Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Роялти в кустах"

Нужны ли России СРП и как скажется на инвестициях принятие новой версии закона?Сергей Иваненко, председатель комиссии Госдумы по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции, депутат Госдумы: «Практика работы по схеме СРП широко распространена во всем мире. Она применяется прежде всего для того, чтобы обеспечить стратегическому инвестору гарантии постоянных условий налогообложения и оградить его от изменений в законодательстве страны, где этот инвестор работает. Ведь большинство проектов по разработке сырьевых ресурсов требуют огромных вложений. Это, как правило, миллиарды и десятки миллиардов долларов. Понятно, что ни у одной даже самой крупной западной компании свободных средств в таких объемах нет и быть не может. Поэтому проекты реализуются за счет заемных денег. А кредиторам — крупным банкам, пенсионным фондам и т.п. — нужны четкие гарантии.
Ныне существующие в России проекты работают на основании закона об СРП, принятого в 1996 году. В соответствии с ним инвестор платит всего четыре налога: роялти (за пользование недрами), социальный налог, налог на прибыль (по действующим ставкам) и НДС (по нулевой ставке). По идее нормы этого закона должны быть закреплены в новом Налоговом кодексе. Думой был подготовлен проект соответствующей главы НК, который эти нормы и должен был закрепить. Однако менее чем через месяц мы получили правительственный вариант главы НК, где инвестор, работающий в рамках СРП, должен кроме указанных четырех налогов платить еще двадцать. То есть фактически его приравнивают к любому другому юрлицу, работающему в стране.
Аргументы правительства сводятся к тому, что на самом деле все эти двадцать налогов невелики и их доля в общих выплатах несущественна. Это действительно так. Однако проблема в том, что, ставя инвестора в равные условия со всеми остальными, правительство убивает саму идею СРП. Ведь дело в конечном итоге не в физическом размере налогов, а в гарантиях стабильности налоговой системы. Наверное, схема СРП не имеет смысла для инвестора, работающего, например, в Канаде. Просто потому, что там налоговая система не меняется уже свыше десяти лет и нет оснований полагать, что будет меняться в ближайшее время. У нас налоги корректируются каждый год. И у инвестора нет уверенности, что нынешние небольшие налоги завтра не станут неподъемными.
В России огромное количество природных ресурсов, которые потенциально интересны западным инвесторам. Ныне работающие соглашения уже приносят в бюджет около $40 млн. в год. Это немного. Однако, по оценкам специалистов, программы СРП в ближайшие десять лет могли бы принести стране до $20 млрд. Если будет принят правительственный вариант налогообложения СРП, можно с уверенностью констатировать, что инвестиции в страну не придут. Более того, будут свернуты и существующие проекты».

Михаил Клубничкин, партнер PricewaterhouseCoopers: «Давайте вспомним, что законодательство об СРП начали писать в 1992 году, когда законодательной системы практически не было и СРП рассматривали как самый быстрый инструмент привлечения инвестиций в нефтегазовую отрасль. Принцип понятен: в условиях нестабильной налоговой, правовой, политической и т.п. системы обеспечить инвестору максимум гарантий. Фактически дать ему возможность напрямую заключать договор с государством и не привязывать его к нестабильной налоговой системе.
Тогда, в начале 90-х, у нас был шанс быстро стать объектом крупных инвестиций. В те годы Россия только открылась и интересовала инвесторов в том числе по политическим соображениям — новый рынок, новые возможности и т.п. Между прочим, наши соседи по СНГ — Азербайджан, Казахстан — такую возможность использовали. Они довольно быстро создали необходимые условия и получили серьезные деньги.
Мы же момент упустили. Закон писали несколько лет. За это время ситуация здорово изменилась. В частности, потому, что появились новые сферы вложения капиталов. В Анголе обнаружили большие запасы нефти, открылся ряд месторождений в Мексике и т.п. То есть теперь нам нужно конкурировать за инвестиции. Кроме того, интерес к России в целом упал. Последнее время, правда, он имеет тенденцию к росту в связи с увеличением, по мнению иностранцев, политической стабильности. Но все равно, это уже не начало 90-х.
Сейчас, к счастью, началась налоговая реформа, в рамках которой пытаются привести в состояние вменяемости налоговый режим вообще. С этой точки зрения актуальность СРП несколько падает. Если налоговый режим в целом будет приемлемым, то, наверное, и СРП будут не нужны.
Однако есть одно большое «но». Инвестор начнет воспринимать даже самый благоприятный налоговый режим лет через пять-десять. Это минимальный срок, который потребуется для того, чтобы иностранцы поверили в стабильность новой налоговой системы. Именно поэтому вне зависимости от налогового режима актуальность СРП не пропадает и сейчас. СРП — это договор инвестора с государством. Налоговое законодательство, особенно в России, может в любой момент измениться.
Короче говоря, если правительство не хочет СРП, так надо прямо и сказать. Тогда, по крайней мере, все будет понятно, и масса нормальных людей не будет тратить время на никому не нужные бумажки».

Олег Кошиков, руководитель департамента Минэкономразвития РФ по подготовке и реализации СРП: «Существуют два варианта главы Налогового кодекса, касающейся налогообложения СРП. Один — депутатский — уже получил отрицательное заключение правительства. Мы считаем, что оно обоснованно. Законопроект довольно сырой, ряд его положений не соответствуют первой части Налогового кодекса (в частности, принцип освобождения от налогов, прописанный в законе об СРП 1996 года, не соответствует принципам 1-й главы НК, где такой нормы нет.— «Профиль»).
Есть и ряд других претензий. Например, в депутатском варианте имеется глава о правах инвестора. Это набор пожеланий инвесторов, причем оформленный в юридическом смысле крайне неумело. В нем фактически написано, что у инвестора должны быть все возможные и невозможные гарантии, а у государства никаких гарантий и прав нет. Например, если инвестор вдруг посчитает, что у него несправедливо взяли какое-то количество налогов, он может по собственному усмотрению решать, будет он платить налоги по-старому, то есть без учета изменений в налоговом законодательстве, или компенсировать это, опять же по своему усмотрению, за счет прибыльной продукции или за счет роялти — даже до решения суда. А государство должно в таком случае обжаловать подобное решение инвестора в суде. Это, мягко говоря, не совсем юридически правильно и не соответствует принципам налогового законодательства.
К тому же этот вариант, помимо прочего, предусматривает, что споры по налоговым вопросам будут урегулироваться СРП, то есть обычным гражданским договором.
Написание главы Налогового кодекса, особенно касающейся такой сложной и специальной проблемы, как СРП, требует привлечения большого числа специалистов. Причем не только налоговиков, но и профессионалов в области нефтяного бизнеса, геологов, экономистов, юристов и т.п. К сожалению, государство сейчас не обладает в полном объеме необходимыми ресурсами и для решения задачи нужно объединить усилия всех ключевых профессионалов в этих областях. Они есть в компаниях.
Поэтому мы решили создать экспертный совет по доработке закона. В него войдут ряд международных организаций, представители министерств, представители заинтересованных территорий (тех, где уже работают программы СРП или которые потенциально привлекательны для таких проектов), а также представители всех российских и крупнейших мировых нефтяных компаний. В рамках совета мы собираемся скорректировать законопроект и найти баланс между интересами государства и инвестора.
Герман Греф, который будет возглавлять совет, пообещал инвесторам, что налоговый режим ухудшаться не будет, а правила игры станут понятными и прозрачными. При этом очевидно, что гарантии инвесторам должны быть сбалансированы с интересами государства и бюджета. Новый вариант Налогового кодекса должен соответствовать международным стандартам и международной практике налогообложения СРП. Для этого государство ведет переговоры о привлечении ведущего международного консультанта — компании KPMG, которая способна задействовать свои офисы, расположенные в Индонезии, Малайзии и других регионах, где развит режим СРП».

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK