18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "Россия-Сортировочная"

Архивная публикация 2009 года: "Россия-Сортировочная"

Россия намерена вывести на мировой рынок новый сорт нефти. Власти надеются с ее помощью увеличить денежные потоки в казенный кошелек.Никто не хочет продавать «Хеннесси» по цене «Белого аиста». У всякого товара есть качество, у всякого качества есть цена. Вот и российское правительство, поразмыслив, решило не продавать отличную нефть по тарифам той, что идет как «среднего качества». Для этого придется создавать и раскручивать новый бренд российского черного золота, как планируется, он появится уже к концу 2009-го — началу 2010 года и тогда же пойдет по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) на экспорт. Оговоримся сразу — это лишь планы. И, несмотря на близость сроков, их реализация пока под вопросом.
Чисто теоретически для создания еще одного экспортного бренда российской нефти есть все предпосылки. Месторождения, с которых нефть пойдет в трубу ВСТО (она и дала рабочее название новому сорту), известны, а значит, можно определить качество смеси. В «чистом», то есть новом, нефтепроводе стремящаяся на Дальний Восток нефть восточносибирских месторождений уже не будет смешиваться с тяжелой нефтью из Татарстана и, соответственно, качественно будет отличаться от URALS — самой известной российской марки. URALS образуется при смеси западносибирской Siberian Light и тяжелой сернистой нефти урало-волжской провинции.
Наши чиновники уже вовсю пиарят будущий первосортный продукт. Глава российского Минэнерго Сергей Шматко уверен, что нефть ВСТО «лучшего качества и легко позволяет себя идентифицировать». А курирующий вопросы ТЭК вице-премьер Игорь Сечин комментировал в феврале журналистам: «По физическим параметрам восточносибирская нефть самая высококачественная, ее необходимо выделить в отдельную позицию в товарном потоке».
Хвастаться представителям власти есть чем: по информации Минэнерго, предварительные характеристики нового сорта российской нефти уже подготовлены, показатель серы в ней будет на уровне 0,65—0,75%. Российская URALS относится к высокосернистым смесям, содержание серы в ней составляет 1,5—2%, а поскольку cернистость снижает стоимость нефти, то сорт ВСТО должен стоить больше URALS.
Брендовый Brent
Сложившаяся система ценообразования на нефть — давний российский комплекс. Российскому правительству не дает покоя, что цена нашей нефти определяется не биржевым путем, а путем дисконтирования эталонной цены, и главная мечта — отойти от привязки к сорту Brent.
Дело в том, что североморская смесь Brent (содержание серы — всего 0,37%) является маркерным сортом для всего европейского рынка, и от цены этой марки, условно признанной эталонной, рассчитывается дифференциал для ценообразования других нефтяных смесей, в частности URALS.
Желание российского правительства изменить сложившийся порядок ценообразования на российскую нефть вполне можно понять: нефть — один из главных бюджетообразующих ресурсов страны. Когда на рынке еще царило благополучие — а именно в июне 2007 года, — бывший в то время министром экономического развития и торговли Герман Греф озвучил потери нашей экономики и бюджетов разных уровней от разницы в цене Brent и URALS — $4 млрд. И это самая скромная оценка, оговаривался он.
Аналитики указывают на более масштабные потери. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2008 году экспорт нефти из РФ составил 221,6 млн тонн, из которых в дальнее зарубежье было экспортировано 204,9 млн тонн нефти, что составляет 1,5 млрд баррелей. «Применяя средний дисконт между ценами на нефть марки Brent и URALS в 2008 году — $3,17 за баррель, приходим к оценке упущенной выгоды в размере $4,5 млрд в год», — приводит расчеты старший аналитик УК «Эверест Эссет Менеджмент» Софья Рагулина. А если при расчете экспортной пошлины на нефть в качестве базовой цены использовать стоимость нефти марки Brent вместо URALS, это приводит к увеличению экспортной пошлины на $2 млрд в год. Таким образом, резюмирует Рагулина, суммарно бюджет РФ и нефтяные компании, по самым грубым подсчетам, недополучили порядка $6,5 млрд в год.
С падением цен на нефть стала сокращаться и разница в расценках: если в середине 2008 года дельта между ценами на нефть марки Brent и URALS составляла порядка $4 за баррель, то к началу 2009 года цены на нефть марки URALS были ниже цены на Brent в среднем лишь на $0,9 за баррель. По мнению Рагулиной, дисконт в $1 выглядит разумным и объясняется различием по химическому составу между URALS и Brent.
Однако при росте нефтяных цен дисконт вновь может вырасти. Потому российские власти и торопятся оторваться от привязки к Brent.
Причем для этого есть все основания: запасы Brent истощаются, объемы ее поставок падают, это приводит к искажениям при определении цены как самой смеси, так и других марок нефти. Россия же занимает попеременно то первое, то второе место по объему экспорта нефти в мире и желает иметь свой маркерный сорт, цена которого определялась бы путем биржевых торгов. Дескать, не понятно, почему расценки на большое количество нашей нефти должны строиться на основе исчезающего сорта Brent.
REBCO не выросла
Siberian Light (сернистость — 0,58—0,6%), близкая по качеству к высококачественной Brent, поставляется на экспорт цистернами, но в небольших объемах, в трубе же она пока неизменно смешивается с тяжелой татарской нефтью и становится URALS. Проблему общих потерь можно решить исключением из трубы высокосернистой татарской нефти, но для этого необходимо организовать ее переработку в России. С этой целью уже строится Нижнекамский НПЗ, но вопрос между тем пока не решен.
Большие надежды возлагались российским правительством на REBCO (Russian Export Blend Crude Oil) как на новый сорт, не имеющий исторической привязки к Brent. Фьючерсы на новый сорт с поставкой в Приморске начали торговаться в 2006 году на NYMEX (Нью-Йоркская товарная биржа). Однако и эти надежды не оправдались, одна из причин — по качеству смесь REBCO фактически близка URALS, и покупать ее дороже потребителям резона нет.
Российское правительство в перспективе намеревалось перевести торговлю фьючерсами на REBCO на недавно созданную Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу (СПТСБ), надеясь в том числе сократить ценовой дисконт. Вообще, создавая эту биржу, власти руководствовались несколькими целями. Первая, она же основная, — перемещение мировых центров ценообразования на российские природные ресурсы на территорию РФ. То, что наша страна хочет продавать нефть за рубли, — давно не секрет, оттуда и разговоры о перспективе рубля как еще одной мировой валюты.
Вторая цель России — создание системы, исключающей спекулятивную торговлю фьючерсами на нефть, объемы торгов на питерской бирже, по мнению российской стороны, должны соответствовать физическим поставкам. Третье — новая система торговли нефтью должна позволить странам-экспортерам вводить новые торгуемые на бирже марки нефти.
В середине марта 2009 года в Вене в кулуарах сессии ОПЕК Игорь Сечин заявил журналистам, что создаваемая Россией СПТСБ может быть включена в новую мировую систему биржевой торговли нефтью. При этом он подчеркнул, что Россия готова сотрудничать с различными действующими мировыми биржевыми площадками, в том числе с NYMEX, но в то же время она сторонница создания новых торговых площадок.
Но тогда же Сечин отметил, что марка REBCO является собственностью NYMEX и ее представительств, и это замечание было крайне важным. Дело в том, что ранее планировалось вхождение NYMEX в число учредителей СПТСБ. Тогда же оговаривалось, что торговля фьючерсами REBCO с поставкой через Приморск будет перенесена из NYMEX в Санкт-Петербург. Однако участие в учреждении новой биржи NYMEX устраивало не всех и не во всем. Так, в свое время вице-спикер Госдумы, председатель биржевого совета НП «Межрегиональная биржа нефтегазового общества» Валерий Язев утверждал: в этом случае контроль со стороны правительства РФ будет практически исключен, а расчеты начнут проводиться в иностранной валюте. В итоге Санкт-Петербургская биржа была учреждена в апреле 2008 года без участия NYMEX. Сейчас на ней идут торги нефтепродуктами — бензином, авиационным керосином и дизельным топливом, в конце марта и в начале апреля этого года на биржу вышли такие крупные компании, как «Роснефть» и ТНК-BP. Предполагается, что через несколько месяцев начнутся торги и сырой нефтью.
Надежда на ВСТО
Но если бренд REBCO принадлежит NYMEX и ее представительствам и при этом Нью-Йоркская биржа была исключена из числа учредителей в окончательном варианте, вполне можно предположить, что место REBCO в качестве маркерного сорта может занять новый бренд ВСТО. По словам начальника департамента ТЭК Минэнерго Валерия Караганова, данный сорт, скорее всего, будет торговаться на Международной Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже: «Цена будет выше URALS, это однозначно».
Аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин считает, что при создании нового бренда для этой нефти ее цена может оказаться где-то посередине между Brent и URALS. Но, по его мнению, для того, чтобы новый сорт нефти оказался по качеству выше URALS, потребуется дополнительная очистка этой нефти от примесей на месторождении. Кроме того, по его мнению, для организации торгов нефтью на Санкт-Петербургской бирже нельзя ограничиваться только новым сортом, нужно торговать и URALS, потому что на нее приходится основной объем российской добычи.
«Вполне законно желание производителей нефти разделить сбыт. Блины соседа хуже, а значит, и дешевле. Зачем портить то, что заранее лучше? Поэтому техническая возможность поставки более качественной нефти ставит вопрос об ее отдельном котировании, — рассуждает аналитик ИА «РосФинКом» Андрей Кочетков. — Однако объемы поставок из РФ несравнимы с экспортно-импортными оборотами в Северной Америке или на Лондонской Межконтинентальной бирже. Поэтому попытки застолбить для отдельного сорта отдельную биржу и привлечь к нему спекулятивный интерес, достаточно наивны. Потребитель не захочет платить больше за менее качественный товар, хотя вполне будет готов заплатить лишнюю копейку за ВСТО, если этот сорт будет лучше URALS». А для этого, резюмирует Кочетков, создание биржи ни к чему: скажем, сорт Extra Arab Light давно торгуется с премией относительно Brent и без организации отдельной биржи, для этого достаточно признания того, что этот сорт нефти лучше по потребительским качествам.
Кроме того, отмечает эксперт, часто котировки определяются объемами торгов. Наличие крупных игроков в Лондоне и Нью-Йорке позволяет спекулировать на Brent и WTI. Вряд ли в России спекуляции будут столь же масштабными, чтобы перетянуть на себя интерес международных игроков, а значит, по контрактам будет вестись вялая торговля, обусловленная реальным спросом и ситуацией на мировом рынке.
Самая главная проблема, признают аналитики и сами чиновники, это раскрутка нового бренда на мировой арене, чтобы он был узнаваем и востребован трейдерами. Ведь вывод любого нового товара на рынок требует серьезных усилий, а нефть не мыло, ее рекламу не будешь крутить по ТВ в прайм-тайм.
Удастся ли российским властям преодолеть инерцию сложившейся годами мировой системы ценообразования на нефть и будет ли качество восточносибирской нефти стабильно высоким, мы скоро увидим — внедрение нового сорта черного золота не за горами. По крайней мере, согласно планам. Но уже сейчас ясно: попыток решить проблему нерыночного ценообразования на свои ресурсы российские власти не оставят, и вывод новых сортов нефти, не обремененных привязкой к Brent, все еще входит в их планы.

Россия намерена вывести на мировой рынок новый сорт нефти. Власти надеются с ее помощью увеличить денежные потоки в казенный кошелек.Никто не хочет продавать «Хеннесси» по цене «Белого аиста». У всякого товара есть качество, у всякого качества есть цена. Вот и российское правительство, поразмыслив, решило не продавать отличную нефть по тарифам той, что идет как «среднего качества». Для этого придется создавать и раскручивать новый бренд российского черного золота, как планируется, он появится уже к концу 2009-го — началу 2010 года и тогда же пойдет по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) на экспорт. Оговоримся сразу — это лишь планы. И, несмотря на близость сроков, их реализация пока под вопросом.
Чисто теоретически для создания еще одного экспортного бренда российской нефти есть все предпосылки. Месторождения, с которых нефть пойдет в трубу ВСТО (она и дала рабочее название новому сорту), известны, а значит, можно определить качество смеси. В «чистом», то есть новом, нефтепроводе стремящаяся на Дальний Восток нефть восточносибирских месторождений уже не будет смешиваться с тяжелой нефтью из Татарстана и, соответственно, качественно будет отличаться от URALS — самой известной российской марки. URALS образуется при смеси западносибирской Siberian Light и тяжелой сернистой нефти урало-волжской провинции.
Наши чиновники уже вовсю пиарят будущий первосортный продукт. Глава российского Минэнерго Сергей Шматко уверен, что нефть ВСТО «лучшего качества и легко позволяет себя идентифицировать». А курирующий вопросы ТЭК вице-премьер Игорь Сечин комментировал в феврале журналистам: «По физическим параметрам восточносибирская нефть самая высококачественная, ее необходимо выделить в отдельную позицию в товарном потоке».
Хвастаться представителям власти есть чем: по информации Минэнерго, предварительные характеристики нового сорта российской нефти уже подготовлены, показатель серы в ней будет на уровне 0,65—0,75%. Российская URALS относится к высокосернистым смесям, содержание серы в ней составляет 1,5—2%, а поскольку cернистость снижает стоимость нефти, то сорт ВСТО должен стоить больше URALS.
Брендовый Brent

Сложившаяся система ценообразования на нефть — давний российский комплекс. Российскому правительству не дает покоя, что цена нашей нефти определяется не биржевым путем, а путем дисконтирования эталонной цены, и главная мечта — отойти от привязки к сорту Brent.
Дело в том, что североморская смесь Brent (содержание серы — всего 0,37%) является маркерным сортом для всего европейского рынка, и от цены этой марки, условно признанной эталонной, рассчитывается дифференциал для ценообразования других нефтяных смесей, в частности URALS.
Желание российского правительства изменить сложившийся порядок ценообразования на российскую нефть вполне можно понять: нефть — один из главных бюджетообразующих ресурсов страны. Когда на рынке еще царило благополучие — а именно в июне 2007 года, — бывший в то время министром экономического развития и торговли Герман Греф озвучил потери нашей экономики и бюджетов разных уровней от разницы в цене Brent и URALS — $4 млрд. И это самая скромная оценка, оговаривался он.
Аналитики указывают на более масштабные потери. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2008 году экспорт нефти из РФ составил 221,6 млн тонн, из которых в дальнее зарубежье было экспортировано 204,9 млн тонн нефти, что составляет 1,5 млрд баррелей. «Применяя средний дисконт между ценами на нефть марки Brent и URALS в 2008 году — $3,17 за баррель, приходим к оценке упущенной выгоды в размере $4,5 млрд в год», — приводит расчеты старший аналитик УК «Эверест Эссет Менеджмент» Софья Рагулина. А если при расчете экспортной пошлины на нефть в качестве базовой цены использовать стоимость нефти марки Brent вместо URALS, это приводит к увеличению экспортной пошлины на $2 млрд в год. Таким образом, резюмирует Рагулина, суммарно бюджет РФ и нефтяные компании, по самым грубым подсчетам, недополучили порядка $6,5 млрд в год.
С падением цен на нефть стала сокращаться и разница в расценках: если в середине 2008 года дельта между ценами на нефть марки Brent и URALS составляла порядка $4 за баррель, то к началу 2009 года цены на нефть марки URALS были ниже цены на Brent в среднем лишь на $0,9 за баррель. По мнению Рагулиной, дисконт в $1 выглядит разумным и объясняется различием по химическому составу между URALS и Brent.
Однако при росте нефтяных цен дисконт вновь может вырасти. Потому российские власти и торопятся оторваться от привязки к Brent.
Причем для этого есть все основания: запасы Brent истощаются, объемы ее поставок падают, это приводит к искажениям при определении цены как самой смеси, так и других марок нефти. Россия же занимает попеременно то первое, то второе место по объему экспорта нефти в мире и желает иметь свой маркерный сорт, цена которого определялась бы путем биржевых торгов. Дескать, не понятно, почему расценки на большое количество нашей нефти должны строиться на основе исчезающего сорта Brent.
REBCO не выросла

Siberian Light (сернистость — 0,58—0,6%), близкая по качеству к высококачественной Brent, поставляется на экспорт цистернами, но в небольших объемах, в трубе же она пока неизменно смешивается с тяжелой татарской нефтью и становится URALS. Проблему общих потерь можно решить исключением из трубы высокосернистой татарской нефти, но для этого необходимо организовать ее переработку в России. С этой целью уже строится Нижнекамский НПЗ, но вопрос между тем пока не решен.
Большие надежды возлагались российским правительством на REBCO (Russian Export Blend Crude Oil) как на новый сорт, не имеющий исторической привязки к Brent. Фьючерсы на новый сорт с поставкой в Приморске начали торговаться в 2006 году на NYMEX (Нью-Йоркская товарная биржа). Однако и эти надежды не оправдались, одна из причин — по качеству смесь REBCO фактически близка URALS, и покупать ее дороже потребителям резона нет.
Российское правительство в перспективе намеревалось перевести торговлю фьючерсами на REBCO на недавно созданную Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу (СПТСБ), надеясь в том числе сократить ценовой дисконт. Вообще, создавая эту биржу, власти руководствовались несколькими целями. Первая, она же основная, — перемещение мировых центров ценообразования на российские природные ресурсы на территорию РФ. То, что наша страна хочет продавать нефть за рубли, — давно не секрет, оттуда и разговоры о перспективе рубля как еще одной мировой валюты.
Вторая цель России — создание системы, исключающей спекулятивную торговлю фьючерсами на нефть, объемы торгов на питерской бирже, по мнению российской стороны, должны соответствовать физическим поставкам. Третье — новая система торговли нефтью должна позволить странам-экспортерам вводить новые торгуемые на бирже марки нефти.
В середине марта 2009 года в Вене в кулуарах сессии ОПЕК Игорь Сечин заявил журналистам, что создаваемая Россией СПТСБ может быть включена в новую мировую систему биржевой торговли нефтью. При этом он подчеркнул, что Россия готова сотрудничать с различными действующими мировыми биржевыми площадками, в том числе с NYMEX, но в то же время она сторонница создания новых торговых площадок.
Но тогда же Сечин отметил, что марка REBCO является собственностью NYMEX и ее представительств, и это замечание было крайне важным. Дело в том, что ранее планировалось вхождение NYMEX в число учредителей СПТСБ. Тогда же оговаривалось, что торговля фьючерсами REBCO с поставкой через Приморск будет перенесена из NYMEX в Санкт-Петербург. Однако участие в учреждении новой биржи NYMEX устраивало не всех и не во всем. Так, в свое время вице-спикер Госдумы, председатель биржевого совета НП «Межрегиональная биржа нефтегазового общества» Валерий Язев утверждал: в этом случае контроль со стороны правительства РФ будет практически исключен, а расчеты начнут проводиться в иностранной валюте. В итоге Санкт-Петербургская биржа была учреждена в апреле 2008 года без участия NYMEX. Сейчас на ней идут торги нефтепродуктами — бензином, авиационным керосином и дизельным топливом, в конце марта и в начале апреля этого года на биржу вышли такие крупные компании, как «Роснефть» и ТНК-BP. Предполагается, что через несколько месяцев начнутся торги и сырой нефтью.
Надежда на ВСТО

Но если бренд REBCO принадлежит NYMEX и ее представительствам и при этом Нью-Йоркская биржа была исключена из числа учредителей в окончательном варианте, вполне можно предположить, что место REBCO в качестве маркерного сорта может занять новый бренд ВСТО. По словам начальника департамента ТЭК Минэнерго Валерия Караганова, данный сорт, скорее всего, будет торговаться на Международной Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже: «Цена будет выше URALS, это однозначно».
Аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин считает, что при создании нового бренда для этой нефти ее цена может оказаться где-то посередине между Brent и URALS. Но, по его мнению, для того, чтобы новый сорт нефти оказался по качеству выше URALS, потребуется дополнительная очистка этой нефти от примесей на месторождении. Кроме того, по его мнению, для организации торгов нефтью на Санкт-Петербургской бирже нельзя ограничиваться только новым сортом, нужно торговать и URALS, потому что на нее приходится основной объем российской добычи.
«Вполне законно желание производителей нефти разделить сбыт. Блины соседа хуже, а значит, и дешевле. Зачем портить то, что заранее лучше? Поэтому техническая возможность поставки более качественной нефти ставит вопрос об ее отдельном котировании, — рассуждает аналитик ИА «РосФинКом» Андрей Кочетков. — Однако объемы поставок из РФ несравнимы с экспортно-импортными оборотами в Северной Америке или на Лондонской Межконтинентальной бирже. Поэтому попытки застолбить для отдельного сорта отдельную биржу и привлечь к нему спекулятивный интерес, достаточно наивны. Потребитель не захочет платить больше за менее качественный товар, хотя вполне будет готов заплатить лишнюю копейку за ВСТО, если этот сорт будет лучше URALS». А для этого, резюмирует Кочетков, создание биржи ни к чему: скажем, сорт Extra Arab Light давно торгуется с премией относительно Brent и без организации отдельной биржи, для этого достаточно признания того, что этот сорт нефти лучше по потребительским качествам.
Кроме того, отмечает эксперт, часто котировки определяются объемами торгов. Наличие крупных игроков в Лондоне и Нью-Йорке позволяет спекулировать на Brent и WTI. Вряд ли в России спекуляции будут столь же масштабными, чтобы перетянуть на себя интерес международных игроков, а значит, по контрактам будет вестись вялая торговля, обусловленная реальным спросом и ситуацией на мировом рынке.
Самая главная проблема, признают аналитики и сами чиновники, это раскрутка нового бренда на мировой арене, чтобы он был узнаваем и востребован трейдерами. Ведь вывод любого нового товара на рынок требует серьезных усилий, а нефть не мыло, ее рекламу не будешь крутить по ТВ в прайм-тайм.
Удастся ли российским властям преодолеть инерцию сложившейся годами мировой системы ценообразования на нефть и будет ли качество восточносибирской нефти стабильно высоким, мы скоро увидим — внедрение нового сорта черного золота не за горами. По крайней мере, согласно планам. Но уже сейчас ясно: попыток решить проблему нерыночного ценообразования на свои ресурсы российские власти не оставят, и вывод новых сортов нефти, не обремененных привязкой к Brent, все еще входит в их планы.

График 1

Изменение экспортных цен РФ и мировых цен на нефть ($ за тонну)

-Средняя экспортная цена РФСредняя мировая цена на нефть марки URALS
2008 год
Январь 613,9653
Февраль617669,1
Март662,9728,4
Апрель697,5768,8
Май764,6866,9
Июнь833,8932,6
Июль887,4946,9
Август815,5814,7
Сентябрь702,8708,1
Октябрь600,3514,5
Ноябрь442,1373
Декабрь325,8286,3
2009год
Январь 291,8312,4
Источник: Росстат.

Таблица 1

Добыча нефти в РФ и ведущих странах-экспортерах нефти* (тыс. баррелей в день)

-Январь 2009 года2008 год Декабрь2008 год Ноябрь
Россия 966296969367
Страны ОПЕК: всего**29 54430 50331 065
из них:
Ирак238323772358
Саудовская Аравия799283158747
Без газового конденсата.
** Данные из публикации ОПЕК Market indicators as at end:January-2009.
Источник: Росстат.


Лучше — значит дороже

Мировая практика разделяет нефть на типичные сорта согласно территориальному происхождению сырья. По состоянию на начало мая 2003 года база данных по химии нефти включала около 11 тыс. записей по всем основным нефтеносным бассейнам мира, в том числе 5282 записи по месторождениям России.
Самые известные обывателю мировые сорта — британская Brent, добываемая на месторождениях Северного моря, и американская WTI (West Texas Intermediate Crude).
Россия в настоящее время имеет четыре экспортируемых сорта нефти. Самый известный из них — URALS, более качественная нефть с проекта Сахалин-2, экспортируемая через хабаровский порт Де-Кастри носит название Sokol, а в 2006 году Россия вывела на рынок еще один бренд нефти — REBCO (Russian Export Blend Crude Oil), для нефти, поставляемой через порт Приморск.
Помимо рыночных факторов цена того или иного сорта нефти зависит от качества, а качество нефти характеризуется тремя основными параметрами — плотностью, содержанием серы и фракционным составом, которые различаются от скважины к скважине. В зависимости от сочетания этих параметров сорта нефти делятся на тяжелые и легкие. Из легкой нефти можно получить большее количество бензина, она требует меньших затрат при перевозке и переработке, тяжелая нефть дает больше мазута, меньше светлых нефтепродуктов и, соответственно, требует больших затрат при переработке. Впрочем, иногда бывает и так, что тяжелые сорта становятся дороже эталонного Brent, поскольку локально растет спрос на них. В частности, национальная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco (крупнейшая нефтяная компания мира по показателю добычи нефти и размеру нефтяных запасов) устанавливала премию на тяжелые сорта по сравнению с Brent в марте этого года.

График 2

Сернистость разных сортов нефти (%)

Brent 0,37
Siberian Light 0,58
Нефть ВСТО 0,65-0,75
URALS 1,5-2
Источник: данные "Профиля".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».