Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "РОССИЙСКАЯ НЕФТЬ: НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО"

Бизнес НК из России в Центральной и Восточной Европе идет с переменным успехомЭНЕРГЕТИКА
Это было воспринято как историческое свершение, знак того, что Россия больше не враг, которого надо опасаться, а инвестор, с которым надо быть обходительным. В апреле 2002 года крупная российская нефтяная компания «ЛУКойл» в консорциуме с лондонским партнером Rotch Energy участвовала в аукционе по покупке польского государственного нефтеперерабатывающего завода в Гданьске. 300 бензозаправочных станций Гданьского НПЗ обслуживают 17% польского рынка. Его мощности должны были перерабатывать российскую нефть, а подсластить эту горькую пилюлю планировалось заказами для ветшающей гданьской верфи на ремонт старых и строительство новых танкеров для «ЛУКойла». Перед лицом серьезной проблемы безработицы польское правительство в июле дало отмашку. «Мы готовы к сделке с Россией», — заявил польский премьер-министр Лешек Миллер (Leszek Miller) в интервью Polske Radio.
С той поры миновало полгода, но сделка так и не заключена. НПЗ не продан, а шансы НК «ЛУКойл» тают на глазах. Националистически настроенная пресса посеяла зерна сомнения среди политической элиты, уверив варшавских политиков в том, что такая сделка ставит под угрозу энергетическую безопасность Польши. Польское правительство пошло на попятную и отчаянно ищет другого покупателя. «Нас беспокоит возможное влияние, которое может в результате этого приобрести Россия, — говорит бывший министр обороны Польши Януш Онышкевич (Janusz Onyszkiewicz), ныне консультант в Konrad Adenauer Foundation, немецком аналитическом центре. — В отношениях между Россией и Польшей по-прежнему ощущается дефицит доверия».
Центральная и Восточная Европа — естественный рынок для крупнейших российских производителей, в особенности для идущих в гору российских нефтяных гигантов. Однако их бизнес протекает в регионе с переменным успехом. И воспоминания о диктате Советского Союза не единственная тому причина. Польша, Венгрия и Чехия готовятся к интеграции в ЕС и стремятся расширить свои связи с западными инвесторами.
Это означает практическое вытеснение России на периферийные рынки, например украинский и болгарский. В прошлом году единственной значительной победой российских производителей стало приобретение ЮКОСом, второй по величине российской нефтяной компанией, контрольного пакета акций литовского НПЗ «Мажейки-Нафта» за $150 млн. Секрет успеха — в тонком политическом подходе. Бывший министр иностранных дел Великобритании Дэвид Оуэн (David Owen), глава международного подразделения ЮКОСа, лично встречался с президентом Литвы Валдасом Адамкусом (Valdas Adamkus) (по результатам состоявшихся 5 января 2003 года выборов не переизбран на новый срок. — «Профиль») и убеждал его в том, что ЮКОС — это прозрачный, ориентированный на прибыль стратегический инвестор. «Им не хотелось передавать завод в руки российского собственника без полной уверенности в том, что бояться нечего», — говорит Оуэн, давший согласие участвовать в работе наблюдательного совета нефтеперерабатывающего завода. Теперь ЮКОС планирует создание сети заправочных станций по всей Прибалтике.
В других странах тоже есть некоторые опасения, ну и кое-какой личный интерес, конечно. Компания «ЛУКойл» пыталась купить контрольный пакет Гданьского НПЗ с апреля. Все выглядело самым естественным образом. Стесненное в средствах польское правительство очень нуждалось в богатом инвесторе, чтобы реконструировать устаревший завод, дающий мизерную прибыль. Крупные западные нефтяные компании уже создали свои нефтеперерабатывающие сети, поэтому в конкурсе не участвовали. Кроме того, в «ЛУКойле» обещали увеличить объем производства на 40%, до 6 млн. тонн в год, и реконструировать завод в соответствии с новыми жесткими экологическими нормами. Интерес «ЛУКойла» вызывала на только собственная сеть АЗС НПЗ, но и его близость к балтийскому порту. И хотя предложение «ЛУКойла» вызвало обеспокоенность профсоюзов на предприятии, никаких выступлений против сделки с их стороны не ожидалось. В качестве жеста доброй воли НК «ЛУКойл» обещала организовать закупки Россией продукции сельского хозяйства Польши на $500 млн. ежегодно.
Потом начались возражения. Самые серьезные, по мнению представителей польской нефтяной промышленности и правительственных источников, поступили со стороны польской компании PKN Orlen, занимающей господствующее положение на польском рынке (2500 заправочных станций и 60% внутреннего рынка бензина) и располагающей серьезными связями в варшавском политическом истеблишменте. Появись на рынке другой крупный игрок, и прибыли Orlen оказались бы под угрозой. На многочисленные просьбы прокомментировать ситуацию в Orlen не ответили. Однако генеральный директор Orlen отметил в интервью местной газете, что его компания хочет быть двигателем консолидации в Центральной Европе.
Звезда «ЛУКойла» закатилась, когда сделка превратилась в барометр отношения польского общества к России. Польская газета Rzeczpospolita опубликовала данные опроса, согласно которому 51% опрошенных считают, что инвестиции крупных российских компаний не соответствуют национальным интересам Польши. После горькой неудачи с «ЛУКойлом» для новой попытки приобрести завод Rotch Energy решила объединиться с Orlen. Спор шел о «стратегии», говорит генеральный директор Rotch Energy Кейван Рахимиан (Keyvan Rahimian), отказываясь комментировать подробнее. «Польское правительство не оказывало на нас никакого давления вообще», — добавляет он. Малгожата Островска (Malgorzata Ostrowska), заместитель министра торговли Польши, чей департамент изначально дал «добро» на сделку с консорциумом «ЛУКойл»-Rotch, утверждает, что они будут и в дальнейшем поддерживать российские компании, которые намерены приобрести польские активы.
Потерпевшая неудачу НК «ЛУКойл» утверждает, что все еще заинтересована в НПЗ и готовит новые предложения. У компании есть один серьезный аргумент: получив контроль над Гданьским НПЗ, Orlen будет контролировать 75% польского бензинового рынка. Такая перспектива не устраивает владельцев независимых заправок. «Для польской нефтяной промышленности нет лучших стратегических партнеров, чем россияне», — считает Феликс Яскевич (Feliks Jaskiewicz), президент гданьского консорциума бензозаправочных станций. Еще один вариант — вступление в борьбу за НПЗ ЮКОСа.
Часть клиентов Orlen были бы только рады российскому инвестору в Гданьске, потому что это расширило бы возможности выбора на рынке, а конкуренция помогла бы удержать цены на заправках. «Не скажу, что очень люблю русских, но бизнес есть бизнес», — говорит варшавский таксист Войцех Михалик (Wojciech Michalik), заправляя свой седан BMW на станции Orlen. Это прагматичный подход, которого, пожалуй, так не хватает польскому правительству.

РОССИЙСКИЕ НЕФТЯНЫЕ ГИГАНТЫ ПОСТЕПЕННО ПРОДВИГАЮТСЯ НА ЗАПАД

ПОКУПАТЕЛЬСТРАНАНПЗЦЕНА (млн.)ГОД
«ЛУКойл»Румыния«Петротел»$3001998
«ЛУКойл»БолгарияБургас$5091999
«ЛУКойл»УкраинаОдесса$491999
ТНКУкраина«Линос»$702000
ЮКОСЛитваМажейки$1502002

ПОЛ СТАРОБИН(PAUL STAROBIN),БОГДАН ТУРЕК(BOGDAB TUREK) в Варшаве и материалы бюро.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK