25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Роуминг в Крыжополе"

Архивная публикация 2003 года: "Роуминг в Крыжополе"

До конца года российский рынок сотовой связи будет окончательно поделен между федеральными операторами "большой тройки". А по числу "мобилизованных" абонентов провинция втрое обгонит столицу.Количество сотовых абонентов в России вплотную приближается к числу людей, имеющих дома стационарный телефон. В настоящий момент чуть более 20% россиян (или 30,8 млн.) являются абонентами сотовой связи (проводных телефонов -- около 33 млн.). Оставшиеся 80%, включая младенцев и старцев, служат потенциальной добычей кого-нибудь из трех федеральных операторов. В деньгах это ежегодный оборот в $4,1 млрд.
Ваш баланс на исходе

Крестовый поход федеральных сотовиков в регионы начался еще два года назад, и уже к середине 2002 года число региональных абонентов впервые превысило число московских.
Оксана Панкратова, консультант аналитической компании J'son & Partners:
"Сегодня региональная (с учетом Питера) абонентская база превышает московскую практически в два раза (20,3 млн. абонентов против 10,5 млн.). Темпы роста региональной абонентской базы в 2003 году также в два раза быстрее, чем в Московской лицензионной зоне -- 86% против 44%. Если дело так пойдет и дальше, число региональных абонентов к концу 2004 года превысит число московских абонентов в три раза".
В настоящий момент расклад сил в регионах таков: "МегаФон" имеет лицензии на все 89 субъектов РФ (реально работает в 40 регионах), у "ВымпелКома" -- 74 лицензионных региона (работает в 47), у МТС -- 73 региона (работает в 56).
В общей сложности операторами "большой тройки" в 2002--2003 годах было совершено приобретений на сумму свыше $600 млн. И лихорадочная скупка продолжается.
Вадим Котиков, аналитик по телекоммуникациям инвестиционной группы "Атон":
"Привлекательность региональных инвестиций -- в их высокой рентабельности. Лучшим подтверждением этого тезиса служит пример "ВымпелКома". Компания, в основном строившая региональные сети с нуля, выйдя на уровень безубыточности в регионах в III квартале прошлого года, во втором квартале нынешнего уже показала рентабельность работы в регионах на уровне 36% -- это сравнимо с показателями европейских операторов".
В общем, если в начале региональных баталий федеральные операторы рассматривали освоение провинций как долгосрочный инвестиционный проект, то спустя всего-то два года оказалось, что деньги уже "на пороге" и надо спешить их взять.
Антон Погребинский, партнер аналитической компании Advanced Communications & Media:
"К концу нынешнего года захват регионального рынка закончится. На следующий год останутся лишь крохи от большого пирога".
Скупай и властвуй!

Основными участниками экспансии были и остаются компании "ВымпелКом" и МТС -- они контролируют 67% регионального рынка.
МТС пока лидирует -- по данным компании J'son & Partners, на начало октября компания занимала 38% рынка России (всего 11 млн. 540 тыс. абонентов, из которых лишь 4 млн. 650 тыс. -- москвичи). Лидерство было обеспечено во многом благодаря тому, что МТС раньше всех начала строить сотовые сети за пределами МКАД (еще в 2001 году). Под контроль компании попали абоненты Сибири, Поволжья и весь Дальний Восток.
Тактика МТС определилась практически сразу же после начала экспансии -- это скупка существующих компаний. Среди наиболее крупных и значимых приобретений компании стоит отметить покупку акций "Примтелефона" (а значит, и лицензию на весь Дальний Восток), приобретение операторов--лидеров Поволжья и Сибири ("ТАИФ-Телком", "СибЧелендж", "Томская сотовая связь").
Помимо скупки на местах МТС применяет и другие, довольно агрессивные методы завоевания рынков. В июне нынешнего года первый заместитель генерального директора "ВымпелКома" Николай Прянишников обратился в Министерство по антимонопольной политике с просьбой разобраться с нерыночными методами конкуренции МТС в Краснодарском крае. Суть претензий сводится к тому, что Кубань GSM (приобретение МТС) завышает стоимость звонков со своих телефонов абонентам "Би Лайна" и "МегаФона" в два раза, вынуждая их тем самым менять тариф и оператора. Карающих санкций пока не последовало.
Тактика МТС вызывает ряд нареканий и с точки зрения рынка. Конечно, покупка конкурентов радикально сказывается на увеличении абонентской базы, но такой путь (вхождение в состав акционеров через покупку крупных пакетов акций) существенно замедляет процесс внедрения новых маркетинговых инициатив -- все решения надо проводить через тугодумный совет директоров каждой из приобретенных компаний.
В общем, расшевелить эту махину довольно сложно -- по набору тарифных планов, различных завлекательных акций региональные филиалы МТС зачастую отстают от столичного. Для примера: в августе 2003 года МТС приобрела 100% красноярского оператора "Сибчелендж", однако смена тарифной сетки ожидается не ранее 2004 года.
Демпинг-контроль

Компания "ВымпелКом" продолжает активно развиваться в регионах не за счет покупки существующих компаний, а путем строительства своих собственных сетей. Сегодня на тарифные планы "Би Лайна" подключены 30% всех "мобилизованных" россиян (9 млн. 260 тыс. абонентов, из которых 5 млн. 60 тыс. -- жители столичного региона).
Лишь в крайних случаях, когда свободных частот в том или ином регионе просто не было, компания покупала местных лидеров (к примеру, оператора "Экстел-Телеком" в Калининграде).
В большинстве же случаев оператор строил сеть с нуля, завоевывая абонента за счет более привлекательных pre-paid (предоплаченных) продуктов типа "Би+". Дело доходило до жесткого демпинга (1 цент за минуту), введения услуги роуминга без гарантийного взноса (раньше для этого надо было заморозить на счете от $50) и прочих убедительных аргументов, которые местным операторам просто не по силам.
Как правило, соблазнив абонентов при помощи аттракциона неслыханной щедрости, оператор прекращает демпинг и выводит на рынок обычные продукты. В Красноярске, например, в 2002 году "ВымпелКом" при вхождении на рынок продавал контракты с бесплатной связью на срок действия этой замечательной акции (две недели). Сейчас там действуют три тарифа: "Прайм", "Классический" и "Би+Тайм". От федеральных аналогов они не отличаются.
Среди успешных ходов компании за 2003 год можно отметить запуск сети в Санкт-Петербурге, выход в лидеры Сибирского укрупненного региона, успешное развитие в Новосибирске и полное подключение всех регионов Центрального региона (у конкурентов здесь все еще есть "дырки" в покрытии), завершившееся открытием сети в Тамбове в октябре 2003 года.
Местные отступают, но не сдаются

Несмотря на превосходящие силы противника, некоторые региональные операторы до сих пор успешно противостоят федералам.
Основное поле региональных битв -- Санкт-Петербург. На конец августа сотовое проникновение в Петербурге и области составляло 48% (3 млн. абонентов) -- второе место после Московской лицензионной зоны (58%).
Конкуренцию, реально начавшуюся после прихода компании МТС в декабре 2001 года (сейчас она занимает 34% рынка, год назад -- 36%), подстегнул выход "ВымпелКома" в апреле нынешнего года (сейчас -- 4% рынка). Компания за считанные месяцы собрала 30% новых подключений -- в два раза больше, чем ожидали аналитики. Без демпинга дело и здесь не обошлось -- новичков подкупил тариф "Би+Хит" ($0,1 за минуту внутри сети плюс бесплатные входящие со всех сотовых сетей Петербурга).
Рассуждая о мобильном будущем Питера, аналитики предрекают, что "МегаФон" сохранит доминирующее положение на тамошнем рынке (разве что его доля упадет с 56% до 50%). Доля МТС будет сравнительно стабильной из-за сильной конкуренции и не очень качественной связи, а "ВымпелКому" достанется 10% рынка. Прочие питерские операторы, занимающие незначительные доли рынка -- "Дельта-Телеком" (4%), For a Cummunications (1,5%), "Петросвязь" (0,5%), -- вряд ли исчезнут с карты Питера, но их удел -- либо несколько постоянных корпоративных клиентов, либо связь нового поколения (см. справку).
Что касается прочих рынков с высоким уровнем конкуренции, то далее в пример можно привести Поволжье. Региональный оператор СМАРТС явно настраивается на длительную оборону -- абонентская база в 974 тыс. человек позволяет компании чувствовать себя спокойно на 16 лицензионных территориях. Но вечно это спокойствие не продлится.
Наиболее активным конкурентом СМАРТС является "ВымпелКом" -- оператор активно вводит новые тарифы и проводит маркетинговые акции. К примеру, недавно прошла акция "Супербартер" под девизом: "Обменяй любую SIM-карту другого GSM-оператора на новую, подключенную к "Би Лайн GSM", и получи $5--10 на счет". Эффект от этой и подобных акций существен -- "Би Лайн--Самара" получила 23% местного рынка примерно за год.
Разбивает сладкую парочку конкурентов "МегаФон" (оператор действует через местную компанию МСС-Поволжье), который пришел одним из первых (45% рынка). Последний охотник за головами самарских абонентов -- МТС -- пока отстает: получив лицензию этой весной, компания еще только собирается запускать сеть в коммерческую эксплуатацию.
Еще один пример успешной борьбы с экспансией "большой тройки" демонстрирует компания "Уралсвязьинформ". Ее абонентская база почти удвоилась с начала года (рост составил 99% -- до 997 тыс. пользователей), и, по оценкам J'son and Partners, она стала четвертым крупнейшим сотовым оператором в России. Хотя со скорым приходом (до конца 2003 года) "ВымпелКома" в Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области конкуренция в Уральском федеральном округе обострится. Поэтому "Уралсвязьинформу" удастся удерживать лидирующие позиции в регионе лишь в течение следующих полутора-двух лет.
Рассуждая о будущем местных операторов связи, все аналитики сходятся в том, что оно безрадостно.
Олег Шенкер аналитик инвестиционной компании ФИНАМ:
"Аборигены" будут все больше отставать от федералов, обладая меньшими источниками финансирования. Они очень быстро столкнутся с тем, что их сети начинают отставать по уровню покрытия на периферии лицензионных зон. Это приведет к растущему отставанию в притоке новых абонентов. Они все больше должны будут превращаться в "нишевых" операторов. От того, насколько качественно они сумеют определить свою нишу и насколько четко в ней закрепятся, будет зависеть стабильность их доходов. На рост могут рассчитывать далеко не все из них".

Рост абонентской базы с сентября 2002 года по сентябрь 2003 года (%)*

До конца года российский рынок сотовой связи будет окончательно поделен между федеральными операторами "большой тройки". А по числу "мобилизованных" абонентов провинция втрое обгонит столицу.Количество сотовых абонентов в России вплотную приближается к числу людей, имеющих дома стационарный телефон. В настоящий момент чуть более 20% россиян (или 30,8 млн.) являются абонентами сотовой связи (проводных телефонов -- около 33 млн.). Оставшиеся 80%, включая младенцев и старцев, служат потенциальной добычей кого-нибудь из трех федеральных операторов. В деньгах это ежегодный оборот в $4,1 млрд.

Ваш баланс на исходе


Крестовый поход федеральных сотовиков в регионы начался еще два года назад, и уже к середине 2002 года число региональных абонентов впервые превысило число московских.

Оксана Панкратова, консультант аналитической компании J'son & Partners:

"Сегодня региональная (с учетом Питера) абонентская база превышает московскую практически в два раза (20,3 млн. абонентов против 10,5 млн.). Темпы роста региональной абонентской базы в 2003 году также в два раза быстрее, чем в Московской лицензионной зоне -- 86% против 44%. Если дело так пойдет и дальше, число региональных абонентов к концу 2004 года превысит число московских абонентов в три раза".

В настоящий момент расклад сил в регионах таков: "МегаФон" имеет лицензии на все 89 субъектов РФ (реально работает в 40 регионах), у "ВымпелКома" -- 74 лицензионных региона (работает в 47), у МТС -- 73 региона (работает в 56).

В общей сложности операторами "большой тройки" в 2002--2003 годах было совершено приобретений на сумму свыше $600 млн. И лихорадочная скупка продолжается.

Вадим Котиков, аналитик по телекоммуникациям инвестиционной группы "Атон":

"Привлекательность региональных инвестиций -- в их высокой рентабельности. Лучшим подтверждением этого тезиса служит пример "ВымпелКома". Компания, в основном строившая региональные сети с нуля, выйдя на уровень безубыточности в регионах в III квартале прошлого года, во втором квартале нынешнего уже показала рентабельность работы в регионах на уровне 36% -- это сравнимо с показателями европейских операторов".

В общем, если в начале региональных баталий федеральные операторы рассматривали освоение провинций как долгосрочный инвестиционный проект, то спустя всего-то два года оказалось, что деньги уже "на пороге" и надо спешить их взять.

Антон Погребинский, партнер аналитической компании Advanced Communications & Media:

"К концу нынешнего года захват регионального рынка закончится. На следующий год останутся лишь крохи от большого пирога".

Скупай и властвуй!


Основными участниками экспансии были и остаются компании "ВымпелКом" и МТС -- они контролируют 67% регионального рынка.

МТС пока лидирует -- по данным компании J'son & Partners, на начало октября компания занимала 38% рынка России (всего 11 млн. 540 тыс. абонентов, из которых лишь 4 млн. 650 тыс. -- москвичи). Лидерство было обеспечено во многом благодаря тому, что МТС раньше всех начала строить сотовые сети за пределами МКАД (еще в 2001 году). Под контроль компании попали абоненты Сибири, Поволжья и весь Дальний Восток.

Тактика МТС определилась практически сразу же после начала экспансии -- это скупка существующих компаний. Среди наиболее крупных и значимых приобретений компании стоит отметить покупку акций "Примтелефона" (а значит, и лицензию на весь Дальний Восток), приобретение операторов--лидеров Поволжья и Сибири ("ТАИФ-Телком", "СибЧелендж", "Томская сотовая связь").

Помимо скупки на местах МТС применяет и другие, довольно агрессивные методы завоевания рынков. В июне нынешнего года первый заместитель генерального директора "ВымпелКома" Николай Прянишников обратился в Министерство по антимонопольной политике с просьбой разобраться с нерыночными методами конкуренции МТС в Краснодарском крае. Суть претензий сводится к тому, что Кубань GSM (приобретение МТС) завышает стоимость звонков со своих телефонов абонентам "Би Лайна" и "МегаФона" в два раза, вынуждая их тем самым менять тариф и оператора. Карающих санкций пока не последовало.

Тактика МТС вызывает ряд нареканий и с точки зрения рынка. Конечно, покупка конкурентов радикально сказывается на увеличении абонентской базы, но такой путь (вхождение в состав акционеров через покупку крупных пакетов акций) существенно замедляет процесс внедрения новых маркетинговых инициатив -- все решения надо проводить через тугодумный совет директоров каждой из приобретенных компаний.

В общем, расшевелить эту махину довольно сложно -- по набору тарифных планов, различных завлекательных акций региональные филиалы МТС зачастую отстают от столичного. Для примера: в августе 2003 года МТС приобрела 100% красноярского оператора "Сибчелендж", однако смена тарифной сетки ожидается не ранее 2004 года.

Демпинг-контроль


Компания "ВымпелКом" продолжает активно развиваться в регионах не за счет покупки существующих компаний, а путем строительства своих собственных сетей. Сегодня на тарифные планы "Би Лайна" подключены 30% всех "мобилизованных" россиян (9 млн. 260 тыс. абонентов, из которых 5 млн. 60 тыс. -- жители столичного региона).

Лишь в крайних случаях, когда свободных частот в том или ином регионе просто не было, компания покупала местных лидеров (к примеру, оператора "Экстел-Телеком" в Калининграде).

В большинстве же случаев оператор строил сеть с нуля, завоевывая абонента за счет более привлекательных pre-paid (предоплаченных) продуктов типа "Би+". Дело доходило до жесткого демпинга (1 цент за минуту), введения услуги роуминга без гарантийного взноса (раньше для этого надо было заморозить на счете от $50) и прочих убедительных аргументов, которые местным операторам просто не по силам.

Как правило, соблазнив абонентов при помощи аттракциона неслыханной щедрости, оператор прекращает демпинг и выводит на рынок обычные продукты. В Красноярске, например, в 2002 году "ВымпелКом" при вхождении на рынок продавал контракты с бесплатной связью на срок действия этой замечательной акции (две недели). Сейчас там действуют три тарифа: "Прайм", "Классический" и "Би+Тайм". От федеральных аналогов они не отличаются.

Среди успешных ходов компании за 2003 год можно отметить запуск сети в Санкт-Петербурге, выход в лидеры Сибирского укрупненного региона, успешное развитие в Новосибирске и полное подключение всех регионов Центрального региона (у конкурентов здесь все еще есть "дырки" в покрытии), завершившееся открытием сети в Тамбове в октябре 2003 года.

Местные отступают, но не сдаются


Несмотря на превосходящие силы противника, некоторые региональные операторы до сих пор успешно противостоят федералам.

Основное поле региональных битв -- Санкт-Петербург. На конец августа сотовое проникновение в Петербурге и области составляло 48% (3 млн. абонентов) -- второе место после Московской лицензионной зоны (58%).

Конкуренцию, реально начавшуюся после прихода компании МТС в декабре 2001 года (сейчас она занимает 34% рынка, год назад -- 36%), подстегнул выход "ВымпелКома" в апреле нынешнего года (сейчас -- 4% рынка). Компания за считанные месяцы собрала 30% новых подключений -- в два раза больше, чем ожидали аналитики. Без демпинга дело и здесь не обошлось -- новичков подкупил тариф "Би+Хит" ($0,1 за минуту внутри сети плюс бесплатные входящие со всех сотовых сетей Петербурга).

Рассуждая о мобильном будущем Питера, аналитики предрекают, что "МегаФон" сохранит доминирующее положение на тамошнем рынке (разве что его доля упадет с 56% до 50%). Доля МТС будет сравнительно стабильной из-за сильной конкуренции и не очень качественной связи, а "ВымпелКому" достанется 10% рынка. Прочие питерские операторы, занимающие незначительные доли рынка -- "Дельта-Телеком" (4%), For a Cummunications (1,5%), "Петросвязь" (0,5%), -- вряд ли исчезнут с карты Питера, но их удел -- либо несколько постоянных корпоративных клиентов, либо связь нового поколения (см. справку).

Что касается прочих рынков с высоким уровнем конкуренции, то далее в пример можно привести Поволжье. Региональный оператор СМАРТС явно настраивается на длительную оборону -- абонентская база в 974 тыс. человек позволяет компании чувствовать себя спокойно на 16 лицензионных территориях. Но вечно это спокойствие не продлится.

Наиболее активным конкурентом СМАРТС является "ВымпелКом" -- оператор активно вводит новые тарифы и проводит маркетинговые акции. К примеру, недавно прошла акция "Супербартер" под девизом: "Обменяй любую SIM-карту другого GSM-оператора на новую, подключенную к "Би Лайн GSM", и получи $5--10 на счет". Эффект от этой и подобных акций существен -- "Би Лайн--Самара" получила 23% местного рынка примерно за год.

Разбивает сладкую парочку конкурентов "МегаФон" (оператор действует через местную компанию МСС-Поволжье), который пришел одним из первых (45% рынка). Последний охотник за головами самарских абонентов -- МТС -- пока отстает: получив лицензию этой весной, компания еще только собирается запускать сеть в коммерческую эксплуатацию.

Еще один пример успешной борьбы с экспансией "большой тройки" демонстрирует компания "Уралсвязьинформ". Ее абонентская база почти удвоилась с начала года (рост составил 99% -- до 997 тыс. пользователей), и, по оценкам J'son and Partners, она стала четвертым крупнейшим сотовым оператором в России. Хотя со скорым приходом (до конца 2003 года) "ВымпелКома" в Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области конкуренция в Уральском федеральном округе обострится. Поэтому "Уралсвязьинформу" удастся удерживать лидирующие позиции в регионе лишь в течение следующих полутора-двух лет.

Рассуждая о будущем местных операторов связи, все аналитики сходятся в том, что оно безрадостно.

Олег Шенкер аналитик инвестиционной компании ФИНАМ:

"Аборигены" будут все больше отставать от федералов, обладая меньшими источниками финансирования. Они очень быстро столкнутся с тем, что их сети начинают отставать по уровню покрытия на периферии лицензионных зон. Это приведет к растущему отставанию в притоке новых абонентов. Они все больше должны будут превращаться в "нишевых" операторов. От того, насколько качественно они сумеют определить свою нишу и насколько четко в ней закрепятся, будет зависеть стабильность их доходов. На рост могут рассчитывать далеко не все из них".


Рост абонентской базы с сентября 2002 года по сентябрь 2003 года (%)*

МесяцМосковско-ленинградская зонаРегионы

Сентябрь68

Декабрь711

Март714

Июнь917

Сентябрь1120

* По данным J'son & Partners.

Распределение региональной абонентской базы по операторам, сентябрь 2003 (%)*

МТС32

"ВымпелКом"19

"МегаФон"24

Другие25

* По данным J'son & Partners.


* По данным J'son & Partners.

Рост региональной абонентской базы операторов "большой тройки", декабрь 2002 года -- сентябрь 2003 года (%)*

МТС67

"ВымпелКом"125

"МегаФон"60

* По данным J'son & Partners.


* По данным J'son & Partners.


* По данным J'son & Partners.

Распределение абонентской базы по регионам, сентябрь 2003 (%)*

Центр42

Северо-Запад15

Северный Кавказ12

Волга7

Урал11

Сибирь8

Дальний Восток5

* По данным J'son & Partners.


* По данным J'son & Partners.


* По данным J'son & Partners.


* По данным J'son & Partners.

Тарифные планы операторов в регионах*

ГородКалининградТулаВоронежНижний НовгородСамараОмскПермьНовосибирскКрасноярскСанкт-Петербург

Оператор--лидер рынка"Экстел"МТСЗАО "Кодотел"ОАО "Нижегородская сотовая связь"ЗАО "СМАРТС"МТСОАО "Уралсвязьинформ"ЗАО "Новосибирская сотовая связь"ЗАО "Енисейтелеком"ОАО "МегаФон"

Общая информация

Число абонентов150 тыс.110 тыс.40 тыс.295 тыс.1 млн.140 тыс.295 тыс.20 тыс.150 тыс.1,6 млн.

Количество тарифных планов38566527121211

Самый дешевый тарифный план данного оператора

Название"Оптима-Вечер""Оптима-день""150""СИТИ""Лидер""Оптима-День""Капитал""Отличный""Дебют""Триумф.ru"

Авансовый платеж ($)10**10818,18066,951010

Абонентская плата ($)23,595003,50,00053

Стоимость исходящих звонков на "родные" телефоны ($)0.070,110,080,150,0750,11--0,140,07От 0,080,120,1

Стоимость исходящих звонков на городские телефоны ($)0,120,140,080,250,0750,14--0,180,07От 0,08От 0,090,17

Безлимитный тариф оператора (либо любой иной тариф, предназначенный для бизнес-абонентов)

Название"Партнер-Премиум Эксклюзив""Бизнес-250""990""Каскад 960"Корпоративная группа"МТС-VIP эксклюзив""Бизнес+2000""Безлимитный""Триумф+""Люкс"

Авансовый платеж ($)040336034598,517510048

Абонентская плата ($)130330019598,517599252

Стоимость исходящих звонков на "родные" телефоны ($)0.070,1100,060,06700,09000

Стоимость исходящих звонков на городские телефоны($)0,110,1100,060,06700,09000

* По данным "Профиля".


** Цены приведены с учетом НДС.

МАКСИМ БУКИН, НАТАЛИЯ КЕТКОВА, ГАЛИНА САЦЕНКО, ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА, ИРИНА ГУРЬЕВА, ПАВЕЛ АКСЕНОВ.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».