Архивная публикация 2003 года: "Роуминг в Крыжополе"
До конца года российский рынок сотовой связи будет окончательно поделен между федеральными операторами "большой тройки". А по числу "мобилизованных" абонентов провинция втрое обгонит столицу.Количество сотовых абонентов в России вплотную приближается к числу людей, имеющих дома стационарный телефон. В настоящий момент чуть более 20% россиян (или 30,8 млн.) являются абонентами сотовой связи (проводных телефонов -- около 33 млн.). Оставшиеся 80%, включая младенцев и старцев, служат потенциальной добычей кого-нибудь из трех федеральных операторов. В деньгах это ежегодный оборот в $4,1 млрд.
Ваш баланс на исходе
Крестовый поход федеральных сотовиков в регионы начался еще два года назад, и уже к середине 2002 года число региональных абонентов впервые превысило число московских.
Оксана Панкратова, консультант аналитической компании J'son & Partners:
"Сегодня региональная (с учетом Питера) абонентская база превышает московскую практически в два раза (20,3 млн. абонентов против 10,5 млн.). Темпы роста региональной абонентской базы в 2003 году также в два раза быстрее, чем в Московской лицензионной зоне -- 86% против 44%. Если дело так пойдет и дальше, число региональных абонентов к концу 2004 года превысит число московских абонентов в три раза".
В настоящий момент расклад сил в регионах таков: "МегаФон" имеет лицензии на все 89 субъектов РФ (реально работает в 40 регионах), у "ВымпелКома" -- 74 лицензионных региона (работает в 47), у МТС -- 73 региона (работает в 56).
В общей сложности операторами "большой тройки" в 2002--2003 годах было совершено приобретений на сумму свыше $600 млн. И лихорадочная скупка продолжается.
Вадим Котиков, аналитик по телекоммуникациям инвестиционной группы "Атон":
"Привлекательность региональных инвестиций -- в их высокой рентабельности. Лучшим подтверждением этого тезиса служит пример "ВымпелКома". Компания, в основном строившая региональные сети с нуля, выйдя на уровень безубыточности в регионах в III квартале прошлого года, во втором квартале нынешнего уже показала рентабельность работы в регионах на уровне 36% -- это сравнимо с показателями европейских операторов".
В общем, если в начале региональных баталий федеральные операторы рассматривали освоение провинций как долгосрочный инвестиционный проект, то спустя всего-то два года оказалось, что деньги уже "на пороге" и надо спешить их взять.
Антон Погребинский, партнер аналитической компании Advanced Communications & Media:
"К концу нынешнего года захват регионального рынка закончится. На следующий год останутся лишь крохи от большого пирога".
Скупай и властвуй!
Основными участниками экспансии были и остаются компании "ВымпелКом" и МТС -- они контролируют 67% регионального рынка.
МТС пока лидирует -- по данным компании J'son & Partners, на начало октября компания занимала 38% рынка России (всего 11 млн. 540 тыс. абонентов, из которых лишь 4 млн. 650 тыс. -- москвичи). Лидерство было обеспечено во многом благодаря тому, что МТС раньше всех начала строить сотовые сети за пределами МКАД (еще в 2001 году). Под контроль компании попали абоненты Сибири, Поволжья и весь Дальний Восток.
Тактика МТС определилась практически сразу же после начала экспансии -- это скупка существующих компаний. Среди наиболее крупных и значимых приобретений компании стоит отметить покупку акций "Примтелефона" (а значит, и лицензию на весь Дальний Восток), приобретение операторов--лидеров Поволжья и Сибири ("ТАИФ-Телком", "СибЧелендж", "Томская сотовая связь").
Помимо скупки на местах МТС применяет и другие, довольно агрессивные методы завоевания рынков. В июне нынешнего года первый заместитель генерального директора "ВымпелКома" Николай Прянишников обратился в Министерство по антимонопольной политике с просьбой разобраться с нерыночными методами конкуренции МТС в Краснодарском крае. Суть претензий сводится к тому, что Кубань GSM (приобретение МТС) завышает стоимость звонков со своих телефонов абонентам "Би Лайна" и "МегаФона" в два раза, вынуждая их тем самым менять тариф и оператора. Карающих санкций пока не последовало.
Тактика МТС вызывает ряд нареканий и с точки зрения рынка. Конечно, покупка конкурентов радикально сказывается на увеличении абонентской базы, но такой путь (вхождение в состав акционеров через покупку крупных пакетов акций) существенно замедляет процесс внедрения новых маркетинговых инициатив -- все решения надо проводить через тугодумный совет директоров каждой из приобретенных компаний.
В общем, расшевелить эту махину довольно сложно -- по набору тарифных планов, различных завлекательных акций региональные филиалы МТС зачастую отстают от столичного. Для примера: в августе 2003 года МТС приобрела 100% красноярского оператора "Сибчелендж", однако смена тарифной сетки ожидается не ранее 2004 года.
Демпинг-контроль
Компания "ВымпелКом" продолжает активно развиваться в регионах не за счет покупки существующих компаний, а путем строительства своих собственных сетей. Сегодня на тарифные планы "Би Лайна" подключены 30% всех "мобилизованных" россиян (9 млн. 260 тыс. абонентов, из которых 5 млн. 60 тыс. -- жители столичного региона).
Лишь в крайних случаях, когда свободных частот в том или ином регионе просто не было, компания покупала местных лидеров (к примеру, оператора "Экстел-Телеком" в Калининграде).
В большинстве же случаев оператор строил сеть с нуля, завоевывая абонента за счет более привлекательных pre-paid (предоплаченных) продуктов типа "Би+". Дело доходило до жесткого демпинга (1 цент за минуту), введения услуги роуминга без гарантийного взноса (раньше для этого надо было заморозить на счете от $50) и прочих убедительных аргументов, которые местным операторам просто не по силам.
Как правило, соблазнив абонентов при помощи аттракциона неслыханной щедрости, оператор прекращает демпинг и выводит на рынок обычные продукты. В Красноярске, например, в 2002 году "ВымпелКом" при вхождении на рынок продавал контракты с бесплатной связью на срок действия этой замечательной акции (две недели). Сейчас там действуют три тарифа: "Прайм", "Классический" и "Би+Тайм". От федеральных аналогов они не отличаются.
Среди успешных ходов компании за 2003 год можно отметить запуск сети в Санкт-Петербурге, выход в лидеры Сибирского укрупненного региона, успешное развитие в Новосибирске и полное подключение всех регионов Центрального региона (у конкурентов здесь все еще есть "дырки" в покрытии), завершившееся открытием сети в Тамбове в октябре 2003 года.
Местные отступают, но не сдаются
Несмотря на превосходящие силы противника, некоторые региональные операторы до сих пор успешно противостоят федералам.
Основное поле региональных битв -- Санкт-Петербург. На конец августа сотовое проникновение в Петербурге и области составляло 48% (3 млн. абонентов) -- второе место после Московской лицензионной зоны (58%).
Конкуренцию, реально начавшуюся после прихода компании МТС в декабре 2001 года (сейчас она занимает 34% рынка, год назад -- 36%), подстегнул выход "ВымпелКома" в апреле нынешнего года (сейчас -- 4% рынка). Компания за считанные месяцы собрала 30% новых подключений -- в два раза больше, чем ожидали аналитики. Без демпинга дело и здесь не обошлось -- новичков подкупил тариф "Би+Хит" ($0,1 за минуту внутри сети плюс бесплатные входящие со всех сотовых сетей Петербурга).
Рассуждая о мобильном будущем Питера, аналитики предрекают, что "МегаФон" сохранит доминирующее положение на тамошнем рынке (разве что его доля упадет с 56% до 50%). Доля МТС будет сравнительно стабильной из-за сильной конкуренции и не очень качественной связи, а "ВымпелКому" достанется 10% рынка. Прочие питерские операторы, занимающие незначительные доли рынка -- "Дельта-Телеком" (4%), For a Cummunications (1,5%), "Петросвязь" (0,5%), -- вряд ли исчезнут с карты Питера, но их удел -- либо несколько постоянных корпоративных клиентов, либо связь нового поколения (см. справку).
Что касается прочих рынков с высоким уровнем конкуренции, то далее в пример можно привести Поволжье. Региональный оператор СМАРТС явно настраивается на длительную оборону -- абонентская база в 974 тыс. человек позволяет компании чувствовать себя спокойно на 16 лицензионных территориях. Но вечно это спокойствие не продлится.
Наиболее активным конкурентом СМАРТС является "ВымпелКом" -- оператор активно вводит новые тарифы и проводит маркетинговые акции. К примеру, недавно прошла акция "Супербартер" под девизом: "Обменяй любую SIM-карту другого GSM-оператора на новую, подключенную к "Би Лайн GSM", и получи $5--10 на счет". Эффект от этой и подобных акций существен -- "Би Лайн--Самара" получила 23% местного рынка примерно за год.
Разбивает сладкую парочку конкурентов "МегаФон" (оператор действует через местную компанию МСС-Поволжье), который пришел одним из первых (45% рынка). Последний охотник за головами самарских абонентов -- МТС -- пока отстает: получив лицензию этой весной, компания еще только собирается запускать сеть в коммерческую эксплуатацию.
Еще один пример успешной борьбы с экспансией "большой тройки" демонстрирует компания "Уралсвязьинформ". Ее абонентская база почти удвоилась с начала года (рост составил 99% -- до 997 тыс. пользователей), и, по оценкам J'son and Partners, она стала четвертым крупнейшим сотовым оператором в России. Хотя со скорым приходом (до конца 2003 года) "ВымпелКома" в Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области конкуренция в Уральском федеральном округе обострится. Поэтому "Уралсвязьинформу" удастся удерживать лидирующие позиции в регионе лишь в течение следующих полутора-двух лет.
Рассуждая о будущем местных операторов связи, все аналитики сходятся в том, что оно безрадостно.
Олег Шенкер аналитик инвестиционной компании ФИНАМ:
"Аборигены" будут все больше отставать от федералов, обладая меньшими источниками финансирования. Они очень быстро столкнутся с тем, что их сети начинают отставать по уровню покрытия на периферии лицензионных зон. Это приведет к растущему отставанию в притоке новых абонентов. Они все больше должны будут превращаться в "нишевых" операторов. От того, насколько качественно они сумеют определить свою нишу и насколько четко в ней закрепятся, будет зависеть стабильность их доходов. На рост могут рассчитывать далеко не все из них".
Рост абонентской базы с сентября 2002 года по сентябрь 2003 года (%)*
До конца года российский рынок сотовой связи будет окончательно поделен между федеральными операторами "большой тройки". А по числу "мобилизованных" абонентов провинция втрое обгонит столицу.Количество сотовых абонентов в России вплотную приближается к числу людей, имеющих дома стационарный телефон. В настоящий момент чуть более 20% россиян (или 30,8 млн.) являются абонентами сотовой связи (проводных телефонов -- около 33 млн.). Оставшиеся 80%, включая младенцев и старцев, служат потенциальной добычей кого-нибудь из трех федеральных операторов. В деньгах это ежегодный оборот в $4,1 млрд.
Ваш баланс на исходе
Крестовый поход федеральных сотовиков в регионы начался еще два года назад, и уже к середине 2002 года число региональных абонентов впервые превысило число московских.
Оксана Панкратова, консультант аналитической компании J'son & Partners:
"Сегодня региональная (с учетом Питера) абонентская база превышает московскую практически в два раза (20,3 млн. абонентов против 10,5 млн.). Темпы роста региональной абонентской базы в 2003 году также в два раза быстрее, чем в Московской лицензионной зоне -- 86% против 44%. Если дело так пойдет и дальше, число региональных абонентов к концу 2004 года превысит число московских абонентов в три раза".
В настоящий момент расклад сил в регионах таков: "МегаФон" имеет лицензии на все 89 субъектов РФ (реально работает в 40 регионах), у "ВымпелКома" -- 74 лицензионных региона (работает в 47), у МТС -- 73 региона (работает в 56).
В общей сложности операторами "большой тройки" в 2002--2003 годах было совершено приобретений на сумму свыше $600 млн. И лихорадочная скупка продолжается.
Вадим Котиков, аналитик по телекоммуникациям инвестиционной группы "Атон":
"Привлекательность региональных инвестиций -- в их высокой рентабельности. Лучшим подтверждением этого тезиса служит пример "ВымпелКома". Компания, в основном строившая региональные сети с нуля, выйдя на уровень безубыточности в регионах в III квартале прошлого года, во втором квартале нынешнего уже показала рентабельность работы в регионах на уровне 36% -- это сравнимо с показателями европейских операторов".
В общем, если в начале региональных баталий федеральные операторы рассматривали освоение провинций как долгосрочный инвестиционный проект, то спустя всего-то два года оказалось, что деньги уже "на пороге" и надо спешить их взять.
Антон Погребинский, партнер аналитической компании Advanced Communications & Media:
"К концу нынешнего года захват регионального рынка закончится. На следующий год останутся лишь крохи от большого пирога".
Скупай и властвуй!
Основными участниками экспансии были и остаются компании "ВымпелКом" и МТС -- они контролируют 67% регионального рынка.
МТС пока лидирует -- по данным компании J'son & Partners, на начало октября компания занимала 38% рынка России (всего 11 млн. 540 тыс. абонентов, из которых лишь 4 млн. 650 тыс. -- москвичи). Лидерство было обеспечено во многом благодаря тому, что МТС раньше всех начала строить сотовые сети за пределами МКАД (еще в 2001 году). Под контроль компании попали абоненты Сибири, Поволжья и весь Дальний Восток.
Тактика МТС определилась практически сразу же после начала экспансии -- это скупка существующих компаний. Среди наиболее крупных и значимых приобретений компании стоит отметить покупку акций "Примтелефона" (а значит, и лицензию на весь Дальний Восток), приобретение операторов--лидеров Поволжья и Сибири ("ТАИФ-Телком", "СибЧелендж", "Томская сотовая связь").
Помимо скупки на местах МТС применяет и другие, довольно агрессивные методы завоевания рынков. В июне нынешнего года первый заместитель генерального директора "ВымпелКома" Николай Прянишников обратился в Министерство по антимонопольной политике с просьбой разобраться с нерыночными методами конкуренции МТС в Краснодарском крае. Суть претензий сводится к тому, что Кубань GSM (приобретение МТС) завышает стоимость звонков со своих телефонов абонентам "Би Лайна" и "МегаФона" в два раза, вынуждая их тем самым менять тариф и оператора. Карающих санкций пока не последовало.
Тактика МТС вызывает ряд нареканий и с точки зрения рынка. Конечно, покупка конкурентов радикально сказывается на увеличении абонентской базы, но такой путь (вхождение в состав акционеров через покупку крупных пакетов акций) существенно замедляет процесс внедрения новых маркетинговых инициатив -- все решения надо проводить через тугодумный совет директоров каждой из приобретенных компаний.
В общем, расшевелить эту махину довольно сложно -- по набору тарифных планов, различных завлекательных акций региональные филиалы МТС зачастую отстают от столичного. Для примера: в августе 2003 года МТС приобрела 100% красноярского оператора "Сибчелендж", однако смена тарифной сетки ожидается не ранее 2004 года.
Демпинг-контроль
Компания "ВымпелКом" продолжает активно развиваться в регионах не за счет покупки существующих компаний, а путем строительства своих собственных сетей. Сегодня на тарифные планы "Би Лайна" подключены 30% всех "мобилизованных" россиян (9 млн. 260 тыс. абонентов, из которых 5 млн. 60 тыс. -- жители столичного региона).
Лишь в крайних случаях, когда свободных частот в том или ином регионе просто не было, компания покупала местных лидеров (к примеру, оператора "Экстел-Телеком" в Калининграде).
В большинстве же случаев оператор строил сеть с нуля, завоевывая абонента за счет более привлекательных pre-paid (предоплаченных) продуктов типа "Би+". Дело доходило до жесткого демпинга (1 цент за минуту), введения услуги роуминга без гарантийного взноса (раньше для этого надо было заморозить на счете от $50) и прочих убедительных аргументов, которые местным операторам просто не по силам.
Как правило, соблазнив абонентов при помощи аттракциона неслыханной щедрости, оператор прекращает демпинг и выводит на рынок обычные продукты. В Красноярске, например, в 2002 году "ВымпелКом" при вхождении на рынок продавал контракты с бесплатной связью на срок действия этой замечательной акции (две недели). Сейчас там действуют три тарифа: "Прайм", "Классический" и "Би+Тайм". От федеральных аналогов они не отличаются.
Среди успешных ходов компании за 2003 год можно отметить запуск сети в Санкт-Петербурге, выход в лидеры Сибирского укрупненного региона, успешное развитие в Новосибирске и полное подключение всех регионов Центрального региона (у конкурентов здесь все еще есть "дырки" в покрытии), завершившееся открытием сети в Тамбове в октябре 2003 года.
Местные отступают, но не сдаются
Несмотря на превосходящие силы противника, некоторые региональные операторы до сих пор успешно противостоят федералам.
Основное поле региональных битв -- Санкт-Петербург. На конец августа сотовое проникновение в Петербурге и области составляло 48% (3 млн. абонентов) -- второе место после Московской лицензионной зоны (58%).
Конкуренцию, реально начавшуюся после прихода компании МТС в декабре 2001 года (сейчас она занимает 34% рынка, год назад -- 36%), подстегнул выход "ВымпелКома" в апреле нынешнего года (сейчас -- 4% рынка). Компания за считанные месяцы собрала 30% новых подключений -- в два раза больше, чем ожидали аналитики. Без демпинга дело и здесь не обошлось -- новичков подкупил тариф "Би+Хит" ($0,1 за минуту внутри сети плюс бесплатные входящие со всех сотовых сетей Петербурга).
Рассуждая о мобильном будущем Питера, аналитики предрекают, что "МегаФон" сохранит доминирующее положение на тамошнем рынке (разве что его доля упадет с 56% до 50%). Доля МТС будет сравнительно стабильной из-за сильной конкуренции и не очень качественной связи, а "ВымпелКому" достанется 10% рынка. Прочие питерские операторы, занимающие незначительные доли рынка -- "Дельта-Телеком" (4%), For a Cummunications (1,5%), "Петросвязь" (0,5%), -- вряд ли исчезнут с карты Питера, но их удел -- либо несколько постоянных корпоративных клиентов, либо связь нового поколения (см. справку).
Что касается прочих рынков с высоким уровнем конкуренции, то далее в пример можно привести Поволжье. Региональный оператор СМАРТС явно настраивается на длительную оборону -- абонентская база в 974 тыс. человек позволяет компании чувствовать себя спокойно на 16 лицензионных территориях. Но вечно это спокойствие не продлится.
Наиболее активным конкурентом СМАРТС является "ВымпелКом" -- оператор активно вводит новые тарифы и проводит маркетинговые акции. К примеру, недавно прошла акция "Супербартер" под девизом: "Обменяй любую SIM-карту другого GSM-оператора на новую, подключенную к "Би Лайн GSM", и получи $5--10 на счет". Эффект от этой и подобных акций существен -- "Би Лайн--Самара" получила 23% местного рынка примерно за год.
Разбивает сладкую парочку конкурентов "МегаФон" (оператор действует через местную компанию МСС-Поволжье), который пришел одним из первых (45% рынка). Последний охотник за головами самарских абонентов -- МТС -- пока отстает: получив лицензию этой весной, компания еще только собирается запускать сеть в коммерческую эксплуатацию.
Еще один пример успешной борьбы с экспансией "большой тройки" демонстрирует компания "Уралсвязьинформ". Ее абонентская база почти удвоилась с начала года (рост составил 99% -- до 997 тыс. пользователей), и, по оценкам J'son and Partners, она стала четвертым крупнейшим сотовым оператором в России. Хотя со скорым приходом (до конца 2003 года) "ВымпелКома" в Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области конкуренция в Уральском федеральном округе обострится. Поэтому "Уралсвязьинформу" удастся удерживать лидирующие позиции в регионе лишь в течение следующих полутора-двух лет.
Рассуждая о будущем местных операторов связи, все аналитики сходятся в том, что оно безрадостно.
Олег Шенкер аналитик инвестиционной компании ФИНАМ:
"Аборигены" будут все больше отставать от федералов, обладая меньшими источниками финансирования. Они очень быстро столкнутся с тем, что их сети начинают отставать по уровню покрытия на периферии лицензионных зон. Это приведет к растущему отставанию в притоке новых абонентов. Они все больше должны будут превращаться в "нишевых" операторов. От того, насколько качественно они сумеют определить свою нишу и насколько четко в ней закрепятся, будет зависеть стабильность их доходов. На рост могут рассчитывать далеко не все из них".
Рост абонентской базы с сентября 2002 года по сентябрь 2003 года (%)*
Месяц | Московско-ленинградская зона | Регионы |
---|---|---|
Сентябрь | 6 | 8 |
Декабрь | 7 | 11 |
Март | 7 | 14 |
Июнь | 9 | 17 |
Сентябрь | 11 | 20 |
* По данным J'son & Partners.
Распределение региональной абонентской базы по операторам, сентябрь 2003 (%)*
МТС | 32 |
"ВымпелКом" | 19 |
"МегаФон" | 24 |
Другие | 25 |
* По данным J'son & Partners.
* По данным J'son & Partners.
Рост региональной абонентской базы операторов "большой тройки", декабрь 2002 года -- сентябрь 2003 года (%)*
МТС | 67 |
"ВымпелКом" | 125 |
"МегаФон" | 60 |
* По данным J'son & Partners.
* По данным J'son & Partners.
* По данным J'son & Partners.
Распределение абонентской базы по регионам, сентябрь 2003 (%)*
Центр | 42 |
Северо-Запад | 15 |
Северный Кавказ | 12 |
Волга | 7 |
Урал | 11 |
Сибирь | 8 |
Дальний Восток | 5 |
* По данным J'son & Partners.
* По данным J'son & Partners.
* По данным J'son & Partners.
* По данным J'son & Partners.
Тарифные планы операторов в регионах*
Город | Калининград | Тула | Воронеж | Нижний Новгород | Самара | Омск | Пермь | Новосибирск | Красноярск | Санкт-Петербург |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Оператор--лидер рынка | "Экстел" | МТС | ЗАО "Кодотел" | ОАО "Нижегородская сотовая связь" | ЗАО "СМАРТС" | МТС | ОАО "Уралсвязьинформ" | ЗАО "Новосибирская сотовая связь" | ЗАО "Енисейтелеком" | ОАО "МегаФон" |
Общая информация | ||||||||||
Число абонентов | 150 тыс. | 110 тыс. | 40 тыс. | 295 тыс. | 1 млн. | 140 тыс. | 295 тыс. | 20 тыс. | 150 тыс. | 1,6 млн. |
Количество тарифных планов | 3 | 8 | 5 | 6 | 6 | 5 | 27 | 12 | 12 | 11 |
Самый дешевый тарифный план данного оператора | ||||||||||
Название | "Оптима-Вечер" | "Оптима-день" | "150" | "СИТИ" | "Лидер" | "Оптима-День" | "Капитал" | "Отличный" | "Дебют" | "Триумф.ru" |
Авансовый платеж ($) | 10** | 10 | 81 | 8,18 | 0 | 6 | 6,9 | 5 | 10 | 10 |
Абонентская плата ($) | 2 | 3,59 | 5 | 0 | 0 | 3,5 | 0,00 | 0 | 5 | 3 |
Стоимость исходящих звонков на "родные" телефоны ($) | 0.07 | 0,11 | 0,08 | 0,15 | 0,075 | 0,11--0,14 | 0,07 | От 0,08 | 0,12 | 0,1 |
Стоимость исходящих звонков на городские телефоны ($) | 0,12 | 0,14 | 0,08 | 0,25 | 0,075 | 0,14--0,18 | 0,07 | От 0,08 | От 0,09 | 0,17 |
Безлимитный тариф оператора (либо любой иной тариф, предназначенный для бизнес-абонентов) | ||||||||||
Название | "Партнер-Премиум Эксклюзив" | "Бизнес-250" | "990" | "Каскад 960" | Корпоративная группа | "МТС-VIP эксклюзив" | "Бизнес+2000" | "Безлимитный" | "Триумф+" | "Люкс" |
Авансовый платеж ($) | 0 | 40 | 33 | 60 | 3 | 45 | 98,5 | 175 | 100 | 48 |
Абонентская плата ($) | 1 | 30 | 33 | 0 | 0 | 195 | 98,5 | 175 | 99 | 252 |
Стоимость исходящих звонков на "родные" телефоны ($) | 0.07 | 0,11 | 0 | 0,06 | 0,067 | 0 | 0,09 | 0 | 0 | 0 |
Стоимость исходящих звонков на городские телефоны($) | 0,11 | 0,11 | 0 | 0,06 | 0,067 | 0 | 0,09 | 0 | 0 | 0 |
* По данным "Профиля".
** Цены приведены с учетом НДС.
МАКСИМ БУКИН, НАТАЛИЯ КЕТКОВА, ГАЛИНА САЦЕНКО, ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА, ИРИНА ГУРЬЕВА, ПАВЕЛ АКСЕНОВ.
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».