже самых "международных" визуальных наблюдений запросто могут быть поставлены под сомнение той или иной заинтересованной стороной. Что, собственно, и делают российские военные. Не способны пролить свет на ситуацию и любые, самые независимые экспертизы найденных на месте событий осколков. Что бы там ни было -- авиабомба или артиллерийский снаряд, -- в их "советско-российском" происхождении можно не сомневаться -- иных боеприпасов ни у Грузии, ни у России нет. А на территории, где уже 10 лет почти все время идет война, отыскать кусочек какого-нибудь боеприпаса не слишком сложно. Получается, что умом до истины не докопаться, а в любую версию "можно только верить".

Родственник из Грузии


Именно в силу отсутствия технических средств контроля стороны получают возможность без конца упражняться в создании подчас довольно остроумных версий случившегося. Стоит напомнить, что вслед за претензиями грузинской стороны появилась и российская версия инцидента. Смысл ее сводился к тому, что Грузию бомбили... сами грузины. В официальной "Российской газете" отмечалось, что, в отличие от ВВС РФ, грузинские ВВС имеют на вооружении самолет, оснащенный более современным пилотажно-навигационным комплексом, позволяющим спокойно ориентироваться в небе Панкиси. Было даже названо имя пилота ВВС Грузии, якобы сидевшего за штурвалом этого самолета. Уже одно упоминание некоего "Георгия Рустели" тут же породило подозрение, не грузинский ли это родственник Матиаса Руста, столь удачно приземлившегося в конце 80-х на Красной площади. Не исключено, что за отсутствием достоверных данных вскоре появится и "абхазский след" -- ведь в свое время режим Ардзинбы получил два советских Су-25, и исключать, что именно эти машины появились в небе Панкиси, особенно после истории с "лейтенантом Рустели", как-то даже несерьезно.

При отсутствии неопровержимых доказательств виновности попытка найти виноватого по принципу "кому это выгодно" тоже, как ни странно, малоэффективна. На первый взгляд, от случившегося выиграла Грузии и проиграла Россия. Тбилиси добился жесткого заявления Вашингтона в адрес Москвы, получил гарантии того, что начавшуюся антикриминальную операцию Грузия будет проводить самостоятельно -- без российского участия. Россию же американцы впервые за последний год подвергли критике не только за нарушение суверенитета Грузии, но и за нерешенность чеченской проблемы, дестабилизирующей ситуацию в регионе. Однако рассчитывать на то, что грузинская антикриминальная операция в Панкиси закончится успехом, вряд ли приходится. Чеченских боевиков в лучшем случае вытеснят к российской границе, что вполне может породить новые столкновения с российскими пограничниками, а значит, и боевые действия в непосредственной близости от Панкиси. Очевидно и то, что после окончания операции часть боевиков так или иначе вернутся в ущелье, -- следовательно, в недалеком будущем ситуация повторится. И еще большой вопрос, выиграет ли от этого Грузия и лично Эдуард Шеварднадзе.

Видимо, проблема заключается в том, что бывшая колония и бывшая метрополия после распада советской империи так и не смогли найти взаимоприемлемый язык, на котором они смогли бы общаться в новых геополитических условиях. И поэтому использование авиаинцидентов для демонстрации комплекса вечно обиженного "младшего брата" и плохо скрываемых амбиций "старшего" вполне объяснимо. Однако до тех пор, пока Россия и Грузия не научатся общаться друг с другом и ответственно обсуждать свои проблемы, им волей-неволей придется выслушивать рекомендации США, выступающих в роли третейского судьи. А какую позицию США займут в будущем, предугадать сложно. В конце концов, локальные геополитические интересы, подталкивающие их на поддержку Шеварднадзе, могут быть отданы в жертву "глобальной политике". Тогда договариваться с Россией Штатам будет проще, а Грузии -- гораздо сложнее.

ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».