Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Россия примет любого"

Интерес к нынешним выборам на Украине подстегивался двумя мифами. Первый: с победой Виктора Ющенко Украина вступит в ЕС и отвернется от России и отечественного бизнеса. Второй: промышленник Виктор Янукович, оказавшись у руля, отберет украинские активы у неугодных российских олигархов. На деле же сенсаций в экономических отношениях не произойдет: в ЕС Украину никто не ждет, а газовая зависимость от России поумерит пыл любого президента «незалежной».Мастера политических упрощений в последнее время пытались убедить украинцев, что у страны всего два выбора: либо Россия и Янукович, либо Европа и Ющенко. В экономическом плане рисуются две картины: зона свободной торговли с Европой (идеологом этой модели является Ющенко) и единое экономическое пространство с Россией (Янукович). Так ли это?

Собственно, до вступления в ЕС Украине пока далеко: кроме заявлений сторон о «существенных шагах к взаимному сближению», похвастаться, в общем-то, нечем. Между тем, по словам главы Еврокомиссии Романо Проди, «тот факт, что украинцы или армяне чувствуют себя европейцами, мне ни о чем не говорит, ибо жители Новой Зеландии тоже считают себя европейцами».

Что же до создания Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Украины, Белоруссии и Казахстана, то процесс этот идет не слишком активно. К тому же оба основных кандидата на кресло президента Украины, похоже, не проявляют к ЕЭП особых симпатий. Так, Ющенко полагает, что вступление Украины в ЕЭП закроет стране дорогу в объединенную Европу. Интерес же Януковича к ЕЭП также вызывает сомнения. Аналитики считают, что в случае создания единого пространства больше всех на Украине могут пострадать шахтеры. Себестоимость украинского угля, по подсчетам Мирового банка, — около $30 за тонну, в то время как кузбасского — почти $8. Было бы наивно полагать, что Виктор Янукович — уроженец и бывший глава Донецкой области — позволит сделать неконкурентоспособным уголь Донецкого бассейна.

Не будут брать — отключим газ

Краеугольный камень российско-украинских отношений — транзит газа — вряд ли станет предметом торга между странами после выборов. Пресс-секретарь председателя правления «Газпрома» Сергей Куприянов заявил «Профилю», что компания не заинтересована в победе какого-то определенного кандидата и осложнений у «Газпрома» в связи со сменой власти на Украине не произойдет.

Действительно, и «Газпром», и «Нафтогаз Украины» имеют веские причины для совместной работы. Украина — ключевая транзитная территория для поставок российского газа в Европу. В этом году «Газпром» через Украину должен поставить сюда около 122 млрд. куб. м газа (примерно 70% всего российского газового экспорта). Украинцы неплохо зарабатывают на этом: сейчас транзит газа по территории Украины обходится в $1,09 за тыс. куб. м на 100 км. Помимо денежной оплаты «Газпром» частично компенсирует транзит поставками газа для Украины — в 2005 году в счет частичной оплаты транзита «Газпром» поставит на Украину 23 млрд. куб. м газа на $1,25 млрд., а это солидный вклад в украинский бюджет, составляющий около $10 млрд. в год.

Вообще, в последнее время газовые взаимоотношения России и Украины заметно потеплели. Еще в августе «Газпром» и «Нафтогаз» подписали соглашение, устанавливающее механизм возврата Украиной $1,7 млрд. долга за поставки газа, который возник в 1997-2000 годах. Договор выгоден обеим сторонам не только потому, что снимает больной вопрос в отношениях. По соглашению, «Газпром» добился фиксированных тарифов на транзит по украинской территории до 2009 года, а «Нафтогаз» — расквитался по долгам малой кровью. В результате российская газовая монополия в виде зачета за транзит голубого топлива получит $1,25 млрд., что всего на $450 млн. меньше суммы украинского долга.

«Последние события в российско-украинских газовых отношениях вселяют уверенность, что независимо от того, кто победит на президентских выборах на Украине, стороны не рассорятся», — считает аналитик АВК Михаил Бакулев. Так, на прошлой неделе в рамках рабочего визита в Киев вместе с Владимиром Путиным Алексей Миллер и его коллега из «Нафтогаза Украины» Юрий Бойко подписали сразу два договора. Первый касается постройки участка магистрального газопровода Богородчаны-Ужгород, а второй — увеличения транзита газа еще примерно на 4% — до 128 млрд. куб. м в 2005 году.

Металлический отблеск

Присутствие российского бизнеса на Украине сложно переоценить даже без учета «Газпрома». Особенно сильны успехи наших соотечественников в нефтянке, банковской и пищевой сфере.

Объемы прямых инвестиций из России в украинскую экономику на 1 января 2004 года составили $377,6 млн. По данным украинской статистики, Россия — лишь шестой инвестор в экономику соседа. Но эта цифра обманчива: вторым в списке стран-инвесторов (после США) значится любимый российскими бизнесменами Кипр, седьмым — тоже родные для наших олигархов Виргинские и Британские острова. Лучше всех ситуацию с доминированием отечественных инвесторов прокомментировал в свое время зять Леонида Кучмы — влиятельный предприниматель Виктор Пинчук: «Приход российского капитала это, возможно, и обидно, однако как мы можем жить иначе, если западный капитал сюда не спешит?»

Тем не менее не исключено, что далеко не у всех российских капиталистов, имеющих активы на Украине или зависящих от украинской промышленности, после президентских выборов сохранятся хорошие перспективы для бизнеса в этой стране. Наибольшие опасения в данной связи высказываются по поводу наших металлургов и трубников.

Черная металлургия и производство труб для Украины — примерно то же самое, что для нас нефть. По сообщениям СМИ, на предвыборную кампанию Януковича работали не только его «родная» донецкая группа «Систем Капитал Менеджмент» (СКМ), но и днепропетровские родственники Кучмы («Интерпайп» — Виктор Пинчук). Обе эти группы контролируют львиную долю черной металлургии страны и вряд ли уступят ее россиянам.

Даже если победит противник Януковича, надежды наших меткомбинатов завладеть каким-либо активом тоже не слишком радужны. Правда, Ющенко заявлял, что в случае прихода к власти пересмотрит результаты приватизации «Криворожстали» (тогда победил консорциум СКМ и «Интерпайп»), которая «была украдена за одну ночь, и все, кто приобщился к этому, будут отвечать по закону». Но и в этом случае чаяния «Северстали», претендовавшей на контроль над меткомбинатом, весьма призрачны. По мнению аналитика ИК «Метрополь» Дениса Нуштаева, не исключено, что в результате демократичной процедуры приватизации «Криворожстали» она достанется зарубежным компаниям — Mittal Steel (бывшая LNM) и Arcelor. Предполагается, что Arcelor в случае победы Ющенко может пойти на повторный конкурс по «Криворожстали» уже не в альянсе с «Северсталью» как прежде, а самостоятельно.

Похоже, российским олигархам не удастся получить контроль и над титановой отраслью Украины. Виктор Вексельберг (СУАЛ) вместе с российским торговым магнатом Владимиром Воронченко («Люкс-Холдинг») пытался заполучить крымский ГАК «Титан», но в результате это предприятие создало СП с неизвестной компанией, зарегистрированной в Германии. По слухам, титановую отрасль Виктор Янукович и его бизнес-союзники договорились оставить Леониду Кучме в качестве «пенсионного бонуса».

Куда лучше выглядят перспективы «РусАла», владеющего Николаевским глиноземным заводом. По сути, кроме как Олегу Дерипаске, этот завод никому не нужен: украинская алюминиевая промышленность не развита, а конкурент «РусАла» — СУАЛ — не испытывает нужды в дополнительных объемах глинозема.

Зато очевидно, что в случае победы Януковича проблемы могут возникнуть у российских трубников. Два ключевых игрока на Украине — Харцызский трубный завод (входит в СКМ) и заводы группы «Интерпайп» — на протяжении нескольких лет весьма успешно торгуются с Россией по вопросу квот на поставки труб. Симпатия Януковича к ним очевидна, так что в случае его победы отечественным ТМК и ОМК, возможно, придется потуже затянуть пояса.

Без проколов

Что же касается машиностроителей, то политические риски для российских игроков, работающих на Украине, ничтожно малы. Здесь собирают ВАЗы, ГАЗы, УАЗы и КамАЗы, а также комбайны «Енисей» (СП «Лозовский завод комбайнов»). Как говорят эксперты, при любом президенте сборочным проектам никто не станет мешать. «Украинские власти заинтересованы в партнерстве с российскими автоконцернами. Они загружают мощности украинских заводов, что дает толчок к развитию автомобильной отрасли Украины, которая поддерживает высокие пошлины на импорт новых автомобилей и предоставляет льготы для организации сборки машин на своей территории. Это эффективная политика, и я не думаю, что она претерпит изменения после выборов», — отмечает президент НП «Объединение автопроизводителей России» Евгений Левичев.

Единственный российский производитель автомобилей на Украине, который имеет пакет акций в автомобильных активах, — входящий в «Руспромавто» ГАЗ — тоже застрахован от возможного передела собственности. ГАЗ контролирует 25% акций Кременчугского автосборочного завода. Этот пакет украинские власти отбирать явно не станут. Кременчугский завод — ключевое сборочное предприятие на Украине, выпускающее внедорожники УАЗ, включая новую модель Hunter, «Волги», «соболи», «газели» и ВАЗы.

Впрочем, активами владеют не только машиностроители, но и близкие к ним структуры. Например, «АвтоВАЗ-Инвесту» принадлежит 68% акций Запорожского алюминиевого комбината (ЗАЛК) — единственного на Украине производителя алюминия, который поставляет металл на АвтоВАЗ. Акции ЗАЛКа достались «АвтоВАЗ-Инвесту» в 2001 году по результатам продажи госпакета комбината на открытом тендере. Этим был крайне недоволен тогдашний премьер-министр «самостийной» Виктор Ющенко, который настаивал на передаче акций ЗАЛКа автозаводу «КрАЗ» (крупнейший украинский производитель грузовиков). Но «АвтоВАЗ-Инвест» отстоял свое право на ЗАЛК в Высшем арбитражном суде Украины.

Теперь есть риск, что в случае прихода к власти Ющенко захочет пересмотреть приватизацию ЗАЛКа. Вероятно, в «АвтоВАЗ-Инвесте» это понимают. Не так давно компания решила избавиться от акций комбината, вознамерившись продать их СУАЛу. По словам представителя СУАЛа Алексея Прохорова, «компания достигла с «АвтоВАЗ-Инвестом» предварительных договоренностей об участии в бизнесе ЗАЛКа, и этот комбинат интересен нам как профильный актив. Мы не считаем, что наше участие в бизнесе ЗАЛКа может быть подвержено каким-либо политическим рискам».

Впрочем, политические риски — вечная тема. Но если верить классику марксизма-ленинизма, «политика есть концентрированное выражение экономики». И самостийная Украина, экономически зависимая от России, просто не сумеет отдалиться от своего главного партнера — что называется, к гадалке не ходи.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK